Исследовательский проект «Свойства сахара»
Проект «Свойства сахара»
Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети группы №5, 6-ти лет.
Актуальность: Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы. Сахар — это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы. Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.
Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой — белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара. Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока — сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе. Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника — «саккара», от древнеиндийского «саркара» (буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар. Коричневый сахар — это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.
Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией. Сахар — важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.
Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
Цель: помочь детям опытным путем узнать свойства сахара.
Задачи: формировать элементарных представлений у детей о свойствах сахара;
-познакомить детей с историей возникновения сахара;
- познакомить детей с видами и свойствами сахара;
-учить проводить простейшие опыты с сахаром;
- расширить знания детей по теме проекта.
Основные виды детской деятельности: совместная со взрослым, познавательная, самостоятельная.
Формы, методы и приемы работы: опыты, эксперименты, чтение энциклопедий, беседы, организационная образовательная деятельность, изучение интернет-источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.
Результативность: - дети получили первичные представления о свойствах сахара;
- дети умеют фиксировать результаты экспериментальной работы;
-дети познакомились с историей возникновения сахара;
-дети познакомились с видами сахара.
Эффективность проекта: мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. В качестве содержания физических явлений были выбраны постоянно наблюдаемые детьми процессы, отражающие 2 состояния вещества (твердое, жидкое).
Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению экспериментальных работ. Существенно изменяются межличностные отношения детей, они приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
Диагностический инструментарий: опросный метод, наблюдение.
Фаза | Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
П Р О Е К Т И Р О В А Н И Я | | Изучение программного содержания по разделам программы, в рамках которых будет реализован проект. Разработка проекта. Подготовка учебно-методическо базы для реализации проекта. Определить способы оценки эффективности проекта. | |
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я | 1-й этап. Целепола-гание. Игровая мотивация. Выявление проблемы. 2-й этап. Организация работы над проектом. | Формирование проблемы. Беседы на темы: 1.«Что такое сахар и для чего он нужен?»; 2. «История возникновения сахара»; 3. «Как появился сахар в России»; 4. «Из чего делают сахар»; 5.«Виды сахара». ООД : «От куда сахар пришел? Сладкие истории»; 6.Загагать загадки про сахар; 7.Чтение стихотворения про сахар. Помочь детям опытным путем узнать о свойствах сахара. Создать условия для выявления свойств сахара. | Вникание детей в проблему. Принятие задач. Объединить детей в рабочие группы. Распределить детям задания. Систематизировать информацию. |
3-й этап. Выполнение проекта. | Подготовить все необходимое для проведения опытов (спиртовка, сахар сыпучий, сахар рафинад, металлическая кружечка, сосуд с водой, ложка); 1-й опыт «Домашние леденцы» 2-ой опыт «Жареный сахар» 3-ий опыт «Сахар – невидимка» 4-й опыт «Сахар появляется вновь» | Выполняет Побежимова Полина,6 лет. Выполняет Казанцев Степа, 6 лет. Выполняет Волкова Маша, 6 лет. Выполняют дети и воспитатель | |
| 4-ый этап. Презентация продукта проекта. | Оформление альбома «Появления сахара»; Оформление ватмана «Свойства сахара». | Дети помогают воспитателю в оформлении ватмана и рисуют рисунки. |
5-й этап. Подведение итогов. | 1.Помочь детям сформулировать выводы о свойствах сахара. 2.Постановка новой проблемы. | Дети делают выводы о решении проблемы. Определяют цель нового проекта. | |
Реф- лек- сивная | | | |
Дальнейшее развитие проекта: продолжать работу по развитию проекта «Свойства сахара». Разработать план проекта по теме: «Виды сахара».
Список литературы:
Абросимова Д. сладкая правда. Журнал «АВС», 2010, №1-2.
Биндер Ф. сахар сладкое искушение. – М.:Издательство «Диля»,2009.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-80 с.
Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-64 с.
Евдокимова Е.С. Технология в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2006.-64 с.-(Библиотека руководителя ДОУ).
Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: Речь, 2013-64с.
Приложение.
