Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» (7 класс)
Программа курса «Народная культура Поволжья» (7-8 класс) |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина (курс) |
Народная культура Поволжья |
Дата введения в учебный процесс в школе: «__1_» сентября 2016 г.
Сведения о разработчиках:
ФИО |
Кафедра |
Ученая степень, звание, почетное звание |
С.Н.Митин О.Н.Рыкова И.Д.Митина |
Сведения о рецензентах:
ФИО |
Кафедра |
Ученая степень, звание, почетное звание |
Вершинин В.Н |
||
Караваева И.С |
Программа представляет собой целостный документ, включающий шести разделов:
аннотация;
планируемые результаты обучения;
содержание обучения;
требования к уровню подготовки учащихся;
календарно-тематическое планирование;
учебно-методические пособия.
Раздел 1.Аннотация.
Программа краеведческого курса «Народная культура Поволжья» является составной частью учебного плана внеурочной деятельности образовательного учреждения и рассчитана на учащихся 7-8-х классов, обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования последнего поколения. Программа учитывает психолого-возрастные особенности учащихся и базируется на ФГОС ООО.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральным законом «Об образовании».
ФГОС основного общего образования нового поколения.
Основной образовательной программой основного общего образования.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Уставом образовательного учреждения.
Иных нормативно-правовых актов.
Основной целью курса является:
- углубление знаний учащихся о природе, истории, экономике и культуре Поволжья,
- воспитание чувства патриотизма и гордости за родной край,
-привитие учащимся навыков опытно-экспериментальной и научно-поисковой работы,
- воспитание уважительного, толерантного отношения к культуре народов, проживающих на территории Поволжья, их религии, обычаям и традициям;
- духовно-нравственное воспитание, нацеленное на воспитание уважительного отношения к традициям предков, к старшим поколениям, бережное отношение к памятникам истории и культуры,
- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, ответственности,
- формирование у учащихся устойчивого интереса к Поволжью,
- популяризация достопримечательностей родного края в глобальной сети Интернет, в социальных сетях и т.д.
Изучение курса «Народная культура Поволжья» направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
По усвоению знаний – ознакомление с природой, культурой, историей и экономикой Поволжья; систематизация полученных знаний. Определение ярких отличительных черт родного края, выявление различий между Поволжьем и другими регионами.
Формирование представлений о различных сторонах жизни Поволжья, показ его сложной структуры;
По овладению умениями – изучение проблем развития края.
Изучение особенностей рельефа, климата, гидрографии, истории, экономики и культуры родного края;
Знакомство с официальными символами регионов Поволжья и Ульяновской области;
По использованию полученных знаний и умений
Умение читать тематические карты;
Способность к поиску и отбору материалов о родном крае;
Умение представить комплексную картину Поволжья; способность популяризировать достопримечательности малой родины.
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской (сельской) среды, в поиске исторического материала.
Умение осуществлять социальное проектирование на уровне соответствующего возраста.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к Поволжью, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей; наличие негораниченных возможностей для большого количества учащихся в деле изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской (сельской) среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учиться краеведению через тематические акции школы, библиотек, конкурсы, олимпиады, социально значимые проекты и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Раздел 2. Планируемые результаты:
основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Количество часов по программе и учебному плану - 35 часов (1 час в неделю).
Практических работ 19, из них оценочных 11.
Раздел 3 . Содержание обучения:
Название темы |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе |
Контрольные работы |
Примечание |
Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ |
9 |
9 |
||
Тема 2. ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ |
16 |
16 |
||
Тема 3. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ |
8 |
8 |
||
Тема 4.ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. |
2 |
2 |
Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ (9часов)
Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. Значение имен. Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. Современные имена и прозвища. Что такое этнография? Древнемордовские племена, булгарские и кипчакс- кие племена (татары), финно-угорские племена (чуваши, марийцы), славянские племена. Расселение, география, быт,культура племен Поволжья. Особенности костюма различных племен. В.О.Ключевский и С.М.Соловьев о национальном характере.
Тема 2. ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИИ ПОВОЛЖЬЯ (16 часов).
