12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
И181
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

​​​​​​​Пояснительная записка

В современном мире Россия сталкивается с неприятием, агрессивным отношением со стороны многих государств. Страна живет в системе санкций, завышенных требований, рассвета террористических акций. В этой связи для России, российских граждан важно объединиться, сплотиться для защиты национальных ценностей. Это территориальная целостность и неделимость, политическая независимость, духовно-нравственная культура, самобытность.

В настоящее время ощущается спад патриотических настроений, проявлений гуманизма, толерантности по отношению к другим людям, готовности встать на защиту Родины. Государственный праздник “День народного единства” – еще важный аспект для сплочения, консолидации общества, осознание на примере народного ополчения 1612 г., что победить, выжить, выстоять можно, объединив усилия всего народа.

Сохраняя культуру, исторические традиции, ценности – мы воспитываем настоящее и укрепляем будущее. Не нужно забывать, что русский народ 17 века был религиозен, верил в высшие духовные силы и небесную защиту. Именно поэтому народные ополченцы 3 дня постились и молились перед взятием Москвы. Именно поэтому, Дмитрий Пожарский вошел в Москву с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. По велению царя Алексея Михайловича в 1649 г. Отмечается день рождения этой иконы. И это для России является символом. Объединив чистые помыслы, обретя надежду и веру, русский народ победил польских интервентов, очистил родную землю от иноземцев-завоевателей.

Сравнительно недавно появился праздник День народного единства, о котором плохо знают родители и совсем не знают дети. Возникла необходимость создания методической разработки, где в интересной, доступной форме будет рассказано об исторических событиях 17 века, послужившим созданием государственного праздника в Российской Федерации. Мероприятие проводится накануне праздника День народного единства и является одним из многочисленных мероприятий в рамках реализации авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Родина в сердце».

В основе реализации разработки лежит системно-деятельностный подход, который позволяет детям быть активными участниками мероприятия, окунуться и прочувствовать атмосферу далеких исторических событий. Учащимся предлагается выучить текст о ходе исторических событий и его рассказать. Конечно, учитель, может, по ходу проведения мероприятия, добавлять, уточнять происходящие события, но ведущая роль отводится детям. Методика работы с детьми строится с учетом возрастных особенностей, личностных характеристик обучающихся, познавательных интересов, культурных региональных традиций.

В методической разработке реализованы воспитательные возможности разных видов деятельности обучающихся: познавательной, спортивной, художественной, музыкальной. Реализуемая разработка является актуальной и практически значимой.

Цель проведения: интересным и доступным путем рассказать о празднике «День народного единства», формировать в детях гражданские и патриотические качества личности.

Задачи:

- Познакомить с борьбой русского народа с польскими захватчиками в 17 веке путем активного привлечения учащихся в мероприятии;

- Формировать уважительное отношение к защитникам Отечества, осознавать государственный праздник – День народного единства – как память о сплочении и консолидации русского народа;

- Способствовать познавательной и творческой активности, проявлению качеств истинного патриота – гуманность, порядочность, мужество, доброта, человечности, сострадание, потребность активного участия в созидательном процессе;

- Воспитывать российскую гражданскую идентичность, развивать навыки межличностного и коллективного взаимодействия;

- Осознавать личную ответственность за происходящее в стране;

- Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, эстетический вкус;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, людям;

- Побуждать к объективному оцениванию результатов своей деятельности и к деятельности одноклассников;

- Использовать разнообразные формы, методы, технологии образования для погружения в исторические события.

Класс: 3. Возраст обучающихся – 9-10 лет.

Методы: доверие, убеждение, приучение, упражнение, пример, рассказ, беседа, самостоятельные выводы и обобщения учащихся, наглядность, поручение (выполнение рисунков), поощрение в форме одобрения, похвалы, благодарности.

Разработка реализуется при помощи следующих форм:

- музыкально-танцевальная композиция;

- спортивные игры-состязания;

- конкурсы, викторины по патриотической тематике;

- интерактивные игры, дискуссии;

- использование стихов, плакатов, рисунков, сочинений, фотографий;

- просмотр фотографий, презентаций с последующим обсуждением;

- выставка книг;

- раскрашивание иллюстрации, творческая мастерская.

Используемые образовательные технологии: технология продуктивного чтения, ИКТ, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, рефлексивные технологии.

Оборудование. Классная комната украшена разноцветными шарами; плакатами, на которых изображены люди разных национальностей, плакаты с российской символикой, изображение Казанской иконы Божией Матери, изображение скульптуры народных героев – Минина и Пожарского; рисунки и фотографии городов, разных природных зон РФ. Плакат: “Сила России – в единстве народа”, который находится посередине доски; слайд-шоу «В благодарной памяти Отечества».

