Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 классов по истории России

1
0
Материал опубликован 5 May 2016 в группе

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 7 «А», «Б» классов по истории России в 2015-2016 учебном году

Учитель: Пименов А.Н.

Пояснительная записка

Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089).

Тесты охватывают содержание курса «История России». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Материалы ориентированы на учебник 7 класса авторов Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI века – XVIII век, – Москва, Просвещение, 2008-2012.

Ответы на все вопросы даются в письменной форме.

Тесты представлены в 2-х вариантах из частей A, B и С (17 заданий).

Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов истории (экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры), пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами, расположение заданий в хронологической последовательности от древности к современности, распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.

Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

знание важнейших дат, фактов, понятий, терминов;

умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие;

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами.

Структура тестов

В тесте вопросов разного уровня сложности.

Часть А содержит задания с выбором ответа. С их помощью проверяется знание дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть В состоит из более сложных заданий с открытым ответом (слово, дата, сочетание букв). Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.

Задания части С направлены на проверку умений анализировать исторический источник.

Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов за тест – 38 баллов.

Часть А: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 10 баллов.

Часть B: задания В1 – 4 балла, задание В2, В3, В4 – 5 баллов, В5 – 6 баллов, максимальное количество – 25 баллов.

Часть С: задания С1 – 2 балла (1 балл – две причины в 1 варианте, одна традиция во 2 варианте), С2 – 1 балл. Максимальное количество – 3 балла.

Отметка

Критерии оценивания

Количество баллов

«5»

81-100%

31-38

«4»

61-80%

23-30

«3»

40-60%

14-22

Итоговый тест по курсу «История России. Конец XVIXVIII век»

Вариант 1

Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

А2. Концом Смутного времени можно считать:

а) освобождение Москвы от интервентов

б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова

в) возвращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове

г) вступление на престол Алексея Михайловича

А3. Главное направление внешней политики России на протяжении всего XVII в.:

а) борьба за выход в Балтийское море

б) получение выхода в Чёрное море

в) отношения с Речью Посполитой

г) отношения с Турцией

А4. Высший церковный орган при Петре I:

а) Монастырский приказ в) Правительствующий Сенат

б) Главный магистрат г) Синод

А5. Россия стала империей после:

а) Азовского похода

б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина

в) Прутского похода

г) Северной войны

А6. Усиление роли дворянской гвардии в 1725 – 1762 гг. в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия

б) стало одной из причин лёгкости и частоты дворцовых переворотов

в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров

г) привело к конфликтам и потрясениям

А7. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:

а) Медному бунту

б) восстанию под предводительством К. А. Булавина

в) восстанию под предводительством С. Разина

г) крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачёва

А8. Одним из направлений внутренней политики Павла I стало:

а) усиление крепостного гнёта

б) ограничение дворянских прав и привилегий

в) восстановление учреждённого Петром I порядка управления страной

г) дальнейшее расширение прав и привилегий дворянства

А9. Уложенная комиссия:

а) разработала новый свод законов

б) не приняла никаких решений и была распущена в связи с русско-турецкой войной

в) внесла поправки в действующее Соборное уложение

г) признала крайне тяжёлым положение крепостного крестьянства

А10. Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:

а) Екатерины I б) Анны Иоанновны в) Елизаветы Петровны г) Екатерины II.

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В5, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр.

В1. Установите соответствие между понятиями и определениями.

Понятие

Определение

1) всероссийский рынок

А) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке

2) меркантилизм

Б) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путём ограничения ввоза товаров

3) мелкотоварное производство

В) экономическая политика государства, выражавшаяся в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, поддержке купечества и поощрении отечественного производства

4) протекционизм

Г) усиление хозяйственных связей и обмен товарами между разными частями России, основанный на экономической специализации территорий

В2. Установите соответствие между датами и событиями.

1) 1645 – 1676 гг. А) правление Елизаветы Петровны

2) 1697 – 1698 гг. Б) Северная война

3) 1700 – 1721 гг. В) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

4) 1741 – 1761 гг. Г) правление Алексея Михайловича

5) 1773 – 1775 гг. Д) Великое посольство Петра I

В3. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра I:

1) Петр III

2) Анна Иоанновна

3) Петр II

4) Елизавета Петровна

5) Екатерина I

Ответ: __________________________________________

В4. Установите соответствие:

1) Федор Иоаннович 
2) Алексей Михайлович 
3) Петр I 
4) Анна Иоанновна 
5) Екатерина II

А) Кондратий Булавин.
Б) Емельян Пугачев.
В) Борис Годунов.
Г) Э.И.Бирон.
Д) патриарх Никон.

Ответ:

1

2

3

4

5

         

В5. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:

секуляризация церковных земель

отмена указа о единонаследии

восстановление полномочий Правительствующего сената

«Жалованная грамота дворянству»

губернская реформа

«Манифест о вольности дворянства»

«Жалованная грамота городам»

образование Канцелярии тайных розыскных дел

введение свободы предпринимательства

созыв Уложенной комиссии

Ответ: ____________________________________________________________________________

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

Из Акта о порядке престолонаследия (5 апреля 1797 г.)

Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом, постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником по праву естественному после смерти моей, Павла, сына нашего старшего, Александра, а по нём всё его мужеское поколение. По пресечении ceго мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго.

