Исследовательский проект "Школьная перепись населения"
Школьная перепись населения
Жирохова Дайаана, ученица 7 класса
МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина»
Олекминского района Республики Саха (Якутия)
В 2020 году в России с 1 по 31 октября пройдет перепись населения. В преддверии этого большого мероприятия я решила провести перепись населения на примере своей школы. Мне захотелось на практике опробовать процедуру переписи и провести школьную мини-перепись.
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим и социальным проблемам в России и республике на примере школьной переписи.
Гипотеза
Демографические процессы, происходящие в России, республике зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Цель моего исследования: составить социально-демографический портрет МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» и сравнить его с общероссийской и республиканской демографической ситуацией.
В процессе достижения поставленной цели исследования я решала следующие задачи:
- Выявить значение переписи в обществе;
- Изучить историю переписи населения в России;
- Составить свой опросный лист для школьной переписи;
- Провести школьную мини-перепись;
- Собрать и проанализировать полученные результаты;
- Сделать выводы по выполненной работе.
Объект исследования: учащиеся и сотрудники школы.
Предмет исследования: социально-демографическая ситуация в школе и стране.
Методы ислледования:
сравнительный анализ литературы;
метод анкетирования;
статистический;
Введение
Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной её части. Первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. В переписях населения изучаются следующие вопросы:
- численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам населения, миграция населения;
- структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;
- структура населения по национальной принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству;
- распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства, по занятиям и положению в занятии;
- социальная характеристика населения;
- рождаемость;
- жилищные условия населения.
Перепись- это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено сколько нас и как мы живём. Перепись даёт информацию о численности и структуре населения, его распределении по территории России, национальном, языковом составе, знакомит с социально-экономическими характеристиками. В России перепись населения проводится один раз в 10 лет. Последняя перепись в России проводилась в октябре 2010 года.
История переписи
Потребность учета населения возникла в глубокой древности. Она была связана с политическими, хозяйственными и военными нуждами древних государств и вызывалась необходимостью иметь сведения о численности населения способного платить налоги, быть призванными в армию. Имеются сведения об учетах населения в Египте, Вавилоне, Греции, Риме и других древних государствах. Но эти учеты были весьма примитивными и охватывали не все, а только часть населения. Например, в Древнем Египте учету не подлежали женщины, дети и рабы.
В 9-10 веках русские князья тоже проводили учет жителей при помощи сбора податей. В 13 веке монголы, захватившие русские земли, были инициаторами проведения учета домохозяйств, чтобы вычислить количество налогов, которыми они облагали занятые территории. После объединения русских княжеств вокруг Москвы вводится практика ведения писцовых книг, в которых фиксировалось количество людей, деревень, городов. Тогда налоги брались в зависимости от размера земель, принадлежащих хозяйству. Позже вводится подворовая подать, каждый двор фиксировался в специальных книгах. Регулярные переписи в России начинаются в 17 веке, они проводятся примерно раз в 30 лет. При Петре I вводится порядок проведения государственных ревизий, в ходе которых каждые 20 лет подсчитывалось количество мужчин в стране.
Первая всеобщая перепись населения России, в которой считали женщин и детей, прошла только 1897 году. Особая заслуга в ее подготовке и проведении принадлежит знаменитому русскому географу и статистику Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому. Эта перепись проводилась сразу по трем основаниям и позволила наиболее полно оценить численность населения. Людей не только считали, но и относили к разным категориям, задавая 14 различных вопросов. Обработка данных переписи и публикация результатов заняли несколько лет.
По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года численность населения Российской империи составляла 124,6 млн.человек, Якутии - , Олекминского округа составляла 35 131 человек.
В общей сложности в России проводились 10 масштабных переписей населения: в 1897г, 1926 г. – Первая Всесоюзная перепись населения, в 1937г. – Вторая Всесоюзная перепись населения, в 1939г., в 1959г., в 1970г., в 1979г. в 1989г., в 2002г., в 2010г.
