Итоговая контрольная работа по обществознанию в 7 классе
Итоговая контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Часть 1
(Задание 1-20 оцениваются в 1 балл; задание 21-24 – 2 балла)
1. Иван узнал, что Артём пригласил на свой день рождения всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артёмом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?
1) Посредничество
2) Сотрудничество
3) уход из конфликтной ситуации
4) уступку противоборствующей стороне
2. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) открытие выставки «Человек и природа»
2) подготовка учителя биологии к уроку
3) принятие экологического законодательства
4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче
3. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?
1) Директор школы встретился со своими бывшими учениками.
2) Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении.
3) Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.
4) Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.
4. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) обнаружение ранее неизвестной древней летописи
2) дебаты кандидатов в президенты страны
3) захоронение радиоактивных отходов
4) создание песни о столице государства
5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
6. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?
1) закрытие убыточных предприятий
2) введение пропорциональной шкалы налогообложения
3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях
4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии
7. Значимые, вызывающие определённые эмоции взаимодействия людей называют
1) взаимными уступками
2) сферой творческой деятельности
3) сферами общественной жизни
4) межличностными отношениями
8. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием
1) общение
2) социальная роль
3) творчество
4) развитие
9.В школе проводилась экономическая игра. Учащиеся воспроизводили процесс создания фирмы: разработали и представили бизнес-планы, организовали их презентацию, провели голосование. Назовите субъект данной деятельности.
1) подготовленный бизнес-план
2) презентация
3) проведение голосования
4) школьники – участники игры
10. Основной мотив предпринимательской деятельности состоит в
1) вытеснении конкурента с рынка
2) удовлетворении запросов населения
3) извлечении прибыли
4) наполнении рынка товаров
11. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
12. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, как эффективнее разрешить межличностный конфликт. (Б) Социологи установили, что молодёжь, люди среднего возраста
и пожилые люди предпочитают разные способы разрешения конфликтов. (В) Видимо, с возрастом люди становятся мудрее.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А |
Б |
В |
13. Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного разрешения. Сравните два способа разрешения конфликта: соперничество и компромисс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) участники частично отказываются от своих интересов
2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта
3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта
4) участники ищут пути решения межличностного конфликта
14. Верны ли следующие суждения об ограниченных ресурсах?
А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности ресурсов.
Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека.
Б. Причиной межличностного конфликта может послужить отсутствие культуры общения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) анализ изменения показателей биржевой активности
2) объяснение причин роста инфляции
3) расчёт показателей государственного бюджета
4) производство товаров и услуг
17. Цена булочки – 25 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) средство обращения
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) мировые деньги
18. Спрос потребителя определяется
1) издержками на производство товаров
2) ограниченностью ресурсов
3) уровнем доходов
4) формой организации производства
19. Верны ли следующие суждения о факторах формирования спроса?
А. На формирование спроса влияют потребительские предпочтения.
Б. На формирование спроса влияют цены на взаимозаменяемые товары.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Предприятие выпускает и распространяет среди своих работников ценные бумаги, дающие право на получение дивидендов по итогам года.
Какой из перечисленных ниже признаков характеризует форму собственности данного предприятия?
1) предприятие находится в индивидуальной частной собственности
2) работники предприятия являются сособственниками-акционерами
3) собственником предприятия выступает государство
4) предприятие имеет льготы по налогу на прибыль
21. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
22. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
||||||||||||||||||
|
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
23. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
|
|||||||||||||||
|
Конец формы
Начало формы
24. Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||
|
Максимальное количество баллов за 1 часть – 28 баллов
Набрано баллов за 1 часть - ___________________
Часть 2
Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните здания.
В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться…
В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.
Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик?
Прежде всего, он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаёт ему дополнительные вопросы. И ещё: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трёх целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоёвывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции
в споре.
В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать
к недозволенным приёмам спора и придерживаться следующих правил:
1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т.п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
На последнем своём утверждении я хочу остановиться особо.
Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление
с достоинством.
(Д.С. Лихачёв)
Какие три ключевых этапа ведения спора можно выделить на основе приведённого фрагмента текста?________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(2 балла)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(2 балла)
Школьники обсуждали, заслуживает ли уважения человек, уступающий противнику в споре. Некоторые считали, что заслуживает, другие – нет, третьи сказали, что это зависит от ситуации. Объясните каждое из мнений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3 балла)
Назовите любые три профессии, для которых умение умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3 балла)
Какие приёмы спора автор считает недозволенными? Укажите три приёма и объясните, в чём состоит «недозволенность» одного любого из них.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(2 балла)
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что в споре обнаруживается самоуважение человека.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(3 балла)
Максимальное количество баллов за 2 часть – 15 баллов
Набрано баллов за 2 часть - ________________
Всего баллов за работу - ____________________
Оценка - _____________________