Урок «История создания романа «Герой нашего времени». Особенности композиции романа» (Литература, 9 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Конспект урока по литературе на тему
«Особенности композиции романа «Герой нашего времени» ,
9 класс
Подготовила: учитель русского языка
и литературы Семенихина Е.В.
2017
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.
В. Г. Белинский
Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: урок-исследование
Цели: исследовать особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»
Задачи
Обучающие: дать характеристику эпохе, в которую создавался роман;
показать трагедию поколения 30-х годов 19 века; раскрыть смысл заглавия, тему, идею романа.
Развивающие: развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков, навыков диалогической и монологической речи, развитие умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающие: формирование способностей учащихся к сотрудничеству, сотворчеству, умений работать в группе, воспитание чувства прекрасного посредством обращения к высокохудожественной литературе.
Место урока в системе уроков:
1-ой в системе уроков по изучению романа «Герой нашего времени»
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
тексты произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Домашнее задание к уроку:
Прочитать роман «Герой нашего времени», выполнить задания по группам: 1 группа – исследовать историю создания романа, 2 группа – исследовать особенности эпохи 30-х годов 19 века, 3 группа – исследовать сюжет и фабулу романа.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Тем более что сегодня у нас не обычный урок, а урок-исследование, длительность которого всего 25 минут
Мы продолжаем изучать творчество М.Ю.Лермонтова, и сегодня мы познакомимся с его романом « Герой нашего времени» ( Слайд 2)
2. Актуализация знаний
Посмотрите на экран
Видео-фрагмент. ( Новогодние композиции) ( Слайд 3)
Ребята, что вы видите на слайдах?
А что такое композиция?
3.Создание проблемной ситуации
Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок именно с этого видео? Что общего между новогодней композицией и уроком литературы?
Что такое композиция литературного произведения?
А от чего зависит композиция литературного произведения?
Назовите мне сюжетные элементы композиции? ( экспозиция или предисловие, завязка, развитие события, кульминация, развязка, эпилог)
4.Постановка проблемы исследования
Где в романе « Герой нашего времени» экспозиция, завязка?
А где находится развязка?
Значит у романа какая композиция?
5.Определение темы исследования;
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
(Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
Запись в тетради) ( Слайд 5)
Прочитайте эпиграф к уроку
Какие вопрос у вас возникают, после прочтения эпиграфа?
Чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны знать?
6. Формулирование цели исследования
Определим цели урока: (исследовать композицию романа М.Ю. Лермонтова «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)
А для чего мы будем исследовать композицию?
7. Выдвижение гипотезы
Ребята, как вы думаете, от чего зависит эффект, который текст производит на читателя?
Композиция романа «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. Она является загадкой, которую должны отгадать читатели , т.е. мы с вами.
8. Проверка гипотезы. Интерпретация полученных данных
Вспомните, каким было домашнее задание к сегодняшнему уроку.
1.Обратимся к группе Литературоведов, которая исследовала историю создания романа «Герой нашего времени» ( Слайды 6-8)
Обратимся к смыслу названия романа (Слайд 9 )
1.Один из героев начала века
2.Один из героев нашего века
3. Герой нашего времени
Начала века? Нашего века? Какого века?
2.Дадим слово группе историков, которая исследовала особенности поколения 30-х годов 19 века. ( Слайд 10-11)
Вернемся к названию
Ребята, а кто такой герой?
Посмотрим видео- фрагмент( Слайд 12)
Обратимся к словарю Ожегова ( Слайд 13)
Подумайте, какое из данных определений больше подходит для героя данного романа?
Какой вывод можем сделать? Какую идею Лермонтов отразил уже в названии романа?
Как зовут главного героя романа?
Сразу ли в романе автор раскрывает образ Печорина?
3. Обратимся к группе критиков, которые исследовали сюжет и фабулу романа ( Слайд 14-15).
Ребята, а случайно ли Лермонтов нарушил логику повествования?
Чтобы понять замысел автора обратимся к предисловию ( Слайд 16)
Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?
А как вы думаете, при помощи чего Лермонтов решает эту задачу ?
Сколько рассказчиков в романе?
Для чего Лермонтов меняет рассказчиков ? ( Слайд 17)
В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Поэтому его считают первым русским социально-психологическим и философским романом.
9) Вывод по результатам исследовательской работы
Итак, вывод по сегодняшнему уроку: В чем же особенность композиции романа?
(Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой.
Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения.
Сюжет и фабула не совпадают . Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя.
Какую задачу автора решает композиция ?
Композиция подчинена задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни).
Ребята, в данном романе очень много загадок и для того чтобы их разгадать, одного урока конечно же мало, поэтому на следующий урок мы продолжим наши исследования. Спасибо за урок! ( Слайд 18)
/data/files/u1519672424.rar (Презентация № Композиция романа " Герой нашего времени")
Сафонова Елена Валерьевна