Историческая справка о промысле «Обвинская роспись»

4
0
Материал опубликован 9 January 2018 в группе

Историческая справка о промысле

«Обвинская роспись»

Название промысла

Обвинская роспись

Выставка в Ильинском краеведческом музее

Место (-а) его зарождения, распространения

Прикамье XIX – начала XX. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам, учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.

Год и автор (-ы) наиболее известных образцов ДПИ

Имена мастеров практически не сохранились. Совсем недавно стали известны имена мастеров Обвинских прялок – Павел Деменев и Андрей Теплоухов.

Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. с. Тис

Краткая история изучения промысла

В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.

Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка – звезды. Широкое распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения.

Современный эскиз с обвинской розой

В 1870-1900-е годы, вследствие роста промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и растительных узоров.

Поздние обвинские росписи начала XX столетия становятся еще более яркими, появляется новый мотив – так называемой «кудрявой веточки».

Современное состояние промысла

В целом обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской росписью имеются в фондах Ильинского и Пермского краевого краеведческого музеев, Пермской государственной художественной галереи.

В последние годы на основе традиционной росписи идёт её возрождение, применяются новые приёмы. Вещь для росписи грунтуют столярным клеем и расписывают гуашевыми красками, затем закрепляют лаком, что существенным образом сказывается на популяризации промысла.

Источник информации

Народная роспись по дереву / авт.-сост В. А. Барадулин. Пермь: Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья)., Из содерж.: Русские росписи Прикамья. С. 9-39.

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-10.htm

http://www.kajuta.net/node/2796

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.