12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нытник Ирина Вячеславовна33

И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

Составила: учитель русского языка и литературы

Нытник Ирина Вячеславовна,

учитель 1 квалификационной категории.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о композиции романа, системе действующих лиц, приёмах раскрытия характера и особенностей главного героя; развитие навыка работы с текстом; пространственного воображения учащихся; ассоциативного мышления; воспитание определённых представлений об истинных и ложных ценностях человеческих отношений, формирование собственной морально-этической позиции учащихся.

Тип урока: системно-обобщающий.

Оборудование: текст романа «Отцы и дети»; чистые листы бумаги с нанесённой окружностью; тестовые задания.

Ход урока

I.Постановка цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Фронтальная беседа.

-жанр и композиция романа;

-система действующих лиц;

-неоднозначность трактовки образов героев романа в критической литературе;

-возможность высказать и обосновать своё представление о героях романа на уроке.

III. Работа по теме урока. Работа в группах.

Задание 1. Данную окружность разделите на секторы разного размера. Впишите в них имена действующих лиц романа «Отцы и дети» в зависимости от того значения, которое имеет каждое из них для раскрытия характера Базарова, понимания особенностей его личности и поступков. Мотивируйте свой выбор.

Задание 2. С каким цветом ассоциируется в вашем сознании тот или иной персонаж? Мотивируйте выбор цвета.

Например. Анна Сергеевна Одинцова- красный;

Аркадий- зелёный;

Павел Петрович- фиолетовый;

Николай Петрович- синий;

Родители Базарова- жёлтый;

Ситников, Кукшина- серый

Фенечка- розовый;

Народ- коричневый.

Вариант ответа.

Для обозначения сюжетной линии «Базаров - Одинцова» мы выбрали красный цвет- цвет сильной страсти , «Это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая». А читая главу, повествующую о смерти Базарова, мы в красном цвете видим душу Базарова.

IV. Тестирование

Тесты закрытого типа

1. Живя в деревне у Кирсановых, Базаров:

а) писал книгу;

б) проводил опыты над лягушками;

в) отдыхал.

2. Базаров познакомился с Одинцовой:

а) в театре после спектакля;

б) на званом обеде;

в) на балу у губернатора.

3. Мужики в отцовской деревне относились к Базарову как:

а) к своему хозяину и барину;

б) к другу и советчику;

в) к шуту гороховому.

4. Ситников подражает Базарову, потому что:

а) быть нигилистом -это модно;

б) Базаров привлекает его силой характера;

в) пытается таким образом самоутвердиться.

5. Катя, на которой жениться Аркадий,- это:

а) дочь Одинцовой;

б) сестра Одинцовой;

6. В конце романа Аркадий становится:

а) хорошим хозяином-помещиком;

б) столичным адвокатом;

в) врачом в госпитале.

7. По мнению Тургенева, «нигде время так не бежит, как в России; ещё скорее оно бежит»:

а) в монастыре;

б) в тюрьме;

в) за границей.

Ответы: 1б, 2в, 3в, 4а, 5б, 6а, 7б.

Тесты открытого типа

1. Деревня Кирсановых называется в честь…

2. Аркадий по совету Базарова даёт почитать отцу брошюру…

3. Музыкальный инструмент, на котором играет Николай Петрович…

4. Причина смерти Базарова…

5.Действие романа начинается …, а заканчивается…

Ответы:

1. Марьино в честь матери Аркадия;

2. «Материя и сила»;

3. виолончель;

4. тиф;

5. в мае, в январе.

Тесты на соответствие

1. Установите соответствие между героями романа «Отцы и дети» и их портретными характеристиками:

1) Ситников;

2) Базаров;

3) Аркадий;

4) Павел Петрович.

а) Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, к низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»;

б) «Его коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза»;

в) «Тревожное и тупое напряжение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно; и смеялся он беспокойно».

2. Установите соответствие между персонажами и деталями одежды:

1) Одинцова;

2) Фенечка;

3) Ситников;

4) Павел Петрович;

5) Базаров.

а) рукавчик снежной белизны, застёгнутый одиноким крупным опалом;

б) опрятное ситцевое платье;

в) славянофильская венгерка;

г) длинный балахон с кистями;

д) чёрное бархатное платье.

3. Установите соответствие между персонажем и характерным для него высказыванием:

1) Одинцова;

2) Павел Петрович;

3) НиколайПетрович;

4) Аркадий;

5) Базаров

а) «Важно то, что дважды два- четыре, а остальное всё пустяки»;

б) «Нет… бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете»;

в) «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя»;

г) «Но отвергать поэзию?.. Не сочувствовать художеству, природе?..»

Ответы:

1) 1в, 2а, 3-, 4б.

2) 1д, 2б, 3в, 4а, 5г.

3) 1б, 2в, 3г, 4-, 5а

Тесты на последовательность событий

1. Установите последовательность поездок Базарова:

а) первый приезд в имение Кирсановых;

б) второй приезд в имение Кирсановых;

в) первый приезд в имение Одинцовой;

г) второй приезд в имение Одинцовой;

д) первый приезд к родителям;

в) второй приезд к родителям.

2. Установите последовательность событий во время пребывания Базарова и Аркадия в городе:

а) был у губернатора;

б) визит к Матвею Ильичу;

в) завтрак у Кукшиной;

г) визит к Одинцовой;

д) знакомство с Ситниковой.

3. Установите последовательность вопросов, затронутых в споре Базарова и Павла Петровича:

а) нигилизм;

б) аристократизм;

в) искусство;

г) русский народ.

4. Перед вами план отрывка из главы 23: «Последние дни жизни Базарова». Расположите пункты плана в нужной последовательности:

а) прощание с Одинцовой;

б) врачебная консультация;

в) Тимофеич отправляется к Одинцовой;

г) последняя просьба отца;

д) соборование.

5. Расположите пункты плана заключительной главы романа в нужной последовательности:

а) Павел Петрович в Дрездене;

б) могила Базарова;

в) прощальный обед в доме Кирсановых;

г) судьба героев романа;

д) Кукшина и Ситников.

Ответы:

1) а, в, д, г, б, е;

2) б, д, в, а, г;

3) б, а, г, в;

4) в, г, б, а, д;

5) в, г, а, д, б.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание.

1группа- подготовить выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева (на выбор);

2группа- изучить по учебнику материал о жизни и творчестве Ф.Тютчева, составить план-конспект.

Опубликовано


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 29.03.18 в 13:54 0Ответить Пожаловаться
Работа почти полностью копирует вот эту: https://infourok.ru/isturgenev-otci-i-deti-2443009.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.