Демографическая ситуация в России
Общая численность населения России на 1 января 2019 года составляет 146 780 720 человек по данным (согласно данным Росстата от 19.08.2019 "Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям"). Городское население Российской Федерации на 1 января 2019 года составляет 109 454 533 человека, сельское - 37 327 187 человек.
Также согласно предварительной оценки Росстата: за 2018 год численность населения сократилась на 93,5 тыс.человек, или на 0,06% (за 2017 год - увеличилась на 76,1 тыс.человек, или на 0,05%).
Всего в России на 1 января 2019 года мужчин – 68 097 тыс.человек, женщин – 78 684 тыс. человек. Возрастной состав населения: моложе трудоспособного возраста (дети) – 27 430 тыс.человек (19%), трудоспособного возраста – 81362 тыс.человек (55%) , старше трудоспособного возраста (пожилые) – 37 989 тыс.человек (26%).
Прибыло за 2018 год 4 911 566 человек, а выбыло 4 786 712, т.е. миграционная прирост составляет 125 854 человек,
Демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия)
Численность населения в республике Саха (Якутия) на 1 января 2019 года составляет 967 009 человек. В Олекминском районе – 24701 человек. Естественный прирост составляет 5619 человек. Количество родившихся – 13191 человек, умерших – 7572 человек.
Городское население составляет 66%, а сельское – 34%.
Мужчин 48,5%, женщин – 51,5%. Возрастной состав населения: моложе трудоспособного возраста (дети) – 239,8 тыс.человек (25%), трудоспособного возраста – 560,2 тыс.человек (58%), старше трудоспособного возраста (пожилые) – 164,3 тыс. человек (17%).
Прибыло всего 42338 человек, а выбыло 45278 человек, миграционная убыль составляет – 2940 человек.
Практическая часть
Социально-демографическая ситуация в МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» Олекминского района
На 1 сентября 2019 года в школе обучается 121 обучающихся. Для проведения школьной переписи мы составили Переписной лист с 10 вопросами и провели анкетирование обучающихся школы. Всего было опрошено 60 учащихся 5-11 классов.
Численность населения нашей школы складывается из численности обучающихся (121 человек), численности педагогических работников (23человек) и обслуживающего персонала (18 человек). Всего численность школы составляет 162 человек.
Численность населения на 1 января 2019 года
Россия | Республика Саха (Якутия) | Олекминский район | 1-Нерюктяйинская СОШ |
146 780 720 чел. | 967 009 человек | 24 701 человек | 162 человек |
Для того, чтобы проследить изменения численного состава обучающихся нашей школы, я провела анализ ежегодных статистических отчетов ОО-1. Мне было интересно выяснить, как менялась динамика численности обучающихся школы за последние 10 лет.
Уч.год | Всего обуч-ся На 01.09. | Мальчиков | Девочек | 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы |
2010-2011 | 209 | 116 | 93 | 65 | 115 | 29 |
2011-2012 | 199 | 110 | 89 | 69 | 104 | 26 |
2012-2013 | 189 | 105 | 84 | 62 | 88 | 39 |
2013-2014 | 180 | 95 | 85 | 57 | 84 | 39 |
2014-2015 | 148 | 76 | 72 | 55 | 69 | 24 |
2015-2016 | 146 | 75 | 71 | 58 | 68 | 20 |
2016-2017 | 146 | | | 66 | 59 | 21 |
2017-2018 | 144 | 67 | 77 | 63 | 61 | 20 |
2018-2019 | 137 | 61 | 76 | 61 | 56 | 20 |
2019-2020 | 121 | 52 | 69 | 57 | 46 | 18 |
Численность обучающихся МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина» сокращается, за 10 лет численность сократилась на 88 человек (с 209 до 121 человек).
Половой состав населения
| Россия | Якутия | Олекминский район | 1-Нерюктяйинская СОШ |
Процент женщин | 53,7% | 51,5% | 51% | 57% |
Процент мужчин | 46,3% | 48,5% | 49% | 43% |
Показатели школы по половому составу зеркально отражают общие показатели по России и республике: в школе больше девочек (57%), чем мальчиков (43%). Среди сотрудников школы также преобладают женщины - 28 женщин (68%) и 13 мужчин (32%).