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Оне суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род.

С1. Основываясь на тексте акта о порядке престолонаследия, укажите каковы причины его издания?

С2. Какой порядок наследования престола он устанавливал?

Итоговый тест по курсу «История России. Конец XVIXVIII век»

Вариант 2

Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1-А10 с выбором ответа. Из четырёх предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Запишите выбранный вами вариант ответа.

А1. Одна из характерных черт Смутного времени:

а) распространение самозванства

б) усиление крепостного гнёта

в) развитие самоуправления на местах

г) укрепление центральной власти

А2. Соборное уложение утвердило:

а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян

б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу

в) 15-летний сыск беглых крестьян

г) прикрепление к земле государственных крестьян

А3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем

б) церковной реформы середины XVII в.

в) упразднение патриаршества

г) секуляризации церковных земель

А4. При Петре I армия формировалась на основе:

а) всеобщей воинской повинности в) рекрутской повинности

б) сбора дворянского ополчения г) наемного войска

А5. Основное значение «Табели о рангах» заключалось в:

а) ликвидации местничества

б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе

в) определении правил поведения чиновников

г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения

А6. Основное значение победы русской армии под Полтавой:

а) изгнание шведов с территории России

б) восстановление Северного союза

в) присоединение к Северному союзу Пруссии

г) перелом в пользу России

А7. К «политике абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:

а) созыв Уложенной комиссии

б) генеральное межевание земли

в) губернская реформа

г) указ о единонаследии

А8. Из событий произошло позже других:

а) введение нового летоисчисления

б) создание Академии наук

в) открытие Московского университета

г) открытие Славяно-греко-латинского училища

А9. Одно из самых крупных мероприятий Екатерины II в духе «просвещённого абсолютизма»:

а) учреждение дворянского Вольного экономического общества

б) губернская реформа

в) секуляризация церковных земель

г) разработка нового свода законов

А10. В связи с каким событием Петр I писал: «зело жесток сей орех был, славу Богу, счастливо разгрызан»?

а) захват крепости Нотебург (Шлиссельбург) б) закладка морской крепости Кронштадт

в) овладение крепостью Ниеншанц г) взятие города Дерпт.

Часть 2

В этой части содержатся задания В1-В5, которые требуют ответа в виде сочетания букв и цифр.

В1. Установите соответствие между понятиями и определениями.

Понятие

Определение

1) черносошные крестьяне

А) часть государственного налога, определённого властью для городской и сельской общины и распределённого между дворами

2) подушная подать

Б) дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати работали на мануфактурах

3) приписные крестьяне

В) основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста

4) подворная подать

Г) лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности

В2. Установите соответствие между датами и событиями.

1) 1632 – 1634 гг. А) правление Павла I

2) 1670 – 1671 гг. Б) Северная война

3) 1700 – 1721 гг. В) восстание под предводительством С. Разина

4) 1730 – 1740 гг. Г) Смоленская война

5) 1796 – 1801 гг. Д) правление Анны Иоанновны.

В3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I:

1) Азовские походы

2) «Великое посольство»

3) регентство царевны Софьи

4) заключение Северного союза

5) провозглашение России империей.

В4. Установите соответствие:

1) Федор Иоаннович 
2) Алексей Михайлович 
3) Петр I 
4) Анна Иоанновна 
5) Екатерина II

А) Кондратий Булавин.
Б) Емельян Пугачев.
В) Борис Годунов.
Г) Э.И.Бирон.
Д) патриарх Никон.

Ответ:

1

2

3

4

5

         

В5. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:

а) роспуск Верховного тайного совета

б) учреждение Сената

в) отказ от вынесения смертных приговоров

г) создание системы коллегий

д) созыв Уложенной комиссии

е) принятие «Табели о рангах»

ж) установление подушной подати

з) создание Кабинета министров

и) разделение страны на губернии

к) учреждение Святейшего Правительствующего Синода

Ответ: ___________________________________________________

Часть 3

Задания С1-С2 предусматривают развернутый ответ в свободной форме. Внимательно прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы.

О введении нового календаря

Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов.

С1. Используя документ, укажите, какие две традиции встречи Нового года были заложены с 1 января 1700 года.

С2. До введения нового календаря, каким образом велось летоисчисление в России?

 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Вариант I

А1

б

А9

б

А2

б

А10

б

А3

в

В1

1Г 2В 3А 4Б

А4

г

В2

1Г 2Д 3Б 4А 5В

А5

г

В3

53241

А6

г

В4

1 в, 2 д, 3 а, 4 г, 5 б.

А7

г

В5

агджик

А8

б

   

С1. – дабы государство не было без наследника;

– дабы наследник был назначен всегда законом самим;

– дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать;

– дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род.

С2. На престол могли претендовать только представители царствующей династии мужского рода по нисходящей линии (сыновья или братья в порядке старшинства).

 

Вариант II

А1

а

А9

г

А2

а

А10

а

А3

б

В1

1Г 2В 3Б 4А

А4

в

В2

1Г 2В 3Б 4Д 5А

А5

г

В3

31245

А6

г

В4

1 в, 2 д, 3 а, 4 г, 5 б.

А7

а

В5

бгежик

А8

в

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С1. - перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов;

- каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов.

С2. Летоисчисление велось от сотворения мира.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации