Презентация и аудио к уроку музыки «М.И. Глинка "Иван Сусанин". 1–2 действие»
«Иван Сусанин» (1 – 2 действие)
Мысль о создании русской национальной оперы возникла у Глинки ещё в Италии. Вернувшись в 1834 году в Россию, композитор воодушевился темой, предложенной В.А. Жуковским.
сюжет Посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века.
Глинка самостоятельно разработал сценарий «отечественной героико-трагической оперы» (название автора) и по нему сочинял музыку (без текста). Позже либреттистом стал барон Розен. По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя».
Премьера оперы состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года
новаторство Упразднение разговорных диалогов Введение мелодического речитатива, основанного на песенных интонациях Непрерывное музыкальное развитие
жанр Народная музыкальная драма. Жанр оперы положил начало целому направлению в русской оперной музыке, к которому относятся «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Псковитянка Н.А. Римского-Корсакова».
Действующие лица Иван Сусанин – (бас) Антонида – (сопрано)
Действующие лица Ваня – (меццо-сопрано) Собинин - (тенор)
драматургия драматургия оперы строится на контрастном противопоставлении двух лагерей — русского и польского.
1 действие Характеристика русского народа 2 действие Характеристика поляков 4 действие Развязка Гибель Сусанина 3 действие До прихода поляков и после Эпилог Выражение основной идеи оперы
1 действие Хоровая интродукция Мужской хор Женский хор «Родина моя» «На зов своей родной страны» Сольный запев и хоровой подхват Излагается преимущественно в терцию Близость интонаций к крестьянским и солдатским песням Близость к хороводным песням Кульминация – большая хоровая фуга. Соединяются темы обоих хоров. 1 действие
1 действие Каватина и рондо Антониды Неторопливая, задумчивая, близка к протяжным песням. Солирующие кларнет и флейта подчеркивают народный характер музыки. Оживленное, раскрывает мир мечтаний.
1 действие Трио « Не томи, родимый » Лирическая кульминация первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти. Партии Сусанина, Собинина, Антониды основаны на одних и тех же выразительных, задушевных интонациях, близких городскому бытовому романсу.
2 действие Бал в замке польского короля Сигизмунда. Если в первом действии преобладало сольное и хоровое пение, то здесь господствует оркестровая балетная музыка. Четыре танца (все польские, кроме вальса) образуют сюиту.
полонез краковяк вальс мазурка