12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Янина Лыкус203
Работаю в дополнительном образовании более 17 лет. В повседневной жизни и в профессиональной деятельности люблю движение вперед, познавать все новое, учится у других.
Россия, Крым респ., Евпатория

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В г. ЕВПАТОРИЯ

Лыкус Янина

 

Туризм - это вид деятельности, который формирует активную жизненную позицию, неравнодушное отношение ко всему окружающему миру, воспитывает лучшие человеческие качества, развивает физически.

Туризм – как одна из форм познавательной и активной деятельности способствует формированию потребности у человека к дальнейшему совершенствованию морально - волевых, физических, интеллектуальных способностей, а также популяризации здорового образа жизни.

Цель работы: исследование основ становления и особенностей развития туристического движения в г. Евпатория.

Задачи:

- познакомиться с основными этапами развития туристического движения в г. Евпатория;

- познакомиться с организацией туризма для школьников города;

- изучить деятельность туристических кружков;

Занятия различными видами туристической деятельности дают возможность окунуться в мир, дающий знания об окружающей среде, попробовать свои силы в преодолении препятствий, научиться жить в природных условиях, бережному отношению и сохранению красоты родного края. Научившись любить «малую родину», ребенок с уважением будет относиться и к более значимым человеческим ценностям – патриотическому отношению к своей стране, ее прошлому и настоящему.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА I ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО

ДВИЖЕНИЯ В г.ЕВПАТОРИЯ

5

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА ДЛЯ

ШКОЛЬНИКОВ г.ЕВПАТОРИЯ

9

ГЛАВА III ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЬНОГО КЛУБА «ЮПИТЕР» ЕУВК

«ГИМНАЗИИЯ им. И.СЕЛЬВИНСКОГО»

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

20

   

Введение.

 

Человек всегда стремился к познанию окружающей среды. Познавая природу, ее особенности, появлялось стремление узнавать больше. Одним из способов познания мира является туризм.

Актуальность научно – исследовательской работы: туризм – как одна из форм познавательной и активной деятельности способствует формированию потребности у человека к дальнейшему совершенствованию морально - волевых, физических, интеллектуальных способностей, а также популяризации здорового образа жизни.

Цель научно-исследовательской работы: исследование основ становления и особенностей развития туристического движения в г. Евпатория.

Задачи:

- познакомиться с основными этапами развития туристического движения в г.Евпатория

- познакомиться с организацией туризма для школьников города;

- изучить деятельность туристических кружков;

Методы исследования:

- изучение архивных материалов;

- интервьюирование;

- наблюдение;

Земля и движение – это наши добрые воспитатели и хранители жизни и поэтому у туризма есть настоящее и есть будущее: «Туризм полезен всем, как детям, так и взрослым. Он необходим каждому человеку, ибо как сказал Гете: « Без странствований не создается ни одна индивидуальность» [6, с.27].

 

Раздел I

ИСТОРИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В г. ЕВПАТОРИЯ

В 2013 году исполнилось 50 лет организованному самодеятельному туризму Евпатории. Это не значит, что до этой даты в походы никто не ходил. Люди путешествовали всегда. Вместе и в одиночку, с определенной целью и без. Жажда увидеть прекрасное влекла людей всегда, и они совершали походы по безбрежной нашей Родине в жару и стужу, дождь и снег, общаясь с природой, впитывая ее красоту и величие, набираясь физических и духовных сил.

Безусловно, туризм как вид активного досуга и спорта, существовал задолго до своего формального возникновения.

Материалы подготовлены согласно рассказу Павла Гертрудовича Хорошко, историка, краеведа, экскурсовода, знающего о городе Евпатория практически все, с детских лет, занимающегося исследованием родного города, Крыма: «Первоначально это был пешеходный туризм, с ночевкой у костра в палатке. Почти сразу же появляется авто-пешеходный туризм. Сложилась особенность евпаторийского туризма - заброска в горы осуществлялась до г. Симферополя в последнем вагоне электрички, а затем уже добирались или троллейбусом, или автобусом. Во многом успешность Евпаторийского туризма определялась быстротой передвижения и демократичностью цен на электричку. А последний вагон в Симферополь приходил первым.

