Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 17 June 2017

Программа курса «Народная культура Поволжья» (7-8 класс)

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина (курс)

Народная культура Поволжья

   

Дата введения в учебный процесс в школе: «__1_» сентября 2016 г.

Сведения о разработчиках:

ФИО

Кафедра

Ученая степень, звание, почетное звание

С.Н.Митин

О.Н.Рыкова

И.Д.Митина

   

Сведения о рецензентах:

ФИО

Кафедра

Ученая степень, звание, почетное звание

Вершинин В.Н

   

Караваева И.С

   

 

Программа представляет собой целостный документ, включающий шести разделов:

аннотация;

планируемые результаты обучения;

содержание обучения;

требования к уровню подготовки учащихся;

календарно-тематическое планирование;

учебно-методические пособия.

 

Раздел 1.Аннотация.

Программа краеведческого курса «Народная культура Поволжья» является составной частью учебного плана внеурочной деятельности образовательного учреждения и рассчитана на учащихся 7-8-х классов, обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования последнего поколения. Программа учитывает психолого-возрастные особенности учащихся и базируется на ФГОС ООО.  

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
 

Федеральным законом «Об образовании».

ФГОС основного общего образования нового поколения.

Основной образовательной программой основного общего образования.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям  и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях».

Уставом образовательного учреждения.

Иных нормативно-правовых актов.
 

Основной целью курса является:

- углубление знаний учащихся о природе, истории, экономике и культуре Поволжья,

- воспитание чувства патриотизма и гордости за родной край,

-привитие учащимся навыков опытно-экспериментальной и научно-поисковой работы,

- воспитание уважительного, толерантного отношения к культуре народов, проживающих на территории Поволжья, их религии, обычаям и традициям;

- духовно-нравственное воспитание, нацеленное на воспитание уважительного отношения к традициям предков, к старшим поколениям, бережное отношение к памятникам истории и культуры,

- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, ответственности,

- формирование у учащихся устойчивого интереса к Поволжью,

- популяризация достопримечательностей родного края в глобальной сети Интернет, в социальных сетях и т.д.

Изучение курса «Народная культура Поволжья» направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
По усвоению знаний – ознакомление с природой, культурой, историей и экономикой Поволжья; систематизация полученных знаний. Определение ярких отличительных черт родного края, выявление различий между Поволжьем и другими регионами.

Формирование представлений о различных сторонах жизни Поволжья, показ его сложной структуры;

По овладению умениями – изучение проблем развития края.

Изучение особенностей рельефа, климата, гидрографии, истории, экономики и культуры родного края;

Знакомство  с официальными символами регионов Поволжья и Ульяновской области;

По использованию полученных знаний и умений

Умение читать тематические карты;

Способность к поиску и отбору материалов о родном крае;

Умение представить комплексную картину Поволжья; способность популяризировать достопримечательности малой родины.

Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской (сельской) среды, в поиске исторического материала.

Умение осуществлять социальное проектирование на уровне соответствующего возраста.

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к Поволжью, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие негораниченных возможностей для большого количества учащихся в деле изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской (сельской) среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учиться  краеведению через тематические акции школы, библиотек, конкурсы, олимпиады, социально значимые проекты и другие специализированные акции;

адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Раздел 2. Планируемые результаты:

основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Количество часов по программе и учебному плану  - 35 часов (1 час в неделю).
Практических работ  19, из них оценочных 11.

Раздел 3 .   Содержание обучения:

Название темы

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Контрольные работы

Примечание

Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ

9

9

   

Тема 2. ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ

16

16

   

Тема 3. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ

8

8

   

Тема 4.ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.

2

2

   

 

Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ (9часов)

Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. Значение имен. Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. Современные имена и прозвища. Что такое этнография? Древнемордовские племена, булгарские и кипчакс- кие племена (татары), финно-угорские племена (чуваши, марийцы), славянские племена. Расселение, география, быт,культура племен Поволжья. Особенности костюма различных племен. В.О.Ключевский и С.М.Соловьев о национальном характере.

Тема 2. ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИИ ПОВОЛЖЬЯ (16 часов).

