12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
KTV115
Россия, р.п. Саргатское

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Итоговой контрольной работы за курс географии 5 класса

Разработчик: Колесникова Татьяна Вячеславовна учитель географии МБОУ "Саргатский лицей"

1. Назначение КИМ

Контрольно-измерительный материал позволяет определить уровень подготовки учащихся за курс 5 класса в объёме обязательного минимума содержания образования Государственных образовательных стандартов второго поколения.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").

Варианты сформированы на основе и с использованием географических пособий (рабочие тетради, экспресс -диагностика), доступные школьникам, родителям.

Тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень.

3. Структура КИМ

Контрольная работа состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Часть первая содержит 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верный только один. В бланке ответов фиксируется только номер правильного варианта ответа.

Часть вторая содержит 3 задания, к требуется установить соответствие.

Часть третья содержит три задания из них одно задание с развёрнутым ответом , одно с кратким ответом, и одно с записью правильной последовательностью.

4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Распределение заданий по частям работы

 

Часть работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Процент максимального первичного бала за задания данной части от максимального первичного бала за всю работу, равного 18

1

Часть 1

12

16

Задания с выбором ответа

Соответствие (3)

72,7

2

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом(1)

Задания с полным ответом (1)

Задание с распределением последовательности (1)

27,3

Итого:

16

22

 

100

Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений

и способам деятельности показано в таблице 2.

аблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы

по видам умений и способам действий

 

Основные умения

и способы действий

Коли-

количество

заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Требования

«Знать/понимать»

9

11

50

Требования «Уметь»

4

5

23

Требования

«Использовать

приобретенные знания и

умения

в практической

деятельности

и повседневной жизни»

3

6

27

Итого:

16

22

100

 

5) В работе используются задания базового, повышенного и высокого

уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент

выполнения 60–90; повышенного уровня 40–60; высокого – менее 40.

Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 18

Базовый

9

9

45,5

Повышенный

4

8

36,5

Высокий

2

4

18

Итого:

15

21

100

 

6) Время выполнения контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

7) Дополнительные материалы и оборудование

При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется. Пользоваться  атласом за 5 класс и  калькулятором  можно.

8) Рекомендации по подготовке к контрольной работе

Повторить теоретический материал по географии за курс 5 класса.

9) Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается

разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким

ответом оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с развернутым

ответом (С3) в зависимости от полноты и правильности ответа

выставляется от 0 до 2 баллов Максимальный первичный балл за выполнение всей

экзаменационной работы – 17

10) Обобщённый план варианта КИМ

задания

Проверяемые требования

(умения)

Коды

проверяемых требований

(умений)

(по КТ)

Коды

проверяемых элементов содержания

(по КЭС)

Уровень сложнос

ти

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выпол

нения задания

Часть 1

1

Знать и понимать географические

особенности природы материков и

океанов, народов Земли; различия в

хозяйственном освоении разных

территорий и акваторий; результаты

выдающихся географических

открытий и путешествий

1.6, 1.3

1.1–5.6

Б

1

1

2

Уметь выделять (узнавать)

существенные признаки

географических объектов и явлений

2.2

2.2–2.6,

5.3

Б

1

1

3

Географические модели. Географическая карта, план местности

1.1

2.4.3

Б

1

1

4

Географические модели. Географическая карта, план местности

1.1

2.4.3

Б

1

2

5

Географические модели. Географическая карта, план местности

1.1

2.4.3

Б

1

2

6

Понимать географические явления и

процессы в геосферах

1.4

2.4

Б

1

2

7

Знать и понимать географические

явления и процессы в геосферах

1.4

2.2

Б

1

2

 

 

 

       

8

Знать и понимать географические

явления и процессы в геосферах

1.4

2.2

Б

1

2

9

Литосфера. Состав и строение. Географическая оболочка Земли.

2.2; 2.7; 7.2.6

1.8.1; 1.8.2

Б

1

1

10

Понимать географические следствия

движений Земли

1.4

2.1

П

2

3

11

Знать и понимать смысл основных теоретических

категорий и понятий

2.3

1.1

П

2

3

12

Понимать географические следствия

движений Земли

1.4

2.1

П

2

3

Часть 2

13

Литосфера.