Необходимо вспомнить тех, кто, возможно раньше или одновременно, занимался туризмом. Это Виктор Борисович Анохин, участник Великой Отечественной войны, историк, заместитель директора евпаторийской школы-интерната. В 60-е годы прошлого века он заложил неповторимый стиль подготовки инструкторов пешеходного туризма и экскурсоводов-«горников». И многие воспитанники школы-интерната стали отличными туристами. К сожалению, Виктор Борисович Анохин очень рано ушел из жизни. Его супруга Мария Семеновна Свириденко - участница Великой Отечественной войны, работала директором Республиканского Детского Дома. Для своих воспитанников организовывала познавательные экскурсии и небольшие походы.

В 1963 году в евпаторийском Доме пионеров и школьников (сейчас это коммунальное заведение «Евпаторийский центр детского и юношеского творчества «Ровесник» Евпаторийского городского совета), был организован туристический кружок. Его организатором стал Г.М.Маймулов [1].

В Республиканском детском доме собралась активная команда туристов-пешеходников: Георгий Ефимович Тенин, Мастер спорта СССР по боксу; Виктор Васильевич Лисицин, Гертруд Иванович Хорошко, активный участник Великой Отечественной войны, художник и фотограф, награжден знаком «Заслуженный работник туризма Украины»; Анатолий Георгиевич Мезенцев (еще он увлекался парусным спортом, был виднейшим коллекционером). К великому сожалению, их тоже нет с нами.

Активно участвовали в спортивной жизни города и их коллеги: Леонид Петрович Глушко, Мастер спорта СССР по борьбе, награжденный знаком «Заслуженный работник АРК по спорту» и Геннадий Петрович Мироненко.

В 50-60 годы ХХ века водили школьников в туристические походы легендарные учителя средних школ № 3 и №10 (в настоящее время - МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского»).

Федор Александрович Бартеньев - участник Великой Отечественной войны, замечательный учитель математики, кавалер многих боевых наград, в мирное время за учительский труд награжден орденом «Ленина», в его честь названа улица в Евпатории.

Виктор Семенович Бельчиков - участник Великой Отечественной войны, учитель физкультуры, организатор велосипедных путешествий по степному Крыму, художник и замечательный фотохудожник.

Илья Трофимович Семочкин - участник Великой Отечественной войны, замечательный учитель географии, организатор музея географии в гимназии. Художник и фотохудожник. Очень трогательно заботился о подготовке снаряжения каждого ребенка. И ребят учил быть внимательным к каждой «мелочи» в походе. Это относилось не только к снаряжению, но вплоть до одежды, обуви. Первое путешествие для школьников всегда было реально пешеходное - от родной школы до Мамайских каменоломен, к памятнику партизанам отряда «Красные каски».

Лидия Арсентьевна Рукавишникова - учитель истории, краевед.

Отдельной строкой необходимо сказать о путешественнике, археологе практике, неутомимом экскурсоводе Рычко Эвальде Тадеушевиче, который преподает историю в гимназии им. Сельвинского и сегодня. Эвальд Тадеушевич - один из первых системных исследователей евпаторийских кяризов.

В начале 60-х годов XX века в Евпатории был популярен пешеходный туризм, зимой практиковались небольшие лыжные походы, огромный вклад внесли люди, в разное время руководившие клубом туристов: Г.М.Маймулов, Дмитрий Перепадченко, Аристокль Львович Полянкер.

Особую роль в развитии навыков скалолазанья и спелеологии сыграла водонапорная башня на территории санатория ПВО (сейчас это санаторий «Фемида»), рядом с городским парком аттракционов, говоря современным языком - первый искусственный скалодром в Крыму. Башня была заброшена, потому что в годы войны в нее врезался немецкий самолет и засел на ней. Мальчишки послевоенной поры поднимались на башню за трофеями с самолета. С этого можно начать историю скалолазания в городе Евпатории.

В конце 60-х - начале 70-х годов набирает популярность спортивное ориентирование и спелеотуризм. В это время клуб туристов возглавляет Владимир Коршунов.

В Евпатории уже две группы спелеологов: «Эллада» - под руководством Юрия Стрижака и «Е-7» - под руководством Александра Николенко. Под руководством Стрижака началась топосъемка мамайских каменоломен и их изучение.

Пешеходной группой имени знаменитого летчика дважды Героя Советского Союза Амет Хан-Султана руководил Владимир Владимирович Марченко. Его хорошо помнят в трамвайном управлении, он работал там главным энергетиком. Был одним из первых, кто изучал евпаторийские кяризы.

