12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Лариса Ивановна49
С каждым годом всё больше убеждаюсь в правильности своего выбора. Горжусь своей работой и люблю её. И снова в позолоте тополя, А школа – как корабль у причала, Где ждут учеников учителя, Чтоб новой жизни положить начало. На свете нет богаче и щедрей, чем
Россия, Саратовская обл., Энгельс
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

VII Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс

«На волжских просторах»



Номинация «Этнография»

Тема исследовательского проекта:

«Мы – представители народов Поволжья»

Вид проекта: исследовательский, долгосрочный, групповой.

Авторы проекта:

учащиеся 3 «В» класса

Муниципального общеобразовательного

учреждения г. Энгельса

Баранов Алексей Александрович,

Частова Варвара Алексеевна,

Маслякова Светлана Васильевна,

Пилипенко Анастасия Артуровна,

Руководитель проекта - Макарова Лариса Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 21» г. Энгельса,

адрес: ул.Гагарина, д. 17б.,

телефон 8-961-650-74-37.

2020 год.





Оглавление:

Введение ………………………………….стр. 2

Актуальность проекта………….стр. 2

Проблема, идея проекта………..стр. 2

Цели и задачи исследования……стр. 3

Этапы проекта и промежуточные результаты…стр. 4

2.1 Организационный этап……….стр. 4

2.2 Теоретический этап……………стр. 5

2.2.1 Русские – народ Поволжья…..стр. 5

2.2.2 Мордва на Волге…………стр. 6

2.2.3 Марийский народ – народ Поволжья…стр. 7

2.2.4 Татары – народы Поволжья…………..стр. 9

2.2.5 Немцы Поволжья…………………….стр.10

2.2.6 Украинцы на Волге………………….стр. 10

2.2.7 Белорусы – народ Поволжья……….стр. 12

2.2.8 Дружба и сплоченность народов Поволжья….стр.13

2.2.9.Практический этап………………стр. 15

3. Заключение…………………………………стр16

3.1 Результаты работы……………………стр. 16

3.2.Рефлексия проектной деятельности…..стр. 17

4.Список литературы, электронные адреса сайтов…стр. 18



5. Приложения…………………………………..стр. 19









1.Введение

Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье, наш любимый город Энгельс.

«Поволжский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки и поля,
Холмы, леса и горы.
Народы, как одна семья,
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны,
И мы живем прекрасно!»

Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.


Актуальность проекта

Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей. Здесь живут русские, татары, марийцы, мордовцы, украинцы и много-много различных национальностей. Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны.



Проблема, идея проекта

В прошлом году наш класс принимал участие в фестивале "Небо общее на всех", на котором представители разных стран смешались в «Хороводе Дружбы». Участники фестиваля познакомили с особенностями своих стран, продемонстрировали национальные блюда, показали номера художественной самодеятельности. Именно после такого большого мероприятия нам захотелось побольше узнать национальные особенности народов, которых сплотила наша самая крупная река - матушка - Волга. Да ведь и в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на одном языке, читают одни и те же книги, вместе играют, похоже одеваются.

Гипотеза:

Нужно знать традиции и обычаи не только своего народа, но и всех народов, населяющих нашу необъятную Родину. И тогда нам с вами будет легче понимать друг друга и не оскорблять чувства собственного достоинства людей других национальностей.

Цели и задачи исследования

Цель: Познакомиться с народами Поволжья.

Задачи: 1. Узнать о быте и обычаях основных народов Поволжья.

В этом году 75 лет со дня Великой Победы и мы захотели узнать о лучших представителях народов Поволжья, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту нашей Родины и стали героями.

Исследовать национальный состав класса.

1.4 Вид проекта: исследовательский, долгосрочный, групповой.

Методы исследования:

сбор и обработка информации по литературным источникам;

наблюдение

опрос

анализ результатов


2.Этапы проекта и промежуточные результаты



Организационный этап

Начиная работу над проектом, мы задали себе следующие вопросы:

Почему территорию, на которой мы проживаем, называют Поволжьем?

Где она расположена?

Люди каких национальностей здесь проживают?

