Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 8 классов по истории России
Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 8 «А», «Б» классов по истории России в 2015-2016 учебном году
Учитель: Пименов А.Н.
Пояснительная записка
Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089).
Тесты охватывают содержание курса «История России». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся.
Материалы ориентированы на учебник 8 класса авторов Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI века – XVIII век, – Москва, Просвещение, 2008-2012.
Ответы на все вопросы даются в письменной форме.
Тесты представлены в 2-х вариантах (27 заданий).
Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов истории (экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры), пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами, расположение заданий в хронологической последовательности от древности к современности, распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.
Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
знание важнейших дат, фактов, понятий, терминов;
умения сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различие;
умения анализировать исторический источник;
умения оперировать историческими датами.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов за тест – 27 баллов.
Отметка |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
«5» |
81-100% |
22-27 |
«4» |
61-80% |
13-21 |
«3» |
40-60% |
7-12 |
Итоговый тест по курсу «История России. XIX век»
Вариант 1
1. Вся государственная власть в стране в 19 веке принадлежала:
А) Государственному совету Б) императору В) Сенату
2.По форме правления Россия в начале 19 века являлась:
А) ограниченной монархией Б) самодержавной монархией В) республикой
3. Группа советников-реформаторов при Александре 1 получила название:
А) «Негласный комитет» Б) «Непременный комитет» В) «Избранный совет»
4. Французы под командованием Наполеона в 1805 г. нанесли поражение австро-русской армии:
А) на Балканах Б) под Аустерлицем В) в районе Тильзита
5. «Континентальная блокада» - это:
А) система мер по изоляции государства Б) прекращение культурных связей
В) запрет на въезд в страну
6. Продолжателем реформ начала правления Александра 1 стал:
А) А.Б.Куракин Б) М.М.Сперанский В) А.А.Аракчеев
7. Бородинское сражение произошло:
А) 12 июня 1812 г. Б) 26 августа 1812 г В) 14 декабря 1825 г.
8.Для решения проблем послевоенного устройства Европы был созван конгресс в городе:
А) Берлине Б) Москве В) Вене
9. Организация военных поселений проводилась:
А) с привлечением добровольцев Б) на государственных землях
В) с привлечением освобожденных крепостных
10. Цель первых тайных обществ:
А) свержение неугодного монарха Б) подготовка и осуществление преобразований
В) подготовка и проведение восстания против самодержавия
11. Первым крупным тайным обществом в стране стала организация под названием:
А) «Союз спасения» Б) «Общество соединенных славян» В) «Северное общество» в Петербурге
12. Программа П.И.Пестеля получила название:
А) «Зеленая книга» Б) «Конституция» В) «Русская правда»
13. Восстание членов Северного общества происходило:
А) на Дворцовой площади Петербурга Б) на Сенатской площади Петербурга
В) перед Зимним дворцом императора
14. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством:
А) П.Д.Киселева Б) М.М.Сперанского В) А.А.Аракчеева
15. В России промышленный переворот начался в:
А)1820-1830-е гг. Б) 1830-1840- е гг. В) 1840-1850 – е гг.
16. Поводом к началу войны России с Турцией в 1853 г. стало:
А) стремление России усилить свое влияние на Балканах
Б) обещание Николая 1 передать Англии Крит и Египет
В) обострение спора из-за «Святых мест» в Иерусалиме
17. В ходе финансовой реформы 1839-1843 гг. в качестве основы денежного обращения был введен:
А) золотой рубль Б) серебряный рубль В) золотой червонец
18. Процесс создания крупного машинного производства и переход к индустриальному обществу называется:
А) модернизацией Б) индустриализацией В) революцией
19.Соотнесите имена императоров и годы их правления.
1)Павел1 |
а) 1801-1825 |
2)Александр 3 |
б) 1825-1855 |
3)Александр 2 |
в) 1855-1881 |
4)Николай 1 |
г) 1881-1894 |
5)Александр1 |
д) 1796-1801 |
20. К причинам поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
1) низкий моральный дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие русской армии;
4) отсутствие железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
21. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х гг. принадлежал автор.
С Петра начинается Санкт-петербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1) марксизм; 2) западничество; 3) славянофильство; 4) народничество.
22. В число руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг. входили:
1) П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв;
2) Н.И.Новиков, А.Н.Радищев;
3) А.С.Хомяков, И.С.Аксаков;
4) А.И.Желябов, С.Л.Перовская.
23.Прочтите отрывок из документа и укажите имя государственного деятеля.
В ряду мер, принимавшихся по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти.
1) Е.Ф.Канкрин; 2) П.Д.Киселев; 3) П.А.Столыпин; 4) С.Ю.Витте.
24. Прочтите отрывок из литературного произведения и укажите, как в первой половине XIX в. назывались населенные пункты, о которых идет речь.
«Все работы земледельческие – тоже по правилам: мужики по ротам расписаны, острижены, обриты, одеты в мундиры; и в мундирах под звук барабана, выходят пахать; под команду капрала идут за сохою, вытянувшись, как будто маршируют, маршируют и на гумнах, где происходят каждый день военные учения…
Одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зеленые мостики, прямые канавы, прямые просеки; и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…».
