12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

Никитушкина Ирина Петровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 1

город Похвистнево Самарская область

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 

«Ратные страницы истории Российского государства»

 

8 класс

 

Актуальность:

 

Данная программа внеурочной деятельности дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времён до конца XIX века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества.

Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий.

Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны, его славного военного прошлого.

Программа разработана для кадетского класса и позволяет привить навыки работы с исторической литературой.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной теме.

Изучение курса внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Новизна программы по внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» предполагает другой стиль общения учителя и учеников – беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:

- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));.

- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся;

- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год;

- примерной программы по истории России.

Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся

кадетского класса (8 класс) и охватывает период истории России с древнейших времен до кона XIX века. Программа дополняет школьный курс истории России сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работ с литературой и источниками.

 

Место курса в учебном плане

 

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о военной российской истории обучающихся кадетов 8 класса  предложен  курс внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства. Курс рассчитан на 35 часов в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. Срок реализации программы – 1 год.

 

    Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.

Программа «Ратные страницы истории Российского государства» призвана способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.

 

Цель:

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых историче­ских личностей военной истории нашей страны;

расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;

подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин.

 

Задачи:

развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;

изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;

развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;

способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;

способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;

способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

 

Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО

 

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих

видов универсальных учебных действий:

 

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и

уважения к Отечеству.

Регулятивные:

- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать

учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определить наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки

и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация,

проект, реферат и др.;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную.

 

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,

освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном

окружении;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –

анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических

личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе

материалы на электронных носителях.

Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты

важнейших исторических событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких

источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т.д.;

- рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их

участниках;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные

в учебной литературе;

- представление в виде выступлений на занятиях внеурочной

деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;

- анализ точек зрения современников и историков на жизне­деятельность

исторических личностей, формулирование собствен­ной позиции;

- обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;

- участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение

электронных презентаций.

Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.

 

С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:

- анализ биографии видных военачальников;

- составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских

князей”, “Полководцы XVIII века” и т.п.

- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;

- тактический разбор сражения;

- работа с контурной картой.

Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

 

Основные ценностные ориентиры:

- осмысление роли великих военных событий в судьбе России;

- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу

военных действий и деятельности отдельных личностей в различные

периоды истории нашего государства;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,

энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать

собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого,

вести дискуссию.

 

Основные принципы организации деятельности:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие

в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Основой принцип работы - принцип добровольности. Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.

 

Перечень оборудования кабинета для реализации программы:

 

проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;

видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;

репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;

материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь, слоёное тесто и т.д.

 

Формы и методы работы

Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

анализ исторической литературы и исторических источников;

анализ отрывков на исторические темы;

творческие задания;

эвристическая беседа, лекция;

дискуссия (дебаты);

практические работы, викторины.

подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.

Формы подведения итогов:

творческие ра­боты (рефераты, электронные презентации, исторические портреты);

участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах.

Условия успешного освоения содержания программы внеурочной деятельности:

обеспечение доступа учащихся к исто­рической литературе;

возможность создания и демонстрации элек­тронных презентаций.

Основные формы контроля:

эссе;

решение проблемных заданий;

творческие ра­боты (электронные презентации, исторические портреты, тексты), оцениваемые по системе: зачет-незачет.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Тема занятий

Количество часов

Содержание деятельности обучающихся

 

 

Тема I. Войско древней Руси

(3 часа)

 

 

 

1

Древнерусская рать.

 

1

Виртуальная экскурсия с элементами беседы с учащимися.

 

2

«Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.

 

1

Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

 

3

«Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Поход Олега на Константинополь.

 

1

Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

 

 

 

Тема II. Развитие военного дела

в XIIIXIV веках (4часа)

 

 

 

4

Русский богатырь Евпатий Коловрат.

 

1

Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Эссе

 

5

«И быть сеча велика» - Ледовое побоище.

 

1

Работа с картой, картиной В.А. Серова «Ледовое побоище».

 

6

«Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле.

 

1

Практическая работа – тактический разбор сражения.

7

Доспехи и холодное оружие русских воинов.

 

1

Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением.

 

 

Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов)

 

 

 

8

Рождение огнестрельного оружия.

 

1

Изготовление макетов огнестрельного оружия.