В 60-х - начале 70-х годов туризм превращается в массовое движение в нашем городе. На 9 мая проводятся массовые восхождение на гору Чатырдаг с водружением флага победы на мысе Эклизи-Бурун.

В 1963году Олег Яковлев изготовил первый юбилейный значок «10 лет клубу туристов».

В 1982 году клубом туристов руководит Александр Чудесенко. На этот время приходится пик развития водного туризма, зачинателем и руководителем этого вида спорта в Евпатории был Валерий Гридасов, благодаря ему евпаторийцы познакомились даже с крайними рубежами бывшего СССР.

С началом перестройки клуб возглавил Анатолий Иванович Мишанов, а в конце перестроечного периода клуб туристов временно прекратил существование.

С 2002 года в Евпатории существует отделение Федерации спортивного туризма Крыма и возглавляет ее Виктор Челноков.

Евпаторийцы продолжают походы по родному Крыму и странам, находившемся в составе СССР. Небольшой, но дружный коллектив совершает пешие, водные, парусные переходы, походы выходного дня и некатегорийные походы. Клуб проводит курсы начальной туристической подготовки. Есть маршрутно-квалификационная комиссия, которая оформляет разрешительные документы на выход в горы. Совершают сплавы по крымским рекам во время сброса паводковой воды с гидроплотин.

Готовясь к юбилею, евпаторийцы сделали себе подарок, изготовив памятный значок «Евпаторийскому туристическому клубу 50 лет».

По мнению Павла Хорошко: «Туризм – это и часть спортивной жизни, и активный отдых, и, в тоже время, отдельный образ жизни, который способствует развитию активной жизненной позиции».

Раздел II

ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ г. ЕВПАТОРИЯ

Дети очень любят познавать мир, совершать экскурсии, ходить в походы.

В дореволюционное время в гимназии г. Евпатория организовывали и разрабатывали 8 – 10 общеобязательных экскурсий в год.

Организация небольших путешествий и походов для школьников в нашем городе началась еще в годы зарождения пионерского движения.

В г. Евпатория в 30-е годы прошлого столетия юные пионеры организовывали непродолжительные морские прогулки вдоль евпаторийского побережья. Ялик «Пионерия», принадлежавший Центральному дому пионеров, принимал на борт до 25 ребят. Небольшое морское путешествие под парусами было самым большим поощрением для ребят [10].

В неспокойное предвоенное время, когда на границах советской страны сгущались тучи войны, пионеры совершали военизированные походы. В начале 1941 года в школе № 3(в настоящее время - ЕУВК «Гимназия им. Сельвинского») была проведена военизированная игра. Начальником штаба был комсомолец Павел Муреи. Всем участникам были присвоены воинские звания. Отряд поднимался по тревоге с оповещением по цепочке, время сборов строго регламентировалось. Собравшись у школы, выстраивались шеренги и шли в поход на расстояние в 20 -23 км [10].

Сергей Степанович Северинов – почетный гражданин города Евпатория, один из организаторов походов для евпаторийских ребят в послевоенное время, рассказывал о том, как будучи подростком, они вместе со взрослыми ходили в походы. Проведению походов в довоенное время уделялось большое внимание. Рассказывая об этом времени евпаторийскому экскурсоводу Павлу Хорошко, он говорил: «Мне было легко, потому что, начиная с 7-го класса, ходил в походы. Я знал все тропы в Крыму и плюс хорошая физическая подготовка. Подростком, собираясь в поход, мы брали с собой продукты, а за плечом была, выстроганная из дерева винтовка с наконечником, на котором был прикреплен кусок свинца. Вес винтовки был равен весу настоящей. Передвигались только ночью. В ночь 22 июня 1941 года мы завидовали нашим сверстникам из Севастополя, увидев над городом салют. На самом деле это стреляла «зенитка». Сергей Северинов ушел на фронт добровольцем, был зачислен в пограничные войска НКВД.

