История российского мундира
Министерство образования и науки
Республики Дагестан
XXX Республиканская научная конференция
молодых исследователей «Шаг в будущее»
Название работы:
«История российского мундира»
Название симпозиума: Социально – гуманитарные и экономические науки
Название секции:
"История"
Автор:
Абдусаламов Руслан Махмудович
Г. Махачкала
Ученик 11«Б» класса
МБОУ «Многопрофильный лицей №30»
Научный руководитель:
Абдулкадырова Сайгибат Шахбановна
Г.Махачкала
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Многопрофильный лицей №30»
г. Махачкала 2024
Оглавление.
Аннотация………………………………………………………………………….....................1
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования……………………………4
1.I Эволюция Российского военного мундира ……….....……………………………….......4
I.II Роль мундира в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих российской армии………………………………………………………………………………6
Глава II. Практическая часть исследования……………………………………….…........7
II. I. Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса…………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………………………..…………...10
Приложение 1- VII
Аннотация
Данная исследовательская работа направлена на подробное изучение исторических сведений о возникновении и эволюции мундира, уделяя особое внимание на нравственно патриотическое воспитание военнослужащих российской армии.
Тема работы: «История российского мундира».
Объект исследования: Российский мундир.
Цель работы: всесторонне рассмотреть историю российского мундира, изучить его роль и значимость в истории российской культуры.
Задачи:
Изучить историческое развитие русского мундира от его зарождения до начала XX века.
Определить влияние политических и социальных изменений на дизайн и функциональность мундира.
Определить исторические предпосылки, повлиявшие на использование мундира в воспитании чувства патриотизма и национального достоинства у военнослужащих русской армии;
Методологическую основу исследовательской работы составили базовые общенаучные методы и принципы:
принцип научной достоверности;
принцип объективности;
принцип историзма;
метод анализа;
метод систематизации.
Важнейшим для исторической науки является принцип историзма, который предполагает исследование любого явления от условий его зарождения, становления и до высших форм развития.
Сущность проекта: автор собирает информацию об интересующем его факте, привлекая все возможные источники, сведения, найденные в Интернете; проводит опрос, уделяя особое внимание уровню информированности по данной теме; делает выводы, дает анализы опроса. Исследование сопровождается результатами социального опроса.
Выводы и рекомендации:
- Возродить и воспитать Дух Российской Армии;
- Возродить исторические традиции русской армии;
- Изучение истории о военной форме России;
На основании анализа исторического прошлого России и эволюции ее Вооруженных Сил, можно сделать вывод, что в русской армии существовала своя, не сравнимая, ни с какой другой системой - оригинальная, патриотичная и ярко национальная военная система воспитания войск.
Введение
История русского мундира неразрывно связана с военной, политической и культурной историей России.
Актуальностью темы исследования. Изучение истории русского мундира актуально не только для понимания развития военной формы одежды, но и для оценки его влияния на моду. культуру и патриотическое воспитание в целом
История свидетельствует, что за относительно короткий исторический период времени (ХVШ — XIX вв.) Россия прошла гигантский путь в своем развитии, став великой державой. Исторический опыт убеждает: процветание нашего Отечества всегда было связано с серьезным отношением к военному делу. Петр I говорил: «воинским делом Россия вышла от тьмы к свету».
Анализируя информацию, я понял, что мало знаю о российской военной форме. Изучив данную тему, я выдвинул гипотезу: учащиеся МБОУ Многопрофильного лицея№30 так же как и я мало осведомлены по данной теме.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе исторического анализа проследить процесс эволюции российского военного мундира и определить его место в воспитательной системе российской армии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историческое развитие русского мундира от его зарождения до начала XX века.
2. Определить влияние политических и социальных изменений на дизайн и функциональность мундира.
3.Определить исторические предпосылки, повлиявшие на использование мундира в воспитании чувства патриотизма и национального достоинства у военнослужащих русской армии;
Для достижения поставленных задач используются методы исторического анализа и сравнительного метода.