Возрастной состав
Учитывая тот факт, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети от 7 до 17 лет, то средний возраст довольно молодой - 11,2 лет. Средний возраст среди сотрудников - 43 года. Интересна информация относительно минимального и максимального возраста. Самый молодой среди обучающихся является – К.Аэлита 05.11.2012 г.р., ее возраст при поступлении в 1 класс был 6 лет и 9 месяцев, а самая взрослая – К.Розалия, 16.01.2002 г.р., ей 17 лет и 11 месяцев. Среди педагогических сотрудников самый молодой – Давыдов Д.Н., 03.05.1996 г.р., ему 23 года 6 месяцев, самому старшему сотруднику - 64 года.
Национальный состав
По данным переписи населения России (2010г), в стране численно преобладают русские (80,9%), на втором месте по численности находятся татары (3,87%), на третьем – украинцы (1,4%), армяне составляют 0,86%. В Якутии преобладают якуты – 49%, русские 37%; в Олекминском районе преобладают русские – 45,6%, якуты составляют 42,6%. В нашей школе обучаются в основном дети якуты, они составляют 92%, русские-7%, эвенки – 1%.
Россия (по переписи 2010г.) | РС (Я) (по переписи 2010 г.) | Олекминский район (перепись 2010г.) | 1-Нерюктяйинская СОШ (на 1 сентября 2019г.) | ||||
русские | 80,9% | русские | 37% | русские | 45,6% | русские | 7% |
татары | 3,87% | якуты | 49% | якуты | 42,6% | якуты | 92% |
украинцы | 1,4% | эвенки | 2% | эвенки | 4,6% | эвенки | 1% |
армяне | 0,86% | татары | 0,8% | татары | 1,7% | | |
другие | 12,97% | | | | | | |
Миграции
Почти все школьники из нашей школы родились в с.1-Нерюктяйинск. Только 1 ученица из опрошенных родилась в другом населенном пункте.
Также я проанализировала данные за 9 лет выбывших и прибывших обучающихся.
Уч.год | Прибыли | Выбыли | Выпуск 11кл | Прием 1 кл. | Общий естественный прирост |
2011-2012 | 7 | 6 | 10 | 19 | 9 |
2012-2013 | 3 | 8 | 16 | 11 | -5 |
2013-2014 | 7 | 11 | 24 | 21 | -3 |
2014-2015 | 15 | 10 | 14 | 15 | 1 |
2015-2016 | 9 | 9 | 9 | 20 | 11 |
2016-2017 | 10 | 9 | 12 | 16 | 4 |
2017-2018 | 2 | 4 | 10 | 18 | 8 |
2018-2019 | 0 | 3 | 7 | 15 | 8 |
2019-2020 | | | 8 | 15 | 7 |
Кроме выпускников и первоклассников (естественное движение), ежегодно в школе происходит и механическое движение приезжающих и выезжающих учеников. Общий естественный прирост мы определили как разницу между выбывшими выпускниками школы и поступившими в школу первоклассниками. Самый низкий уровень естественного прироста наблюдался в 2012-2013 учебном году (-5). С 2015-2016 учебного года наблюдается превышение первоклассников над выпускниками 11 класса. Это можно объяснить тем, что рождаемость в последние года немного повышается в связи с проводимой в стране демографической политикой.
Численность обучающихся в школе сокращается и за счет оттока девятиклассников. За последние 5 лет после 9 класса поступили в различные учреждения среднего профессионального образования 15 учеников. Также в последние годы наблюдается отток учеников в городские школы, РГ «Эврика». При этом, материальная база нашей школы ничем не уступает городским школам, по некоторым показателям даже лучше.
Социальный статус семей
Интересна информация о количестве детей в семьях, где воспитываются наши ученики. Известно, что этот показатель говорит о естественном приросте населения. Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В нашей школе 29 многодетных семей, неполных семей - 20 .
В сравнении с общероссийскими и республиканскими показателями ситуация по многодетным семьям у нас в школе лучше. У 60% опрошенных обучающихся 5-11 классов семьи имеют по 3 и 4 ребенка. 69% обучающихся из многодетных семей (от 3 до 8 детей). Самой большой семьей в школе является семья, имеющая 8 детей.
