12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яковлева Надежда Александровна26
2

Статья на тему «Система вопросов к уроку «Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Система вопросов к уроку

«Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» изначально не был задуман как отдельное произведение. Повести выходили с 1837 по 1840 гг. Целиком роман был опубликован в 1840 году. Замысел романа относится к 1836 году, причем сначала героем должен был стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. После второй ссылки Лермонтова на Кавказ в 1837 году замысел изменился, а действие перенесено из столицы. «Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе, автор раскрывает «историю души человеческой». Лидия Яковлевна Гинзбург в своем исследовании «О психологической прозе» определяет одним из важнейших аспектов психологического романа художественное познание душевной жизни человека. В психологическом романе присутствует рефлексия, а также эмоциональное переживание препятствия. По мнению Л.Я. Гинзбург, сердцем психологического романа является многозначная природа конфликта, факторы, расположенные на разных жизненных уровнях, действующие одновременно. На героя влияют внутренние и внешние условия, историческая действительность. Л.Я. Гинзбург отмечает, что психологический роман XIX века «показал человека, обусловленного исторически и социально. Его душевный склад рассматривался как производное от этих предпосылок»1.

Для того чтобы подробнее разобраться в психологизме романа «Герой нашего времени», составим систему вопросов к уроку с комментариями. Ответы на данные вопросы помогут обучающимся ознакомиться со своеобразием романа, приемами и способами создания характера героя, а также глубже понять текст и развить навыки анализа художественного текста.

Для удобства выделим ниже блоки вопросов, используя таксономию педагогических целей Б. Блума. Согласно теории автора, педагогические цели можно разделить на шесть категорий, при этом категории знание, понимание, применение относятся к низкому уровню мышления, а анализ, синтез, оценка – к высокому уровню мышления.

- Низкий уровень мышления:

Вопросы на знание текста. Без первичного мониторинга знаний обучающихся о содержании романа невозможно продолжать работу над текстом. Одним из важнейших свойств художественного произведения является эстетическая целостность, в связи с чем необходимо чтение полного текста, а не краткого содержания. Чтение и изучение текстов художественных произведений соответствуют содержанию предмета литературы.

- Сколько глав в романе? Перечислите их.

- Сколько рассказчиков в романе? Назовите их.

- Какова система образов в романе? Назовите главных героев романа.

- Как зовут главного героя? ФИО.

Вопросы на понимание текста. Понимание текста, выявление главной идеи произведения соответствует содержанию литературы как предмета изучения в школе.

- Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ)

- Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического романа?

- С какой целью Лермонтов дает трех рассказчиков?

- Каковы положительные и отрицательные черты главного героя?

- Сформулируйте главную идею текста.

Вопросы на применение

- Можно ли использовать идеи, высказанные в романе, в наше время? Почему вы так считаете?

- Высокий уровень мышления:

Анализ текста.

Л.Я Гинзбург в работе «О психологической прозе» обращает внимание на построение и познание исторического характера, анализ индивидуальной душевной жизни. Важнейшим составляющим психологического романа является анализ «внутреннего человека» - «Кто я? Что я делаю?». Лидия Яковлевна отмечает, что психологизм в литературе начинается с несовпадения, непредвиденного поведения героя. Поэтому как роман, так и отдельные поступки героя можно анализировать с разных сторон, и единой точки зрения не существует. Глубокое понимание художественного текста, подробный анализ соответствует цели изучения литературы в школе – воспитанию заинтересованного читателя, который способен самостоятельно осмыслить художественные произведения, а также приобщению молодых людей к наследию классической литературы.

Понимание картины мира автора, выявление позиции автора соответствует содержанию предмета литературы в школе. Необходимо, чтобы обучающиеся осознали, почему «Герой нашего времени» является первым психологическим романом. Молодые читатели должны понять, что мастерство М.Ю. Лермонтова в создании психологического портрета героя проявляется в изображении внутренней жизни, рефлексии Печорина, композиционных особенностях романа.

- Где происходят описываемые события?

- Когда происходят описываемые события? Почему необходимо обращать внимание на социальные и исторические условия при анализе текста? XIX веке в России происходит развитие общественного сознания. Как отмечает Л.Я Гинзбург, в 1830-е гг в России развиваются общественно-политические кружки, в рамках которых особое внимание уделяется самоанализу и рефлексии. Данная тенденция отражается и в литературе).

- Воссоздайте хронологическую последовательность глав. Как это помогает раскрыть авторскую позицию?

- Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ). В чем особенности композиции романа? Каким образом композиция помогает раскрыть образ героя?

- Почему именно глава «Фаталист» завершает роман?

- Каков портрет «героя нашего времени»?

- В чем заключается своеобразие характера Печорина? Как раскрывается образ Печорина с точки зрения стороннего наблюдателя и с точки зрения внутреннего человека?

- Как ха­рак­тер Пе­чо­ри­на рас­кры­ва­ет­ся в его вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Бэлой, княж­ной Мери и Верой? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ)

- В чем заключается двойственность натуры Печорина? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ)

- Как Печорина можно охарактеризовать через его поступки? Приведите примеры из текста.

- Почему Печорин одинок? В чем трагичность его судьбы?

- Назовите двойников Печорина. В чем сходство, а в чем различие героев?

- Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ)

- Что дает основание Печорину утверждать: «Я к дружбе неспособен…»? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ). Каковы особенности темы дружбы в романе?

- Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»? (данный вопрос предлагается разработчиками материалов ОГЭ в базе контрольно-измерительных материалов на сайте ФИПИ)

- Какую роль в изображении характера играет обстановка, окружающая героя?

- В чем суть конфликта романа?

- Почему "Герой нашего времени" - это первый психологический роман в русской литературе?


 

Синтез

- А.И Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», а В.Г. Белинский сказал о герое романа М.Ю. Лермонтова следующее: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»2. Соотнесите предложенные характеристики. В чем сходства и различия Онегина и Печорина?


 

Оценка.

Н.А. Добролюбов сказал о Печорине:

«Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье; самые счастливив люди -- невежды, а слава -- удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности...»3

Согласны ли вы с данным утверждением? Почему? С чем именно согласны или не согласны? На чем основано ваше мнение? Приведите доказательства из романа.

Таким образом, мы составили систему вопросов к уроку. С помощью данных вопросов мы сможем побудить обучающихся к изучению текста художественного произведения. В рамках урока обучающиеся смогут ознакомиться со своеобразием романа, системой образов, созданных автором. Ученики узнают больше о психологическом романе и о том, какие приемы используются в произведении для создания психологизма. Подробная совместная работа может способствовать развитию у учеников навыков анализа художественного текста.

Итак, совместная деятельность ученика и учителя будет способствовать достижению обучающимся предметных результатов обучения – понимания ключевых проблем произведения, связи романа с эпохой написания, умения анализировать художественное произведение, выявления авторской позиции и ее восприятия, определения в романе элементов композиции, сюжета и их роли в раскрытии замысла автора, осмысления прочитанного текста4.


 

Источники:

1. Багге М.Б. Методические рекомендации к преподаванию учебного предмета «Литература»

2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0360.shtml

3. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — М.: INTRADA, 1999

1 Л.Я. Гинзбург О психологической прозе. — М.: INTRADA, 1999. С.229

2 В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0360.shtml (дата обращения: 25.03.2020)

3 Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml (дата обращения: 25.03.2020)

4 М.Б. Багге. Методические рекомендации к преподаванию учебного предмета «Литература»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.