Народный календарь. Цикличность восприятия времени в языческой культу- ре. Божества-покровители сил природы. Пантеон языческих богов. Греческий пантеон богов. Общие черты языческих культур. Языческое восприятие природы и современная экологическая нравственность. Календарные праздники и обряды. Языческие символы в декоративно-прик- ладномискусстве. Рождество и Новый год. Что означает выражение "по старому стилю"? Юли- анский, Григорианский и народный календари.Рождество: обряды и обычаи. Колядование. Гадание. Новый год. Всегда ли Новый год отмечался 1 января? Указы Петра 1 о праздновании Нового года: взаимопроникновение официальных распоряжений и народных обычаев. Навруз. Новый год у мусульман,его отличие от христианского. Традиции и современность в праздновании Нового года. Весенние народные праздники: Пасха, Красная горка, Семик (Русальная неделя). Сабантуй, ураза-байрам, курбан-байрам, акапчук - праздник сохи, праздник Первой борозды, свадебные обряды. Весенние приметы. Весенние молодежные игры как часть обрядового действия: хоровод, горелки, заламывание березы. История открытия былин. Первые собиратели былин: П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг. Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кри- вополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины. Возможные исторические прототипы героев и персонажей былин. Былинное и историческое время. Отражение в былинах переломных моментов национальной истории и культуры. Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений и требований общества. Роль сказок в формировании картины мира ребенка. Магическое мышление и современный человек. Классификация сказок: волшебные, социально-бытовые, сказки о животных. Отражение языческой мифологии и обрядности в сказках. Прототипы сказочных персонажей. В.Я.Пропп и его метод структурного анализа сказки. Трактовка былинных и сказочных образов в творчестве художников 19-20 веков: М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, К.А.Васильев.

Тема 3. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ (8 часов).

Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар. Трудовое воспитание в чувашских семьях. Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Декора- тивно-прикладное искусство: резьба по дереву, прялка, ее значение в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Хохломская роспись. Вышивка народов Поволжья: сюжет, характер и масштаб рисунка, цвет и приемы исполнения, плетение кружев. Бытовая культура.

Тема 4. ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2 час).

Этнография современной культуры. Что такое этнографическая экспедиция. Социально-культурное значение этнографической работы. Что такое современный фольклор.

 

Оценочные практические работы:

п/п

Название урока

Практическая работа

1

Значение имен.


Практическая работа: "Родословная моей семьи"

2

Что такое этнография?


Практическая работа: "Пейзаж моего детства"

3

Цикличность восприятия времени в языческой культуре. Божества-покровители сил природы.

Практическая работа: "Отражение языческой мифологии и обрядов в народных сказках"

4

Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кривополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины.


Практическая работа: "Сочини сказку"

5

Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар.Трудовое воспитание в чувашских семьях.

Практическое занятие: "Мир народной педагогики"

 

Оценка знаний учащихся
 Устный ответ.
Критерии:

правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления специальной терминологии;

самостоятельность ответа;

логичность, доказательность в изложении материала;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами;

ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших событиях.

«4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

ответ  правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт и других материалов при ответе.

«2»

ответ неправильный;

не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;

неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся
«5»

правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;

соблюдение логики в описании или характеристике событий, явлений, территорий или объектов;

самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;

аккуратное оформление результатов работы.

«4»

правильный и полный отбор источников знаний;

допускаются неточности в использовании источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;

неаккуратное оформление результатов.

«2»

- отсутствие знаний; неумение оперировать фактами; непонимание содержания учебного материала; отсутствие выполненного задания.

 Раздел  4. Требования к уровню подготовки учащихся 7-8 класса.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
В результате изучения курса «Народная культура Поволжья» ученик должен:

1 знать/понимать.

Изученные виды источников краеведческой информации;

Особенности природы Поволжья.

Взаимосвязи между растительным и животным миром.

 Основные вехи истории родного края, важнейшие события; деятельность видных исторических личностей.

Основные тенденции развития муниципальной экономики; ведущие предприятия и отрасли экономики.

Национальный состав населения района; традиции и обычаи русского, мордовского и татарского народов.

Культурные традиции края; видных деятелей культуры.

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, регионом и глобальном уровня; меры по сохранению приорды и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

          2 уметь:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки микрорельефа, микроклимата природных зон.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края.

Приводить примеры уникальных памятников природы Поволжья.