Народный календарь. Цикличность восприятия времени в языческой культу- ре. Божества-покровители сил природы. Пантеон языческих богов. Греческий пантеон богов. Общие черты языческих культур. Языческое восприятие природы и современная экологическая нравственность. Календарные праздники и обряды. Языческие символы в декоративно-прик- ладномискусстве. Рождество и Новый год. Что означает выражение "по старому стилю"? Юли- анский, Григорианский и народный календари.Рождество: обряды и обычаи. Колядование. Гадание. Новый год. Всегда ли Новый год отмечался 1 января? Указы Петра 1 о праздновании Нового года: взаимопроникновение официальных распоряжений и народных обычаев. Навруз. Новый год у мусульман,его отличие от христианского. Традиции и современность в праздновании Нового года. Весенние народные праздники: Пасха, Красная горка, Семик (Русальная неделя). Сабантуй, ураза-байрам, курбан-байрам, акапчук - праздник сохи, праздник Первой борозды, свадебные обряды. Весенние приметы. Весенние молодежные игры как часть обрядового действия: хоровод, горелки, заламывание березы. История открытия былин. Первые собиратели былин: П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг. Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кри- вополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины. Возможные исторические прототипы героев и персонажей былин. Былинное и историческое время. Отражение в былинах переломных моментов национальной истории и культуры. Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений и требований общества. Роль сказок в формировании картины мира ребенка. Магическое мышление и современный человек. Классификация сказок: волшебные, социально-бытовые, сказки о животных. Отражение языческой мифологии и обрядности в сказках. Прототипы сказочных персонажей. В.Я.Пропп и его метод структурного анализа сказки. Трактовка былинных и сказочных образов в творчестве художников 19-20 веков: М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, К.А.Васильев.
Тема 3. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ (8 часов).
Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар. Трудовое воспитание в чувашских семьях. Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Декора- тивно-прикладное искусство: резьба по дереву, прялка, ее значение в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Хохломская роспись. Вышивка народов Поволжья: сюжет, характер и масштаб рисунка, цвет и приемы исполнения, плетение кружев. Бытовая культура.
Тема 4. ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2 час).
Этнография современной культуры. Что такое этнографическая экспедиция. Социально-культурное значение этнографической работы. Что такое современный фольклор.
Оценочные практические работы:
№ п/п |
Название урока |
Практическая работа |
1 |
Значение имен. |
|
2 |
Что такое этнография? |
|
3 |
Цикличность восприятия времени в языческой культуре. Божества-покровители сил природы. |
Практическая работа: "Отражение языческой мифологии и обрядов в народных сказках" |
4 |
Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кривополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины. |
|
5 |
Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар.Трудовое воспитание в чувашских семьях. |
Практическое занятие: "Мир народной педагогики" |
Оценка знаний учащихся
Устный ответ.
Критерии:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления специальной терминологии;
самостоятельность ответа;
логичность, доказательность в изложении материала;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
«5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших событиях.
«4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
«3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт и других материалов при ответе.
«2»
ответ неправильный;
не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
«5»
правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
соблюдение логики в описании или характеристике событий, явлений, территорий или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы.
«4»
правильный и полный отбор источников знаний;
допускаются неточности в использовании источников знаний, в оформлении результатов.
«3»
правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
«2»
- отсутствие знаний; неумение оперировать фактами; непонимание содержания учебного материала; отсутствие выполненного задания.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 7-8 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших учебную программу.
В результате изучения курса «Народная культура Поволжья» ученик должен:
1 знать/понимать. Изученные виды источников краеведческой информации; Особенности природы Поволжья. Взаимосвязи между растительным и животным миром. Основные вехи истории родного края, важнейшие события; деятельность видных исторических личностей. Основные тенденции развития муниципальной экономики; ведущие предприятия и отрасли экономики. Национальный состав населения района; традиции и обычаи русского, мордовского и татарского народов. Культурные традиции края; видных деятелей культуры. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, регионом и глобальном уровня; меры по сохранению приорды и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. |
2 уметь: Выделять, описывать и объяснять существенные признаки микрорельефа, микроклимата природных зон. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края. Приводить примеры уникальных памятников природы Поволжья. Составлять краткую географическую характеристику рек, озер на основе разнообразных источников информации и форм ее представления. Проектировать социально значимую деятельность в рамках конкретного населенного пункта. Применять полученные знания в презентации родного края, его преимуществ |