Школьники города совершали походы по боевым и памятным местам Великой Отечественной войны, многодневные походы по Крымскому побережью, принимали участие в спортивных соревнованиях. И в этом большая заслуга неравнодушных учителей – энтузиастов. Павел Хорошко, историк, краевед, организатор экскурсий «Рассвет в горах», городских пешеходных экскурсионных маршрутов: « Малый Иерусалим», « Улица трех храмов» и других, поделился своими воспоминаниями: «Бывшие фронтовики собирали мальчишек - подростков и вели их по горным тропам. Вначале до Симферополя добирались на электричке, затем ехали на троллейбусе. Поднимаясь в горы, выстраивали мальчишек, так, чтобы один следовал за другим. Такие походы длились несколько дней». С глубоким уважением рассказывает Павел Гертрудович о людях, которые учили личным примером мужеству, смелости, терпению, стойкости, любви к родному краю.

Виктор Борисович Анохин вместе со своими воспитанниками совершал велосипедные экскурсии. Велосипеды в 50-60 годы можно было взять напрокат. Брали на всю группу. Ездили на раскопки древней Керкинитиды в район поселка Заозерное, осматривать дот, который сохранился после войны под Саками, Мамайские каменоломни, которые расположены в нескольких километрах от Евпатории. Виктор Борисович разработал экскурсионные рассказы по маршрутам из Евпатории на Крымское побережье и горный Крым, которые совершали туристы, приезжающие на отдых в наш город.

Маймулов Г.М. - один из первых педагогов, который объединил евпаторийских ребят в туристический кружок на общественных началах в городском Доме пионеров и школьников» (Приложение А).

Наибольшую популярность занятия в кружках по различным видам спортивного туризма получили в 80 – е годы. В городском Доме пионеров были организованы кружки пешеходного туризма. Шаповалов А.А., Шелудько А.В. - педагоги бесконечно преданные делу туристического движения. В течение многих лет они вместе со школьниками города исследуют пещерные города Крыма, поднимаются на горные вершины Аю-Дага, Ай – Петри, «покоряют» нелегкие тропы Большого Каньона, посещают пещеры Крыма, участвуют в республиканских соревнованиях по водному и спортивному туризму.

Николай Викторович Юдин, воспитанник туристического кружка, рассказал о том, как вместе со своими товарищами ходил в походы, участвовал в спортивных соревнованиях: « В кружке я начал заниматься с 1994 года. Самое яркое воспоминание - это республиканские соревнования 2005 года. Соревнования проходили в г. Керчь. Ребята из Керчи были фаворитами, они готовились к соревнованиям полгода, но победа досталась нам. Для нас это стало неожиданностью. Радость той победы помню до настоящего времени. Все мое детство – это походы. Каждый месяц Александр Андреевич Шаповалов собирал ребят и на 2-3 дня мы шли в поход. В походах я научился готовить, шить, стирать, а самое главное научился дружить. У меня друзья есть по всему Крыму. Когда приезжали на соревнования мы общались с ребятами из других регионов не как с соперниками. Соревнования - скорее всего спортивный интерес. Для нас это были встречи давних и добрых друзей. На территории лагеря стояло до 25 палаток. Мы ходили друг к другу в гости, сидели у костра, пели песни. На гитаре я научился играть именно в походе. В походе устал – не устал, спать не хочется. Общение у костра хотел занять и чем-то полезным. В течение пяти вечеров постепенно освоил аккорды, а уже дома продолжил обучение. И в настоящее время в походы хожу только с гитарой. Туризм - это моя жизнь. Настолько это интересно, настолько это захватывает. Собираемся с друзьями и на пару дней в горы. Рассказываю по пути обо всем что знаю. Знаю каждый уголок Крыма благодаря своему учителю. Возвращаюсь из похода домой с одной мыслью: вот теперь - то я отдохнул».