Составлять краткую географическую характеристику рек, озер на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.

Проектировать социально значимую деятельность в рамках конкретного населенного пункта.

Применять полученные знания в презентации родного края, его преимуществ

3.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников.

Составления своего генеалогического древа.

Бережного и рационального использования природных ресурсов.

Составления летописи своего населенного пункта, своей семьи.

Воспитания чувства гордости за родной край, своих земляков; связи своего будущего с родным краем.

Определения своих профессиональных наклонностей, ориентации на выбор жизненной траектории, связанной с родным краем.

 

 

Раздел 5 . Календарно – тематическое планирование

 


п/п

Дата проведения

Тема урока,

 

Количество часов

Практические
работы

Домашнее задание.

УУД

 

дата

корректировка

 

 

 

 

 

Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ (9 часов)

 

1

 

 

 

 

Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена.

1

Виртуальное путешествие по родному краю (с использованием карты, интерактивной доски и т.д.)

Уметь находить родной край на карте страны, области. Подготовить «визитную карточку» района.

Умение выдвинуть гипотезы

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

2

 

 

 

 

Значение имен.

1

Практическая работа: "Родословная моей семьи"

Составление родословной

В ходе практической работы учащимся необходимо будет узнать, из какой местности, откуда родом родители, бабушки и дедушки, чем они занимались, к какому сословию принадлежали(личностные)

3

 

 

 

 

Происхождение фамилий и отчеств. Святцы.

1

 

С помощью родителей составить описание имени.

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

4

 

 

 

 

Современные имена и прозвища.

1

 

Подготовьте рассказ о прозвищах

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

5

 

 

 

 

Что такое этнография?

1

 Практическая работа: "Пейзаж моего детства"

Подготовьте рассказ о природе. Сделайте зарисовку.

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

6

 

 

 

 

Древне мордовские племена, булгарские и кипчакские племена (татары), финно-угорские племена (чуваши, марийцы), славянские племена.

1

 

Подготовить презентацию

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

7

 

 

 

 

Расселение, география, быт,культура племен Поволжья.

1

 

Реализация социально значимого волонтерского проекта

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

8

       

Особенности костюма различных племен.

1

Конкурс идей и проектов костюмов учащихся

Подготовить рисунок костюма

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

9

       

В.О.Ключевский и С.М.Соловьев о национальном характере.

   

Подготовить сообщение

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

Тема2.ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИИ ПОВОЛЖЬЯ (16 часов)

 

10

 

 

 

 

Народный календарь.

1

Составление прогноза погоды по народным приметам

Подготовить рассказ

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

11

 

 

 

 

Цикличность восприятия времени в языческой культу- ре. Божества-покровители сил природы.

1

Практическая работа: "Отражение языческой мифологии и обрядов в народных сказках"

Подготовить рассказ

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

12

 

 

 

 

Пантеон языческих богов. Греческий пантеон богов. Общие черты языческих культур.

1

 

Подготовить рисунок языческого бога.

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

13

 

 

 

 

  Языческое восприятие природы и современная экологическая нравственность. Календарные праздники и обряды. Языческие символы в декоративно-при- кладном искусстве.

1

 

Подготовить рассказ о языческих символах.

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

14-15

 

 

 

 

Народный календарь

2

 

Рассказать о народных приметах

Умение выдвинуть гипотезы

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

16-17

 

 

 

 

Праздники, обряды, игры

2

 Решение задач творческого характера. Просмотр фильмов о культуре русского, мордовского, татарского народов.

Подготовить рисунок на тему «Инзенский район – многонациональный край»

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

18

       

История открытия былин. Первые собиратели былин: П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг.

1

 

Подготовить рассказ

Умение выдвинуть гипотезы

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

19

       

Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кри- вополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины.

1

Практическая работа: "Сочини сказку"

Сочинить сказку

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

20-22

       

Возмож- ные исторические прототипы героев и персонажей былин. Былинное и историчес- кое время. Отражение в былинах переломных моментов национальной истории и культуры.

