12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Савран Яна Михайловна1938
Савран Яна Михайловна
Россия, Ростовская обл., Макеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

УВЕРТЮРА В ОПЕРЕ. М.И.ГЛИНКА "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"

Цель урока: расширение представлений о жанре оперы как целостного музыкального произведения

Задачи урока:1.Практическая: дать понятие об увертюре на примере оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»2.Развивающая: способствовать развитию ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять, формированию умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.3. Воспитательная: создать условия для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся через постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра, воспитание культуры слушателя, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формируемые УУД:  формирование основ музыкальной культуры, художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умения моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории», воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать свое отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах, формирование умения слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Оборудование: компьютер, аудио и видеофрагменты, иллюстративный материал.

Ход урока

1.Организационный (этап мотивации).

Музыкальное приветствие

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Просмотр фрагмента мультфильма «У лукоморья дуб зелёный…». Так начинается поэма А.С Пушкина «Руслан и Людмила». По мотивам этого произведения М.И. Глинка написал чудесную оперу, которая стала известной во всем мире. Вспомните, что такое опера? Какие оперы вам известны?

3.Постановка учебной проблемы

Сегодня мы узнаем новую музыкальную историю, которую расскажет нам М.И.Глинка – выдающийся русский композитор, которого называют «отцом русской оперы». Как вы думаете, почему? ( Композитор первым в России стал создавать оперы)

4.Открытие нового знания

О чём же рассказывается в опере «Руслан и Людмила»?

Великий князь Киевский Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли и смелых походах. Он предсказывает, что Руслана и Людмилу ждёт разлука и тяжёлые испытания. В разгар свадебного веселья раздается удар грома и во тьме Людмилу похищают. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто её спасет. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски. Руслан встречает доброго волшебника Финна, который помогает витязю в поисках Людмилы Черномором. Трусливый Фарлаф тоже ищет Людмилу, но встречает злую волшебницу Наину, которая хочет ему помочь, желая отомстить Финну за давнюю обиду. Руслан оказывается на поле, усеянное костями павших воинов и оружием, посреди которого огромная Голова, которая рассказывает Руслану историю двух братьев -- великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч. Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору. Людмила тоскует по Руслану в замке Черномора. Появляется Руслан и вызывает карлика на бой. Черномор усыпляет Людмилу и начинается битва. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна. По дороге домой Фарлаф с помощью Наины похищает Людмилу и привозит её в Киев. Никто не может разбудить княжну. Появившийся Руслан при помощи волшебного перстня Финна пробуждает Людмилу, чем вызывает восхищение киевлян, которые славят храброго витязя.

Опера «Руслан и Людмила» начинается увертюрой.

Увертюра – оркестровое вступление к музыкальному произведению

Как вы думаете, для чего нужна увертюра? Она помогает зрителю настроиться на просмотр музыкального спектакля, немного знакомит с дальнейшими событиями и основными образами произведения.

Слушание: Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

5. Первичная проверка понимания

О чём рассказала нам эта музыка? Что вы представили, слушая увертюру?


6.Применение новых знаний

Послушайте увертюру ещё раз. Подумайте, образы каких героев в ней показаны?

Работа с иллюстрациями. Рассмотрите иллюстрации, назовите имена героев оперы


Динамическая минутка под музыку «Богатырская сила»

Руслан – сильный, смелый, настоящий богатырь. Представьте себя в роли богатырей.


Дыхательная гимнастика «Богатырская»

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно.  Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.


Вспомните, что такое двухдольный размер. Как его записывают на нотном стане?

Прочитайте, что называется тактированием.

Тактирование это взмахи руки, каждый из которых отмечает начало новой доли такта. Первый взмах сверху вниз сильнее, второй вверх слабее.

7.Развитие вокально-хоровых навыков

Исполнение распевок по выбору учителя с тактированием

Работа над песней «Если добрый ты» Б.Савельева иМ.Пляцковского

8. Рефлексия учебной деятельности









Запишите название волшебного предмета, который помог пробудить Людмилу ото сна (перстень). Это слово происходит от древнерусского слова «перст»- палец.

На листочках вы нарисовали ладошку. Нарисуйте красивый перстень на одном или нескольких пальчиках:

Большой пальчик - для меня это важно и интересно

Указательный пальчик – мне понравилось

Средний пальчик – Мне было трудно

Безымянный пальчик – мы узнали новое о музыке

Мизинец – мне не интересно.



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.