Программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства»
Никитушкина Ирина Петровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 1
город Похвистнево Самарская область
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Ратные страницы истории Российского государства»
8 класс
Актуальность:
Данная программа внеурочной деятельности дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времён до конца XIX века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества.
Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий.
Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны, его славного военного прошлого.
Программа разработана для кадетского класса и позволяет привить навыки работы с исторической литературой.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной теме.
Изучение курса внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.
Новизна программы по внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» предполагает другой стиль общения учителя и учеников – беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));.
- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся;
- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год;
- примерной программы по истории России.
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся
кадетского класса (8 класс) и охватывает период истории России с древнейших времен до кона XIX века. Программа дополняет школьный курс истории России сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работ с литературой и источниками.
Место курса в учебном плане
В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о военной российской истории обучающихся кадетов 8 класса предложен курс внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства. Курс рассчитан на 35 часов в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.
Программа «Ратные страницы истории Российского государства» призвана способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.
Цель:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;
расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;
подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин.
Задачи:
развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;
изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;
развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;
способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
видов универсальных учебных действий:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству.
Регулятивные:
- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определить наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки
и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Познавательные:
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация,
проект, реферат и др.;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
Коммуникативные:
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –
анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических
личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях.
Предметные:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т.д.;
- рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их
участниках;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные
в учебной литературе;
- представление в виде выступлений на занятиях внеурочной
деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;
- анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность
исторических личностей, формулирование собственной позиции;
- обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;
- участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение
электронных презентаций.
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.
С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:
- анализ биографии видных военачальников;
- составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских
князей”, “Полководцы XVIII века” и т.п.
- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;
- тактический разбор сражения;
- работа с контурной картой.
Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.
Основные ценностные ориентиры:
- осмысление роли великих военных событий в судьбе России;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу
военных действий и деятельности отдельных личностей в различные
периоды истории нашего государства;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать
собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого,
вести дискуссию.
Основные принципы организации деятельности:
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие
в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Основой принцип работы - принцип добровольности. Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.
Перечень оборудования кабинета для реализации программы:
проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;
видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;
репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;
материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь, слоёное тесто и т.д.
Формы и методы работы
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:
анализ исторической литературы и исторических источников;
анализ отрывков на исторические темы;
творческие задания;
эвристическая беседа, лекция;
дискуссия (дебаты);
практические работы, викторины.
подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.
Формы подведения итогов:
творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты);
участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах.
Условия успешного освоения содержания программы внеурочной деятельности:
обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;
возможность создания и демонстрации электронных презентаций.
Основные формы контроля:
эссе;
решение проблемных заданий;
творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты), оцениваемые по системе: зачет-незачет.
Учебно-тематический план
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
Содержание деятельности обучающихся
|
|
Тема I. Войско древней Руси (3 часа)
|
|
|
1 |
Древнерусская рать.
|
1 |
Виртуальная экскурсия с элементами беседы с учащимися.
|
2 |
«Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.
|
1 |
Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.
|
3 |
«Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Поход Олега на Константинополь.
|
1 |
Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.
|
|
Тема II. Развитие военного дела в XIII – XIV веках (4часа)
|
|
|
4 |
Русский богатырь Евпатий Коловрат.
|
1 |
Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Эссе
|
5 |
«И быть сеча велика» - Ледовое побоище.
|
1 |
Работа с картой, картиной В.А. Серова «Ледовое побоище».
|
6 |
«Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле.
|
1 |
Практическая работа – тактический разбор сражения. |
7 |
Доспехи и холодное оружие русских воинов.
|
1 |
Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. |
|
Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов)
|
|
|
8 |
Рождение огнестрельного оружия.
|
1 |
Изготовление макетов огнестрельного оружия.
|
9 |
Войско Московского государства в 15 – 17 веках.
|
1 |
Лекция с элементами беседы.
|
10 |
Служилые люди в Московском войске.
|
1 |
Работа с историческим источником – анализ литературы.
|
11 |
«Стояние на реке Угре 8 октября – 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.
|
1 |
Просмотр фильма о создании диорамы «Великое стояние на Угре» и художнике П. Рыженко «Ополченец светлого воинства».
|
12 |
Взятие Казани Иваном Грозным.
|
1 |
Комментированное чтение текста исторического источника – «Казанская история» и троицкие литературные памятники о взятии Казани.
|
|
Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов)
|
|
|
13 |
Полки нового строя.
|
1 |
Беседа с использованием слайдовой презентации – последующее обсуждение.
|
14 |
Армия и флот времён Петра I.
|
1 |
Работа в группах - изготовление макетов кораблей.
|
15 |
«Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 года.
|
1 |
Просмотр видеофрагмента фильма «Петр Первый» с последующим обсуждением.
|
16 |
Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
|
1 |
Составление исторического портрета.
|
17 |
«Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.
|
1 |
Практическая работа – тактический разбор сражения. |
|
Тема V. Развитие русского военного искусства в конце XVIII – начале XIX веков (9 часов)
|
|
|
18 |
«Русские прусских всегда бивали» - Семилетняя война. |
1 |
Просмотр электронных презентаций и анализ проделанной работы; работа с контурной картой.
|
19 |
«Наука побеждать» А.В. Суворова.
|
1 |
Анализ книги А.В. Суворова – составление тезисов.
|
20 |
Завоевание Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике. Полководческий талант А.В. Суворова.
|
1 |
Составление исторического портрета прославленного полководца А.В. Суворова.
|
21 |
Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
|
1 |
Виртуальная экскурсия.
|
22 |
«Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Швейцарский поход А.В. Суворова.
|
|
Работа с картиной В.И. Сурикова «переход Суворова через Альпы».
|
23 |
Русская армия времён наполеоновских войн.
|
1 |
Защита творческих работ учащихся. |
24 |
Полководец М.И. Кутузов.
|
1 |
Анализ иллюстраций книги А.С. Корха «Михаил Илларионович Кутузов» - составление исторического портрета.
|
25 |
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
|
1 |
Интеллектуальная игра «Бородино». |
26 |
Награды 18 – начала 19 веков.
|
1 |
Лекция с элементами беседы. |
|
Тема VI. Армия и флот России во второй половине XIX века (9 часов) |
|
|
27 |
Герои Севастополя. |
|
Виртуальная экскурсия – панорама «Оборона Севастополя».
|
28 |
Военная реформа 1874 года.
|
1 |
Просмотр электронных презентаций, выполненных учениками и анализ проделанной работы.
|
29 |
Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П.С. Нахимов.
|
1 |
Просмотр видеофрагмента из фильма «Крымская война» с последующим обсуждением.
|
30 |
Парусное вооружение корабля.
|
1 |
Практическая работа – изготовление макетов парусников.
|
31 |
Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков
|
1 |
Работа в группах - составление электронных презентаций.
|
32 |
«Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. |
1 |
Практическая работа – тактический разбор сражения; работа с контурной картой.
|
33 |
«Покажите себя в деле молодцами!» - Шипка и Плевна.
|
1 |
Просмотр фильма «Русский крест над Балканами» с последующим обсуждением.
|
34 |
Викторина «Русское военное искусство»
|
1 |
Работа по группам - участвуют в викторине. |
35 |
«Ратные страницы истории Российского государства»
|
1 |
Защита творческих работ учащихся – проекты, рисунки, макеты, поделки. |
|
Итого - 35 часов |
Содержание программы
Тема I. Войско древней Руси (3 часа)
Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь.
Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа)
Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.
Тема III. Военное дело в период складывания централизованного
государства (5 часов)
История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани.
Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов)
Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф.М.Апраксин.
Тема V. Развитие русского военного искусства в конце
XVIII – начале XIX веков (8 часов)
Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и флотоводцы 18 века: Г.А. Потёмкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков.
Тема VI. Армия России во второй половине XIX века (9 часов)
Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П.С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Список источников:
1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993
2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html
3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1
4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003
6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999
7. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
8. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
10. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
11. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.