Итоговая контрольная работа по обществознанию (8 класс)

8
0
Материал опубликован 27 June 2016 в группе

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС.

ВАРИАНТ 1.

Часть 1

А1. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

А2. Человек от животного отличается тем, что он …

1) имеет природные инстинкты         3) не зависит от природных условий

2) обладает наиболее совершенным слухом    4) обладает членораздельной речью

 

А3. Что характеризует рыночную экономику?

1) частная собственность на средства производства 

2) государственное регулирование ценообразования

3) уравнительное распределение производимых продуктов 

4) централизованное планирование производства

 

А4. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) традиционному         3) информационному

2) индустриальному      4) постиндустриальному

 

А5. Репродуктивная функция семьи проявляется в …

1) организации потребления                        3) в воспитании детей в традициях семьи

2) моральной регламентации поведения     4) биологическом воспроизводстве

 

А6. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

1) организация совместного досуга      3) совместное ведение домашнего хозяйства

2) укрепление родственных связей      4) воспитание детей

 

А7. В отличие от животного человек способен

1) реагировать с помощью органов чувств       3) удовлетворять потребности

2) вырабатывать условные рефлексы              4) предвидеть результаты своих действий

 

А8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.

Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

1. верно только А     3. верны оба суждения

2. верно только Б     4. оба суждения неверны

 

А9. Дефицит государственного бюджета - это…

1) уменьшение числа налоговых поступлений     

2) сокращение объёма денежной массы

3) превышение государственных расходов над доходами         

4) снижение внешнего долга   

 

А10. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?

1) экономическая                         3) политическая

2) социальная                              4) духовная

 

А11. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как

1) гражданина      3) личность

2) индивида         4) сына

 

А12. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?

А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.

Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.

1) верно только А     3) верны оба суждения

2) верно только Б     4) оба суждения неверны

 

А13. Отличительным признаком нации как этнической общности является

1) общность языка и духовной культуры    3) наличие публичной власти

2) суверенность во внешней политике        4) многообразие отношений собственности

 

А14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному                3) аграрному

2) индустриальному             4) информационному

 

А15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А      3) верны оба суждения

2) верно только Б      4) оба суждения неверны

 

Часть 2

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите полученный порядок цифр без запятых и пробелов.

 

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

 

В3. Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) дифференциация

2) эволюция

3) мобильность

4) стратификация

5) революция

 

В4. Запишите слово, пропущенной в приведенной ниже схеме:

 

В5. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

Запишите полученный порядок букв без запятых и пробелов.

 

Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1—С4

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным осно­ваниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на фор­мальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десят­ков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой груп­пой можно называть объединение не более 5—7 человек). К ос­новным характеристикам малой группы относят: прямой кон­такт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распреде­ление функций и социальных ролей, общность интересов, соци­альных норм, традиции, определенную локализацию в про­странстве и устойчивость во времени. Главное же в малой груп­пе — это сила, с которой группа действует на своего члена.

(Адаптировано по материалам энциклопедии для школьников)

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? На­зовите четыре фактора.

СЗ. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия.

С4. Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном до­ме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка заби­рает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство. Какие указанные в тексте признаки малой группы проявля­ются в данном примере?


 

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 КЛАСС.

ВАРИАНТ 2.

Часть 1

А1. Человека от животного отличает

1) обучение потомства

2) физическое развитие

3) приспособление к окружающей среде

4) изменение условий существования

 

А2. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

А. Об­ще­ство вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные формы объ­еди­не­ния и вза­и­мо­дей­ствия людей.

Б. Об­ще­ство вклю­ча­ет в себя при­род­ную среду оби­та­ния че­ло­ве­че­ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

А3. Стремление завоевать уважение в классе относится к потребностям

1) познавательным

2) духовным

3) социальным

4) естественным

 

А4. Стра­на П. спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Земля при­над­ле­жит от­дель­ным се­мьям, члены ко­то­рых сов­мест­но об­ра­ба­ты­ва­ют свои участ­ки. Ос­нов­ная часть про­дук­ции по­треб­ля­ет­ся са­ми­ми про­из­во­ди­те­ля­ми. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся это об­ще­ство?