Количество детей в семьях, %
С помощью анкеты я также определила профессии родителей наших обучающихся 5-11 классов. Из 102 родителей опрошенных обучающихся 26,5% нигде не работают, т.е. безработные. Заняты в образовании 14% родителей, в здравоохранении – 4%, в пожарной службе – 4%, работают водителями 7%. Также 7% родителей являются пенсионерами.
Имена
Самыми распространенными именами в школе среди девочек являются Анастасия (7 человек) и Кристина (4 человека), Светлана (3 человека), Нарыйаана (3 человека). А среди мальчиков – Александр, Артем, Антон, Алексей, Максим (по 3 ученика).
Принадлежность к определенной национальности можно определить по имени. Среди обучающихся нашей школы якутские имена имеют 18 человек: Сандара, Уйгууна, Айыллаана, Нарыйаана, Нюргуяна, Туйара, Дайаана, Саргылана, Мичил, Айтал, Сайан, Нюргун, Айал. Самое популярное якутское женское имя – Нарыйаана (3 человека).
Интересы учеников
Наш переписной лист помог мне узнать о школьной жизни учеников: какие у них любимые предметы, что им нравится делать в свободное время, кем бы они хотели стать в будущем, где отдыхают летом.
В тройку лидеров любимых предметов среди обучающихся школы входят: физкультура, математика, английский язык. Ученики 5-7 классов больше любят предметы физкультура, математика, ИЗО, английский язык, а среди учеников постарше лидируют физкультура, ОБЖ и английский язык.
Любимые предметы учеников, %
Среди увлечений самыми популярными являются: игры на свежем воздухе, рисование, чтение книг, игра на телефоне. Любят читать книги только 15% опрошенных.
Среди 60 опрошенных учеников не определились с будущей профессией 23 ученика, т.е. 38%. Огорчает, что и среди 11-классников есть ученики, которые не знают свою будущую профессию. Ученики школы хотят стать врачами, спортсменами, полицейскими, поварами, артистами и др. Среди указанных учениками профессий встречаются и такие редкие как палеонтолог, визажист, блогер, психиатр.
Выводы:
Данная исследовательская работа помогла мне увидеть демографические проблемы в МБОУ «1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И. Идельгина», соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в нашей стране и республике. Данный вид работы для меня новый, поэтому было очень интересно и познавательно. Я научилась составлять анкеты, проводить социологические опросы, систематизировать и обрабатывать собранную информацию, оформлять ее в виде графиков и диаграмм. Я поняла насколько трудоемка, сложна и ответственна работа переписчиков и статистиков.
На основе полученной информации о количественном и качественном составе нашей школы я пришла к следующим выводам:
- за последние 10 лет наблюдается тенденция сокращения численности обучающихся нашей школы, как и по всей России и Республике Саха (Якутия).
- в школе обучается больше девочек, чем мальчиков, среди сотрудников также преобладают женщины.
- по национальному составу преобладают якуты - 92%, т.е в основном в школе обучается коренное население.
- в школе достаточное количество многодетных семей, что говорит об эффективной демографической политике в стране.
- в тройку лидеров любимых предметов среди обучающихся школы входят: физкультура, математика, английский язык.
- среди увлечений самыми популярными являются: игры на свежем воздухе, рисование, чтение книг, игра на телефоне. Любят читать книги только 15% опрошенных.
- ученики нашей школы хотят стать полицейскими, врачами, спортсменами, поварами, учителями, артистами. Среди 60 опрошенных учеников не определились с будущей профессией 23 ученика, т.е. 38%.
- гипотеза в результате исследования подтвердилась: демографические процессы, происходящие в России, республике зеркально отражаются на демографической ситуации в нашей школе.
Использованная литература
Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В. География. География России. Природа и население. Учебник 8 кл. М.: Дрофа, 2018.
Интернет ресурсы: Сайт Федеральной службы государственной статистики.
Программа обучения учащихся общеобразовательных школ по вопросам Всероссийской переписи населения. Якутск 2002.