Что есть общего у этих народов?

А кто является коренным народом Поволжья?

Все ли народы Поволжья встали на защиту нашей страны в годы Великой Отечественной войны?

Помочь ответить на эти вопросы нам помогла поездка в этнографический музей города Саратова и краеведческий музей города Энгельса. Проанализировав всю собранную информацию, мы узнали, что Поволжьем называют территорию, расположенную вдоль реки Волги, что Поволжье вошло в состав Московского государства в середине 14 века. Несколько веков проводилось заселение и освоение этих территорий. Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря.(Приложение 1)

Вначале сюда разрешили переселиться калмыкам (позже казахам), затем началась раздача земель русским дворянам, состоявшим на военной службе. В XVIII-XIX вв. появились немецкие, польские и эстонские колонии.

В настоящее время в Поволжье проживают разные народы - более 15 национальностей.

Мы решили ближе познакомиться с некоторыми особенностями национальной культуры народа Поволжья.

И сегодня мы расскажем вам о национальных костюмах, кухне и праздниках некоторых народов Поволжья, о лучших представителях народов Поволжья, которые в годы Великой Отечественной войны встали на защиту нашей Родины и стали героями.



Теоретический этап



Русские – народ Поволжья

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть - это 70% его населения прежде и теперь. С приходом русских в Поволжье стали строиться новые города, развивались ремёсла, торговля. Жилища в старину ставили из лесных срубов. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой.

Основным занятием русских Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, овес, пшеницу, горох. Второй отраслью сельского хозяйства было животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, коз и домашнюю птицу.

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха, которую носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. Верхней одеждой был кафтан. Основой женского русского костюма была длинная рубаха-сарафан и передник, который в Поволжье называли запоном. На Руси рубаху украшали вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женский головной убор - кокошник. Сапоги шили из цветной кожи, бархата часто украшали вышивкой. Повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки.

Каша - одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Один из любимых праздников русского народа - это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце. На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу, тем самым, прощаться с зимой. На таком мероприятии краеведческого музея нашего города мы со своим классным руководителем побывали 1 марта. На Масленице побывали и как праздновали ее в старину, узнали. Теперь мы точно знаем, что традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение. (Приложение 2)

В нашем классе большинство представителей русской национальности.

Мордва на Волге


Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Представители этой национальности были стройны, красивы и храбры.

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских. Основой являлась рубаха. Женский костюм был сложный и состоял из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов. Женский головной убор - Панго. Головным убором мужчин были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. Мордва носила остроносые кожаные сапоги со сборками, повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, толстые манные блины, пироги с различной начинкой.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались приуроченным к ним кушаньям. На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.(Приложение 3)

Марийский народ – народ Поволжья

Существует версия, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана в начале первого тысячелетия новой эры. С древности марийский народ занимался пасечным пчеловодством, которое распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Марийцы очень честные, мудрые, благородные люди. Высшим правилом у марийцев является уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитайте, младших – жалейте» - говорит марийская народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему.

Мужские и женские костюмы были схожими по комплектации, однако женский костюм украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее мужчины надевали просторные штаны, сверху кафтан. Женский костюм дополняли расшитым узорами передником. Обязательный элемент костюма – пояс. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.

Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах.

Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание.

У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд: Команмелна – многослойные блины, подкоголи – пельмени, туара – сырники.

Главный праздник марийцев – праздник Угинде. Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника— поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Татары – народы Поволжья

Почётными представителями народов Поволжья являются татары.

В 1224 году пришли они на Волгу. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством, пчеловодством. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.

Традиционный татарский костюм состоял из рубахи, штанов с широким шагом, бархатного камзола. Головным убором у мужчин является тюбетейка, а у женщин маленькая шапочка калфак и платок.

Главный татарский праздник в честь окончания сева яровых - Сабантуй, который не имел точной календарной даты, а праздновался в зависимости от готовности земли к севу. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Во время праздника устраиваются спортивные состязания.