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Проведения самостоятельных поисков краеведческой информации из разных источников. Составления своего генеалогического древа. Бережного и рационального использования природных ресурсов. Составления летописи своего населенного пункта, своей семьи. Воспитания чувства гордости за родной край, своих земляков; связи своего будущего с родным краем. Определения своих профессиональных наклонностей, ориентации на выбор жизненной траектории, связанной с родным краем. |
Раздел 5 . Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата проведения |
Тема урока, |
Количество часов |
Практические |
Домашнее задание. |
УУД |
||||||
|
дата |
корректировка |
|
|
|
|
||||||
Тема 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ (9 часов) |
||||||||||||
1 |
|
|
|
|
Славянские, скандинавские, христианские, мусульманские имена. |
1 |
Виртуальное путешествие по родному краю (с использованием карты, интерактивной доски и т.д.) |
Уметь находить родной край на карте страны, области. Подготовить «визитную карточку» района. |
Умение выдвинуть гипотезы Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||
2 |
|
|
|
|
Значение имен. |
1 |
Практическая работа: "Родословная моей семьи" |
Составление родословной |
В ходе практической работы учащимся необходимо будет узнать, из какой местности, откуда родом родители, бабушки и дедушки, чем они занимались, к какому сословию принадлежали(личностные) |
|||
3 |
|
|
|
|
Происхождение фамилий и отчеств. Святцы. |
1 |
|
С помощью родителей составить описание имени. |
Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||
4 |
|
|
|
|
Современные имена и прозвища. |
1 |
|
Подготовьте рассказ о прозвищах |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
|||
5 |
|
|
|
|
Что такое этнография? |
1 |
Практическая работа: "Пейзаж моего детства" |
Подготовьте рассказ о природе. Сделайте зарисовку. |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
|||
6 |
|
|
|
|
Древне мордовские племена, булгарские и кипчакские племена (татары), финно-угорские племена (чуваши, марийцы), славянские племена. |
1 |
|
Подготовить презентацию |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
|||
7 |
|
|
|
|
Расселение, география, быт,культура племен Поволжья. |
1 |
|
Реализация социально значимого волонтерского проекта |
Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||
8 |
Особенности костюма различных племен. |
1 |
Конкурс идей и проектов костюмов учащихся |
Подготовить рисунок костюма |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
|||||||
9 |
В.О.Ключевский и С.М.Соловьев о национальном характере. |
Подготовить сообщение |
Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||||||||
Тема2.ИСТОКИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИИ ПОВОЛЖЬЯ (16 часов) |
||||||||||||
10 |
|
|
|
|
Народный календарь. |
1 |
Составление прогноза погоды по народным приметам |
Подготовить рассказ |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
|||
11 |
|
|
|
|
Цикличность восприятия времени в языческой культу- ре. Божества-покровители сил природы. |
1 |
Практическая работа: "Отражение языческой мифологии и обрядов в народных сказках" |
Подготовить рассказ |
Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||
12 |
|
|
|
|
Пантеон языческих богов. Греческий пантеон богов. Общие черты языческих культур. |
1 |
Подготовить рисунок языческого бога. |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
||||
13 |
|
|
|
|
Языческое восприятие природы и современная экологическая нравственность. Календарные праздники и обряды. Языческие символы в декоративно-при- кладном искусстве. |
1 |
Подготовить рассказ о языческих символах. |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
||||
14-15 |
|
|
|
Народный календарь |
2 |
|
Рассказать о народных приметах |
Умение выдвинуть гипотезы Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
||||
16-17 |
|
|
|
|
Праздники, обряды, игры |
2 |
Решение задач творческого характера. Просмотр фильмов о культуре русского, мордовского, татарского народов. |
Подготовить рисунок на тему «Инзенский район – многонациональный край» |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
|||
18 |
История открытия былин. Первые собиратели былин: П.Н.Рыбников, А.Ф.Гильфердинг. |
1 |
Подготовить рассказ |
Умение выдвинуть гипотезы Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
||||||||
19 |
Знаменитые сказители: Т.Г.Рябинин, И.А.Федосова, М.Д.Кри- вополенова. Время сложения былин. Героические и социально-бытовые былины. |
1 |
Практическая работа: "Сочини сказку" |
Сочинить сказку |
Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
|||||||
20-22 |
Возмож- ные исторические прототипы героев и персонажей былин. Былинное и историчес- кое время. Отражение в былинах переломных моментов национальной истории и культуры. |
3 |
Подготовить рисунок |
Умение выдвинуть гипотезы Умение построить логическую цепь рассуждений ( ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ) Умение работать сообща для достижения общей цели Умение считаться с мнением партнёра, уважать его мнение Умение отстаивать свою точку зрения ( КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ) |
||||||||
23-25 |
Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений и требований общества. Роль сказок в формировании картины мира ребенка. Магическое мышление и современный человек. Классификация сказок: волшебные, социально-бытовые, сказки о животных. Отражение языческой мифологии и обрядности в сказках. Прототипы сказочных персонажей. В.Я.Пропп и его метод структурного анализа сказки. Трактовка былинных и сказочных образов в творчестве художников 19-20 веков: М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, К.А.Васильев. |
3 |
Подготовить презентацию |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
||||||||
Тема 3 .НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ (8 часов) |
||||||||||||
26-28 |
|
|
|
|
Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар.Трудовое воспитание в чувашских семьях. |
4 |
Практическое занятие: "Мир народной педагогики" |
Подготовить рассказ |
Коммуникативные УУД – построение логической цепочки рассуждения, умение делать выводы. |
|||
30-33 |
|
|
|
|
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Вышивка народов Поволжья: сюжет, характер и масштаб рисунка, цвет и приемы исполне- ния, плетение кружев. Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, прялка, ее значе- ние в жизни крестьянской семьи, ее конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и др. Хохломская роспись. Народная бытовая культура. Игровое занятие: "Вернисаж" |
4 |
Виртуальное путешествие во времени |
Подготовить презентацию |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
|||
Тема 4. ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2 часа) |
||||||||||||
34-35 |
|
|
|
|
Этнография современной культуры. Что такое этнографическая экспедиция. Социально-культурное значение этнографической работы. Что такое современный фольклор |
2 |
Задание на лето: в течение лета собирать и описывать современный фольклор - песни, стихи, игры (городской и деревенский в зависимости от то- го, где ребята проводят каникулы). |
Составление плана и последовательности действий ( Регулятивные УУД ) Поиск необходимой информации , сопоставление и отбор этой информации , полученной из разных источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет ) ((Познавательные УУД ) |
Раздел 6. Учебно-методические пособия
Литература для учителя:
Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. - Л., 1960
Край симбирский: Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.7
3. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.-М., 1988-1990.
4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., Знание, 1984.
5. Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. - М., 1983.
6. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.- Ульяновск, 1993.
Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.- КГУ, 1984.
Край симбирский. Краткий исторический очерк. - Саратов, 1989.
Обрядовая поэзия. - М., Современник, 1982.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1989 (репринтное издание 1880 г.)
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1987.
. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. - М., 1957
Библиотека русского фольклора. - М., 1988-1989.
Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. -М., 1989 (препринт, 1880).
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд.3-е, дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства Просвещения СССР,- М.: «Просвещение», 1982.
Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев и др.; Под ред. В.В. Титова.- М.: Просвещение, 1988.
19. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973.
20. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение,1978.
21.Юньев И.С. Беседы о краеведении. М.: Знание, 1966.
22. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ; Сб. документов // Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 1977.
23. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.
Литература для учащихся:
1.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.- М.: Педагогика, 1981.
2.Ермолаев А.Д. Ты идешь по родному краю.- Саратов, Приволжское книжное издательство, 1968.
3.Новицкая М.Ю. Родная земля. - М.: Дрофа, 1998.
4.География Ульяновской области // Веснина Г.З. и др. – Ульяновск, Изд. Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, 1997.
5.Природные условия Ульяновской области. - Казань: Изд. Казанского университета, 1978.
6.Географическое краеведение : учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений // Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. - Ульяновск: Изд. Корпорация технологий продвижения, 2002.
7.Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм.- М.: Физкультура и спорт, 1974.
8.Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях // А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова.- Ульяновск, УИПК ПРО, 2007.
9.Кузминский Н.А. Край наш родной. Учебное пособие для учащихся 7-8 классов по истории Ульяновской области.- Саратов: Приволжское книжное издательство (Ульяновское отделение), 1982.
10.Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины 17 века. Генеалогический свод России. Малая Родина. Симбирская ветвь Родословной России. - Ульяновск: «Печатный двор», 2002.
11. Шкунов В.Н. «Где волны Инзы плещут…». - Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2012.
12. Шкунов В.Н. Город на реке Малиновой. – Ульяновск: Типография Облучинского, 2007.
13. Шкунов В.Н. Экономическая история Симбирского края с древнейших времен до конца XIX века: В 2-х ч. – Ульяновск: УлГУ.
14. Шкунов В.Н. Среднее Поволжье в системе внешней торговли Российской империи в XVIII – XIX веках. – Ульяновск: УлГУ, 2011.
15. Есть в России Малиновый край // Под общ ред. И.М.Марфина. – Самара: СНЦ РАН.
16. Заятдинов Р.Ф. Свидетели веры. – Ульяновск: Типография Облучинского, 2011.