Итоговое тестирование за курс географии 5 класса
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Итоговой контрольной работы за курс географии 5 класса
Разработчик: Колесникова Татьяна Вячеславовна учитель географии МБОУ "Саргатский лицей"
1. Назначение КИМ
Контрольно-измерительный материал позволяет определить уровень подготовки учащихся за курс 5 класса в объёме обязательного минимума содержания образования Государственных образовательных стандартов второго поколения.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").
Варианты сформированы на основе и с использованием географических пособий (рабочие тетради, экспресс -диагностика), доступные школьникам, родителям.
Тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень.
3. Структура КИМ
Контрольная работа состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.
Часть первая содержит 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верный только один. В бланке ответов фиксируется только номер правильного варианта ответа.
Часть вторая содержит 3 задания, к требуется установить соответствие.
Часть третья содержит три задания из них одно задание с развёрнутым ответом , одно с кратким ответом, и одно с записью правильной последовательностью.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Распределение заданий по частям работы
№ |
Часть работы |
Число заданий |
Максимальный балл |
Тип заданий |
Процент максимального первичного бала за задания данной части от максимального первичного бала за всю работу, равного 18 |
||||
1 |
Часть 1 |
12 |
16 |
Задания с выбором ответа Соответствие (3) |
72,7 |
||||
2 |
Часть 2 |
3 |
6 |
Задания с кратким ответом(1) Задания с полным ответом (1) Задание с распределением последовательности (1) |
27,3 |
||||
Итого: |
16 |
22 |
100 |
Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений
и способам деятельности показано в таблице 2.
аблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы
по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий |
Коли- количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания от максимального первичного балла за всю работу, равного 22 |
Требования «Знать/понимать» |
9 |
11 |
50 |
Требования «Уметь» |
4 |
5 |
23 |
Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» |
3 |
6 |
27 |
Итого: |
16 |
22 |
100 |
5) В работе используются задания базового, повышенного и высокого
уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент
выполнения 60–90; повышенного уровня 40–60; высокого – менее 40.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.
Таблица 3. Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 18 |
Базовый |
9 |
9 |
45,5 |
Повышенный |
4 |
8 |
36,5 |
Высокий |
2 |
4 |
18 |
Итого: |
15 |
21 |
100 |
6) Время выполнения контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
7) Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется. Пользоваться атласом за 5 класс и калькулятором можно.
8) Рекомендации по подготовке к контрольной работе
Повторить теоретический материал по географии за курс 5 класса.
9) Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается
разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким
ответом оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с развернутым
ответом (С3) в зависимости от полноты и правильности ответа
выставляется от 0 до 2 баллов Максимальный первичный балл за выполнение всей
экзаменационной работы – 17
10) Обобщённый план варианта КИМ
№ задания |
Проверяемые требования (умения) |
Коды проверяемых требований (умений) (по КТ) |
Коды проверяемых элементов содержания (по КЭС) |
Уровень сложнос ти |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выпол нения задания |
Часть 1 |
||||||
1 |
Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; результаты выдающихся географических открытий и путешествий |
1.6, 1.3 |
1.1–5.6 |
Б |
1 |
1 |
2 |
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений |
2.2 |
2.2–2.6, 5.3 |
Б |
1 |
1 |
3 |
Географические модели. Географическая карта, план местности |
1.1 |
2.4.3 |
Б |
1 |
1 |
4 |
Географические модели. Географическая карта, план местности |
1.1 |
2.4.3 |
Б |
1 |
2 |
5 |
