Пояснительная записка к презентации
Урок химии в 10 классе (базовый уровень)
Тема: «Спирты»
Цель урока: способствовать расширению знаний учащихся о классе спиртов как о кислородсодержащих органических соединениях.
Образовательные: познакомить с классификацией, изомерией, номенклатурой, физическими свойствами спиртов.
Развивающие: содействовать развитию памяти через работу с новыми понятиями, развитию логического мышления, формировать умение анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, группах, продолжить формирование мотивации учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: системно-деятельностный метод
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с формулами спиртов, лабораторное оборудование для проведения опытов (пробирки, спиртовка); фильтровальная бумага, медная проволока; реактивы: этиловый спирт, глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди.
ХОД УРОКА
Мотивация
- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке химии. А начнём мы его со слов Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Действительно, только через деятельность можно получить новые знания. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
Актуализация знаний
- Перед вами структурные формулы веществ. Назовите вещества и определите их класс.
СН3 – СН2 – СН2– СН2 – СН3
СН2 = СН – СН3
С6Н6
СН3 – СН2 –СН2- ОН
СН2ОН-СНОН-СН2ОН
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Все ли вещества вы смогли назвать? Почему?
Выявление места и причин затруднения
- Какие химические элементы входят в состав незнакомых вам веществ?
- Как называются вещества, в состав которых помимо углерода и водорода, входит кислород?
- (Вещества, в состав которых помимо углерода и водорода, входит кислород называются кислородсодержащими органическими соединениями)
- Какие кислородсодержащие органические соединения вы знаете из курса 9 класса.
- О каком веществе идёт речь? К какому классу органических веществ оно относится?
Представителем этого класса является вещество, которое называли «водой жизни» или «живой водой».
В одной из арабских легенд рассказывается о том, как один алхимик, перегоняя старое вино, в поисках эликсира жизни, получил некую жидкость, попробовав которую, алхимик с удивлением заметил, что она способна поднимать настроение и предавать уставшему телу свежие силы. Пораженный свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что ему удалось открыть «воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и считали, что оно может растворять «философский камень».
- (Учащиеся определяют тему урока)
Слайд № 1
- Что мы знаем о спиртах?
- Что хотите узнать о классе спиртов.
- (Учащиеся формулирую цель урока).
Построение проекта выхода из затруднения
- Какими способами можем достичь поставленной цели?
Реализация построенного проекта
- Посмотрите на слайд, что является отличительным признаком спиртов от других классов органических соединений? Слайд № 2
- Как называется эта группа? Почему?
- Сформулируйте определение класса спиртов?
- Сравните формулы спиртов на слайде? Чем они отличаются? Сделайте вывод.
- (По числу гидроксильных групп спирты делятся на одноатомные, двухатомные и трёхатомные)
Слайд № 3
- Приведите примеры одноатомных, двухатомных и трёхатомных спиртов.
- Сравните формулы спиртов на слайде? Чем они отличаются? Сделайте вывод.
Слайд № 4
- (По характеру углеродного радикала спирты подразделяются на предельные, непредельные и ароматические).
Слайд № 5
Сравните формулы спиртов на слайде? Чем они отличаются? Сделайте вывод.
Слайд № 6
- (По типу атома углерода связанного с – ОН делятся на первичные, вторичные, третичные)
Слайд № 7
- Работаем в парах. Перед вами на карточках формулы предельных одноатомных спиртов (алканолов), на слайде алгоритм образования названий. Составьте гомологический ряд спиртов. Выведите общую формулу ряда спиртов. Назовите спирты.
- Проверяем выполнение задания. Слайд № 8, № 9
- Используя текст §9 с.66-67, информацию на слайде познакомьтесь с видами изомерии и способами образования названий предельных одноатомных спиртов. Составьте в тетради схему «Изомерия спиртов».
Слайд № 10
- Какие виды изомерии характерны для спиртов? Слайд № 11
- С физическими свойствами спиртов познакомимся, выполнив лабораторные опыты. Работать будем в группах.
- Вспомним правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов. (Проведение инструктажа по технике безопасности).
Лабораторный опыт № 6,7
- Учащиеся выполняют лабораторные опыты, используя инструктивные карточки. (Приложение)
- Заслушаем отчёты групп по лабораторным опытам.
- Температуры кипения веществ являются ещё одним показателем их физических свойств. Перед вами таблица, сравните температуры кипения углеводородов со спиртами. Какой вывод можно сделать?
Слайд № 12
- От чего зависят высокие температуры кипения спиртов?
- (Учащиеся могут предположить, что от строения молекул спиртов)
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос, посмотрите флеш-анимацию.
- Чем объясняются высокие температуры кипения спиртов?
- (Наличием водородной связи)
- Какая связь называется водородной?
- Прочитайте определение водородной связи на странице 67 учебника.
Первичное закрепление
- Для систематизации знаний полученных на уроке заполните самостоятельно таблицу
Представители спиртов |
|
Общая формула ряда предельных одноатомных спиртов |
|
Отличительный признак ряда предельных одноатомных спиртов |
|
Родовые суффиксы предельных одноатомных спиртов |
|
Виды изомерии предельных одноатомных спиртов |
|
Физические свойства спиртов |
- Взаимопроверка.
- У кого возникли трудности? С чем они связаны? Кому всё удалось?
Самостоятельная работа
- Тест по теме «Спирты» (Приложение)
- Самопроверка. Слайд № 13
- Кто выполним тест без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки?
Включение в систему знаний и повторений
- Где вы можете применить полученные сегодня знания?
