Технологическая карта урока «Опричнина. Роль Ивана Грозного в российской истории» (История, 6 класс)
Автор технологической карты урока |
Беляева Олеся Александровна- учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, высшая кВ. категория |
Предмет |
История России |
Класс |
6 |
Уровень |
базовый |
Учебник |
Данилов А.А.История России. С древнейших времен до конца XVI в.6 класс учебник для общеобразовательных организаций/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е издание-М.:Просвещение , 2014.-272 с. |
Тема урока |
Опричнина. Роль Ивана Грозного в российской истории. |
Тип урока (педагогическая технология) |
Урок –анализ с применением ИКТ. |
Цель урока |
Способствовать расширению знаний учащихся об особенностях политики Ивана Грозного. Развивать умения работать с различной исторической информацией, анализировать и систематизировать материал, закреплять навыки поисковой деятельности при работе с источниками, в том числе и в сети Интернет, совершенствовать навыки работы в группе. Формировать активную жизненную позицию, получив представление о проявлениях деспотической власти, в России, ценить завоевания демократии в настоящее время |
Предполагаемый результат |
Знать:основные направления деятельности И.Грозного, оценки его личности в историографии, понятия Уметь: определять место и роль И.Грозного в российской истории, анализировать результаты деятельности Грозного. |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из разных источников информации уметь составить представление об эпохе, правлении, основных направлениях деятельности И.Грозного, научиться анализировать историографические источники, выявлять аргументы, предложенные историками, осознать роль правителя в истории, установить причинно-следственные связи между действиями Грозного, событиями изучаемого периода. |
Формы, приемы, методы |
Работа в группе, поисковая деятельность, исследовательская деятельность |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, синквейн, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Учебник, ИРМ, презентация, карты |
Основные понятия |
опричнина, земщина, террор, крепостное право, тягло, опала |
Ход урока:
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Орг Момент. Сообщение темы урока |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся создаёт доброжелательную атмосферу. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
Учебно-познавательные , коммуникативные |
Готовность обучающихся к совместной дальнейшей деятельности. |
|
Целепо-лагание |
Создание проблемной ситуации для выдвижения обучающимися темы урока |
Вступительное слово учителя.
Одной из самых популярных личностей в отечественной истории является личность Ивана Грозного. Этому периоду посвящены произведения художественной и публицистической литературы, кинематографа, популярных изданий. Предлагаю вам оценки отечественных историков С.М.Соловьева и Н.М.Карамзина. «При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал» С.М. Соловьёв. /Н.М.Карамзин/ Сформулируйте тему. Постановка целей урока совместно с учениками. |
Слушают учителя и знакомятся с разными оценками историков , формулируя тему урока. Определить, каким представляется Иван Грозный в оценках историков и составить собственное аргументированное мнение о царе. Определить причины ужесточения его политики и объяснить причины подобного поворота. |
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Анализ оценок |
Первоначально сложившийся образ царя в представлениях учащихся. |
Актуализация знаний |
Выявление информации, необходимой для успешного изучения нового материала |
Организация работы по предложенным вопросам. - Какой образ Ивана Грозного сложился у вас после изучения п.23, 24 -Какими характеристиками вы наделили бы правителя? |
Отвечают на вопросы -Образ удачливого и дальновидного или напротив -умный, дальновидный, жестокий… |
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Формулировка ответов на вопросы |
Фиксация имеющихся умений |
Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования материалов учебника, ИРМ |
Чтение п. 1 п. 25 и формулировка ответов на вопросы: -Проблемный вопрос: Почему произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой? -Составление карты проблемного вопроса (сущность, обстоятельства, внешнее выражение) Найти в п. сущность проблемы, обстоятельства, обострившие проблему, внешнее выражение проблемы. |
Самостоятельно изучают материал учебника и отвечают на вопросы -из-за разногласий в проведении политики Выполняют записи в тетради (карта проблемного вопроса) |
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Работа с текстом учебника |
Умение проводить самостоятельное исследование, работать с информацией |
Изучение нового материала Первичное закрепление |
Организация деятельности с целью получения знания Организация усвоения обучающимися нового знания |
Теперь нам предстоит выяснить, в чем смысл противоречий между царем и одним из его приближенных, перешедших на сторону Литовского государства А.М.Курбским. А.Курбский (1528 — май 1583) — русский полководец, политик и писатель, ближайший приближённый Ивана Грозного. Организует работу с источником. Предлагаю вспомнить о том, насколько сильной была самодержавная власть в период царствования Е.Глинской, боярского правления. Восстановить авторитет власти Грозный намеревался ужесточив собственное правление. ЗАДАНИЕ: -Заполнить схему. Составить синквейн по теме «Опричнина» Сущность опричнины в оценках историков Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. С.М.Соловьев Террор – условие сохранения самодержавия. Д.Альшиц. Следствие душевной болезни. Н.М.Карамзин. Провести мини-исследование (работа в группах) 1 группа. Сформулируйте итоги царствования Грозного для разных групп населения (крестьяне, посадское население, бояре, церковь) 2 группа Сформулируйте итоги введения опричнины. 3 группа. Личность в истории. Иван Грозный – тиран или выдающийся политический деятель. |
РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ.ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ. Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от бога: тот, кто противит власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти — противится богу; а кто противится богу — тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добывали царство, тем более поэтому кто противится такой власти — противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть» ВОПРОСЫ: 1. Смысл прочитанного передать. 2. Отношение царя к самодержавной власти. Третье послание Курбского Ивану Грозному…А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих… ВОПРОСЫ: 1. Как должен править царь по мнению Курбского? Ответы: В течение довольно длительного периода власть была подвержена влиянию, реально существовала проблема слабости центральной власти. Стояли очень важные задачи: -Достижение социальной и политической стабильности, -Упрочение феодального правопорядка, восстановление авторитета царской власти. Выполняют задание и комментируют результат выполнения Отвечают на вопросы: -цели введения опричнины -механизм ужесточения режима правления -предположите, каковы итоги такой политики Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Знакомятся с оценками и аргументируют свое видение Сформулируйте свою оценку. Задания для групп. |
Учебно-познавательные , личностные |
Работа с источником Работа со схемой Составление синквейна Работа с источником Работа в группах |
Умение работать с источником, выделять нужную информацию Умение формулировать ответ Умение ориентироваться в содержании материала Умение составлять собственное представление о предмете( личностное) Умение ориентироваться в оценках историков, историческом процессе Умение налаживать продуктивное сотрудничество |
Контроль усвоения |
Комментирует выполнение задания |
Выступления групп.
|
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Презентация работы групп |
Умение выступать |
|
Проверка и контроль знаний |
Тест по теме «Иван Грозный и его время». Время выполнения работы-5 мин. Организация взаимопроверки работ . Учитель уточняет итоги работы, проведённой ребятами в соответствии с критериями оценивания. |
Выполнение тестовой работы по теме «Иван Грозный и его время» по вариантам. Выполняют проверку работ друг друга. |
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок |
Первичное закрепление и усвоение нового материала |
|
Рефлексия |
Ответьте письменно на вопрос: 1. Мне показался интересным вид работы_______________________. 2. Мне было сложно_________________________ 3. Особенно удачной была для меня деятельность____________________ |
Отвечают письменно на вопросы учителя. |
Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные |
Анализ деятельности |
Анализ ситуации на уроке , умение проводить рефлексию |
|
Домашнее задание |
п. 25. Задание повышенной сложности: подготовить репортаж об установлении опричнины. |
Записывают, уточняют домашнее задание. |
Готовность к выполнению домашнего задания |