12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кислова Олеся Александровна57
Россия, Липецкая обл., Липецк
Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме: «Опричнина. Роль Ивана Грозного в российской истории».

Автор технологической карты урока

Беляева Олеся Александровна- учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, высшая кВ. категория

Предмет

История России

Класс

6

Уровень

базовый

Учебник

Данилов А.А.История России. С древнейших времен до конца XVI в.6 класс учебник для общеобразовательных организаций/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е издание-М.:Просвещение , 2014.-272 с.

Тема урока

Опричнина. Роль Ивана Грозного в российской истории.

Тип урока (педагогическая технология)

Урок –анализ с применением ИКТ.

Цель урока

Способствовать расширению знаний учащихся об особенностях политики Ивана Грозного.

Развивать умения работать с различной исторической информацией, анализировать и систематизировать материал, закреплять навыки поисковой деятельности при работе с источниками, в том числе и в сети Интернет, совершенствовать навыки работы в группе.

Формировать активную жизненную позицию, получив представление о проявлениях деспотической власти, в России, ценить завоевания демократии в настоящее время

Предполагаемый результат

Знать:основные направления деятельности И.Грозного, оценки его личности в историографии, понятия

Уметь: определять место и роль И.Грозного в российской истории, анализировать результаты деятельности Грозного.

Задачи урока

На основе анализа полученной из разных источников информации уметь составить представление об эпохе, правлении, основных направлениях деятельности И.Грозного, научиться анализировать историографические источники, выявлять аргументы, предложенные историками, осознать роль правителя в истории, установить причинно-следственные связи между действиями Грозного, событиями изучаемого периода.

Формы, приемы, методы

Работа в группе, поисковая деятельность, исследовательская деятельность

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, синквейн, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Учебник, ИРМ, презентация, карты

Основные понятия

опричнина, земщина, террор, крепостное право, тягло, опала

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

1

2

3

4

5

6

7

Орг

Момент.

Сообщение темы урока

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся создаёт доброжелательную атмосферу.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

Учебно-познавательные , коммуникативные

 

Готовность обучающихся к совместной дальнейшей деятельности.

Целепо-лагание

Создание проблемной ситуации для выдвижения обучающимися темы урока

Вступительное слово учителя.

 

Одной из самых популярных личностей в отечественной истории является личность Ивана Грозного. Этому периоду посвящены произведения художественной и публицистической литературы, кинематографа, популярных изданий.

Предлагаю вам оценки отечественных историков С.М.Соловьева и Н.М.Карамзина.

«При всех жестокостях царя Ивана Грозного его деятельность была шагом вперёд к «победе государственных начал»

С.М. Соловьёв.

/Н.М.Карамзин/

Сформулируйте тему.

Постановка целей урока совместно с учениками.

Слушают учителя и знакомятся с разными оценками историков , формулируя тему урока.

Определить, каким представляется Иван Грозный в оценках историков и составить собственное аргументированное мнение о царе.

Определить причины ужесточения его политики и объяснить причины подобного поворота.

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Анализ оценок

Первоначально сложившийся образ царя в представлениях учащихся.

Актуализация знаний

Выявление информации, необходимой для успешного изучения нового материала

Организация работы по предложенным вопросам.

- Какой образ Ивана Грозного сложился у вас после изучения п.23, 24

-Какими характеристиками вы наделили бы правителя?

Отвечают на вопросы

-Образ удачливого и дальновидного или напротив

-умный, дальновидный, жестокий…

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Формулировка ответов на вопросы

Фиксация имеющихся умений

Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования материалов учебника, ИРМ

Чтение п. 1 п. 25 и формулировка ответов на вопросы:

-Проблемный вопрос: Почему произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой?

-Составление карты проблемного вопроса (сущность, обстоятельства, внешнее выражение)

Найти в п. сущность проблемы, обстоятельства, обострившие проблему, внешнее выражение проблемы.

