Социальный проект «Школьная служба медиации»

8
1
Материал опубликован 11 November 2015 в группе

Региональный конкурс

социальных проектов профилактической направленности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ляховская средняя общеобразовательная школа»

с. Ляхи Меленковского района Владимирской области
 

Социальный проект

«Школьная служба медиации»


 

Авторы проекта: Педагог -психолог Скалина С.Ю.

Заместитель директора по ВР

Лазарава М.Л.

2014 год


 

Содержание.

Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба медиации……………………………………………………………….. 3

Правовая основа организации служб школьной медиации 
в образовательных организациях……………………………………… 5

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»…... 6

План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба медиации» на 2014-2017 г.г. ……………………………………………7

Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»………………………………………………………………..10

Показатели результативности проекта………………………………....10

Жизнеспособность проекта……………………………………………..10

Ресурсное обеспечение………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………….13

Приложения.


Проект «Школьная служба медиации».

Социально значимые проблемы, на решение которых направлен проект «Школьная служба медиации».

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий 
до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 г., 
в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты 
их интересов.

Развитие школьной службы медиации обусловлена следующими причинами:

  • социальное напряжение, озлобленность и конфликтность в обществе, обострению межнациональных отношений;
  • усиление миграционных процессов, обострение межнациональных и межконфессиональных проблем;
  • необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог;
  • ослабление роли семьи как фундаментального общественного института и возложение этой роли на образовательные учреждения;
  • асоциальные проявления в обществе: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения;
  • переход на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы 
  • с детьми, где хорошо развиты службы медиации и др.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие службы школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной 
из приоритетных задач в области  современного воспитания и образования.

Цель проекта: Создание школьной службы медиации, обеспечивающей защиту прав детей и создающую условия 
для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты 
их интересов, в соответствии со спецификой МБОУ «Ляховская СОШ».

Задачи проекта:

Создать рабочую группу для создания службы медиации.

Разработать методологические и правовые основы и рабочие материалы для функционирования школьной службы медиации.

Развить межведомственное взаимодействие и налаживание информационного обмена по вопросам организации программ примирения по району.

Создание инфраструктуры, необходимой для организации программ примирения.

Организовать рекламную кампанию по осведомленности всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

Выявить типологию конфликтных ситуаций в ОУ.

Организовать тренинги школьных команд по освоению техник переговоров.

Участники проекта.

Участниками проекта являются:

- рабочая группа для создания службы примирения;

- инициативная группа из добровольцев (родителей, педагогов, учеников 8-11 классов и других специалистов).

 

Правовая основа организации служб школьной медиации 
в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федераци».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании 
в Российской Федерации».

Конвенция о правах ребенка.

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

 

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ 
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников 
в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения 
по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного  разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Задачи службы примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

- при конфликте снизить административные, карательные воздействия взрослых, а также силовые воздействия и манипуляции подростков и перевести их в конструктивную коммуникацию;

- реализовать совместную (детей и взрослых) деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления, переустраивающей существующий тип управления;

- строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям, как справедливость и ответственность;

- дать возможность существующим в школе сообществам (взрослых и детей, «лохов» и «авторитетов», отличников и «ботаников», богатых и бедных и пр.) понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений.

Основные принципы медиации. []

Добровольность участия сторон

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность медиатора

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

Самостоятельность служб примирения

Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

 

План основных мероприятий в рамках проекта «Школьная служба медиации» на 2014-2017 г.г.

мероприятия

сроки

ответственные

ожидаемые результаты

1

Создание рабочей группы по созданию службы мотивации.

Апрель 2014 г.

Администрация ОУ

Функциональная рабочая группа, готовая к созданию школьной службы медиации

2

Изучение теоретических, методологических и правовых аспектов о медиации.

Апрель 2014 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Необходимая для создания фундаментальная основа для создания службы

3

Составление нормативно-правовой базы для создания службы.

