Программа внеурочной деятельности детского туристического клуба «Лесовичок»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов"
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО Приказ № ____
протокол № _____ от __________2016г
от ____ ________2016г
Программа внеурочной деятельности детского
туристического клуба
«Лесовичок»
Составитель:
Семкова Л.А. учитель
физической культуры
I категории
2016 год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
Предлагаемая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, которые стремятся освоить мастерство в спортивном туризме (туристское многоборье). Занятия по спортивному туризму проводятся - в школьном спортзале или на местности в группах учащихся 5-х классов
Предметом обучения физической культуре в ОУ является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы по внеурочной деятельности «Лесовичок» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством освоения опыта через участие в туристических слетах, многодневных походах и т.п.;
формирование общих представлений о спортивном туризме, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам самоконтроля психологического и физического состояния.
В основу данной программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование, как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
формирование и развитие принципа коллективности применительно к спортивно-оздоровительной деятельности, который осуществляется в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Проводя занятия с детьми, педагогом выбираются конкретные упражнения и приёмы обучения исходя из своего педагогического опыта, особенностей физического развития и уровня практической подготовки детей, пришедших на занятия.
Перед началом занятий каждый ребёнок, должен посоветоваться с родителями и школьным врачом о целесообразности тех или иных физических нагрузок, тех или иных упражнений для закаливания организма.
Известно, что результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят не только от физических особенностей детей, но и от их стремления освоить приёмы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Подведение итогов занятий проводится в форме спортивных игр и состязаний по нормативам Всероссийской спортивной квалификации. Желающие, успешно освоившие основные формы спортивного туризма, могут выполнить нормативы соответствующих спортивных разрядов.
Работа по программе «Лесовичок» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на местности и в спортивном зале. В летний период организуются квалификационные туристские соревнования и слёты.
Программа обучения по программе внеурочной деятельности направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование изучаемого материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально технической оснащенностью ОУ (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор предлагаемого материала в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области спортивного туризма,
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в спортивных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях.
1. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
В результате обучения по данной программе внеурочной деятельности, учащиеся освоят простейшие жизненно важные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности человека, освоят особенности работы с компасом и изучат топографические знаки, научатся применять полученные теоретические знания в области спортивного туризма в практической деятельности. Программа способствует освоению учащимися основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Ожидаемые результаты:
-
укрепление здоровья;
повышение работоспособности обучающихся;
развитие основных двигательных качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура», внеурочной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
2. Содержание курса
1. История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме:
История становления и развития различных видов спортивного туризма (туристского многоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме (туристском многоборье). Становление и развитие государственно-общественной системы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристских объединений (команд) обучающихся.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.
2. Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма:
Федерация спортивного туризма и спортивного ориентирования и развитие массового туристского движения молодёжи. Правила соревнований по туристскому многоборью. Разрядные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристских соревнований. Права и обязанности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму (туристскому многоборью). Положения о туристских соревнованиях, слётах. Условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанциях.
Практическая работа: ознакомление с правилами соревнований по туристскому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристского слёта учащихся.
3. Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности:
Особенности изображения рельефа местности на географических картах и на спортивных картах. Условные обозначения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местности. Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности (горы, речные поймы, болота, лесные завалы и т. п.). Соревнования по туристскому ориентированию на местности.
Практическая работа: освоение опыта движения по компасу на пересечённой местности; соревнования по туристскому ориентированию на местности (маркированная трасса).
4. Правила выполнения расчётов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях:
Планирование работы команды на различных этапах туристских слётов. Взаимодействие членов туристской команды при преодолении естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований. Определение времени (оптимальное время, контрольное время, нормальное время), необходимого для преодоления различных технических этапов. Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за временем прохождения дистанции (преодоление технического этапа).
Практическая работа: выполнение расчётов преодоления естественных или искусственных препятствий на дистанции во время соревнований; определение времени, которое необходимо для преодоления различных технических этапов (при использовании различных тактико-технических приёмов).
5. Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-многоборцев:
Понятие о психологических тренингах, о диагностике и самоконтроле психического и физического состояния туриста-спортсмена. Составление психолого-педагогического портрета (черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость). Принципы взаимопомощи в команде. Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца. Сущность закаливания, его значение для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям и повышение работоспособности. Спортивные травмы и их предупреждение. Лечебные и профилактические свойства витаминов, продуктов питания (ягод и фруктов, мёда, чеснока, лука и пр.). Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятия «спортивная форма», «утомление», «перетренировка». Дневник самоконтроля туриста-спортсмена.
Практическая работа: тренинги и тренировки; диагностика и самоконтроль психологического и физического состояния; выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики; ведение дневника наблюдений за выполнением режима дня туриста-спортсмена.
6. Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев:
Понятие о правильном и здоровом питании туриста - спортсмена, о калорийности различных продуктов питания, о режиме дня и о здоровом образе жизни. Утренняя физическая зарядка. Разминка перед стартами во время туристских соревнований.
Практическая работа: решение задач по расчёту количества различных продуктов питания исходя из их калорийности, веса и цены; составление меню на двух-трёх дневные полевые тренировочные сборы; приготовление пищи на костре; чистка и мытьё котлов, личной посуды.
7. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях:
Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «экологическая обстановка», «экологическое загрязнение», «экологически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами - спортсменами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слётах. Оборудование и благоустройство туристского костра. Оборудование места отдыха, приёма пищи.
Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Система должностно-ролевого самоуправления в команде туристов-спортсменов на туристском слёте; командир, штурман, повар, санитар, завхоз, журналист и др.
Практическая работа: тренинги по освоению опыта спортивного мастерства различных видов туристско-бытовых навыков; соблюдение экологических норм и правил охраны природы при участии в туристских соревнованиях и на тренировках на местности.
8. Подготовка и проведение туристских слётов и соревнований:
Виды спортивных соревнований по туристскому многоборью: преодоление полосы препятствий (личные, командные и лично-командные соревнования), прохождение контрольно-туристского маршрута (личный и командный), прохождение эстафетных дистанций. Подготовка компьютерной презентации результатов участия команды в туристских соревнованиях.
Практическая работа: выступление команды туристов-спортсменов на школьном туристском слёте.
9. Техника безопасности в спортивном туризме:
Основные правила безопасности при проведении соревнований по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Соблюдение требований безопасности при выполнении различных видов физических упражнений. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения. Требования безопасности при тренировках и занятиях на местности.
Значение физической и тактической подготовки для предупреждения безопасности. Утомление, усталость, беспечность, самоуверенность, пренебрежение и другие факторы, являющиеся причинами нарушения правил безопасности, травматизма. Понятия (аварийная ситуация), «радиофицированный КП (этап)». Алгоритм действий спортсмена-туриста в аварийной ситуации. Определение направления выхода к ближайшему КП (техническому этапу), выход на финиш при травмировании участника.
Практическая работа: ознакомление с правилами соблюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований, на технических этапах, на этапах ориентирования, при работе на склонах, в опасных местах.
10. Подготовка и проведение соревнований, похода:
Подготовка и проведение квалификационных соревнований по туристскому многоборью, подготовка и проведение спортивного похода в период каникул (зимних и летних).
3. Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
История становления, развития туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме |
6 |
3 |
3 |
2 |
Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма |
5 |
2 |
3 |
3 |
Физико-технические основы топографии и ориентирования на местности |
6 |
2 |
4 |
4 |
Правила выполнения расчётов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях |
4 |
2 |
2 |
5 |
Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов |
12 |
2 |
10 |
6 |
Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов |
4 |
1 |
3 |
7 |
Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях |
6 |
2 |
4 |
8 |
Подготовка и проведение туристских слётов и соревнований |
10 |
3 |
7 |
9 |
Техника безопасности в спортивном туризме |
6 |
2 |
4 |
10 |
Подготовка и проведение соревнований, похода |
9 |
2 |
7 |
Итого |
68 |
21 |
47 |
4. Методическое обеспечение
Программа обеспечена дидактическими материалами, наглядными пособиями, видео и аудио материалами. Перечень личного снаряжения юного туриста: рюкзак объёмом 70-90 л; спальный мешок в чехле; туристские ботинки или обувь на твёрдой подошве; обувь спортивная (типа шиповок); сапоги резиновые; фляжка ёмкостью 1-1,5 л; головной убор; штормовка и брюки (ветрозащитный костюм); спортивный тренировочный костюм; свитер шерстяной; столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной); блокнот и ручка; мазь от кровососущих насекомых; фонарик с комплектом батареек; спасательный жилет; страховочная система, сблокированная с четырьмя карабинами (полуавтоматы); гермомешок для личного снаряжения (спички, зажигалка, линза, рыболовные принадлежности и т.п.).
5. Рекомендуемая литература
Алёшин В. М. Карта в спортивном ориентировании / В. М. Алёшин. - М., 2008.
Аппенянский А. И. Физическая тренировка в туризме / А. И. Аппенянский. - М., 2008.
Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. Ю. С. Воронов. - М., 2008.
Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма / Ю. С. Константинов, В. М. Куликов. - М., 2010.
Обеспечение безопасности туристских по ходов и соревнований подростков под ред. С. М. Губаненкова. - СПб., 2007.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. - М., 2011.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. - М., 2007.
Смирнов Д. В. Спортивный туризм: туристское многоборье / Д.В. Смирнов. М., 2013. - Ч.1. - Выпуск 5.
Туристский терминологический словарь / авт.- составители И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М., 2010.