Посады 2) Военные поселения 3) гарнизоны 4)казачьи станицы
25. Разработка Н.Н.Новосильцевым Уставной грамоты Российской империи свидетельствовала о стремлении Александра I:
А.Установить республиканскую форму правления
Б.Ужесточить внутреннюю политику
В.Предоставить независимость Польше и Финляндии
Г.Продолжить реформирование российского общества
26.«Государственная уставная грамота Российской империи» - это
а) свод торговых пошлин и тарифов; б) документ, определяющий замещение престола;
в) конституционный проект; г) кодекс крепостного права времен Александра I.
27. напишите определение:
Монархия – это …
Итоговый тест по курсу «История России. Конец XVI – XVIII век»
Вариант 2
1. Главными органами государственного управления при Александре 1 стали:
А) коллегии Б) министерства В) департаменты
2. В России 19 в. форма правления:
А) монархия Б) ограниченная монархия В) унитарное государство
3. Указ «о вольных хлебопашцах» предусматривал:
А) выкуп крепостных крестьян за счет казны
Б) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
В) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
4. Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. произошло:
А) 12 июня Б) 26 августа В) 2 сентября
5.Членами Священного союза являлись:
А) Австрия, Пруссия Б) Франция, Австрия В) Англия, Турция
6.В Западной Европе эту войну называли Восточной, а в России:
А) Кавказской Б) русско-турецкой В) Крымской
7. Денежную реформу в России в 1839-1843 гг. провел:
А) А.Х.Бенкендорф Б) П.Д.Киселев В) Е.Ф.Канкрин
8. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах в помощь войскам, называется:
А) партизанами Б) Фуражирами В) ополчением
9. Целью создания «военных поселений» было:
А) развитие торговли и промышленности
Б) облегчение положения старослужащих солдат
В) сокращение средств на содержание армии
10. Члены Южного общества организовали:
А) восстание в Петербурге
Б) восстание Московского полка
В) восстание Черниговского полка
11. Восстание декабристов произошло:
А) 1 декабря 1825 г.
Б) 14 декабря 1825 г
В) 14 декабря 1826 г.
12. Первый Свод законов Российской империи был подготовлен под непосредственным руководством:
А) М.М. Сперанского
Б) А.А. Аракчеева
В) К.В. Нессельроде
13. Оборона Севастополя длилась:
А) 6 месяцев
Б) 11 месяцев
В) один год
14. Бывшие крепостные, несущие после 1861 г. повинности в пользу помещика за пользование землей, назывались:
А) «Обязанные» крестьяне
Б) черносошные крестьяне
В) «временнообязанные» крестьяне
15. Промышленный переворот в основном завершился:
А) в 1930-1940-х гг.
Б) в 1940-1960-х гг.
В) к 1980 – м гг.
16. После завершения промышленного переворота к 80-м гг. Россия:
А) стала индустриальной страной
Б) оставалась аграрной страной
В) превратилась в промышленную державу
17. Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:
А) монополия
Б) протекционизм
В) косвенное налогообложение
18. В 1891 г. началось осуществление грандиозного строительного проекта
А) таможенного тарифа
Б) Транссибирской магистрали
В) металлургических заводов в Донецке
19. Процесс роста и усиления роли городов в жизни общества называется:
А) автономизацией Б) модернизацией В) урбанизацией
20.Установите соответствие между политическими мероприятиями и их инициаторами.
МЕРОПРИЯТИЯ 1. Учреждение Государственного совета 2. Выдвижение «теории официальной народности 3. Реформа государственной деревни 4. Отмена крепостного права |
ДЕЯТЕЛИ А) Александр II Б) Уваров С.С. В) Аракчеев А.А. Г) Киселев П.Д. Д) Сперанский М. М. |
21. Прочтите отрывок из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I; 2) Александр I; 3) Николай I; 4) Александр II.
22.Укажите положения, которые относятся к основным идеям западников.
A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра I. B) Следование по пути европейских держав. Г) Отрицательная роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б; 2) А В; 3) Б Г; 4) Б В.
23. Укажите дату начала «хождения в народ» революционных народников:
1) 1861 г.; 2) 1874 г.; 3) 1879 г. 4) 1881 г.
24. В каком году Польше была дарована Конституция?
1812 г 2) 1823 г 3) 1815 г 4) 1817 г
25. Укажите название города, пропущенное в отрывке:
Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к _______ , чтобы грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертвы, но надобно покориться необходимости…
26. Кто выступал за сохранение крепостного права и самодержавия?
А) Либералы Б)Декабристы В)Консерваторы Г) социалисты
27. Напишите определение:
Республика -это…
КЛЮЧИ К ТЕСТУ ПО ИСТОРИИ 8 КЛАСС
1 вариант
Б
Б
А
Б
А
Б
Б
В
Б
Б
А
В
Б
Б
Б
В
Б
Б
1 – Д, 2 – Г, 3 – В, 4 – Б, 5 – А
1
3
4
4
2
А
В
монархия
2 вариант
б
а
б
б
а
а
в
в
в
в
б
а
б
в
в
б
б
б
в
1 – д, 2 - б, 3- в, 4 – а
2
4
2
3
Севастополь
В
республика