Беседа на тему: «История сахара»
Цель: познакомить детей с историей возникновения сахара.
Практически невозможно представить современную жизнь без сахара, а уж кулинарию – подавно. Но по большому счету если брать, то сахар это не только приятный вкус, но и один из источников, так необходимых нашему организму углеводов, ведь без этого «топлива» у нас просто не будет энергии.
Как жили люди до появления сахара, мы говорить не будем (несладко им жилось!). А вот историю сахара проследим. Теоретики кулинарии и исследователи истории кулинарии больше придерживаются теории, что родиной сахара является Индия. Даже в самом его названии (сахар – sarkara) есть что-то индийское. В древние времена, одна из провинций Индии, Бенгалия, даже
называлась – Страна сахара. Правда есть часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.
Но как бы там ни было, из Индии сахар, благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу
египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал (что вполне естественно) в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара.
Правда началась история распространения сахара по Европе отнюдь не сразу. Лишь через много времени после падения Рима, (где они его прятали все это время???История умалчивает…) сахар попадает в средневековую Испанию.
Очень долгое время сахар производили только из тростника, пока в середине XVIII века в Германии не нашли ему достойную замену – сахарную свеклу. Но это «ноу-хау» не нашло применения. Правда англичане, сообразив, что к чему, пытались перекупить патент, но безуспешно. Только лишь во времена Наполеона, Франция попыталась перейти с производства тростникового сахара на более дешевый — свекольный, что только подтверждает, что Наполеон был не только военным гением но и прекрасным экономистом (к слову, это не единственное тому подтверждение).
Есть и Ближневосточная история сахара. Арабы с успехом торговали им на просторах Европы. После начала крестовых походов, поставщиками сахара в Европу стали крестоносцы.
И разве можно в этом вопросе обойти Южную Америку! Ведь именно там издавна выращивался сахарный тростник как промышленная культура. Некоторые ученные считают, что именно оттуда он попал в Азию (без объяснений как…). Когда Америка была колонизирована европейцами, производство американского сахара значительно возросло, пропорционально «аппетиту» Старого Света.
Первый сахар-рафинад получился в Чехии. Именно – «получился»! Владелец небольшого сахарного заводика Яков Кристоф Рад, обожал различные эксперименты над своим продуктом. Ну и доэксперементировался…
История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли очень состоятельные гурманы. Простому люду он был в диковинку. Только при Петре I (а ком же еще!), попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы. Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.
Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах и т.д и т.п. которые просто невозможно представить без сахара. Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара.
Беседа на тему: «История сахара в России».
Цель: познакомить детей с историей возникновения сахара в России.
В течение веков сахаром в нашей стране услаждались лишь избранные – слишком дорог был заморский деликатес (который многие считали лекарством). И хотя с начала XVII столетия в России были уже сахарные головы – о засахаренных фруктах и прочих способах будничного использования сахара наши предки не могли и мечтать. Сахарные леденцы позволяла себе только знать, кондитеры, занимавшиеся их изготовлением, работали с сахаром как ювелиры с золотом, ценя каждый грамм. Больше сахара – разумеется, тростникового – стали ввозить в середине XVII века вместе с другим колониальным товаром – чаем, а потом и кофе, но стоил он так дорого, что встал вопрос о собственном российском производстве. Разумеется, речь шла только об очистке тростникового сырца – дороже всего ценился белый кристаллический сахар. При Петре I в Кремле появилась Сахарная палата. И в 1719-м первый российский сахарозаводчик Павел Вестов основал в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне, на берегу Большой Невки, завод по обработке привозного тростникового сырца. 600 пудов в год (1 пуд – 16,38 кг) – таков был первый собственный сладкий «урожай» России. Причем сахар этот был не хуже и не дороже привозного – таково было условие, поставленное Петром.