Апрель

2014г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации

Набор необходимой документации, необходимой для эффективного функционирования службы.

4

Создание межведомственных взаимодействий для эффективного функционирования службы.

Апрель, май

2014 г.

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Эффективное межведомственное взаимодействие при создании и функционировании службы.

5

Создание инфраструктуры, для проведения программ примирения.

Май, июнь

2014

Рабочая группа по созданию школьной службы медиации, администрация

Готовая, рабочая инфраструктура (руководитель и участники службы), позволяющая проводить программы примирения.

6

Организация рекламной кампании по осведомлению всех категорий ОУ о возможностях программ примирения, популяризация медиации как механизма разрешения конфликтных ситуаций.

В течение всего времени реализации проекта

Руководитель школьной службы медиации, рабочая группа

Просвещение участников ОУ через школьный сайт, специализированные стенды, акции, круглые столы, буклеты и т.д.

7

Выявление специфики конфликтов ОУ

2014-2015 уч.г.

Руководитель и модераторы школьной службы медиации

Прогноз проведения программ примирения, учитывая полученные в ходе мониторинга результатов.

8

Проведение тренингов школьных команд по освоению техник переговоров.

2014-2017 г.г.

Руководитель службы

Подготовленные кадры для проведения программ примирения

9

Проведение программ примирения

2014-2017 г.г.

Руководитель и модераторы

Решение возникающих конфликтов на начальной стадии

10

Анализ результатов создания и функционирования службы

Май 2017г.

Руководитель и модераторы службы

Отчет о результатах работы.

 

Возможные риски при реализации проекта «Школьная служба медиации»

Недостаточная поддержка администрацией и участниками образовательного процесса.

Недостаточное финансирование.

Недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.

Показатели результативности проекта.

Снижение конфликтных ситуаций, обсуждаемых на школьных советах и т.д.

Эффективно проведенные программы примирения.

Постоянное активное функционирование службы.

Жизнеспособность проекта.

Дальнейшую жизнеспособность проекта мы видим в постоянном и активном функционирование школьной службы медиации. При реализации проекта с положительными результатами эта задача решаема.

Ресурсное обеспечение

Временные ресурсы (сроки реализации) – апрель 2014-май 2017года.

Материально-финансовые ресурсы:

- оборудование: оргтехника, звукоусиливающая аппаратура, видеопроектор, ноутбук и экран;

- аренда помещения – аудиторный фонд МБОУ «Ляховская СОШ»;

- расходы на мероприятие в рамках проекта: спонсорские средства, бюджетные средства МБОУ «Ляховская СОШ».


 

Выделенные средства из бюджетных средств

МБОУ «Ляховская СОШ»

п/п

Статья расходов

Всего (руб.)

 

Канцелярские товары

1 000-00

 

Разработка и изготовление раздаточного материала

500-00

 

Стимулирование руководителя службы (ежемесячно)

На усмотрение руководителя ОУ

 

ИТОГО:

От 1500


 

Спонсорская поддержка

п/п

Статья расходов

Вклад в участие

1.

Участники проекта

Фото и видио техника

2.

Администрация ОУ

Аудитория, оргтехника

3.

Психологическая служба района

Проведение тренингов для модераторов

4.

Комитет по проблемам семьи и молодежи Меленковского района

Информационная пооддержка

 


Литература.

  1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 2012.
  2. Коновалова О.В. Организация деятельности школьных служб примирения в образовательных учреждениях Пензенской области. Сборник материалов. Пенза 2013.
  3. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.
  4. http://www.671601.ru/index.php/proekt-mediatsiya-v-dejstvii/o-proekte/73-projectinfo
  5. http://irkmediator.ru/projects/proekt-put-k-soglasiyu-mediaciya-kak-innovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva
  6. http://www.8-926-145-87-01.ru/
  7. http://mediators.ru/rus/course/school/
  8. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Более подробно можно посмотреть на моем диске

11 November 2015