Презентация и аудио к уроку музыки «М.И. Глинка "Иван Сусанин", 3–4 действие, эпилог»
«Иван Сусанин» (3 – 4 действие)
3 действие Состоит из двух частей: До прихода поляков и после
Первый раздел Лирический и светлый по настроению. Отличается неторопливым и спокойным течением событий. Песня Вани «Как мать убили» по словам Глинки выражает «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю». Мелодия близка русским народным песням.
Второй раздел Мирную беседу дружной семьи нарушает приход поляков – в музыке звучит тема полонеза из 2-го действия. С этого момента музыкально-сценическому действию свойственны стремительное развитие событий, драматические столкновения, резкие контрасты.
Сцена Сусанина с поляками Музыкальная характеристика поляков очерчена ритмами полонеза и мазурки. Речь Сусанина звучит с большой гордостью и достоинством. Его ответы полякам Глинка построил на темах главных хоровых сцен оперы – интродукции и эпилога.
Сцена Сусанина с поляками В первом ответе «Велик и свят наш край родной» зарождается тема финального хора «Славься»
Сцена Сусанина с поляками Во втором ответе («Страха не страшусь») звучит тема мужского хора из интродукции. Так Глинка подчеркивает неразрывную связь между подвигом Сусанина и героизмом народа, выражает идею народного патриотизма.
Свадебный хор «Разгулялися, разливалися» После ухода Сусанина с поляками в избе собираются девушки: следует свадебный хор «Разгулялися, разливалися», который своей безмятежностью и поэтичностью усугубляет драматизм предыдущей сцены. Тихая светлая мелодия, переменный лад, пятидольный размер, преобладание бесполутоновых оборотов роднят её с русскими обрядовыми песнями.
Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» Раскрывает душевные переживания девушки, её тревогу и отчаяние. В мелодии соединяются интонации горестных крестьянских плачей-причитаний и обороты, типичные для бытовых романсов. А. В. Нежданова
4 действие 2 картина - Сцена у монастырского посада. Глинка написал после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы партии Вани А. Петровой-Воробьевой. В этой сцене образ Вани приобретает мужественные, героические черты. Анна Яковлевна Петрова-Воробьева
«Бедный конь в поле пал» - прерывистый речитатив строится на коротких песенных мотивах «Бедный конь в поле пал» - прерывистый речитатив строится на коротких песенных мотивах «Ах, беда, беда сиротинке мне» - кантиленная небольшая ария. Своей певучестью напоминает песню из 3 действия «Где тут Минин стоит» - заключительный раздел сцены с хором – призывные интонации звучат быстро, энергично и воинственно.
4 действие 3 картина – драматическая кульминация оперы и развязка действия. Начинается хором поляков, основанным на изменённой теме мазурки: она звучит неуверенно, её мелодия насыщенная хроматизмами, приобрела изломанный характер. Неустойчивые гармонии усиливают ощущение безнадежности. Центральный эпизод картины – речитатив и ария Сусанина.
Речитатив и ария Сусанина Раскрывают глубокий внутренний мир героя, высокие качества его души. Речитатив «Чуют правду» - звучит мужественно и строго (образец выразительной песенной декламации Глинки). Ария «Ты взойдешь, моя заря» - проникнута скорбным настроением. Сусанин предчувствует скорую гибель, вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними и готовится к смерти. Музыка арии строга и сдержана, пронизана интонациями народных лирических песен. Первый исполнитель партии Ивана Сусанина Осип Петров
Развязка «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал». Слова эти были вписаны в либретто самим Глинкой. А в оркестре в это время повторяется характерный мелодический оборот из русской молодецкой песни «Вниз по матушке по Волге». Так Глинка подчеркивает единство героя и народа.