Шаповалов Александр Андреевич в течение более 30 лет готовит школьников и к участию в различных соревнованиях (Приложение Б). Александр Андреевич в интервью рассказал: « Первые соревнования мы выиграли в городе в 1989 году и в этом же году в Республиканском туристическом слете команда г. Евпатории также заняла призовое место. В 90-х годах в кружок пришли дети, которые начали принимать активное участие во всех спортивных соревнованиях. Трое представителей евпаторийской команды: Крылова Виолетта, Прошкина Наталья и Глузман Юрий вошли в состав сборной команды Крыма, которая по итогам участия во всеукраинских соревнованиях по горному туризму стала Чемпионом. В течение многих лет туристические команды города в состав которых входят учащиеся МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник», принимают активное участие в различных соревнованиях, а именно: в Открытых личных соревнованиях среди учащейся молодежи по спортивному ориентированию «Кубок Керкинитиды» (2002г.), в открытом кубке г. Киева по туризму (2003г.), в Республиканской туриаде (2003г.), в Республиканском турслете «Памяти друга» (2003, 2006, 2007, 2008, 2012 гг.), Республиканском открытом зимнем первенстве по туризму «Крымская зима» (2003, 2006, 2011 гг.), Республиканском открытом личном первенстве по спортивному ориентированию «Приз открытия сезона» (2005 г.), Республиканском открытом Первенстве КРЦЮДТ по технике горного туризма (2005 г.), Чемпионате Украины по спортивному туризму среди студентов (2006 г.), Открытом областном первенстве Днепропетровской области по горному туризму в залах среди учащейся молодежи «Рукавичка – 2007», Открытом первенстве Николаевской ОШ по туризму среди учащейся молодежи «Весенний калейдоскоп» (2009,2010,2011 г.г.), Открытом личном Первенстве КРЦТКУМ по спортивному ориентированию «Приз закрытия сезона», посвященный памяти В.Н.Нечипуренко (2010 г.), Республиканские соревнования по спортивному туризму в закрытых помещениях «Кубок Нового года 2011», Открытом первенстве КРЦТКУМ по технике горного туризма среди учащейся молодежи (2013 г.), Открытом лично – командном Первенстве КРЦТКУМ по технике пешеходного туризма в закрытых помещениях «Крымская зима - 2014» и многих других. По итогам участия во всеукраинском конкурсе на лучшее туристическое путешествие воспитанники туристического кружка: Павел Киденко, Ярослав Агафонов, Виктория Шумная, Даниил Колесников, Татьяна Корж награждены значками «Турист Украины».

Юные туристы совершали и водные походы: по озеру Донузлав и поход первой категории сложности по Северо – Крымскому каналу (2004г.), приняли участие в республиканских соревнованиях по водному туризму на реке Салгир (2005 г.) по скоростному спуску, где ребята преодолевали порожистые участки, которые включали элементы трасс водных путешествий I, II , III категории сложности, а также в соревнованиях по технике страховки. Водный поход второй категории сложности по реке Южный Буг (2005г) включал большую подготовку. Определить состав группы. Изучить информацию о маршруте и разработать план прохождения маршрута. Составить характеристику маршрута, план перехода и график движения. Проверить личное и групповое снаряжение и самое главное - это организация прохождения самого водного путешествия, которое потребовало от ребят выдержки, терпения, физического напряжения, умения применить полученные знания на практике (Приложение Г).

Каникулы воспитанники проводят в туристических походах различной категории сложности, где приобретают навыки ориентирования на местности, преодолевают препятствия, развивают различные физические качества, учатся организованности и дисциплине, взаимовыручке, закаляют свой организм, все вместе готовят вкусную еду. По мнению ребят, занимающихся в туристическом кружке, в походах совсем по-другому раскрываются человеческие качества - на первое место выходят дружба, добро, уважение к товарищу, его мнению, чувство долга и ответственности. Ребята вспомнили случай, когда необходимо было проявить смелость и мужество. В походе в районе водопада Джур-Джур внезапно пошел дождь со снегом. Юные туристы не растерялись и спустились с высоты на веревке вниз в небольшую пещеру в скале, а внизу - пятиметровый обрыв. Переночевав ночь, утром продолжили путешествие по горному Крыму.

В городе стало доброй традицией ежегодно во Всемирный день туризма (27 сентября) проводить городской туристический слет, в котором принимают участие команды всех школ города (Приложение Д). Ранним утром на берегу озера «Мойнаки» собираются команды школьников младшей и старшей возрастных групп. Ребята устанавливают палатки, преодолевают «веселую» полосу препятствий, соревнуются, перетягивая канат, отвечают на вопросы краеведческой викторины. Царит добрая, радостная атмосфера.

В настоящее время в городе уделяется большое внимание развитию одного из видов спорта – скалолазанию. Ребята, занимающиеся в туристических кружках, имеют возможность тренироваться на специально построенных скалодромах. Открытые соревнования на кубок «Керкинитида» по скалолазанию, которые прошли в 2013г. в г.Евпатории, свидетельствуют о том, что данный вид спорта становится все более популярным среди молодежи.