1) тра­ди­ци­он­но­му

2) ин­ду­стри­аль­но­му

3) ин­фор­ма­ци­он­но­му

4) пост­ин­ду­стри­аль­но­му

 

А5. К глобальным проблемам относится

1) развитие науки

2) разрыв в уровне развития регионов планеты

3) переход от ручного труда к машинному

4) освоение космического пространства

 

А6.  Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ры­ноч­ной эко­но­ми­ке?

А. Ры­ноч­ной эко­но­ми­ке свой­ствен­на кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей.

Б. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка пе­ри­о­ди­че­ски под­вер­же­на кри­зи­сам.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

А7. К материальной культуре относится

1) средства связи

2) книги

3) картины

4) научные открытия

 

А8. Реклама является частью

1) духовной культуры

2) массовой культуры

3) народной культуры

4) элитарной культуры

 

А9. Представления о прекрасном закрепляют нормы

1) морали

2) права

3) эстетики

4) традиций

 

А10. Какая функция свойственна образованию?

1) приобщение человека к культуре общества

2) получение новых знаний для всего человечества

3) воспроизводство населения

4) управление социальными процессами

 

А11. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию со­вре­мен­ной семьи?

1) На се­мей­ном со­ве­те было при­ня­то ре­ше­ние при­об­ре­сти новый ав­то­мо­биль.

2) Отец объ­яс­нил ма­лень­ко­му сыну пра­ви­ла по­ве­де­ния в го­стях.

3) В вы­ход­ной день отец с сыном от­пра­ви­лись на про­гул­ку в го­род­ской парк.

4) Ба­буш­ка по­мо­га­ет внуку де­лать до­маш­ние за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке и рус­ско­му языку.

 

А12. Какой со­ци­аль­ный факт ил­лю­стри­ру­ет по­ли­ти­че­скую роль граж­да­ни­на?

1) Ирина Ва­ле­рьев­на про­ра­бо­та­ла в школе 25 лет.

2) Лег­ко­ат­ле­ты за­во­е­ва­ли ме­даль на Олим­пий­ских играх.

3) Юрий Ана­то­лье­вич го­ло­со­вал на вы­бо­рах.

4) Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич купил те­ле­ви­зор оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

 

А13.  Пётр после два­дца­ти лет ра­бо­ты на за­во­де стал на­чаль­ни­ком от­де­ла. Это — при­мер

1) го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

2) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

3) вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

4) со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства

 

А14.  Какой при­знак от­ли­ча­ет тра­ди­ци­он­ную эко­но­ми­ку?

1) про­цве­та­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства

2) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

3) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства при по­мо­щи обы­ча­ев

4) пре­об­ла­да­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

 

А15.  В ре­зуль­та­те хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка уве­ли­чи­лось по­ступ­ле­ние в ат­мо­сфе­ру вред­ных ве­ществ. Всё это не­га­тив­но вли­я­ет на со­сто­я­ние при­ро­ды и здо­ро­вье людей. Ил­лю­стра­ци­ей каких гло­баль­ных про­блем яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

1) де­мо­гра­фи­че­ских

2) во­ен­ных

3) эко­но­ми­че­ских

4) эко­ло­ги­че­ских

 

Часть 2.

В1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕТВА

А) принятие конституции государства

1) экономическая

Б) продажа товаров в магазине

2) политическая

В) принятие присяги главой государства

 

Г) предвыборная агитация избирателей

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам

В2. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

В3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к по­ня­тию «мо­раль». Най­ди­те тер­ми­н, «вы­па­да­ю­щий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ слово.

1) со­ци­аль­ная норма

2) санк­ции

3) экс­пе­ри­мент

4) доб­рый по­сту­пок

5) сво­бод­ный выбор

 

 

В4.  Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке формы тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) мо­нар­хия

3) кон­фе­де­ра­ция

4) рес­пуб­ли­ка

5) фе­де­ра­ция

 

 

В5.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

 

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

2) ин­ду­стри­аль­ное

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам

 

Часть 3

Прочтите текст и выполните задания С1—С4

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

С3.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

С4. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.


Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс.
DOC / 206 Кб

Комментарии
Комментариев пока нет.