Географические модели. Географическая карта, план местности |
1.1 |
2.4.3 |
Б |
1 |
2 |
6 |
Понимать географические явления и процессы в геосферах |
1.4 |
2.4 |
Б |
1 |
2 |
7 |
Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах |
1.4 |
2.2 |
Б |
1 |
2 |
|
|
|||||
8 |
Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах |
1.4 |
2.2 |
Б |
1 |
2 |
9 |
Литосфера. Состав и строение. Географическая оболочка Земли. |
2.2; 2.7; 7.2.6 |
1.8.1; 1.8.2 |
Б |
1 |
1 |
10 |
Понимать географические следствия движений Земли |
1.4 |
2.1 |
П |
2 |
3 |
11 |
Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий |
2.3 |
1.1 |
П |
2 |
3 |
12 |
Понимать географические следствия движений Земли |
1.4 |
2.1 |
П |
2 |
3 |
Часть 2 |
||||||
13 |
Литосфера. |
2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 |
2.2; 2.7; 3.2 |
В |
2 |
5 |
14 |
Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли |
2.8 |
2.4 |
П |
2 |
5 |
15 |
Уметь объяснять существенные признаки гео- графических объектов и явлений |
2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 |
2.2; 2.7; 3.2 |
В |
2 |
5 |
Всего заданий - 16, из них по типу заданий: с выбором ответа - 11, установление соответствия - 3, с полным ответом - 1, ответ в виде слова -1 По уровню сложности : Б - 9, П - 4.В -2 Максимальный бал за работу - 17 Время выполнения работы - 40 мин. |
КИМ итоговой контрольной работы за курс географии 5 класса
Вариант 1
Инструкция для учащихся
В работе все задания распределены на 2 части. Внимательно читай задания! Если ты не знаешь, как выполнить задание, то пропусти его и переходи к следующему. Пропущенные задания можешь ещё раз попробовать выполнить, если останется время. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. Правильные ответы необходимо занести в бланк ответов. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха!
Часть 1
1. Что такое география?
а) наука о растениях;
б) наука о планете Земля;
в) наука о животных;
г) наука о небесных телах.
2. Какая из перечисленных горных пород является обломочной по происхождению?
а) гранит б) базальт
в)кварцит г) песок
3. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает:
а) за 29 часов; б) за 24 часа;
в) за 34 часа; г) за 12 часов.
4. Выберите верное утверждение:
а) Солнце по размерам равно Земле;
б) Земля – пятая по счету от Солнца планета;
в) Солнечную систему образуют Земля и Солнце;
г) Солнце – раскаленная звезда, которая даёт нам свет и тепло.
5. Земля вращается вокруг своей оси:
а) по часовой стрелке
б) против часовой стрелки
6. Распределение тепла на Земле определяет:
а) растительность;
б) наклон солнечных лучей;
в) положение Луны;
г) продолжительность дня.
7. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
а) наклон земной оси к плоскости орбиты;
б) осевое движение Земли;
в) форма Земли;
г) размеры Земли.
8. Чем океаническая земная кора отличается от материковой?
а) температурой в) влажностью
б) толщиной г) твёрдостью.
9. Самая высокая горная система суши - это
а) Альпы в) Гималаи
б) Кавказ г) Памир
10.Установите соответствие между природными явлениями и датами их наступления:
ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ |
ДАТА НАСТУПЛЕНИЯ |
1) весеннее равноденствие; |
А) 23 сентября; |
2) летнее солнцестояние; |
Б) 22 декабря; |
3) осеннее равноденствие; |
В) 21 марта; |
4) зимнее солнцестояние. |
Г) 22 июня. |
11. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы 2) Магматические горные породы 3) Метаморфические горные породы |
а) песок б) мрамор в) гранит г) базальт д) мел е) каменная соль
|
1.
12.Установите соответствие между положением Земли на орбите по отношению к Солнцу и определенным днем в году , обозначенным на рисунке буквами:
Положение Земли на орбите день
1. Весеннее равноденствие
2. Зимнее солнцестояние
3. Летнее солнцестояние
4. Осеннее равноденствие
Часть 2
13.Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности.
1)известняк 2) гранит 3) кварцит
14. В 1909 г. Роберт Пири с четырьмя спутниками достиг Северного полюса. В 1960 г. Жак Пиккари используя батискаф «Триест», опустился в Марианскую впадину на глубину 10910 м. Кто из них оказался ближе к центру Земли?