По мнению Александра Андреевича Шаповалова: «Туризм - это образ жизни, образ поведения и самое главное - образ мышления. Настоящий турист, вернулся домой из похода и тут же мысленно планирует следующий поход. Дома невозможно просто усидеть. Туризм - это любовь на всю жизнь, которой не изменяют. Мои дети: Татьяна и Александр выросли в туристическом кружке. В настоящее время они работают в школе, готовят ребят к соревнованиям по спортивному туризму. И я до настоящего времени принимаю участие в соревнованиях по спортивному туризму среди взрослых. Самое главное сохранить верность любимому делу и самому себе».

Раздел III

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА «ЮПИТЕР»

МБОУ « ГИМНАЗИЯ ИМ. И. СЕЛЬВИНСКОГО»

В МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» в течение многих лет работает клуб юных краеведов «ЮПИТЕР». Создан клуб по инициативе учителя школы Ильей Трофимовичем Семочкиным (Приложение Е). «Илья Трофимович Семочкин – человек необыкновенной скромности, всю свою жизнь, посвятивший детям, до самого последнего дня живущего мечтой о прекрасном», – так о своем учителе говорит его ученик Вадим Панков (Приложение Ж).

В 1969г. для учащихся школы Семочкин И. Т., учитель физики, астрономии и географии организовывает кружок «Краевед» в школе № 3 г.Евпатория. В кружке изначально занимались только старшеклассники. Для изучения природы, фауны и флоры Крыма он организовывает семидневные августовские походы по горному и степному Крыму. Походы имели как познавательный, так и научный характер. Научные отчеты предоставлялись в Крымский педагогический институт (в настоящее время КФУ) на кафедру географии. Постепенно в кружок стали приходить и учащиеся начальных классов. Для маленьких краеведов Илья Трофимович организовал кружок «Любознайки». В 1971г. он объединяет всех ребят в единый клуб «ЮПИТЕР» - клуб юных путешественников, искателей тайн и единодушных романтиков. Ребята создают эмблему клуба (Приложение З). А задачей клуба ставят - оберегать основу жизни на Земле (Приложение И).

Ребята, занимающиеся в клубе, в течение многих лет, путешествуя по Крыму, собирали материал для школьного музея. В настоящее время в музее представлены экспонаты по разделам: Геология. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые. Палеонтология. Палеонтологические находки. Археологические раскопки. Метеорологический уголок. Библиотека краеведческой литературы. (Приложение К).

Вадим Панков в своем рассказе об Илье Трофимовиче говорит как добром наставнике: « Илья Трофимович очень любил детей. Эта любовь была взаимной. Он всегда внимательно слушал ученика, давал советы. В тоже время был строгим и требовательным. Когда я начал учиться в гимназии - он уже был пожилым человеком. В начальных классах Илья Трофимович преподавал природоведение. Эти уроки я любил больше всего – они проходили нетрадиционно: на природе. Наблюдали погодные явления, изучали растения и животный мир степного Крыма. Илья Трофимович учил нас бережному отношению ко всему, что нас окружает. Мы совершали небольшие экскурсии на озеро «Мойнаки», где строили из камней гнезда для удодов, убирали территорию от мусора. Для нас маленьких детей это было небольшим приключением. Наш учитель показывал нам как правильно разжечь костер, испечь картошку, поставить палатку и, конечно, оставлять после себя территорию чистой. На евпаторийских пляжах мы собирали различные минералы, слушали рассказы учителя о растениях и животных Черного моря. Илья Трофимович очень любил Крым, природу и это мы видим на его картинах (Приложение Л). Мой учитель стал для меня примером. Многие советы, в частности, по изобразительному искусству я получил именно от него. И именно из уважения к личности моего учителя я продолжаю работу краеведческого клуба «ЮПИТЕР».

В настоящее время в клубе занимаются учащиеся 1 – 5 классов. Еженедельно по субботам воспитанники клуба вначале получают теоретическую информацию об обитателях Черного моря, о растениях, которые растут на территории евпаторийского побережья. Библиотека краеведческой литературы помогает ребятам получить знания и информацию по различным интересующим их вопросам (Приложение Л). В кружке мальчики и девочки занимаются выращиванием кристаллов (Приложение М). Ребята младших классов совершают небольшие экскурсии на озеро «Мойнаки». Слушают рассказ Вадима Вадимовича Панкова, учителя немецкого языка МБОУ «Гимназия им. И Сельвинского», об озере, его особенностях, убирают неорганический мусор с прибрежной территории. Берут с собой мячи и другие игры для активного отдыха.