Планируемые результаты мероприятия:

Дети проявляют интерес к историческим событиям страны, к проявлению гражданских, патриотических качеств со стороны граждан.

Эмоционально реагируют на окружающую действительность: сочувствуют, сопереживают, испытывают гордость за некоторых сограждан.

Осознают значимость сплочения, объединения людей при наступившей опасности, понимание значения «самопожертвования» ради спасения Родины.

Совершенствование навыков художественно-эстетических качеств, приобщение к культурному наследию Российского государства.

Применение русских народных игр-забав для формирования выносливости, силы, мужества.

Установление причинно-следственных связей, формулирование выводов в результате совместной работе (в паре, в группе, коллективно).

Знают исторические события 17 века, роль Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, значение помощи народа, объединения, сплочения.

Знают Казанскую икону Божией Матери, понимают ее роль в жизни русского народа.

Оформление выставки рисунков, фотографий детей с изображением природы, городов Российской Федерации.

Сценарий проведения мероприятия

Музыкально-танцевальная композиция

Звучит отрывок из песни: “Священная война” (Слова: В. Лебедев-Кумач, музыка: А. Александров). Несколько учащихся, в руках которых ленты: красного, белого, черного цветов, выполняют танцевальные движения.

Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!

Пусть ярость благородная вскипает, как волна!

Идёт война народная! Священная война!

Дадим отпор душителям всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям, мучителям людей!

Пусть ярость благородная вскипает, как волна!

Идёт война народная, священная война!

Не смеют крылья чёрные над Родиной летать,

Поля её просторные не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная вскипает, как волна!

Идёт война народная, священная война!

После исполнения танцевальной композиции, учитель задает вопросы:

- К каким действиям призывает народ?

- Как называют войну, когда в ней участвуют все люди разных вероисповеданий и национальностей?

- Какие события должны происходить, чтобы люди, не жалея себя, своих семей, встают с оружием? (Угрожает опасность, приходят враги).

- Что они хотят? (Убивать, грабить, уничтожать весь народ).

- Кого называют фашистами? (Людей, которым ненавистны люди другой национальности, других взглядов, убеждений. Они решают вопросы насильственным путем).

Учитель. - Правильно. И вот против “черной силы”, насильников, грабителей выступает народ. Если весь народ выступает, то это священная война.

Подготовительная беседа для сообщения темы классного часа

Учитель: - О каком государственном празднике пойдет сегодня речь? (День народного единства)

- Когда принять его отмечать? (4 ноября)

- Что вы можете рассказать об этом празднике?

Выступление подготовленных учащихся (заранее выучивших текст наизусть) о событиях Смутного времени 17 века

1 ученик. Историки назвали конец 16 - начало 17 веков Смутным временем (Смутой). Это был период народных бедствий: голод, мятежи, гражданская война, вторжение огромного количества поляков и литовцев. Россия была на краю гибели.

2 ученик. В 1605 году к власти пришел Лжедмитрий I. Ради престола русского, обещал отдать (подарить) Польше Северскую и Смоленскую земли, города Новгород и Псков отдать будущей польской жене.

3 ученик. В 1606 году самозванец Лжедмитрий I был убит. Царем стал Василий Иванович Шуйский. “Это был пожилой боярин небольшого роста, подслеповатый, человек хитрый, донельзя изолгавшийся”. Летом 1609 года его насильно постригли в монахи и отстранили от престола.

4 ученик. Весной 1607 г. Появился Лжедмитрий II, а с ним на русские земли вторглось бесчисленное количество литовцев и поляков, которые разоряли города. 1 народное ополчение не смогло освободить Москву от чужеземцев. Москва сгорела. Патриарх Гермоген взят под арест.

5 ученик. Именно в этот 1612 год у русских людей появляется высокий патриотический дух. В Нижний Новгород привезли грамоту от патриарха Гермогена. В ней он призывал: “собраться с поволожскими окольными городами, встать на врагов русского народа”.

6 ученик. Нижегородцы решили образовать ополчение. Нужны были деньги. Кузьма Минин произвел оценку имущества и определил часть, которая должна была пойти на ополчение. Собирали “третью деньгу”, то есть третью часть от своего имущества. К нижегородцам присоединились другие города.

7 ученик. В начале 1612 года из Нижнего Новгорода выступило ополчение под командованием Дмитрия Пожарского, который выделялся среди других военных справедливостью, честностью, преданностью к государю, своему Отечеству.

8 ученик. По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника - князя Романа Петровича Пожарского. Он разбил поляков, освободил город. В Ярославле князь Дмитрий Пожарский чуть не был убит от наемных убийц.

Учитель. - Предлагаю наш рассказ прервать на время и поиграть. На Руси любили игры-состязания.

