Историческая справка о промысле
«Обвинская роспись»
Название промысла |
Обвинская роспись Выставка в Ильинском краеведческом музее |
Место (-а) его зарождения, распространения |
Прикамье XIX – начала XX. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам, учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия. |
Год и автор (-ы) наиболее известных образцов ДПИ |
Имена мастеров практически не сохранились. Совсем недавно стали известны имена мастеров Обвинских прялок – Павел Деменев и Андрей Теплоухов. Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. с. Тис |
Краткая история изучения промысла |
В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами. Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка – звезды. Широкое распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения. Современный эскиз с обвинской розой В 1870-1900-е годы, вследствие роста промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и растительных узоров. Поздние обвинские росписи начала XX столетия становятся еще более яркими, появляется новый мотив – так называемой «кудрявой веточки». |
Современное состояние промысла |
В целом обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской росписью имеются в фондах Ильинского и Пермского краевого краеведческого музеев, Пермской государственной художественной галереи. В последние годы на основе традиционной росписи идёт её возрождение, применяются новые приёмы. Вещь для росписи грунтуют столярным клеем и расписывают гуашевыми красками, затем закрепляют лаком, что существенным образом сказывается на популяризации промысла. |
Источник информации |
Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья)., Из содерж.: Русские росписи Прикамья. С. 9-39. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-10.htm http://www.kajuta.net/node/2796 |