Объектом исследования является русский мундир как элемент военной одежды.
Предметом исследования выступают знания учащихся МБОУ Многопрофильный лицей№30 об истории Российского мундира, и изменениях в дизайне, функциональности и символическом значении русского мундира.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть востребованы в музейной практике, служить материалом для подготовки учебных курсов по истории костюма, а также способствовать популяризации знаний о российской военной истории и культуре.
Научная новизна исследовательской работы заключается в том, что автор впервые в историографии предпринял попытку комплексного рассмотрения эволюции русского военного мундира, его значения в воспитательном процессе вооруженных сил Российской империи конца XVII- начала XX века.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования.
I.I. Эволюция Российского военного мундира
Мундир — это вид военной одежды, представляющий собой китель, обычно строгого кроя, который носится в качестве элемента военной формы обмундирования. Мундиры обладают определёнными отличительными знаками, цветом и элементами украшения, свидетельствующими о принадлежности к определённому роду войск, званию или должности военнослужащего.
За свою историю российский военный мундир претерпевал многократные усовершенствования и нововведения.
Долгое время на Руси не было как таковой единой военной формы, потому что практически не существовало постоянных войск. Первой попыткой создать некое подобие унифицированного военного обмундирования было предпринято в стрелецких полках в XVII веке [Вишнев О.И., Волков С.2006:512].
Приложение I
Следующую страницу истории российской военной формы написал Петр I. И он же, как известно, поставил кровавую точку в недолгом существовании стрелецких полков.
Официально новая форма одежды была введена указом Петра I в начале XVIII века, который проводил активную европеизацию страны и ввёл новый тип одежды для армии, позаимствованный у европейских государств, в особенности, у Швеции и Пруссии. Это было частью его больших военных реформ которые были направлены на модернизацию и укрепление российской армии.
Форма в петровских войсках представляла собой камзол, верхний кафтан, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Завершала костюм епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном, и приплюснутая треуголка. Основными цветами были выбраны синий, зеленый и красный [Анюхин В.А.2006:512].
Приложение I
Об удобстве военной формы одним из первых, уже во времена правления Екатерины II, задумался князь Потемкин. Он пресек введенную во времена Петра I традицию военным носить парики, объявив, что «пудриться да плесть косы солдатам не дело», а затем ввел практичные широкие мундиры, заправленные в сапоги брюки , и каски
Приложение II
Вступивший в царствие Павел I поспешил вернуться к петровским традициям и провел реформу в армии, вернув в нее строгую дисциплину и неудобную одежду. Военные вновь стали пудрить волосы, облачились в узкие брюки и лакированную обувь. Но соблюдение формы было обязательно, за его нарушение грозила ссылка в Сибирь.
Приложение II
Александр II решил примерить красоту и удобство, оставив внешний лоск военной формы, но сделав ее более просторной. Это позволяло поддевать под нее теплые вещи, что было довольно уместно, учитывая холодные российские зимы. Военные получили шинели с отложным, закрывавшим уши воротником, а также практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Александр III озадачился дороговизной военной формы и решил ее упростить, после чего она стала напоминать крестьянскую одежду [Гусева Н.Г.2007:208].
Приложение II, Приложение III
После революции, начался абсолютно новый виток истории военной формы нашей страны. Красная армия не могла себе позволить никакого унифицированного обмундирования. Единственным отличием военных были красные ленты с надписью «Красная гвардия» на рукавах и головных уборах. Как пережиток царской армии были отменены погоны. К погонам было решено вернуться лишь в 1943 году.
Приложение IV
Несколько изменилось обмундирование в 1969 и 1972 годах, легендарная гимнастерка поменялась на полевой китель. Новую экипировку диктовало и появление новой бронетехники. После военных действий в Афганистане появляется на свет унифицированный зимний и летний полевые костюмы, получившие название « афганка [Залесский К.А.2007:208].