Старшеклассники вместе с учащимися младшего возраста совершают экскурсии по Южному берегу Крыма. Так, например, вначале едут на автобусе, а затем 5 – 7 километров идут пешком, знакомясь с окрестностями, любуясь красивейшими пейзажами (Приложение Н). Проходят по территории заповедника, наблюдая за оленями, горными баранами. Поднявшись по Чертовой лестнице на смотровую площадку, делают небольшой привал, слушают рассказ учителя о крымском партизанском движении. В этой экскурсии посещают музей писателя Юлиана Семенова. «Ребята из музея выходят задумчивыми, притихшими, молчаливыми. И мне очень импонирует их душевное состояние. Ведь сейчас мало, кто из молодежи знаком с творчеством этого писателя», - так говорит Вадим Вадимович Панков о понимании ребятами событий, которые происходили в годы Великой Отечественной войны.

Традиции клуба «ЮПИТЕР» продолжаются. Вадим Вадимович Панков, разрабатывая очередной маршрут совместно с опытными экскурсоводами города, продумывает его так, чтобы ребята получали максимум информации о родном крае.

В течение многих лет школьники города, занимающиеся в детских объединениях туристско-краеведческого направления МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник», знакомятся с историей и культурой родного края и города. Надежда Владимировна Павленкова, историк, краевед – руководитель краеведческого кружка в 90 –е г.г. проводила активную работу по изучению воспитанниками деятельности выдающихся крымских деятелей науки и культуры, также юные краеведы посещали археологические раскопки древних городов: Керкинитиды, Херсонеса, городища Кара-Тобе, знакомились с традициями и обычаями народов, проживающих на территории полуострова (Приложение О). И, в настоящее время, юные исследователи продолжают изучать историческое прошлое родного города, Крыма. Интерес к этому никогда не иссякнет.

Хорошее доброе начинание всегда имеет и доброе продолжение. Учить детей любить и с уважением относится ко всему, что окружает, - в этом видят свое предназначение неравнодушные педагоги.

 

Заключение.

Туризм - это вид деятельности, который формирует активную жизненную позицию, неравнодушное отношение ко всему окружающему миру, воспитывает лучшие человеческие качества, развивает физически.

Различные ситуации походной жизни развивают характер. Происходит понимание величия природы и истинных человеческих ценностей. Ребята становятся более мужественными, а самое главное понимают реалии настоящей походной жизни.

Современным детям, как и детям предыдущих поколений, свойственно получать информацию и за пределами школьной программы. Именно занятия различными видами туристической деятельности дают возможность окунуться в мир, дающий знания об окружающей среде, попробовать свои силы в преодолении препятствий, научиться жить в природных условиях, бережному отношению и сохранению красоты родного края. Научившись любить «малую родину», ребенок с уважением будет относиться и к более значимым человеческим ценностям – патриотическому отношению к своей стране, ее прошлому и настоящему.

 

Литература.

1.Фотоматериалы// Архив документов МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».

2. В Евпатории состязались скалолазы // Евпатория – курорт. Новости. Спорт.- 2013.- 2 ноября.

3. Гиафанов Р. Самое лучшее место на Земле // Евпаторийская здравница.- 2001.- 12 января.

4. Гичкайло О. Больше знать о своем городе // Евпаторийская здравница.- 1999.- 20 января.

5. Евдокимова Н. Исследуя прошлое // Евпаторийская здравница .- 2004.- 21 февраля.

6. Кемпер Д. Гете и проблема индивидуальности в культуре эпохи модернизма.- М.: Языки русской культуры.- 2009.- 384с.

7. Корабленко Т. Эй, туристы, в гости к нам // Евпаторийская здравница .- 2007.- 20 февраля.

8. Кто здесь не бывал, тот не рисковал…Соревнования молодых туристов // Евпаторийская здравница .- 2005.- 11 ноября.

9. Тимофеева Л. Путешествуй, познавая мир // Евпаторийская здравница .- 2006 Евпатория // Евпаторийская здравница.- 2013.

10. Шевчук Б. Продолжение подскажет дружба. История одного путешествия // Евпаторийская здравница.- 2007.- 20 февраля.


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.