Рефлексия
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы достичь поставленной цели?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
На оценку «5» - § 9 с.63-68, подготовить презентацию о любом представителе спиртов
На оценку «4» - § 9 с.63-68, упр.12, стр.74
На оценку «3» - § 9 с.63-68, записи в тетради знать
Слайд № 14
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приёмы обучения |
Мотивация (2 мин.) |
Приветствует учащихся, через эпиграф создаёт условия включения учащихся в учебную деятельность |
Настраиваются на работу на уроке. |
словесный |
Актуализация знаний (3 мин.) |
Предлагает по структурным формулам веществ назвать их, определить класс |
Определяют класс, дают названия веществам |
словесный: фронтальная беседа |
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (1 мин) |
Интересуется, почему не все вещества смогли назвать |
Затрудняются определить класс и дать названия незнакомым веществам |
создание проблемной ситуации |
Выявление места и причин затруднения (2 мин.) |
Рассказывает легенду о веществе. Предлагает определить тему сформулировать цель урока |
Определяют тему урока, формулируют цель. Записывают тему урока в тетрадь. |
эвристическая беседа |
Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.) |
Предлагает учащимся составить план изучения темы. |
Составляют план изучения темы |
|
Реализация построенного проекта ( 20 мин.) |
Предлагает учащимся сравнить вещества на слайдах, найти отличия, сделать вывод по каким признакам классифицируются спирты. |
Сравнивают вещества, находят отличия, делают выводы. Знакомятся с классификацией спиртов. Записывают классификацию в тетрадь. |
словесно-наглядный |
Предлагает, используя карточки с формулами предельных одноатомных спиртов, слайд с алгоритмом образования названий, составить гомологический ряд спиртов, вывести общую формулу, назвать спирты. Проверяет правильность выполнения задания |
Работают в парах. Составляют гомологический ряд спиртов, выводят общую формулу ряда, называют спирты. Проверяют, исправляют ошибки. Записывают общую формулу, гомологический ряд в тетрадь. |
словесно-наглядно-практический: работа с карточками |
|
Организует самостоятельную работу учащихся с учебником с целью знакомства с видами изомерии, предлагает составить в тетради схему «Виды изомерии». Проверяет правильность выполнения задания |
Самостоятельно работают с текстом учебника, составляют схему в тетради «Виды изомерии». |
словесно-наглядно-практический: работа с учебником |
|
Организует работу в группах по выполнению лабораторных опытов с целью изучения физических свойств спиртов. Проводит инструктаж по технике безопасности. Наблюдает за ходом проведения лабораторных опытов. Заслушивает отчёт групп. Предлагает посмотреть флеш-анимацию и ответить на вопрос от чего зависит температура кипения спиртов. Знакомит с определением водородной связи. |
Работают в группах. Выполняют лабораторные опыты по инструктивным картам, готовят отчёт о проделанной работе. Смотрят флеш-анимацию. Отвечают на поставленный вопрос. Знакомятся с определением водородной связи. |
словесно-наглядно-практический: ученический эксперимент (выполнение лабораторного опыта) |
|
Самостоятельная работа (5 мин.) |
Для систематизации полученных знаний предлагает заполнить таблицу, выясняет, у кого возникли трудности при заполнении таблицы. |
Заполняют таблицу в тетради. |
практический: заполнение таблицы |
Включение в систему знаний и повторений (5 мин.) |
Предлагает выполнить тест по теме «Спирты». Организует самопроверку. |
Выполняют тест. Проверяют. |
практический: выполнение теста |
Рефлексия (3 мин.) |
Подводит итог урока. Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
словесный |
Домашнее задание (2 мин.) |
Объясняет особенности домашнего задания. |
Записывают домашнее задание, выбирая свой уровень сложности. |
словесно-наглядный |
Приложение 1
Инструкция по выполнению лабораторного опыта
«Свойства этилового спирта»
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. В отдельную пробирку налейте несколько капель спирта и 2—3 мл воды. Взболтайте. Что вы можете сказать о растворимости спирта?
2. В пробирку налейте 1—2 мл воды, а во вторую — 1—2 мл спирта и добавьте по 2—3 капли растительного масла. Взболтайте. Что можно сказать о свойствах спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1 каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4. Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку и внесите ее в этиловый спирт. Зафиксируйте наблюдения.
5. Отчёт о проведении опыта оформите в виде выводов по каждому пункту.
«Свойства глицерина»
1. К 1 мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде?
2. На лист фильтровальной бумаги нанесите 2-3 капли глицерина и отдельно несколько капель воды. Наблюдайте время от времени, какая жидкость быстрее испарится. Как объяснить результаты опыта?
3. К 2 мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). К образовавшемуся гидроксиду меди (II)прилейте глицерин и смесь взболтайте. Какие изменения произошли? Сделайте соответствующий вывод.
4. Отчёт о проведении опыта оформите в виде выводов по каждому пункту.
Тест по теме «Спирты»
1. Общая формула предельных одноатомных спиртов:
1) СnН2n+1ОН. 3) СnН2n-1ОН.
2) СnН2n-2(ОН)2. 4) СnН2n02.
2. Среди утверждений:
А. Спирты относятся к кислородсодержащим органическим соединениям
Б. Между молекулами спиртов образуются водородные связи
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
3. Многоатомным спиртом является:
1) пропанол-1 3) этилен
2) глицерин 4) этаналь
4. Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:
1) положения тройной связи 3) положения двойной связи
2) пространственная 4) межклассовая
5. Название вещества, формула которого СН3—СН2—СНОН—СН3:
1) бутаналь 3) бутанол-3
2) бутанол-2 4) 3-метилпропанол-1