2.2; 2.4–2.7;

3.3; 3.4;

4.2–4.4;

5.2; 7.2;

7.4.3–7.4.5

2.2; 2.7; 3.2

В

2

5

14

Уметь анализировать информацию,

необходимую для изучения разных

территорий Земли

2.8

2.4

П

2

5

15

Уметь объяснять существенные признаки гео-

графических объектов и явлений

2.2; 2.4–2.7;

3.3; 3.4;

4.2–4.4;

5.2; 7.2;

7.4.3–7.4.5

2.2; 2.7; 3.2

В

2

5

Всего заданий - 16, из них по типу заданий: с выбором ответа - 11, установление соответствия - 3, с полным ответом - 1, ответ в виде слова -1

По уровню сложности : Б - 9, П - 4.В -2

Максимальный бал за работу - 17

Время выполнения работы - 40 мин.


 


КИМ итоговой контрольной работы за курс географии 5 класса

Вариант 1


 

Инструкция для учащихся

В работе все задания распределены на 2 части. Внимательно читай задания! Если ты не знаешь, как выполнить задание, то пропусти его и переходи к следующему. Пропущенные задания можешь ещё раз попробовать выполнить, если останется время. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. Правильные ответы необходимо занести в бланк ответов. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха!

Часть 1

1. Что такое география?

а) наука о растениях;

б) наука о планете Земля;

в) наука о животных;

г) наука о небесных телах.

2. Какая из перечисленных горных пород является обломочной по происхождению?

а) гранит б) базальт

в)кварцит г) песок

3. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает:

а) за 29 часов; б) за 24 часа;

в) за 34 часа; г) за 12 часов.

4. Выберите верное утверждение:

а) Солнце по размерам равно Земле;

б) Земля – пятая по счету от Солнца планета;

в) Солнечную систему образуют Земля и Солнце;

г) Солнце – раскаленная звезда, которая даёт нам свет и тепло.

5. Земля вращается вокруг своей оси:

а) по часовой стрелке

б) против часовой стрелки


      6. Распределение тепла на Земле определяет:

а) растительность;

б) наклон солнечных лучей;

в) положение Луны;

г) продолжительность дня.


     7. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:

а) наклон земной оси к плоскости орбиты;

б) осевое движение Земли;

в) форма Земли;

г) размеры Земли.

8. Чем океаническая земная кора отличается от материковой?

а) температурой в) влажностью

б) толщиной г) твёрдостью.

9. Самая высокая горная система суши - это

а) Альпы в) Гималаи

б) Кавказ г) Памир

10.Установите  соответствие  между  природными  явлениями        и  датами  их  наступления:

 

ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ

ДАТА НАСТУПЛЕНИЯ

1) весеннее равноденствие;

А) 23 сентября;

2) летнее солнцестояние;

Б) 22 декабря;

3) осеннее равноденствие;

В) 21 марта;

4) зимнее солнцестояние.

Г) 22 июня.


11. Установите соответствие.

1) Осадочные горные породы

2) Магматические горные породы

3) Метаморфические горные породы

а) песок б) мрамор

в) гранит г) базальт

д) мел

е) каменная соль

 

1.   

12.Установите соответствие между положением Земли на орбите по отношению к Солнцу и определенным днем в году , обозначенным на рисунке буквами:

 

Положение Земли на орбите день

1. Весеннее равноденствие

2. Зимнее солнцестояние

3. Летнее солнцестояние

4. Осеннее равноденствие

Часть 2


 

13.Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности.

1)известняк 2) гранит 3) кварцит

14. В 1909 г. Роберт Пири с четырьмя спутниками достиг Северного полюса. В 1960 г. Жак Пиккари используя батискаф «Триест», опустился в Марианскую впадину на глубину 10910 м. Кто из них оказался ближе к центру Земли?

15. Почему в Андах часто происходят землетрясения?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, сначала указав номер

задания.


