Урок литературы в 11 классе на тему «И.С. Тургенев "Отцы и дети"»
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
Составила: учитель русского языка и литературы
Нытник Ирина Вячеславовна,
учитель 1 квалификационной категории.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о композиции романа, системе действующих лиц, приёмах раскрытия характера и особенностей главного героя; развитие навыка работы с текстом; пространственного воображения учащихся; ассоциативного мышления; воспитание определённых представлений об истинных и ложных ценностях человеческих отношений, формирование собственной морально-этической позиции учащихся.
Тип урока: системно-обобщающий.
Оборудование: текст романа «Отцы и дети»; чистые листы бумаги с нанесённой окружностью; тестовые задания.
Ход урока
I.Постановка цели урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальная беседа.
-жанр и композиция романа;
-система действующих лиц;
-неоднозначность трактовки образов героев романа в критической литературе;
-возможность высказать и обосновать своё представление о героях романа на уроке.
III. Работа по теме урока. Работа в группах.
Задание 1. Данную окружность разделите на секторы разного размера. Впишите в них имена действующих лиц романа «Отцы и дети» в зависимости от того значения, которое имеет каждое из них для раскрытия характера Базарова, понимания особенностей его личности и поступков. Мотивируйте свой выбор.
Задание 2. С каким цветом ассоциируется в вашем сознании тот или иной персонаж? Мотивируйте выбор цвета.
Например. Анна Сергеевна Одинцова- красный;
Аркадий- зелёный;
Павел Петрович- фиолетовый;
Николай Петрович- синий;
Родители Базарова- жёлтый;
Ситников, Кукшина- серый
Фенечка- розовый;
Народ- коричневый.
Вариант ответа.
Для обозначения сюжетной линии «Базаров - Одинцова» мы выбрали красный цвет- цвет сильной страсти , «Это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая». А читая главу, повествующую о смерти Базарова, мы в красном цвете видим душу Базарова.
IV. Тестирование
Тесты закрытого типа
1. Живя в деревне у Кирсановых, Базаров:
а) писал книгу;
б) проводил опыты над лягушками;
в) отдыхал.
2. Базаров познакомился с Одинцовой:
а) в театре после спектакля;
б) на званом обеде;
в) на балу у губернатора.
3. Мужики в отцовской деревне относились к Базарову как:
а) к своему хозяину и барину;
б) к другу и советчику;
в) к шуту гороховому.
4. Ситников подражает Базарову, потому что:
а) быть нигилистом -это модно;
б) Базаров привлекает его силой характера;
в) пытается таким образом самоутвердиться.
5. Катя, на которой жениться Аркадий,- это:
а) дочь Одинцовой;
б) сестра Одинцовой;
6. В конце романа Аркадий становится:
а) хорошим хозяином-помещиком;
б) столичным адвокатом;
в) врачом в госпитале.
7. По мнению Тургенева, «нигде время так не бежит, как в России; ещё скорее оно бежит»:
а) в монастыре;
б) в тюрьме;
в) за границей.
Ответы: 1б, 2в, 3в, 4а, 5б, 6а, 7б.
Тесты открытого типа
1. Деревня Кирсановых называется в честь…
2. Аркадий по совету Базарова даёт почитать отцу брошюру…
3. Музыкальный инструмент, на котором играет Николай Петрович…
4. Причина смерти Базарова…
5.Действие романа начинается …, а заканчивается…
Ответы:
1. Марьино в честь матери Аркадия;
2. «Материя и сила»;
3. виолончель;
4. тиф;
5. в мае, в январе.
Тесты на соответствие
1. Установите соответствие между героями романа «Отцы и дети» и их портретными характеристиками:
1) Ситников;
2) Базаров;
3) Аркадий;
4) Павел Петрович.
а) Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, к низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»;
б) «Его коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза»;
в) «Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно; и смеялся он беспокойно».
2. Установите соответствие между персонажами и деталями одежды:
1) Одинцова;
2) Фенечка;
3) Ситников;
4) Павел Петрович;
5) Базаров.
а) рукавчик снежной белизны, застёгнутый одиноким крупным опалом;
б) опрятное ситцевое платье;
в) славянофильская венгерка;
г) длинный балахон с кистями;
д) чёрное бархатное платье.
3. Установите соответствие между персонажем и характерным для него высказыванием:
1) Одинцова;
2) Павел Петрович;
3) НиколайПетрович;
4) Аркадий;
5) Базаров
а) «Важно то, что дважды два- четыре, а остальное всё пустяки»;
б) «Нет… бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете»;
в) «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя»;
г) «Но отвергать поэзию?.. Не сочувствовать художеству, природе?..»
Ответы:
1) 1в, 2а, 3-, 4б.
2) 1д, 2б, 3в, 4а, 5г.
3) 1б, 2в, 3г, 4-, 5а
Тесты на последовательность событий
1. Установите последовательность поездок Базарова:
а) первый приезд в имение Кирсановых;
б) второй приезд в имение Кирсановых;
в) первый приезд в имение Одинцовой;
г) второй приезд в имение Одинцовой;
д) первый приезд к родителям;
в) второй приезд к родителям.
2. Установите последовательность событий во время пребывания Базарова и Аркадия в городе:
а) был у губернатора;
б) визит к Матвею Ильичу;
в) завтрак у Кукшиной;
г) визит к Одинцовой;
д) знакомство с Ситниковой.
3. Установите последовательность вопросов, затронутых в споре Базарова и Павла Петровича:
а) нигилизм;
б) аристократизм;
в) искусство;
г) русский народ.
4. Перед вами план отрывка из главы 23: «Последние дни жизни Базарова». Расположите пункты плана в нужной последовательности:
а) прощание с Одинцовой;
б) врачебная консультация;
в) Тимофеич отправляется к Одинцовой;
г) последняя просьба отца;
д) соборование.
5. Расположите пункты плана заключительной главы романа в нужной последовательности:
а) Павел Петрович в Дрездене;
б) могила Базарова;
в) прощальный обед в доме Кирсановых;
г) судьба героев романа;
д) Кукшина и Ситников.
Ответы:
1) а, в, д, г, б, е;
2) б, д, в, а, г;
3) б, а, г, в;
4) в, г, б, а, д;
5) в, г, а, д, б.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание.
1группа- подготовить выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева (на выбор);
2группа- изучить по учебнику материал о жизни и творчестве Ф.Тютчева, составить план-конспект.
Киселева Наталия Геннадиевна
Сафонова Елена Валерьевна