Самостоятельно изучают материал учебника и отвечают на вопросы

-из-за разногласий в проведении политики

Выполняют записи в тетради (карта проблемного вопроса)

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Работа с текстом учебника

Умение проводить самостоятельное исследование, работать с информацией

Изучение нового материала

Первичное закрепление

Организация деятельности с целью получения знания

Организация усвоения обучающимися нового знания

Теперь нам предстоит выяснить, в чем смысл противоречий между царем и одним из его приближенных, перешедших на сторону Литовского государства А.М.Курбским.

А.Курбский (1528 — май 1583) — русский полководец, политик и писатель, ближайший приближённый Ивана Грозного.

Организует работу с источником.

Предлагаю вспомнить о том, насколько сильной была самодержавная власть в период царствования Е.Глинской, боярского правления.

Восстановить авторитет власти Грозный намеревался ужесточив собственное правление.

ЗАДАНИЕ:

-Заполнить схему.

Составить синквейн по теме «Опричнина»

Сущность опричнины в оценках историков

Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. С.М.Соловьев

Террор – условие сохранения самодержавия. Д.Альшиц.

Следствие душевной болезни. Н.М.Карамзин.

Провести мини-исследование (работа в группах)

1 группа.

Сформулируйте итоги царствования Грозного для разных групп населения (крестьяне, посадское население, бояре, церковь)

2 группа

Сформулируйте итоги введения опричнины.

3 группа.

Личность в истории. Иван Грозный – тиран или выдающийся политический деятель.

РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ.ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ.

Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти, кроме как от бога: тот, кто противит власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти — противится богу; а кто противится богу — тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добывали царство, тем более поэтому кто противится такой власти — противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть»

ВОПРОСЫ:

1. Смысл прочитанного передать.

2. Отношение царя к самодержавной власти.

Третье послание Курбского Ивану Грозному

А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих…

ВОПРОСЫ:

1. Как должен править царь по мнению Курбского?

Ответы:

В течение довольно длительного периода власть была подвержена влиянию, реально существовала проблема слабости центральной власти. Стояли очень важные задачи:

-Достижение социальной и политической стабильности,

-Упрочение феодального правопорядка, восстановление авторитета царской власти.

Выполняют задание и комментируют результат выполнения

Отвечают на вопросы:

-цели введения опричнины

-механизм ужесточения режима правления

-предположите, каковы итоги такой политики

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Знакомятся с оценками и аргументируют свое видение

Сформулируйте свою оценку.

Задания для групп.

Учебно-познавательные , личностные

Работа с источником

Работа со схемой

Составление синквейна

Работа с источником

Работа в группах

Умение работать с источником, выделять нужную информацию

Умение формулировать ответ

Умение ориентироваться в содержании материала

Умение составлять собственное представление о предмете( личностное)

Умение ориентироваться в оценках историков, историческом процессе

Умение налаживать продуктивное сотрудничество

Контроль усвоения

 

Комментирует выполнение задания

Выступления групп.

 

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Презентация работы групп

Умение выступать

Проверка и контроль знаний

 

Тест по теме «Иван Грозный и его время». Время выполнения работы-5 мин.

Организация взаимопроверки работ .

Учитель уточняет итоги работы, проведённой ребятами в соответствии с критериями оценивания.

Выполнение тестовой работы по теме «Иван Грозный и его время» по вариантам.

Выполняют проверку работ друг друга.

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок

Первичное закрепление и усвоение нового материала

Рефлексия

 

Ответьте письменно на вопрос:

1. Мне показался интересным вид работы_______________________.

2. Мне было сложно_________________________

3. Особенно удачной была для меня деятельность____________________

Отвечают письменно на вопросы учителя.

Учебно-познавательные , коммуникативные, личностные

Анализ деятельности

Анализ ситуации на уроке , умение проводить рефлексию

Домашнее задание

 

п. 25.

Задание повышенной сложности: подготовить репортаж об установлении опричнины.

Записывают, уточняют домашнее задание.

   

Готовность к выполнению домашнего задания

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.