Приложение IV
23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» – которая отменила советскую военную форму. Основным цветом и парадной, и повседневной экипировки военнослужащих стал оливковый. Шинели были заменены на зимние пальто, кители – на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки[Бондаренко А.С.2010:320].
Приложение V
В 2005 году Владимир Путин подписал указ об измении экипировки, в том числе вернул папахи в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим [Тарасов Н.П.2013:256].
Приложение VI
В связи с вышеизложенным можно сделать ряд выводов:
1. Русская военная форма не возникла сама по себе. Она, прежде всего, являлась отражением исторических и культурных традиций Российского государства.
2. Военная форма, будучи атрибутом любого воинского формирования, с присущей ей символикой появилась как необходимый элемент и результат эволюции вооруженных сил и является средством, с одной стороны, отличающим гражданские структуры от военных, а с другой - средством, обозначающим национальную принадлежность тех или иных воинских формирований к определенному государству.
3. Армия как составная часть государственных вооруженных формирований призвана выполнять внешнюю функцию государства по защите его границ с целью сохранения его суверенитета, в экономической, политической, социальной и духовной сферах деятельности.
Современный взгляд на военную форму подчеркивает её значимость как символа преемственности поколений, уважения к истории страны и воинской чести. Мундир является не только элементом внешнего вида военнослужащего, но и выражает государственную идентичность, сплоченность армии и уважение к ее традициям [Залесский К.А.2017:224].
I.II. «Роль мундира в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих российской армии.»
Мундир играет решающую роль в воинском воспитании любой армии. Особенно актуально это для Российской армии сегодня.
Он выполняет несколько функций, среди которых не только утилитарная роль защитной и рабочей одежды, является символом чести, службы, преданности своему государству и народу. Через мундир народы могут выразить своё уважение к истории, героям прошлого, великим сражениям и победам. Образы военачальников и обычных солдат в мундирах находят отклик в сердцах людей, культивируют чувство гордости за свою страну. Они занимают важное место в коллекциях многих музеев мира,представляют собой не просто экспонаты, но и живые свидетельства истории, культурных и социальных изменений в обществе. Сохранение мундиров позволяет изучать не только историю военного искусства и техники, но и изменения в изготовлении тканей, моде, дизайне и даже в общественных нормах и ценностях через разные исторические периоды [Анюхин В.А.2006:512].
Чувство патриотизма, как и понятие о чести мундира, знамени, герба и других государственных атрибутов, в течение сотен лет служило нравственным стержнем мировоззрения и поведения у солдат и офицеров России. Данное утверждение наглядно подтверждает огромное значение мундира в истории России в деле воспитания духа преемственности патриотических традиций.
История свидетельствует, что военные играли огромную роль в истории России XVIII - начала XX века. Здесь имелась в виду не только и не столько военная история нашей Родины, а речь шла о той особой роли, которую военный элемент сыграл и до сих пор играет в истории отечественной культуры. Люди в военных мундирах - Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, и многие другие, постоянно или некогда служившие в армии, - были активными деятелями русской культуры.
Вот почему становится понятным, что воинский мундир играл огромную роль не только в русской военной воспитательной системе, но и в истории России в целом. Оживить сухие исторические факты можно только тогда, когда мы достоверно представим себе людей, живших в той или иной эпохе, а это невозможно, если не знать историю костюма, и в особенности историю форменной одежды [Тарасов Н.П.2013:256].
Глава II. Практическая часть исследования
II. I. Анкетирование учащихся и анализ результатов опроса
Анализ результатов опроса.
Большая часть учащихся считают- военнослужащему нужна форма – более 80%.
Планируете ли вы в будущем носить мундир - 57%. 65% считают людей, которые носят военную форму мужественными, благородными и патриотами своего отечества.
Кроме того по результатам опроса было выявлено что у учащихся есть потребность
в восполнении таких пробелов знаний в вопросах: история появления мундира в России-45%.
Подведя итоги нашего исследования мы можем сделать вывод:
большая часть учащихся 8-11 классов считают , что военная форма необходима и планируют носить ее в будущем.