 

9

Войско Московского государства в 15 – 17 веках.

 

1

Лекция с элементами беседы.

 

10

Служилые люди в Московском войске.

 

1

Работа с историческим источником – анализ литературы.

 

 

11

 

«Стояние на реке Угре 8 октября – 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.

 

 

1

 

Просмотр фильма о создании диорамы «Великое стояние на Угре» и художнике П. Рыженко «Ополченец светлого воинства».

 

 

12

 

Взятие Казани Иваном Грозным.

 

 

1

Комментированное чтение текста исторического источника – «Казанская история» и троицкие литературные памятники о взятии Казани.

 

 

 

Тема IV. Русская армия

в XVIII веке

(5 часов)

 

 

 

13

Полки нового строя.

 

1

Беседа с использованием слайдовой презентации – последующее обсуждение.

 

14

Армия и флот времён Петра I.

 

1

Работа в группах - изготовление макетов кораблей.

 

15

«Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 года.

 

1

Просмотр видеофрагмента фильма «Петр Первый» с последующим обсуждением.

 

16

Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.

 

1

Составление исторического портрета.

 

17

«Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.

 

1

Практическая работа – тактический разбор сражения.

 

 

Тема V. Развитие русского военного искусства в конце

XVIII – начале XIX веков

(9 часов)

 

 

 

18

«Русские прусских всегда бивали» -

Семилетняя война.

1

Просмотр электронных презентаций и анализ проделанной работы; работа с контурной картой.

 

19

«Наука побеждать» А.В. Суворова.

 

1

Анализ книги А.В. Суворова – составление тезисов.

 

20

Завоевание Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике. Полководческий талант А.В. Суворова.

 

1

Составление исторического портрета прославленного полководца А.В. Суворова.

 

21

Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.

 

1

Виртуальная экскурсия.

 

22

«Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Швейцарский поход А.В. Суворова.

 

 

Работа с картиной В.И. Сурикова «переход Суворова через Альпы».

 

23

Русская армия времён наполеоновских войн.

 

1

Защита творческих работ учащихся.

24

Полководец М.И. Кутузов.

 

1

Анализ иллюстраций книги А.С. Корха «Михаил Илларионович Кутузов» - составление исторического портрета.

 

25

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

 

1

Интеллектуальная игра «Бородино».

 

26

 

Награды 18 – начала 19 веков.

 

 

1

 

Лекция с элементами беседы.

 

Тема VI. Армия и флот России

во второй половине XIX века

(9 часов)

 

 

27

Герои Севастополя.

 

Виртуальная экскурсия – панорама «Оборона Севастополя».

 

 

28

 

Военная реформа 1874 года.

 

 

1

Просмотр электронных презентаций, выполненных учениками и анализ проделанной работы.

 

 

29

 

Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П.С. Нахимов.

 

 

1

Просмотр видеофрагмента из фильма «Крымская война» с последующим обсуждением.

 

 

30

Парусное вооружение корабля.

 

1

Практическая работа – изготовление макетов парусников.

 

31

Русское стрелковое оружие XVIIIXIX веков

 

1

Работа в группах - составление электронных презентаций.

 

32

«Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

1

Практическая работа – тактический разбор сражения; работа с контурной картой.

 

 

33

 

«Покажите себя в деле молодцами!» -

Шипка и Плевна.

 

 

1

Просмотр фильма «Русский крест над Балканами» с последующим обсуждением.

 

34

Викторина «Русское военное искусство»

 

1

Работа по группам - участвуют в викторине.

35

«Ратные страницы истории

Российского государства»

 

1

Защита творческих работ учащихся – проекты, рисунки, макеты, поделки.

 

Итого - 35 часов

Содержание программы

 

Тема I. Войско древней Руси (3 часа)

 

Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь.

 

Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа)

 

Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.

 

Тема III. Военное дело в период складывания централизованного

государства (5 часов)

 

История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани.

 

Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов)

 

Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.

 

Тема V. Развитие русского военного искусства в конце

XVIII – начале XIX веков (8 часов)

 

Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и флотоводцы 18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков.

 

 

Тема VI. Армия России во второй половине XIX века (9 часов)

 

Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.

 

 

Список источников:

 

1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993

2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html

3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1

4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003

6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999

7. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

8. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.

10. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

11. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.