Итоговое тестирование по химии за курс 10 класса (базовый уровень)
Пояснительная записка к итоговому тестовому заданию
для 10 класса (базовый уровень).
Структура тестовой работы.
Вариант тестовой работы состоит из двух частей и включает 20 заданий. Все задания теста построены на основе учебного материала основных блоков содержания курса химии 10 класса (базового уровня).
Часть 1(А) содержит 18 заданий с выбором ответа, трёх уровней сложности. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; …..А18.
Задания с выбором ответа ориентированы на проверку усвоения значительного количества элементов содержания курса химии 10 класса.
В первой части работы выполнение задания предполагает выбор одного из 4-х предложенных вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания. Для этого каждый ответ последовательно соотносится с условием задания.
Часть 2 (В) содержит 2 задания с кратким ответом, повышенного уровни сложности, на установление соответствий позиций, представленных в двух множествах и с одним выбором ответа в последовательности химических превращений. Их обозначение в работе: В1; В2.
Распределение заданий тестовой работы по содержательным блокам (разделам) курса химии 10 класса и уровню сложности работы.
2.1. При определении содержания проверочных заданий тестовой работы по отдельным блокам учебного материала учитывалось, какой объём каждый из них занимает в курсе химии 10 класса. Пропорционально времени на изучение отдельных тем в курсе распределено и количество заданий по данной теме.
Содержательные блоки |
Кол-во заданий |
Уровень сложности |
|||
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
|||
число |
% от общего числа заданий |
||||
Теория химического строения |
3 |
15% |
1 |
2 |
- |
Углеводороды |
5 |
25% |
1 |
3 |
1 |
Природные источники углеводородов |
1 |
5% |
1 |
- |
- |
Кислородсодержащие вещества |
6 |
30% |
1 |
4 |
1 |
Углеводы |
1 |
5% |
1 |
||
Азотсодержащие соединения |
2 |
10% |
1 |
1 |
|
Полимеры |
1 |
5% |
1 |
||
Техника безопасности |
1 |
5% |
1 |
||
итого |
20 |
100% |
8 |
10 |
2 |
-
В целях соотнесения содержания тестовой работы с общими целями обучения химии в 10 классе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям учебного стандарта.
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
№ п/п |
Виды проверяемых умений |
1. 1.1. 1.2. |
Классифицировать: органические вещества (по составу и свойствам); химические реакции (по известным признакам). |
2. 2.1. |
Называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре. |
3. 3.1. 3.2. 3.3 |
Определять: строение атомов, валентность, степень окисления химических элементов; вид химической связи в органических веществах; изомеры и гомологи по структурным формулам; |
4 4.1. |
Характеризовать: состав, свойства и применение основных классов органических соединений; |
5 5.1 |
Составлять: уравнения химических реакций с участием органических соединений различных типов; |
6. 6.1. 6.2. |
Объяснять: закономерности в изменении свойств веществ; сущность изученных видов химических реакций. |
7. 7.1. |
Проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям |
8. 8.1. 8.2. |
Планировать проведение эксперимента по распознаванию и идентификации важнейших органических соединений (на уровне качественных реакций); деятельность при проведении эксперимента |
План теста по итогового химии для учащихся 10 класса.
№ задания |
Обозначение в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания |
Время на выполнение задания |
1 |
А1 |
Теория химического строения |
3.1. |
1 |
1 |
2 |
А2 |
Природные источники углеводородов |
4.1. |
1 |
1 |
3 |
А3 |
Азотсодержащие соединения |
1.1. 4.1. |
1 |
1 |
4 |
А4 |
Техника безопасности |
8.2. |
1 |
1 |
5 |
А5 |
Углеводороды |
2.1 |
2 |
2 |
6 |
А6 |
Кислородсодержащие вещества |
4.1. 8.1. |
2 |
2 |
7 |
А7 |
Теория химического строения |
1.1. 3.3. |
2 |
3 |
8 |
А8 |
Кислородсодержащие вещества |
1.2 6.2. |
2 |
2 |
9 |
А9 |
Углеводороды |
7.1. |
3 |
3 |
10 |
А10 |
Кислородсодержащие вещества |
4.1. 6.1. |
2 |
2 |
11 |
А11 |
Азотсодержащие соединения |
1.1. |
2 |
2 |
12 |
А12 |
Углеводороды |
1.2. 5.1. |
2 |
2 |
13 |
А13 |
Теория химического строения |
3.3. |
2 |
3 |
14 |
А14 |
Кислородсодержащие вещества |
4.1. |
2 |
2 |
15 |
А15 |
Углеводы |
1.1. |
1 |
1 |
16 |
А16 |
Углеводороды |
1.1. |
1 |
1 |
17 |
А17 |
Кислородсодержащие вещества |
1.1. |
1 |
1 |
18 |
А18 |
Полимеры |
1.1 4.1. |
1 |
1 |
19 |
В1 |
Углеводороды |
1.1 4.1. |
2 |
5 |
20 |
В2 |
Кислородсодержащие вещества |
5.1. |
3 |
4 |
Время выполнения работы.
Примерное время, отводимого на выполнение отдельных заданий составляет:
1) для каждого задания части 1 - 1-3 минуты;
2) для каждого задания части 2 - до 5 минут;
Общее время, отведенное на выполнение работы, составляет 40 минут.
Система оценивания отдельных заданий работы в целом.
Правильность ответов к заданиям частей 1(А) и 2 (В) проверяет компьютер. Верное выполнение каждого задания части 1(А) и задания В2 оценивается 1 баллом.