Постараюсь проанализировать причины таких результатов. Для начала выделим те источники, которые влияют на формирование мнения учащихся:
Учебник по истории России;
Учитель истории;
Интернет ресурсы.
В учебнике нет отдельного параграфа, посвященного возникновению русского мундира. Информация изложена скупо и кратко.
В целом, можно сказать, что в учебнике изложена фактология событий без явной оценки.
Таким образом, на основе данных нашего исследования было выявлено что есть
необходимость ознакомить учащихся с историей эволюции мундира в России.
и провести мероприятие, посвященное истории её появления,
что, по моему мнению, внесет вклад в патриотическое воспитание в моей школе.
ПриложениеVII
Заключение
В заключение индивидуального проекта можно подчеркнуть, что история военной формы России – это уникальное, яркое и многоаспектное явление, которое неразрывно связано с историей самой страны. Русский мундир, который прошел долгий путь развития от простых одеяний первых русских воинов до современной военной формы, отражает эволюцию военного искусства, технологий и искусства моды.
Цель и задачи проекта были выполнены в полной мере, гипотеза, которую мы выдвинули в начале исследования, была подтверждена, поэтому, мы можем говорить об успешности проведения нашего исследования.
Я считаю, что выбранная тема исследовательского проекта об история русского мундира является интересной и актуальной. Работая над проектом, я научился ставить перед собой четкие цели и достигать их, добывать нужную информацию, анализировать ее, и применять на практике, видеть и исправлять свои ошибки. Проектная деятельность позволила мне работать самостоятельно и максимально использовать свои возможности. Думаю, что знания, полученные мною при выполнении работы, пригодятся мне при обучении в дальнейшем.
Также опрос выявил, что большая часть учеников испытывают недостаток информации, хотят больше узнать об этом
Подводя общий итог исследования истории эволюции российского военного мундира и его роли в нравственном и патриотическом воспитании российской армии, можно утверждать, что за более чем двухсотлетний период обмундирование Русской армии подвергалось коренным изменениям не один раз.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что славные воинские деяния наших предков никогда не приобрели бы для военнослужащих русской армии такой наглядности и убедительности если бы не оставили свой след на их обмундировании.
С течением времени менялась русская военная форма, ее цвета и символы, но оставалось главное - высочайшая духовность русского воина, его благородство и мужество, свободолюбие и честь.
Национальный характер, высокая нравственность и крепкий воинский дух создали российскую армию, способную побеждать любого врага. Военный мундир во все времена подчеркивал особое социальное положение военнослужащего, его избранность, «воспринимался населением как символ, как некий геральдический элемент».
Список литературы
1. Анохин В.А. «История российской военной формы: От Петра I до наших дней»– М.: Яуза, 2006. – 512 с.
2. Бондаренко А.С. «Военная форма российской армии в XVIII – начале XX века» – М.: РОССПЭН, 2010. - 320 с.
3. Вишлёв О.И., Волков С. «История русского мундира с XVII по XX век: альбом. – СПб,2008. – 176 с.
4. Гусева Н.Г. «Эволюция военной формы в Российской империи. От Петра I до Николая II». – М.: Русский мир, 2007. – 208 с.
5. Залесский К.А. «Русская армия в войнах XVIII–XIX вв.: история военного костюма». – М.: АСТ, 2017. – 224 с.
6. Тарасов Н.П. «Русский мундир: история и современность». – М.: Фонд содействия развитию военной формы, 2013. – 256 с
Приложение 1
С.Иванов «Стрельцы»
Офицер лейб- гвардии Семеновского полка с 1700 по 1720г.
Приложение II
С.Щукин «Портрет императора Павла1 в парадном мундире и треуголке»
Башлык
Приложение III
Приложение IV
Солдат красной армии
ПриложениеV
Авганка.
Приложение VII
Военная форма при В.В.Путине.
Приложение VII
Медведева Татьяна Петровна