Презентация к уроку музыки «Увертюра из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки» (6–7 класс)
Пояснительная записка к интерактивному образовательному ресурсу
«Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинка»
1. Учебный предмет: музыка
2. Тема урока: музыкальная драматургия в увертюре из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
3. Целевая аудитория: учащиеся 6-х классов (12-13 лет) общеобразовательной школы
4. Цели:
Ø знакомство с сонатной формой, особенностями её построения и с музыкальной драматургией на примере увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;
Ø воспитание культуры слушания музыки.
5. Задачи:
Ø формировать знания об особенностях построения сонатной формы, как об одной из самых сложных музыкальных форм, через знакомство с увертюрой из оперы Глинки «Руслан и Людмила» посредством использования аудиоряда;
Ø развивать умение распознавать темы и разделы сонатной формы посредством использования иллюстративного материала и аудиоряда;
Ø активизировать познавательную деятельность учащихся через использование игровых форм обучения.
6. Актуальность работы
Использование данного ресурса на уроках призвано способствовать повышению мотивации учащихся к слушанию симфонической музыки. Важность работы заключается в том, что при её использовании учащиеся познакомятся с особенностями построения сонатной формы. Значимость ресурса определяется визуальной насыщенностью и ярким представлением учебного материала. Это способствует его лучшему усвоению и позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Современность работы определяется использованием в ней интерактивных технологий средствами программы PowerPoint.
7. Структура ресурса Материал в ресурсе распределен по четырём блокам 1. М.И. Глинка – русский композитор.
2. История создания оперы.
3. Увертюра и ее строение.
4. Занимательные задания:
Ø викторина;
Ø кроссворд «У лукоморья дуб зеленый»;
Ø филворд «Сонатная форма»;
Ø игра «Пора нам в оперу скорей…».
8. Техническое и программное обеспечение Работа выполнена в программе PowerPoint 2007. Для работы с ресурсом потребуются:
Ø компьютер с установленной операционной системой WindowsXP и программой PowerPoint 2007 (или выше);
Ø универсальный проигрыватель, входящий в операционную систему Windows;
Ø мультимедийный проектор;
Ø экран;
Ø колонки.
9. План работы с ресурсом
Данный ресурс предполагается использовать в течение 4-х уроков.
Урок 1: знакомство с творчеством М.И. Глинки, с историей создания оперы «Руслан и Людмила», с понятием увертюры и со строением экспозиции (слайды 3-7).
Урок 2: продолжение знакомства с сонатной формой и особенностями ее построения на примере увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила», с темами разработки, репризы и коды (слайды 5-7).
Урок 3: обобщающее повторение и контроль материала по теме «Музыкальная драматургия в увертюре к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки» (слайд 8 – распределительный). Викторина (слайды 9-14), кроссворд (слайды 15-22), филворд (слайд 23), игра (слайды 24-44). Выбор заданий по усмотрению учителя.
10. Рекомендации по использованию ресурса
Образовательный ресурс представляет собой rar-архив. Для корректного отображения всех данных ресурса необходимо разархивировать работу и извлечь её в любое место дискового пространства, например, на Рабочий стол. В папке содержится 10 файлов: текстовый документ (Пояснительная записка к образовательному ресурсу), презентация PowerPoint, 8 музыкальных файлов (MP3).
Данная интерактивная презентация может быть использована на уроках музыки в 6 классе по теме «Музыкальная драматургия» при знакомстве с сонатной формой на примере увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Возможно выборочное использование фрагментов ресурса на различных уроках и в индивидуальной работе с учащимися.
Слайды 3 – 7 целесообразно использовать на уроках объяснения нового материала для усвоения базовых знаний по данной теме.
Слайды 9 – 14 можно использовать на уроках закрепления знаний для организации фронтальной работы. Возможно использование этих слайдов в индивидуальной работе с учащимися.
Слайды 15 – 44 рекомендуется использовать на уроках систематизации и обобщения знаний, а также в индивидуальной работе с учащимися и для дистанционного обучения.
Ala
Курушина Юлия Юрьевна
Крюкля Оксана Владимировна
Курушина Юлия Юрьевна
Трушина Светлана Юрьевна
Курушина Юлия Юрьевна