Благодаря тому, что издревле татарский народ славился еще и самыми трудолюбивыми пчеловодами, не могла не появиться оригинальная медовая сладость татар – печенье «Чак - чак». По легенде его подавали на свадьбах и желали молодым, чтобы отношения их были столь крепкими, как кусочки в единой массе приклеенные друг другу, и чтоб они имели столько детей, сколько приклеится к новому лакомству горошин. (Приложение 5)

В нашем классе есть представитель татарской национальности: Назырова Ляйсян.

Немцы Поволжья

В XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья. Немцы занимались выращиванием картофеля, овса, ржи, льна.

Жилище немцев – изба «пятистенка». Внутри три комнаты: кухня, большая комната и кухня. Гордостью хозяйки считалась кровать со множеством подушек, которая украшалась красивой занавеской.

Традиционный немецкий костюм мужчины состоял из холщовых брюк и рубахи с прямым воротом, поверх нее надевали жилет. Женский наряд состоял из жесткого корсета, очень пышной юбки ниже колен, передника, чепца и туфель с разными пряжками. Зимой и женщины и мужчины надевали полушубки и валенки.

Главным зимним праздником является Рождество. Подготовка к Рождеству начинается заранее. В доме ставится елка. В рождественский вечер вся семья садится за стол. Традиционным для ужина является набор из 7-9 блюд. Предпочтение отдается блюдам, несущим в себе зародыш жизни: яйцам, бобом, гороху. Также готовят куриную суп-лапшу, мясо с тушеной капустой, штрудель. Все это, по поверью, дает здоровье на весь год. (Приложение 6)

В нашем классе есть представитель немецкой национальности: наш классный руководитель – Макарова Лариса Ивановна.

Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. Украинцы стали прибывать в Саратовский край на постоянное место жительства и работу в качестве солевозчиков в1740 годы. Поселенцам отводили пахотные и сенокосные угодья. Основанием нашего города мы обязаны украинцам. В 1747 году по приказу полковника Чемодурова на левом берегу Волги в устье реки Саратовки началось строительство соляных амбаров и «земляного городка». В этом «земляном городке» жили солевозчики и их семьи, переселившиеся с Украины. Перевозчиков соли ещё называли «чумаками». Возили её с озера Эльтон, находившееся в 350 километрах от слободы Покровской. Чумаки возили её на быках. Именно поэтому символом нашего города является бык с чашей соли на спине.

Традиционный тип украинской постройки – хата с белой обмазкой стен. Четырёхскатную крышу обычно покрывали ровными снопиками соломы. Украинская усадьба обычно огорожена, двор открытый, жильё и хозяйственные постройки разбросаны по усадьбе. Дом как внутри, так и снаружи украшался росписью. Деревянный пол нередко отсутствовал, однако всегда был чисто выметен. Даже в небольшой хате было 3-4 окна, благодаря чему горница была светлой.

Блюда украинской кухни снискали себе заслуженную славу. Символом Украины является солёное сало. Но не только оно, а ещё изделия из пресного теста: галушки, вареники с разнообразной начинкой. Но особенно популярен знаменитый украинский борщ.

Украинский женский костюм состоял из холщёвой рубахи с вышивкой на рукавах, распашной набедренной одежды – плахты и дополнялся украшениями. Девушки на голове носили венки с лентами, а замужние женщины – головные уборы в виде шапочки- очипок. Мужчины носили рубаху с прямым разрезом у ворота, покрытый вышивкой в характерной для украинцев технике крестом. Обязательно присутствовал пояс. Мужчины носили шаровары. На ногах мужчины и женщины носили сапоги.

Самый знаменитый праздник украинцев –Иван Купала (24 июня). Это время начала жатвы. Юноши и девушки разжигали костры, увенчанные венками, скакали они через огонь. Таким образом, хотели они обезопасить себя от нечистой силы. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинами. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывёт, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживёт предолгую жизнь.(Приложение 7)

В нашем классе есть представитель украинской национальности: Пилипенко Анастасия.

Белорусы – народ Поволжья



Почетными представителями Поволжья являются белорусы. Традиционные занятия – земледелие, животноводство, гончарное дело. Наиболее распространенное жилище – деревянная хата из сосновых бревен с хозяйственными постройками.