В 1721-м царь был так воодушевлен успехами первого завода, что издал указ «О запрещении ввоза сахара в Россию». Однако вовремя одумался, указ отменил, но установил пошлину на ввоз сахара – 15% с объявленной цены. А в России к концу XVIII века было уже 20 сахарных заводов. Идеальным продуктом считался к тому моменту белый очищенный рафинад, поэтому даже постепенный переход на свекловичный сахар особой роли в становлении вкусов россиян не сыграл: совершенно освобожденный от мелассы – темно-бурого сиропа с приятным карамельным запахом, – рафинированный тростниковый сахар почти не отличается от рафинированного свекловичного. Тростникового сахара стало в России меньше, потому что поставки его оказались непосильным бременем для имперской казны. И отдельные голоса заинтересованных чиновников, что надо бы открыть производство сахара из «домашних произведений» – читай, из сахарной свеклы, – уже в начале XIX века сделали свое дело. Тростниковый сахар почти вышел из употребления россиян – достаточно заметить, что в знаменитом «Подарке молодым хозяйкам» Елены Молоховец (1861год) о коричневых кристаллах уже и слова нет. Он не упоминается даже в рецептах десертов, в которых этот сахар совершенно незаменим. Но с того момента прошло полтора века – как с момента отмены крепостного права. И только в последние годы мы начинаем возвращать себе забытое достояние. Хочется верить – навсегда.
Конспект ООД «Откуда сахар пришел? Сладкие истории»
Цель: познакомить детей с процессом переработки сахарной свеклы в сахар.
Задачи:
1.Углубить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы;
2.Стимулировать познавательную активность и любознательность, активизировать восприятие учебного материала;
3.На основе исследования свойств сахара, знакомить с его применением;
4.Выявить полезные и вредные свойства сахара;
5.Познакомить с процессом варения леденцов;
6.Воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: беседа о промышленных предприятиях района, рассматривание фотоматериала о работе сахарного завода, проведение ООД по нетрадиционному рисованию «Сладкая снежинка»
Оборудование: ПК, проектор, презентация «Откуда сахар пришел?», сосуд с водой, сахар, лимон, ложка, свеча, формочки для леденцов.
Ход ООД:
1. Вводная часть. Организация внимания.
Воспитатель предлагает ребятам узнать на ощупь, что насыпано в мешочек.
(С помощью тактильных ощущений дети узнают содержимое мешочка)
Дети: Сахар. (Воспитатель демонстрирует презентацию. Слайд 1. Сахар.)
2. Основная часть
Воспитатель: О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде растворился».
Слайд 2. Загадка.
Воспитатель: Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? Как он попадает к нам на стол? Это мы сегодня и узнаем.
Слайд 3. Выращивание свеклы. Путешествие начинается.
Воспитатель: Весной семена сахарной свеклы опускают в землю, прикатывая катками. При благоприятных погодных условиях через 2-3 недели появляются всходы. В течение лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. В конце августа начинается уборка сахарной свеклы. Корнеплоды складируются на поле в кагаты – громадные бурты, в которых они хранятся до приемки на заводе. Грузовыми машинами свеклу везут на завод.
Слайд 4.Сахарный завод.
Воспитатель: На заводе происходит процесс переработки сахарной свеклы в сахар-песок.
Слайд 5. Очистка и измельчение корнеплодов.
Воспитатель: На заводе масса корнеплодов сначала подается гидравлическим транспортером на различные органы очистительных машин, где происходит отделение корнеплодов от остатков ботвы, соломы и камней. После этого масса корнеплодов подается на мойку, где проходит окончательную очистку от земли и еще раз обмывается чистой водой. Затем свекла поступает на свеклоизмельчители, где превращается в мелкую стружку.
Слайд 6. На заводе. Процесс переработки корнеплодов.
- Стружку эту опускают в котлы с водой и варят. Получившийся сироп отделяют от стружки, выпаривают и сушат. По ленте сахар поступает в упаковочный цех.
Слайд 7. Отправляемся в путь.
- В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики. Сахар используют в приготовлении кондитерских и хлебобулочных изделий.
Слайд 8. Сладкие продукты.
Проводится игра с мячом «Съедобное – не съедобное».
Воспитатель: Сахар, благодаря его свойствам, используют в приготовлении различных блюд, кондитерских изделий, сладких напитков. Давайте же, познакомимся со свойствами сахара.
Проведение опытов.