15. Почему в Андах часто происходят землетрясения?
Ответ запишите на отдельном листе или бланке, сначала указав номер
задания.
Инструкция для учащихся
В работе все задания распределены на 2 части. Внимательно читай задания! Если ты не знаешь, как выполнить задание, то пропусти его и переходи к следующему. Пропущенные задания можешь ещё раз попробовать выполнить, если останется время. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. Правильные ответы необходимо занести в бланк ответов. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха!
Часть 1
1. «География» в переводе с греческого означает?
а) «природа»;
б) «землеописание»;
в) «наука о жизни»;
г) «наука о планетах».
2. Какая из перечисленных горных пород является магматической по происхождению?
а) гранит б) известняк
в)кварцит г) песок
3. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает:
а) за 365 суток и 6 часов;
б) за 24 часа;
в) за 356 суток;
г) за 265 суток.
4. Выберите верное утверждение:
а) Смена дня и ночи – следствие наклона земной оси к плоскости орбиты;
б) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется экватором;
в) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
г) Планеты со своими спутниками образуют солнечную систему.
5. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси
а) с запада на восток;
б) в зависимости от времени суток;
в) с востока на запад;
г) в зависимости от сезона года.
6. Полярный день и полярная ночь наблюдаются на широте:
А) экватора
Б) тропика
В) в умеренных широтах
Г) на широте полярных кругов
7. Какие пояса освещенности выделяют на земной поверхности?
а) Экваториальный; б) тропический ;
в) Жаркий; г) Умеренно холодный.
8. Материковая земная кора имеет строение:
а) трехслойное в) двухслойное
б) четырехслойное г) однослойное.
9.Самая высокая горная система Евразии - это
а) Альпы в) Гималаи
б) Кавказ г) Памир
10. В какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении, показанном на рисунке
А 2) В 3) С 4) D
11. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы 2) Магматические горные породы 3) Метаморфические горные породы |
а) известняк б) обсидиан в) гранит г) мел д) мрамор е) уголь |
12. В какой точке Земли устанавливается полярный день в день, когда Земля находится по отношению к Солнцу в положении, показанном на рисунке?
а) 66.5 с.ш. б) 23.5 ю.ш в) 66.5 ю.ш г) 23,5 с.ш
Часть 2
13. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого древнего до самого молодого). Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности.
1) известняк
2) гранит
3) кварцит
14. Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг своей оси. Здесь нет понятия «сутки». Назовите эту точку.
15. Почему в Гималаях часто происходят землетрясения?
Ответ запишите на бланке, сначала указав номер задания.
Список литературы
- Барабанов В. В. Диагностические работы по географии в формате ЕГЭ 2012г. - Москва МЦНМО 2012г; 83с.
- Ковалев В.В. География экспресс-диагностика 5-6 класс; Москва "Национальное образование" 2014г.
- Летягин А.А. учебник География начальный курс 5класс; Москва "Вентана-Граф" 2012г.
- Пятунина О.А., Пятунин Б. В. Тесты по географии к учебнику А.А. Летягина "География 5 класс", издательство экзамен 2017г.
Ответы:
Вариант 1
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
б |
г | б |
г |
б |
б |
а |
б |
в |
1-в 2-г 3-а 4-б |
1-аде 2-вг 3-б |
1-г 2-в 3-а 4-б |
132 |
р. Пири, так как наша планета сплюснута у полюсов (форма геоида), полярный радиус меньше экваториального на 22 км. |
горы расположены на стыке двух литосферных плит |
Вариант 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
б |
а |
а |
в |
а |
г |
б |
а |
в |
1 |
1-аге 2-вб 3-д |
а |
132 |
северный полюс |
горы расположены на стыке двух литосферных плит |
Кушенова Светлана Алеексеевна