Белорусский костюм- белая домотканная одежда, имеет общие корни с украинским и русским национальными костюмами. Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор.

Главным продуктом питания является картофель. Из него делают блюда: колдуны, драчену, бабку.

Знаменитый белорусский рушник – не только для утирания. Он сопровождает белорусов с рождения до смерти: на ручник принимают новорожденного, подносят хлеб-соль на свадебных обрядах, украшают стол с иконами, на нем опускают гроб в могилу.

Любовь к природе наложила большой отпечаток на традиции белорусов. Ежегодно люди проводят обряды, связанные с землей, зерном, урожаем. Например, ритуальный праздник Дожинки. Он проводится по окончанию жатвы. Очень любят праздники: «Масленицы», «Иван Купала».(Приложение8)

В нашем классе есть представитель белорусской национальности: Дикун Татьяна.

Выводы: Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

Проанализировав праздники разных народов, мы пришли к выводу, что традиции праздников связаны с одинаковыми событиями природных явлений.



2.2.8. Дружба и сплоченность народов Поволжья

Дружба и сплочённость всех народов стала важным источником победы над врагами в Великой Отечественной войне.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной войны были удостоены 11600 человек: русские - 8160 человек; украинцев было 2069 человек, белорусов 309, татар 161, евреев 104, казахов 96, грузин 90, армян 90, узбеков 69, мордвин 61, чувашей 44, азербайджанцев 43, башкир 39, осетин 32, марийцев 18, туркмен 18, литовцев 15, таджиков 14, латышей 13, киргизов 12, удмуртов 10, карелов 9, эстонцев 8, калмыков 8, кабардинцев 7, адыгейцев 7, адыгейцев 6, абхазцев 5, якутов 3, молдаван 2.

    Все нации и народности нашей страны внесли свой вклад в победу над врагом, продемонстрировав великую силу единого сплочённого многонационального государства.

Алексей Петрович Маресьев – представитель мордовского народа, летчик, герой Советского Союза. После потери ног сумел возвратиться в строй и бить врага. За время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после ранения.

Маресева Зинаида Ивановна- представитель русского народа. Вынесла с поля боя 64 раненых и остановила наступление фашистов.

История российского немца Роберта Клейна - сюжет для захватывающего военного сериала. Войну он встретил старшим лейтенантом, командиром танковой роты. 12 сентября 1941-го вблизи Чернигова, тяжело раненый, остался лежать на поле боя, но был спасен местными жителями и создал подпольную антифашистскую группу, а в июне 1943-го вместе с ней перешел к партизанам.

В 1944-м партизан Роберт Клейн получил приказ – остановить контрнаступление, которое должно было поддержать отход гитлеровцев на переправе через Днепр. Переодевшись в форму немецкого полковника, Клейн вместе с так же переодетым шофером лихо подлетел на трофейной машине к мосту и, пользуясь совершенным знанием немецкого языка, сделал немыслимое –несколькими четкими приказами остановил фашистское наступление.

Летчик Михаил Петрович Девятаев, совершивший геройский «побег из ада», - мордвин и наш земляк. Этот человек совершил то, что до сих пор кажется невозможным. Он не просто смог организовать побег из секретного немецкого лагеря, он угнал самолет и привез ценнейшую информацию о принципиально новом оружии – крылатых ракетах «Фау».

Евгений Михайлович Гаркуша – украинец из Саратовской области, комбриг батальона. Воевал на Корельском и 4 Украинском фронтах. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья».

Муса Джалиль – известный татарский поэт. На его стихах воспитано не одно поколение истинных патриотов своей страны. Война и жизнь поэта 1941 год становится переломным и для поэта. Попав в плен в 1942 году, поэт решается организовать подпольную организацию против врага, пропагандирует победу советского народа, пишет стихи по этой тематике и краткие лозунги. Неоднократно организовал бегства из лагеря врага. Роковыми оказались месяцы, проведенные татарским поэтом в Концлагере Шпандау. Кто-то доложил о том, что готовится побег из лагеря, в котором Муса был организатором. Его закрыли в одиночную камеру, долго мучили, пытали, а далее приговорили к смертной казни.