 

 

Вариант 2

 

 

 
 

 

Инструкция для учащихся

В работе все задания распределены на 2 части. Внимательно читай задания! Если ты не знаешь, как выполнить задание, то пропусти его и переходи к следующему. Пропущенные задания можешь ещё раз попробовать выполнить, если останется время. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. Правильные ответы необходимо занести в бланк ответов. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха!

Часть 1

1.     «География» в переводе с греческого означает?

а) «природа»;

б) «землеописание»;

в) «наука о жизни»;

г) «наука о планетах».

2. Какая из перечисленных горных пород является магматической по происхождению?

а) гранит б) известняк

в)кварцит г) песок  

 3. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает:

а) за 365 суток и 6 часов;

б) за 24 часа;

в) за 356 суток;

г) за 265 суток.  

 4.  Выберите верное утверждение:

а) Смена дня и ночи – следствие наклона земной оси к плоскости орбиты;

б) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется экватором;

в) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;

г) Планеты со своими спутниками образуют солнечную систему. 

 5. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси

а) с запада на восток;

б) в зависимости от времени суток;

в) с востока на запад;

г) в зависимости от сезона года. 

 6. Полярный день и полярная ночь наблюдаются на широте:

А) экватора

Б) тропика

В) в умеренных широтах

Г) на широте полярных кругов 

 7. Какие пояса освещенности выделяют на земной поверхности?

а) Экваториальный; б) тропический ;

в) Жаркий; г) Умеренно холодный.

8. Материковая земная кора имеет строение:

а) трехслойное в) двухслойное

б) четырехслойное г) однослойное. 

 9.Самая высокая горная система Евразии - это

а) Альпы в) Гималаи

б) Кавказ г) Памир 

 10. В какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении, показанном на рисунке

А 2) В 3) С 4) D  

 11. Установите соответствие.

1) Осадочные горные породы

2) Магматические горные породы

3) Метаморфические горные породы

а) известняк

б) обсидиан

в) гранит

г) мел

д) мрамор

е) уголь

12. В какой точке Земли устанавливается полярный день в день, когда Земля находится по отношению к Солнцу в положении, показанном на рисунке?

а) 66.5 с.ш. б) 23.5 ю.ш в) 66.5 ю.ш г) 23,5 с.ш


 

Часть 2 

 13. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого древнего до самого молодого). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности.

1) известняк

2) гранит

3) кварцит

14.  Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси. Здесь нет понятия «сутки». Назовите эту точку.

15. Почему в Гималаях часто происходят землетрясения?

Ответ запишите на бланке, сначала указав номер задания.

 

Список литературы 

 

  1. Барабанов В. В. Диагностические работы по географии в формате ЕГЭ 2012г. -  Москва МЦНМО 2012г; 83с.
  2.  Ковалев В.В. География экспресс-диагностика 5-6 класс; Москва "Национальное образование" 2014г.
  3. Летягин А.А. учебник География начальный курс 5класс; Москва "Вентана-Граф" 2012г.
  4. Пятунина О.А., Пятунин Б. В. Тесты по географии к учебнику А.А. Летягина "География 5 класс", издательство экзамен 2017г.

 

Ответы:

Вариант 1

 
1

 

 3

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 11

 12

13 

14 

15 

 б

г б

г 

б 

б 

а 

б 

в 

1-в

2-г

3-а

4-б 

 1-аде

2-вг

3-б

 1-г

2-в

3-а

4-б

 132

 р. Пири, так как наша планета сплюснута у полюсов (форма геоида), полярный радиус меньше экваториального на 22 км.

 горы расположены на стыке двух литосферных плит

 

 Вариант 2

 1

10 

11 

12 

13 

14 

15 

 б

а 

а 

в 

а 

г 

б 

а 

в 

1-аге

2-вб

3-д 

 а

 132

 северный полюс

 горы расположены на стыке двух литосферных плит

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кушенова Светлана Алеексеевна, 20.05.20 в 16:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Исправьте, пожалуйста, данные о первичных баллах: 17, 21 или 22?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.