3

 

Подготовить рисунок

Умение выдвинуть гипотезы

Умение построить логическую цепь рассуждений

              ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД )

Умение работать сообща для достижения общей цели

Умение считаться с мнением партнёра,

уважать его мнение

Умение отстаивать свою точку зрения

              ( КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД )

23-25

       

Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений и требований общества. Роль сказок в формировании картины мира ребенка. Магическое мышление и современный человек. Классификация сказок: волшебные, социально-бытовые, сказки о животных. Отражение языческой мифологии и обрядности в сказках. Прототипы сказочных персонажей. В.Я.Пропп и его метод структурного анализа сказки. Трактовка былинных и сказочных образов в творчестве художников 19-20 веков: М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, К.А.Васильев.

3

 

Подготовить презентацию

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

Тема 3 .НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ (8 часов)

 

26-28

 

 

 

 

Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар.Трудовое воспитание в чувашских семьях.

4

Практическое занятие: "Мир народной педагогики"

Подготовить рассказ

Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы.

30-33

 

 

 

 

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Вышивка народов Поволжья: сюжет, характер и масштаб рисунка, цвет и приемы исполне- ния, плетение кружев. Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, прялка, ее значе- ние в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Хохломская роспись. Народная бытовая культура. Игровое занятие: "Вернисаж"

4

Виртуальное путешествие во времени

Подготовить презентацию

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

Тема 4. ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2 часа)

 

34-35

 

 

 

 

Этнография современной культуры. Что такое этнографическая экспедиция. Социально-культурное значение этнографической работы. Что такое современный фольклор

2

 

Задание на лето: в течение лета собирать и описывать современный фольклор - песни, стихи, игры (городской и деревенский в зависимости от то- го, где ребята проводят каникулы).

Составление плана и последовательности действий

( Регулятивные УУД )

Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет )

        ((Познавательные УУД )

                                                   

Раздел 6. Учебно-методические пособия

Литература  для учителя:

Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Л., 1960

Край симбирский: Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.7

3. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.-М., 1988-1990.

4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., Знание, 1984.

5. Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. - М., 1983.

6. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.- Ульяновск, 1993.

Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.

Край симбирский. Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.

Обрядовая поэзия. - М., Современник, 1982.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1989 (репринтное издание 1880 г.)

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1987.

. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. - М., 1957

Библиотека русского фольклора. - М., 1988-1989.

Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1989 (препринт, 1880).

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд.3-е, дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства Просвещения СССР,- М.: «Просвещение», 1982.

Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев и др.; Под ред. В.В. Титова.- М.: Просвещение, 1988.

19. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973.

20. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение,1978.

21.Юньев И.С. Беседы о краеведении. М.: Знание, 1966.

22. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ; Сб. документов // Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 1977.

23. Баринова И.И.  Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.

Литература для учащихся:

1.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.- М.: Педагогика, 1981.

2.Ермолаев А.Д. Ты идешь по родному краю.- Саратов, Приволжское книжное издательство, 1968.

3.Новицкая М.Ю. Родная земля. - М.: Дрофа, 1998.

4.География Ульяновской области // Веснина Г.З. и др. – Ульяновск,  Изд. Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, 1997.

5.Природные условия Ульяновской области. - Казань: Изд. Казанского университета, 1978.

6.Географическое краеведение : учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений // Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: Изд. Корпорация технологий продвижения, 2002.

7.Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм.- М.: Физкультура и спорт, 1974.

8.Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях // А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2007.

9.Кузминский Н.А. Край наш родной. Учебное пособие для учащихся  7-8 классов по истории Ульяновской области.- Саратов:  Приволжское книжное издательство (Ульяновское отделение), 1982.

10.Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины 17 века. Генеалогический свод России. Малая Родина. Симбирская ветвь Родословной России. - Ульяновск: «Печатный двор», 2002.

11. Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…». - Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012.

12. Шкунов В.Н. Город на реке Малиновой. – Ульяновск: Типография Облучинского, 2007.

13. Шкунов В.Н. Экономическая история Симбирского края с древнейших времен до конца XIX века: В 2-х ч. – Ульяновск: УлГУ.

14. Шкунов В.Н. Среднее Поволжье в системе внешней торговли Российской империи в XVIIIXIX веках. – Ульяновск: УлГУ, 2011.

15. Есть в России Малиновый край // Под общ ред. И.М.Марфина. – Самара: СНЦ РАН.

16. Заятдинов Р.Ф. Свидетели веры. – Ульяновск: Типография Облучинского, 2011.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации