Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Пояснительная записка к презентации
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Цели:
1. Дать нравственно-психологическую характеристику (портрет) главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Проследить, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина.
2. Определить нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки).
4. Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику
Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка
Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус
Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания
Метапредметные:
Смысловое чтение
Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение
Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Актуализация проблемы: «Трагедия жизни Печорина и его поколения»
Личностные:
Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;
Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;
Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.
Ход урока
1.Организационный момент.
Настрой. Деление класса на 5 групп. Знакомство с правилами работы в группе и распределение ролей.
Целеполагание (каждый учащийся ставит перед собой цель – запись в тетради и смайлик – настроение сегодня на уроке).
2.Формулировка цели и задач урока.
Вступительное слово учителя
Итак, изучение романа «Герой нашего времени» завершено. Мне хотелось, чтобы вы сами подвели итоги знакомства с этим произведением, показали глубину понимания смысла, который М.Ю.Лермонтов вложил в свое произведение. (слайд 1)
В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов с грустью говорит:
Печально я гляжу на наше поколенье.
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно….
- Как вы понимаете смысл этих строк.
(выслушиваются ответы учащихся) (слайд 2)
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» важна и интересна для изучения проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе».
Попытаемся ответить на вопрос: Печорин герой своего времени?
Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
- Что вы можете сказать о сюжете и фабуле романа? (слайд 3,4)
Выстраивание композиции романа по
Фабуле – (события в литературном произведении в их последовательной связи).
«Тамань». (Печорин полон жизни, энергии, способен на сочувствие).
«Княжна Мери». (Активно добивается цели).
«Фаталист».(Не способен на элементарное движение к человеку).
«Бэла».(Ищет спасение в любви, добивается, но судьба распоряжается иначе…)
«Максим Максимыч». (Прошлое ему неприятно).
Предисловие к журналу Печорина. (Умер где-то в Персии).
Такое выстраивание композиции для создания психологического романа.
Эволюция героя не происходит, так как повествование о герое заканчивается смертью.
3. Работа над новым материалом.
Дети работают в группе. Каждая группа работает над отдельной повестью из романа «Герой нашего времени». На исследование текста повести отводится 10 минут. Группа должна на листах бумаги схематично изобразить ответы на поставленные вопросы, сделать вывод, каждый вывод подкрепляется цитатами из текста.
Задача для групп. (слайд 5)
1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.
2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).
3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.
4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.
5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.
1 группа:
«БЭЛА» (слайд 6)
Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?
За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?
Предполагаемые ответы учащихся.
Любовь к Бэле для Печорина не прихоть распущенного сердца, а попытка вернуться к миру искренних чувств «детей природы». Доминирующими чертами характера Печорина являются «глубокая, постоянная печаль», постоянная усталость и холодность. Мы видим, что он доверяет Максиму Максимовичу, но невольно служит причиной смерти Бэлы. Герой очень болезненно переживает гибель черкески, хотя и не хочет этого показать. Бодрая душа Печорина стремится к деятельности, требует непосредственного, живого движения, воли, энергичного проявления жизни - он натыкается на чеченские пули, ищет забвение в любви, рискованных приключениях, смене мест. Но все это лишь поиски выхода, попытки развеяться, забыть о гнетущей «большой пустоте».
2 группа:
«Максим Максимыч» (слайд 7)
Кто описывает портрет Печорина? Почему?
Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?
Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?
Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?
Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
Внешне Печорин кажется равнодушным ко всему на свете, но в душе не может простить себе, не может спокойно вспоминать историю с Бэлой. Не надеясь на понимание Максима Максимовича, убегая от душевной боли, Печорина преследует пустота и осознание того, что жить так вряд или нужно, примирение он получает разве что в горькой иронии над самим собой: «...а все живешь - из любопытства: ждешь чего-то нового... Смешно и досадно!».
3 группа:
«Тамань» (слайд 8)
Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?
На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»?
Предполагаемые ответы учащихся.
Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.
4 группа:
«Княжна Мери» (слайд 9)
Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»?
Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.
Предполагаемые ответы учащихся.
В обычном для себя окружении, в кругу социально близких людей, герой демонстрирует всю силу своих умений. Здесь он - хозяин жизни, здесь ему является понятным и доступным любое желание, он легко предусматривает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, сама судьба помогает ему. Печорин заставляет кого угодно «снять маску», оголить душу. Вместе с тем он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых моральных норм, так как старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. В повести автор ярко демонстрирует путь падения и подъем своего героя, в конце которого Печорин остается одиноким. Его все, каждый по-своему, ненавидят, он сам собой пренебрегает. Однако повесть заканчивается на светлой лирической ноте: духовные поиски Печорина, процессы его внутреннего развития длятся.
5 группа:
«Фаталист» (слайд 10)
Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
Как Печорин испытывал судьбу?
О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Предполагаемые ответы учащихся.
В повести у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Мысли о судьбе человека так захватывают Печорина, что ему не до Насти, «хорошенькой дочери» урядника, у которого он живет. Печорин освобождается от увлечений и человеческих взаимоотношений, речь идет лишь о том, что решает жизнь человека: его воля или судьба. Все персонажи делятся на тех, кто верит в судьбу, и тех, кто в нее не верит. Печорин сам решил подвергнуть испытанию судьбу и понял: его победа над казаком - это не случай, а точный расчет, сила, ловкость, ум. И хотя все внешне выглядело фатальным, Печорин фаталистом так и не стал.
4. Слово учителя. Выводы.
Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения. Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В эпилоге главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор, через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя……
5. Самостоятельная работа учащихся.
«Печорин – герой своего времени» (слайд 11)
Печорин – герой своего времени.
Печорин – не герой.
Мог ли быть Печорин героем нашего времени?
Обсуждение 5 минут.
Выступления учащихся, отстаивание своего мнения.
Запись выводов в тетрадь. (слайд 12)
Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.
Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения – проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.
6. Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 13)
- Я оказывается не знал… - теперь знаю…
- За что бы ты себя похвалил на уроке?
- Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?
7. Домашнее задание.
Написать эссе. (слайд 14)
1. «Что было бы, если бы Печорин не знал о заговоре против него?»
2. «Что было бы, если бы Печорин признался в любви Мери?»
3. «Как бы я поступил на месте Печорина при встрече с Максим Максимычем?»
Галина Меркулова
Селиванова Галина Геннадьевна