В части 2 выполнение заданий В1 оценивается в соответствии со шкалой: 0; 1; 2 балла. За полный верный ответ ставится максимально 2 балла; неполный правильный ответ оценивается в 1 балл; за неверный ответ ставится 0 баллов.
Максимальное число баллов за работу: 21 баллов.
Перевод оценки в пятибалльную систему:
Оценка |
Процент выполнения заданий |
Количество баллов |
«5» отлично |
85-100% |
18-21 |
«4» хорошо |
60-84% |
13-17 |
«3» удовлетворительно |
40-59% |
8-12 |
«2» неудовлетворительно |
До 39% |
до7 |
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 20 заданий.
Часть 1 включает 18 задания (A1-A18). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. При выполнении задания части А обведите кружком номер выбранного ответа. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 состоит из 2 заданий (В1-В2). В задании В1 необходимо установить соответствие между элементами первого и второго столбца и соединить ответы линиями. В задании В2 выбрать один правильный ответ и записывать в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Итоговый тест по химии для 10 класса (базовый уровень).
Часть А.
А 1. В органическом веществе углерод проявляет валентность
А) II Б) III В) IV Г) V
А 2. В состав природного газа входит
А) метан Б) пентан В) бензол Г) этанол
А 3. Укажите наиболее верное и полное определение аминов
А) это органические вещества, содержащие в своём составе атомы азота
Б) это органические вещества, содержащие аминогруппу – NH2, связанную с углеводородным радикалом
В) это органические вещества, содержащие нитрогруппу – NO2, связанную с углеводородным радикалом
Г) это производные аммиака, в молекуле которых один, два или все три атома замещены на углеводородные радикалы.
А 4. Ваши действия при попадании в глаза товарищу уксусной кислоты
А 5. Название углеводорода с формулой: СН3― СН― СН2 ― СН ― СН3
СН3 СН3
А) 2, 4 – метилпентан В) 2, 4 - метилгексан
Б) 2, 4 – диметилпентан Г) 2, 4 – диметилгексан
А 6. Реактив, с помощью которого можно распознать пробирки, содержащие глицерин, глюкозу и уксусную кислоту
А) водород В) гидроксид меди (II)
Б) карбонат натрия Г) аммиачный раствор оксида серебра (I)
А 7. Выберите формулу гомолога пропанола-1
А) СН3 ― СН2 ― СН2 ― ОН В) СН3 ― СН2 ― СН2 ― СН2 ― ОН
Б) СН3 ― СН ― СН3 Г) СН3 ― С ― СН2 ― СН3
║
ОН О
А 8. Уравнение реакции этерификации
А) С2Н4 + Н2О ↔ С2Н5ОН В) С2Н5ОН + С2Н5ОН → С2Н5 О С2Н5 + Н2О
Б) С2Н5ОН ↔ С2Н4 + Н2О Г) С2Н5ОН + СН3СООН ↔ СН3СОО С2Н5
А 9. Объём кислорода необходимого для сжигания 20 л пропана (н.у.) равен
А) 20 литров Б) 60 литров В) 100 литров Г) 200 литров
А 10. Этиловый спирт образуется при спиртовом брожении
А) глюкозы Б) муравьиной кислоты В) уксусной кислоты Г) уксусного альдегида
А 11. Анилин относится к
А) предельным углеводородам В) ароматическим углеводородам
Б) предельным аминам Г) ароматическим аминам
А 12. Бензол вступает в реакцию замещения
А) с кислородом Б) с водородом В) с галогенами Г) с хлороводородом
А 13. Определите сколько веществ изображено следующими формулами
СН3 ― СН ― СН2 ― СН3 СН3 ― СН ═ СН ― СН3 СН2 ― СН3
СН3 СН3 ― СН ― СН3
СН3 ― СН ― СН3 СН3 СН ― СН3
║
СН2 СН3 ― С― СН3 СН ― СН3
СН3 СН3
А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6
А 14. Выберите формулу мыла
А) СН3СООNa Б) С17Н35СООNa В) СН3СООС2Н5 Г) С15Н31СООС18Н37
А 15. К моносахаридам относят
А) глюкоза Б) крахмал В) сахароза Г) целлюлоза
А 16. Тройная связь содержится в молекулах
А) алканах Б) алкенах В) алкинах Г) аренах
А 17. Глицерин относится к классу
А) спиртов Б) кетонов В) альдегидов Г) сложных эфиров
А 18. К природным полимерам относится
А) капрон Б) вискоза В) целлюлоза Г) полиэтилен
Часть В.
В 1. Установите соответствие между формулами веществ и классами углеводородов, к которым относятся данные вещества
Формулы веществ: Классы углеводородов:
1) СН3 ― СН3 А) алкены
2) СН2 ═ СН ― СН3 Б) алкины
3) СН3 ― СН2 ― С ≡ СН В) алкадиены
4) СН2 ═ СН ― СН ═ СН2 Г) алканы
Д) арены
В 2. В схеме превращений СН3СОН X СН3СООН Y СН3СООС2Н5, веществами X и Y являются
А) X – [О], Y - С2Н5ОН В) X - [О], Y – С2Н5СООН
Б) X – Н2, Y - С2Н5ОН Г) X - Н2, Y – С2Н5СООН
Ответы на тестовое задание для 10 класса.
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
В |
А |
Г |
Г |
Б |
В |
В |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14 |
Г |
В |
А |
Г |
В |
А |
Б |
А15 |
А16 |
А17 |
А18 |
В1 |
В2 |
|
А |
В |
А |
В |
1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 - В |
А |