Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 классов по истории России
Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 «А», «Б» классов по истории России в 2015-2016 учебном году
Учитель: Пименов А.Н.
Пояснительная записка
Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089).
Тесты охватывают содержание курса «История России». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся.
Материалы ориентированы на учебник 7 класса авторов Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI века – XVIII век, – Москва, Просвещение, 2008-2012.
Ответы на все вопросы даются в письменной форме.
Тесты представлены в 2-х вариантах из частей A, B и С (17 заданий).
Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов истории (экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры), пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами, расположение заданий в хронологической последовательности от древности к современности, распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.
Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
знание важнейших дат, фактов, понятий, терминов;
умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие;
умения анализировать исторический источник;
умения оперировать историческими датами.
Структура тестов
В тесте вопросов разного уровня сложности.
Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.
Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание букв). Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Задания части С направлены на проверку умений анализировать исторический источник.
Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов за тест – 38 баллов.
Часть А: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 10 баллов.
Часть B: задания В1 – 4 балла, задание В2, В3, В4 – 5 баллов, В5 – 6 баллов, максимальное количество – 25 баллов.
Часть С: задания С1 – 2 балла (1 балл – две причины в 1 варианте, одна традиция во 2 варианте), С2 – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.
Отметка |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
«5» |
81-100% |
31-38 |
«4» |
61-80% |
23-30 |
«3» |
40-60% |
14-22 |
Итоговый тест по курсу «История России. Конец XVI – XVIII век»
Вариант 1
Часть 1
Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа. |
А1. Указ об «урочных летах»:
а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
А2. Концом Смутного времени можно считать:
а) освобождение Москвы от интервентов
б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова
в) возвращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове
г) вступление на престол Алексея Михайловича
А3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:
а) борьба за выход в Балтийское море
б) получение выхода в Чёрное море
в) отношения с Речью Посполитой
г) отношения с Турцией
А4. Высший церковный орган при Петре I:
а) Монастырский приказ в) Правительствующий Сенат
б) Главный магистрат г) Синод
А5. Россия стала империей после:
а) Азовского похода
б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
в) Прутского похода
г) Северной войны
А6. Усиление роли дворянской гвардии в 1725 – 1762 гг. в государственных делах:
а) способствовало укреплению самодержавия
б) стало одной из причин лёгкости и частоты дворцовых переворотов
в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
г) привело к конфликтам и потрясениям
А7. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:
а) Медному бунту
б) восстанию под предводительством К. А. Булавина
в) восстанию под предводительством С. Разина
г) крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва
А8. Одним из направлений внутренней политики Павла I стало:
а) усиление крепостного гнёта
б) ограничение дворянских прав и привилегий
в) восстановление учреждённого Петром I порядка управления страной
г) дальнейшее расширение прав и привилегий дворянства
А9. Уложенная комиссия:
а) разработала новый свод законов
б) не приняла никаких решений и была распущена в связи с русско-турецкой войной
в) внесла поправки в действующее Соборное уложение
г) признала крайне тяжёлым положение крепостного крестьянства
А10. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:
а) Екатерины I б) Анны Иоанновны в) Елизаветы Петровны г) Екатерины II.
Часть 2
В этой части содержатся задания В1-В5, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр. |
В1. Установите соответствие между понятиями и определениями.
Понятие |
Определение |
1) всероссийский рынок |
А) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке |
2) меркантилизм |
Б) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путём ограничения ввоза товаров |
3) мелкотоварное производство |
В) экономическая политика государства, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, поддержке купечества и поощрении отечественного производства |
4) протекционизм |
Г) усиление хозяйственных связей и обмен товарами между разными частями России, основанный на экономической специализации территорий |
В2. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 1645 – 1676 гг. А) правление Елизаветы Петровны
2) 1697 – 1698 гг. Б) Северная война
3) 1700 – 1721 гг. В) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва
4) 1741 – 1761 гг. Г) правление Алексея Михайловича
5) 1773 – 1775 гг. Д) Великое посольство Петра I
В3. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра I:
1) Петр III
2) Анна Иоанновна
3) Петр II
4) Елизавета Петровна
5) Екатерина I
Ответ: __________________________________________
В4. Установите соответствие:
1) Федор Иоаннович |
А) Кондратий Булавин. |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В5. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:
секуляризация церковных земель
отмена указа о единонаследии
восстановление полномочий Правительствующего сената
«Жалованная грамота дворянству»
губернская реформа
«Манифест о вольности дворянства»
«Жалованная грамота городам»
образование Канцелярии тайных розыскных дел
введение свободы предпринимательства
созыв Уложенной комиссии
Ответ: ____________________________________________________________________________
Часть 3
Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы. |
Из Акта о порядке престолонаследия (5 апреля 1797 г.)
Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом, постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником по праву естественному после смерти моей, Павла, сына нашего старшего, Александра, а по нём всё его мужеское поколение. По пресечении ceго мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго.
Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Оне суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род.
С1. Основываясь на тексте акта о порядке престолонаследия, укажите каковы причины его издания?
С2. Какой порядок наследования престола он устанавливал?
Итоговый тест по курсу «История России. Конец XVI – XVIII век»
Вариант 2
Часть 1
Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа. |
А1. Одна из характерных черт Смутного времени:
а) распространение самозванства
б) усиление крепостного гнёта
в) развитие самоуправления на местах
г) укрепление центральной власти
А2. Соборное уложение утвердило:
а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу
в) 15-летний сыск беглых крестьян
г) прикрепление к земле государственных крестьян
А3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
б) церковной реформы середины XVII в.
в) упразднение патриаршества
г) секуляризации церковных земель
А4. При Петре I армия формировалась на основе:
а) всеобщей воинской повинности в) рекрутской повинности
б) сбора дворянского ополчения г) наемного войска
А5. Основное значение «Табели о рангах» заключалось в:
а) ликвидации местничества
б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
в) определении правил поведения чиновников
г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
А6. Основное значение победы русской армии под Полтавой:
а) изгнание шведов с территории России
б) восстановление Северного союза
в) присоединение к Северному союзу Пруссии
г) перелом в пользу России
А7. К «политике абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
а) созыв Уложенной комиссии
б) генеральное межевание земли
в) губернская реформа
г) указ о единонаследии
А8. Из событий произошло позже других:
а) введение нового летоисчисления
б) создание Академии наук
в) открытие Московского университета
г) открытие Славяно-греко-латинского училища
А9. Одно из самых крупных мероприятий Екатерины II в духе «просвещённого абсолютизма»:
а) учреждение дворянского Вольного экономического общества
б) губернская реформа
в) секуляризация церковных земель
г) разработка нового свода законов
А10. В связи с каким событием Петр I писал: «зело жесток сей орех был, славу Богу, счастливо разгрызан»?
а) захват крепости Нотебург (Шлиссельбург) б) закладка морской крепости Кронштадт
в) овладение крепостью Ниеншанц г) взятие города Дерпт.
Часть 2
В этой части содержатся задания В1-В5, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр. |
В1. Установите соответствие между понятиями и определениями.
Понятие |
Определение |
1) черносошные крестьяне |
А) часть государственного налога, определённого властью для городской и сельской общины и распределённого между дворами |
2) подушная подать |
Б) дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на мануфактурах |
3) приписные крестьяне |
В) основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста |
4) подворная подать |
Г) лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности |
В2. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 1632 – 1634 гг. А) правление Павла I
2) 1670 – 1671 гг. Б) Северная война
3) 1700 – 1721 гг. В) восстание под предводительством С. Разина
4) 1730 – 1740 гг. Г) Смоленская война
5) 1796 – 1801 гг. Д) правление Анны Иоанновны.
В3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I:
1) Азовские походы
2) «Великое посольство»
3) регентство царевны Софьи
4) заключение Северного союза
5) провозглашение России империей.
В4. Установите соответствие:
1) Федор Иоаннович |
А) Кондратий Булавин. |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В5. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего Синода
Ответ: ___________________________________________________
Часть 3
Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы. |
О введении нового календаря
Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов.
С1. Используя документ, укажите, какие две традиции встречи Нового года были заложены с 1 января 1700 года.
С2. До введения нового календаря, каким образом велось летоисчисление в России?
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Вариант I
А1 |
б |
А9 |
б |
А2 |
б |
А10 |
б |
А3 |
в |
В1 |
1Г 2В 3А 4Б |
А4 |
г |
В2 |
1Г 2Д 3Б 4А 5В |
А5 |
г |
В3 |
53241 |
А6 |
г |
В4 |
1 в, 2 д, 3 а, 4 г, 5 б. |
А7 |
г |
В5 |
агджик |
А8 |
б |
С1. – дабы государство не было без наследника;
– дабы наследник был назначен всегда законом самим;
– дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать;
– дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род.
С2. На престол могли претендовать только представители царствующей династии мужского рода по нисходящей линии (сыновья или братья в порядке старшинства).
Вариант II
А1 |
а |
А9 |
г |
А2 |
а |
А10 |
а |
А3 |
б |
В1 |
1Г 2В 3Б 4А |
А4 |
в |
В2 |
1Г 2В 3Б 4Д 5А |
А5 |
г |
В3 |
31245 |
А6 |
г |
В4 |
1 в, 2 д, 3 а, 4 г, 5 б. |
А7 |
а |
В5 |
бгежик |
А8 |
в |
С1. - перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов;
- каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов.
С2. Летоисчисление велось от сотворения мира.