Проведение игр-состязаний для учащихся всего класса

А) “Перетягивание каната”

Класс делится на 2 команды. По свистку каждая команда тянет канат. Побеждает та команда, которая сумеет перетянуть на свою сторону большую часть каната.

Б) “Метко в цель”

2 команды встают в 2 шеренги на расстоянии 10 метров. По сигналу, участники бросают по 3 дротика в мишень. При равном попадании в мишень игра повторяется.

Выступление подготовленных учащихся о событиях 1612 года

Учитель: - Продолжим рассказ о событиях, которые нас привели к Победе.

1 ученик. 28 июля 1612 года народное ополчение выступило из Ярославля в Москву. 14 августа они находились у стен Троице Сергиево монастыря. С 21 по 24 августа шло ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича.

2 ученик. 2 месяца продолжались тяжелые бои ополченцев с засевшими в Москве поляками. Надо сказать, что когда русские войска готовились к штурму Москвы, они 3 дня постились и молились перед чудотворной иконой.

3 ученик. 22 октября (1 ноября) 1612 года участники народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Пожарский вступил в город с Казанской иконой Божией Матери, которая олицетворяет защиту и помощь в Победе.

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Учитель. - Предлагаю выполнить роспись копии Казанской иконы Божией Матери. Для этого возьмите черно-белую копию Богородицы с младенцем и положите перед собой.

- Расскажите, с каких мыслей вы начнете работу. (Нужно определить какие цвета использовать, какие краски нужно смешивать для получения нужного цвета, какие кисточки лучше использовать в работе).

- Чтобы роспись иконы получилась, и вы осуществили свой замысел, какие качества характера вам помогут? (Старание, аккуратность, внимательность, трудолюбие).

- Приступайте к росписи иконы.

После выполнения работы, учитель задает несколько вопросов.

Учитель. - Понравилось ли вам выполнять работу? Почему? Имеет ли ценность ваша работа? Какую? Как копию иконы вы будете использовать в повседневной жизни?

Выступление подготовленных учащихся о событиях 1612 года

4 ученик. Дмитрий Пожарский поклялся построить храм в память об этой победе. 23 октября (2 ноября) команда гарнизона интервентов подписала капитуляцию.

5 ученик. 24 октября (3 ноября) гарнизон сдался. В 1630 году на Красной площади был построен Казанский собор на средства Дмитрия Пожарского. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (Ныне 4 ноября).

6 ученик. В память избавления Москвы от поляков в 1612 году сохраняется в православном и народном календаре доныне.

4 Ноября - государственный праздник. Этот день знаменуется как образец мужества, героизма, самоотверженности и сплоченности всего российского народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Демонстрация слайд-шоу “В благодарной памяти Отечества”, в котором представлены фотографии памятников, посвященные Минину и Пожарскому.

1817 г. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Автор: И.П. Мартос.

1828 г. Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижегородском Кремле

1950 г. У стен Спасо-Ефимьева монастыря памятник Пожарскому в Суздале. Автор бюста: З.Н. Азгур.

7 ноября 1943 г. В Нижнем Новгороде памятник Кузьме Минину на площади Минина. Автор: скульптор Александр Колобов. В 1989 г. Памятник перевезли в Балахну.

Заключительный диалог с учащимися

Учитель. - Вот такая тяжелая история сопутствовала этому празднику. В декабре 2004 года президент РФ В.В. Путин подписал закон о праздновании Дня Народного Единства, который отмечается с 2005 года.

- Давайте вспомним исторический урок, который вынесли мы, после этих событий.

Ученики (читают хором): Пока мы едины - мы непобедимы!

Рефлексия

Учитель. - Есть ли моменты, из нашей сегодняшней встречи, которые вам хотелось бы узнать поподробнее, в большем объеме? Что вам понравилось? Какую информацию вам было трудно воспринимать? Почему? Как можно узнать дополнительно о происходящих исторических событиях? (Провести классный час, найти дополнительную информацию в разных источниках).

- Я благодарю вас за сотрудничество, помощь. Особую благодарность выражаю детям, которые специально готовились к классному часу, изучили исторический материал и очень достойно рассказали его вам.

Включение аудиозаписи песни: “Это наш край - это Россия” в исполнении ансамбля Криница, выполнение детьми танцевальных движений, выученных заранее.


Список используемых источников:

http://zdorov-e.ucoz.ru/publ/vospitanie/programma_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitanija_rodina_v_serdce_kak_strategija_uspeshnoj_socializacii_uchashhikhsja/13-1-0-40

https://for-teacher.ru/edu/istoriya/doc-xyayz2v.html

https://www.culture.ru/poems/48263/svyashennaya-voina

Под ред. Степанова Е. Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М., 2005 – 160 с.

Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 2000 – 34 с.



11


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.