Первый мариец – Герой СССР, учитель деревни Пумарь_ Сергей Романович Суворов. 13 июля 1942 года около села Агафьино Калужской области в одиночку вел неравный бой с врагом. Умер в госпитале от ранений. Ему было всего 20лет.(Прилодение 9)

Вывод: У каждого народа есть свои герои, все они совершали подвиги ради нашей общей родины, и мы должны помнить героические подвиги многонационального народа России и передавать эту память из поколения в поколение. Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России – помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.

2.2.9.Практический этап

Исследование национального состава 3в класса.

По результатам опроса учащихся 3 В класса только 1 татарка (Назырова Ляйсян), 1украинка (Пилипенко Анастасия), у Дикун Тани белорусские корни, остальные ребята – русские. У Мачильского Данилы мама татарка, а папа русский. У Катан Насти мама русская, а папа украинец. (Приложение 10)

Вывод: И это доказывает нам, что люди разных национальностей живут дружно не только как соседи, проживающие на одной улице или в одном городе, а могут создавать семьи, воспитывать детей.







3.Заключение

В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, марийцы, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Это сочетание культур делает наш край богаче и самобытнее. Изучение национальных традиций воспитывает в нас толерантность, которая означает уважение, понятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края.

3.1.В результате нашей работы мы пришли к выводам:

Коренного населения в Поволжье нет.

Быт и обычаи основных народов Поволжья имеют много общего.

Взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах.

Одна из лучших духовных традиций многонационального народа России – помнить о подвигах героев и чтить память погибших за Родину.

Все выводы подтверждают нашу гипотезу.



3.2 Рефлексия проектной деятельности

В качестве рефлексии мы составили стихотворение, состоящее из пяти строк - «Синквейн»

НАРОДЫ

ГОСТЕПРИИМНЫЕ, ТРУДОЛЮБИВЫЕ

ДРУЖАТ, ПРОСЛАВЛЯЮТ, ЗАЩИЩАЮТ

ЕСЛИ НАРОД ЕДИН, ОН НЕПОБЕДИМ.

ПОВОЛЖЬЕ







































4.Список литературы, электронные адреса сайтов

1. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 - 111с.

2. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с. .

3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.

4.И.А.Мишина,Л.Н.Жарова «Диалог культур». Учебное пособие для средней школы, Иркутск 2014 г.

5. Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.

6. Яшин А.Я., Валеев В.Х. Сто страниц о Саратове.Саратов, изд-во «Коммунист», 1990 – 201с.
7. Энциклопедия. Москва, изд-во «Педагогика – ПРЕСС», 2001г.
Интернет ресурсы:

http://censor.net.ua/forum/330937/kak_gde_i_kogda_poyavilis_pervye_ukraintsy













5.Приложение.

Приложение 1

t1594656463aa.png

Приложение 2

t1594656463ab.pngt1594656463ac.pngt1594656463ad.jpgt1594656463ae.jpg

Приложение 3

t1594656463af.jpgt1594656463ag.jpg

Приложение 4

t1594656463ah.jpgt1594656463ai.jpg

Приложение 5



t1594656463aj.jpgt1594656463ak.jpg





Приложение 6

t1594656463al.jpgt1594656463am.jpg

Приложение 7

t1594656463an.jpgt1594656463ao.jpg

t1594656463ap.jpgt1594656463aq.jpg



Приложение 8

t1594656463ar.jpgt1594656463as.jpg

Приложение 9

Алексей Петрович Маресьев Маресева Зинаида Ивановна

t1594656463at.jpgt1594656463au.jpg



Роберт Клейн Михаил Петрович Девятаев Евгений Михайлович Гаркуша

 t1594656463av.jpgt1594656463aw.jpgt1594656463ax.jpg

Муса Джалиль Сергей Романович Суворов

t1594656463ay.jpgt1594656463az.jpg

Приложение 10



t1594656463ba.gif

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.