Итоговая контрольная работа по обществознанию в 8 классе
Итоговая работа по обществознанию за курс 8 класса
1 часть
(Задание 1-20 оцениваются в 1 балл; задание 21-24 – 2 балла)
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) искусство, наука
2) авторитет, престиж
3) племена, народности
4) семья, этнос
2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
1) образование, демократия
2) монархия, республика
3) класс, страта
4) капитал, производство
3. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь окружающий человека мир
2) обособившуюся от природы часть мира, связанную с деятельностью людей
3) многообразие форм и проявлений природы
4) совокупность природных и социальных явлений
4. Какие отношения иллюстрируют экономическую сферу общественной жизни?
1) между классами, общественными группами
2) складывающиеся в процессе материального производства
3) возникающие по вопросу государственной власти
4) между представителями различных конфессий
5. После просмотра телесериала по роману писателя-классика в книжных магазинах резко выросли продажи книг этого писателя. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует данный факт?
1) духовной и политической
2) политической и социальной
3) политической и экономической
4) духовной и экономической
6. Верны ли следующие суждения о народностях?
А. Народности относятся к этносоциальным группам.
Б. Характерным признаком народности выступает общий язык и единство исторического прошлого.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Известен жизненный девиз выдающегося россиянина, «святого доктора» Ф.П. Гааза: «Спешите делать добро». Эти слова выражают принцип
1) искусства
2) морали
3) политики
4) экономики
8. Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) влияние на формирование мировоззрения человека
2) основание – вера в сверхъестественное
3) поиск объективных знаний о мире
4) объяснение происхождения мира и человека
9. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ и отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
10. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
11. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме?
А. Цена товара в условиях рынка регулируется соотношением спроса и предложения.
Б. Конкуренция является единственным регулятором рынка.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. На уроке учитель рассказывал об особенностях рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) производство товаров и услуг
2) конкуренция производителей
3) директивное управление трудовыми ресурсами
4) решение проблемы ограниченности ресурсов
14. На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов. Сравните прямые и косвенные налоги. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) поступают в государственный бюджет
2) включены в цену товара (услуги)
3) взимаются с граждан и фирм
4) представлены акцизами, таможенными пошлинами
15. Верны ли следующие суждения о предпринимательстве?
А. Предпринимательство – это самостоятельная рисковая деятельность людей, направленная на получение прибыли.
Б. Предпринимательством могут заниматься только организации или учреждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. В стране Z на рынке детских товаров представлены несколько десятков фирм, которые соревнуются между собой, привлекая потребителей. Какое экономическое явление иллюстрирует данный пример?
1) спрос
2) рыночное равновесие
3) конкуренция
4) дефицит
17. Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника?
1) стоимость потребительских товаров
2) стабильность цен на товары и услуги
3) квалификация и трудолюбие работника
4) неравенство доходов
18. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. В частности, поддерживает и защищает конкуренцию. Какой из приведённых ниже примеров иллюстрирует эту функцию?
1) правительство изменило порядок купли-продажи земли
2) центральный банк осуществил комплекс антиинфляционных мер
3) в рамках государственной программы развития образования открылась новая школа
4) парламент внёс изменения в антимонопольное законодательство
19. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет командный (плановый) характер?
1) В стране установлен твёрдый валютный курс.
2) Большинство работников трудятся на промышленных предприятиях.
3) Государство определяет объёмы и структуру производимой продукции.
4) Факторы производства находятся в частной собственности.
20. Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное законодательство» характерны для
1) государственного регулирования экономики
2) функционирования фондового рынка
3) развития кредитования
4) финансирования бизнеса
21. Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что является для Вас наиболее значимым жизненным приоритетом?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
|
|||||||||||||||
|
Конец формы
Начало формы
22. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||
|
23. В 1990 г. в стране Z начались преобразования в социально-экономической сфере. В 1995 г. и 2015 г. учёные провели опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
|
||||||||||||||||
|
Конец формы
Начало формы
24. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||
|
Максимальное количество баллов за 1 часть – 28 баллов
Набрано баллов за 1 часть - ___________________
2 часть
Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните здания.
Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление
назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом – громадная щедрость искусства…
Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один»…
Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую даёт искусство, непосредственна, как и всякая радость.
Нравится – так и говорите себе и другим, что нравится. Только не навязывайте своего понимания или, ещё того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других своё отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят…
Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определённой оценке или определённому отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определённый момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни…
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!
(Д.С. Лихачёв)
Автор утверждает, что искусство делает человека добрее. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два подтверждения этой мысли. (2 балла)
Что автор называет предвзятым отношением к произведению искусства? Каким правилом он советует руководствоваться в обсуждении произведений искусства? Объясните, почему целесообразно применять это правило. (3 балла)
Какие два условия понимания искусства выделены автором? (2 балла)
Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства. (2 балла)
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения того, почему человеку всю жизнь приходится учиться понимать искусство. (3 балла)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. (2 балла)
Максимальное количество баллов за 2 часть – 14 баллов
Набрано баллов за 2 часть - ________________
Всего баллов за работу - ____________________
Оценка - _____________________