Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
Пояснительная записка
Спецификация КИМ промежуточной аттестации по литературе для 7 класса
Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки, выявить степень освоения стандарта учащимися 7-х классов основной школы по литературе при переходе в 8-ой класс.
Структура работы.
КИМ состоит из двух частей.
Первая часть включает 11 заданий, предполагающих краткий ответ.
Вторая часть включает 1 задание, предполагающее развернутый ответ.
Таблица 1.
№ | Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 11 | 31 | С кратким ответом |
2 | Часть 2 | 1 | 5 | С развернутым ответом |
Итого | 12 | 36 |
3. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий
В работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса литературы:
Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным разделам (темам) курса литературы:
Содержательные разделы | № задания |
Теория литературы | 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 |
Литература 19 века. Литература 20 века | 1, 8, 9, 12 |
Язык художественного произведения | 11 |
Итого | 12 |
Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий
№ задания | Основные умения и способы действий | Число заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Знать автора и название созданного им произведения | 1 | 6 |
2 | Знать литературоведческие термины | 1 | 5 |
3 | Определять род литературного произведения | 2 | 4 |
4 | Знать особенности жанров и определять жанровую принадлежность художественного произведения | 3 | 6 |
5 | Знать особенности языка художественного произведения. Уметь определять изобразительно-выразительные средства, использованные в произведении | 1 | 2 |
6 | Знать стихотворные размеры | 1 | 2 |
7 | Правильно определять героя произведения, название и автора произведения | 2 | 6 |
8 | Уметь давать развернутый ответ на вопрос по художественному произведению, анализируя сюжет, образы героев, время и пространство. | 1 | 5 |
Всего | 12 | 36 |
4. Продолжительность итоговой работы.
На выполнение итоговой работы отводится 40 минут.
5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 36 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 3 – 7, 10, 11 оценивается 2 баллами.
Задания 8 – 9 оцениваются 3 баллами каждое (по одному баллу за имя героя, название произведения, автора произведения).
Задание 2 оценивается 5 баллами.
Задание 1 оценивается 6 баллами.
Итого за задания базового уровня 31 балл.
Критерии оценивания задания 12, требующего написания связного ответа объёмом 10 предложений.
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы по первому критерию ставится 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.
Критерии | баллы | |
К 1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых и фактических ошибок нет. | 5 |
Ответ дан (не менее 10 предложений), но неполно / текст содержит 1–2 речевых и/или фактических ошибок | 4 | |
Ответ дан, но неполно, фрагментарно (5-9 предложений) / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки | 3 | |
Ответ дан в нескольких предложениях (менее 5-и) / имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного | 2 | |
Учащийся не справился с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок | 0 |
Таблица перевода баллов по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% выполнения | менее 50 процентов от заданий базового уровня | 51% от заданий базового уровня-74% от общего количества баллов | 75% и более от общего количества баллов | 90% и более от общего количества баллов |
Первичный балл | 0 – 17 | 18 – 26 | 27 – 31 | 32 – 36 |
Итоговая контрольная работа
по литературе за курс 7 класса
1 вариант
Задание 1. Соотнесите авторов и их произведения
1. А.С. Грин А. «Станционный смотритель»
2. И.С.Тургенев Б. «Бежит тропинка с бугорка»
3. Л. Н. Толстой В. «Алые паруса»
4. А.С.Пушкин Г. «Беда»
5. М. И..Цветаева Д. «После бала»
6. М.М. Зощенко Е. «Русский язык»
Задание 2. Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие:
1)композиция | а) слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака |
2) сатира | б) расположение, построение художественного произведения |
3) метафора | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) антитеза | г) беспощадное и уничтожающее осмеяние, критика жизни, человека, явления |
5) кульминация | д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления |
Задание 3. Определите род литературного произведения «Железная дорога» Н.А.Некрасова.
Задание 4. Определите жанр литературного произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Задание 5. Определите род литературного произведения «Во глубине сибирских руд…» А.С.Пушкина.
Задание 6. Определите жанр литературного произведения «Старуха Изергиль» А.М. Горький.
Задание 7. Какой из перечисленных жанров относится к лирике? Запишите данное слово.
а) повесть б) новелла в) комедия г) элегия
Задание 8. Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведения.
Родился и жил герой в замке. Родители его были высокого рода. Отец занимал должность знатного чиновника. Богатство не испортило душу героя повести. Он обладал весьма настойчивым характером, и это пошло ему только на пользу. Это целеустремленный и умеющий мыслить парень.. Герой восстает против жестокости. Еще ребенком, увидев портрет Христа, он закрашивает раны на теле старца. Герой является обладателем неисчерпаемой энергией и большой фантазии.
