Доклад «История метода тестирования в России»
История метода тестирования
Метод тестирования широко известен за рубежом. Однако в нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно. Современная тестология, как и другие науки, имеет свою историю. К концу XIX века в Европе сложились две традиции в контроле знаний. В одной упор делался на устные формы, другая традиция связана с письменной формой контроля. Оценивание осуществлялось с помощью балльной системы. Но с момента введения баллов в отечественную школьную практику возникли и дискуссии о правомерности использования данной системы в практике школьного оценивания. Вследствие этого практическое применение нашло обучение без отметок. При такой системе перевод из класса в класс, выдача свидетельств производилась по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы, отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Письменные работы зачетного характера допускались лишь как крайние средства. Основной формой контроля стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Наряду с положительными моментами (развитие самостоятельности у части детей) обучение без отметок вскоре обнаружило свои слабые стороны. Повсеместно стали отмечаться снижение качества знаний, уровня обученности, дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в школе и дома. Поэтому многие отделы народного образования были вынуждены вновь вводить различные формы контроля. Был восстановлен принцип систематического учета знаний на основе индивидуального подхода к каждому ученику. В 1934 году в школы возвращаются экзамены и другие формы и методы проверки знаний учащихся.[Т.И.Шамова] В это время в отечественные школы проникают первые тесты. Теоретическое обоснование теории создания тестов осуществлялось в первую очередь в рамках педологии. Фактически свое практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.
Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи, педагоги, педологи: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.П. Соколов, А.А. Андриевская, Л.И. Озерецкий, А.Б. Залкинд, В.А. Артемов, М.Я. Басов, В.О. Мочан, В.Н. Мясищев, А.П. Семенова - Болтунова, А.М. Шуберт, С.Г. Геллерштейн, М.С. Бернштейн и др. [Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка// Педагогика. 1992. №9-10. С. 23-28 ]
В 1927 году вышла книга С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента. Мысли, изложенные С.М. Василейским, о методе, методике и технике анкетного опроса, обработке анкетной информации, не потеряли ценности и в наши дни.
Под руководством П.П. Блонского в педагогическом кабинете Академии коммунистического воспитания осуществлялись проверка шкалы Бине-Симона, создание школьных тестов и построение собственных стандартов. В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И. Герцена и Детском исследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты на одаренность и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ. В педологической службе более совершенными становятся методики тестовых испытаний: при определении показателя умственных способностей полнее учитываются социальные условия предшествующего обучения. В 1930 году Л.С. Выготский разработал оригинальную методику тестовых испытаний: он рекомендовал производить тестовые измерения дважды. Сначала определялось, как ребенок решает тесты самостоятельно, а затем - как выполняет их с помощью взрослого. Второе испытание выявляло, насколько результат зависит от запаса имеющихся у ребенка знаний, навыков и действительно определяется его умственными способностями.
Тем не менее вскоре положение кардинально изменилось. Вышедшее в 1936 году постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» негативно сказалось на развитии педологии в целом и тестологии в частности. Метод тестов был признан буржуазным орудием для дискриминации учащихся и «изгнан» из советской школы.
Однако можно выделить и сравнительно объективные причины запрета педологии. Для Советского Союза объективное изучение ребенка могло представлять серьезную социальную угрозу. В эпоху диктатуры пролетариата дети других классов не могли (из идеологических представлений) показывать более высокие результаты, чем дети рабочих и крестьян. Справедливых нареканий заслуживал и сам тестовый материал. В качестве диагностических методик педологи-практики использовали западные тесты, наспех адаптированные, а иногда и вовсе без адаптации. К этой работе были привлечены энтузиасты, чьих навыков было недостаточно и для серьезного процесса создания теста, и для глубокой интерпретации результатов. Все эти, а также некоторые другие причины и привели к запрещению педологии.
Хотя в тридцатых годах практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в СССР полностью не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий. Испытаний. И наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Практика тестирования характеризовалась серьезными противоречиями, что привело к запрету применения тестов в сфере образования, профотбора и профориентации.[Педагогика,1992 №9-10]
Застой в разработке тестов и их применение в СССР продолжался около сорока лет - с середины 30-х до конца 70-х гг., после чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме, направленные как в пользу тестов, так и против них. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились в обобщенном виде к следующим утверждениям:
тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации;
применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;
никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и его личный опыт;
в педагогике нет и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.
Вновь тесты в бывшем Советском Союзе стали проникать в педагогику в 1970-1980 гг. В это время тесты создаются в рамках программированного обучения и связаны с работами Н.Ф. Талызиной и В.П. Беспалько. Хотя В.П. Беспалько и Н.Ф. Талызина не говорят напрямую о тестах, ими фактически обоснованы основные группы заданий в тестовой форме, а также разраюотаны рекомендации по их применению на различных уровнях усвоения учебного материала.
Огромный вклад в разработку теории и методики тестовых заданий внес В.С. Аванесов. Его можно по праву назвать классиком отечественной тестологиии.
В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно успешно занимаются разработкой тестовых методик. Среди них: Центр оценки качества образования Института образования среднего образования РАО, Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, Лаборатория изучения образовательных систем Центра развития образования, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов и целый ряд других.