Задание 9. По описанию интерьера узнайте, кому принадлежит данное жильё. Запишите фамилию автора и название произведения.
Вошедши в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.
Задание 10. Определить стихотворный размер.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Задание 11. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в отрывке?
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Задание 12. Раскрыть образ одного из героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (на выбор).
Итоговая контрольная работа
по литературе за курс 7 класса
2 вариант
Задание 1. Соотнесите авторов и их произведения
1. А.С.Пушкин А. «Дары волхвов»
2. А.П.Чехов Б. «Железная дорога»
3. А. П.Платонов В. «И. И. Пущину»
4. О. Генри Г. «Тарас Бульба»
5. Н.А.Некрасов Д. «Хамелеон»
6. Н.В.Гоголь Е. «Юшка»
Задание 2. Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие:
1) Гротеск | а) драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, побеждают добро и красота. |
2) Сравнение | б) изображение природного окружения человека и образ любого открытого пространства |
3)Феерия | в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении |
4) Пейзаж | г) своеобразный художественный стиль, основанный на фантастике, гиперболе, причудливом сочетании реального и фантастического |
5) Кульминация | д) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
Задание 3. Определите род литературного произведения «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Задание 4. Определите жанр литературного произведения Фёдора Абрамова «О чём плачут лошади».
Задание 5. Определите род литературного произведения В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Задание 6. Определите жанр литературного произведения А. П. Платонова «Юшка».
Задание 7. Какой из перечисленных жанров относится к эпосу? Запишите данное слово.
а) ода б) повесть в) комедия г) элегия
Задание 8. Узнайте по характеристике имя героя. Запишите имя героя, фамилию автора и название произведения.
Главный герой — немощный некрасивый старик. Он беден и беззащитен. Старик отличается от остальных жителей деревни внешне: ходит босой, в старой одежде. Но ещё больше отличается душевно: он добрый, никогда ни на кого не держит зла, даже на тех, кто его обижает. Накопленные деньги отдаёт на содержание и обучение девочки-сироты.
Задание 9. По данному интерьеру узнайте, кому принадлежит данное жильё. Запишите имя героя, фамилию автора и название произведения.
«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста».
Задание 10. Определить стихотворный размер.
Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов
Задание 11. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Задание 12. Раскройте образ главного героя произведения Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Приложение 1
Обобщённый план варианта КИМ промежуточной аттестации по литературе для 7 класса
Уровни сложности заданий: Б – базовый; В – высокий.
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Автор и название произведения | Б | 6 |
2 | Теория литературы. Литературоведческие термины | Б | 5 |
3 | Теория литературы. Род литературного произведения | Б | 2 |
4 | Теория литературы. Литературные жанры | Б | 2 |
5 | Теория литературы. Род литературного произведения | Б | 2 |
6 | Теория литературы. Литературные жанры | Б | 2 |
7 | Теория литературы. Род литературного произведения. Литературные жанры | Б | 2 |
8 | Литература 19 века. Характеристика героя художественного произведения. | Б | 3 |
9 | Литература 19 века. Роль интерьера в художественном произведении. | Б | 3 |
10 | Теория литературы. Стихосложение. | Б | 2 |
11 | Теория литературы. Язык художественного произведения. | Б | 2 |
12 | Литература 19 века. Образ героя художественного произведения. | В | 5 |
Всего заданий – 12; из них по типу заданий: с кратким ответом – 11; с развернутым ответом – 1; по уровню сложности: Б – 11; В – 1. Максимальный первичный балл – 36. |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1В, 2Е, 3Д, 4А, 5Б, 6Г | 1. 1В, 2Д, 3Е, 4А, 5Б, 6Г |
1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В | 2. 1Г, 2Д, 3А, 4Б, 5В |
Лирика | 3. Лиро-эпос |
Повесть | 4. Рассказ |
Лирика | 5. Лирика |
Рассказ | 6. Рассказ |
Элегия | 7. Повесть |
Артур Грэй «Алые паруса» А. С. Грин | 8. Ефим. Юшка «Юшка» А. П. Платонов |
Самсон Вырин «Станционный смотитель» А. С. Пушкин | 9. Бирюк «Бирюк» И. С. Тургенев |
Ямб | 10. Ямб |
Олицетворение | 11. Метафора (луч-шаги). Олицетворение (шагает солнце) |
Кияйкина Наталья Федоровна
Маленькая Наталья Анатольевна