Опыт № 1: Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
(Дети опускают в стакан с водой кубик рафинада и следят за тем, как он растворяется. Далее пробуют воду на вкус. Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.)
Опыт № 2. Термическая обработка сахара.
(Воспитатель держит ложку с сахаром-песком над пламенем свечи. Сахар плавится, становиться жидким. Выливает в форму и сироп застывает. Вывод: при нагревании сахар из твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот..)
Опыт повторяется с добавлением в сахарный сироп сока лимона. Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства. Примечание: соблюдается техника безопасности).
Слайд № 9. Леденцы.
Проводится пальчиковая гимнастика «Повар».
Повар готовил обед,……………..(ребром ладони бьют по коленям
А тут отключили свет. ………… (имитируют отключение)
Повар рыбу берет
И опускает в компот. …………. (загибают большие пальцы)
Бросает в котел поленья,………(загибают указательные пальцы)
А в печку кладет варенье. …… (загибают средние пальцы)
Мешает суп кочережкой, ……..(загибают безымянные)
Угли берет поварешкой. ……… (загибают мизинцы)
Сахар сыпет в бульон……………(изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он!................(опускают руки, пожимают плечами)
Воспитатель: Как вы думаете, дети, сладкие продукты полезны или вредны для здоровья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.
Польза:
• Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге и улучшает память.
• Сахар предотвращает тромбозы, уменьшает риск развития артритов.
• Сахар помогает наладить работу печени и селезенки.
• Сахар делает нас счастливыми.
• Сахар дает нам энергию.
Вред:
• Сладкое портит фигуру, приводит к ожирению.
• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.
• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Дети: Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара. Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают лечебные свойства. Выявили полезные и вредные свойства сахара.
Беседа на тему: «Что такое сахар?»
Цель: познакомить детей с понятием «сахар».
Сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве фармацевтических препаратов и пластмасс. Итак, что такое сахар? Из чего сделан сахар? Выделяют сахар из сока сахарной свеклы и тростника. В чистом, то есть рафинированном виде, он имеет белый цвет, хотя кристаллы его бесцветны. Многие сорта сахара имеют буроватую окраску. Это объясняется разным количеством растительного сгущенного сока (мелассы), который обволакивает кристаллы. Энергетическая ценность – в 100 г сахара содержится 400 ккал, что позволяет отнести его к разряду высококалорийных продуктов. В организме он легко переваривается и мгновенно усваивается. Таким образом, это концентрированный и быстро мобилизуемый энергетический источник. В настоящее время в природе насчитывается несколько сотен сахаров. Каждое растение производит вещества, которые можно отнести к этой группе. В зеленых листьях растений под воздействием фотосинтетических реакций из углекислого газа и воды, вначале идет образование глюкозы, которая далее преобразуется в другие сахара. В качестве подсластителей, в разных частях света, кроме свекловичного и тростникового сахара применяют другие продукты. Это – солодовый, пальмовый и сорговый сахар, мед, кленовый сироп, кукурузная патока. Потребление рафинированного сахара в разных странах неодинаково и зависит напрямую от дохода на душу населения. В лидирующую группу входят Дания, Ирландия и Австралия. Здесь каждый житель потребляет более 45 кг в год. А, например, в Китае – только 6,1 кг.
Беседа на тему: «Виды сахара»
Цель: познакомить детей с видами сахара.
ТРОСТНИКОВЫЙ
Чтобы получить сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Причем, по общему мнению, тростниковый сахар – самый вкусный, к этому склоняются даже те страны, где основной источник сахара – свекла, солод или клен. Первые плантации тростника были созданы португальцами на Канарских островах, Мадейре и Островах Зеленого Мыса (Кабо-Верде), однако сегодня основной поставщик тростникового сахара в мире – Америка, Центральная и Южная, а главный сахарный регион – Карибские острова. А самый качественный сахар производят на острове Маврикий. Забавно, что, если в Европу тростниковый сахар впервые попал с юга, то в Россию – с севера. Случилось это в XVI столетии, когда был открыт морской торговый путь через Архангельск.
СВЕКЛОВИЧНЫЙ
Присутствие большого количества сахара в свекле французский ботаник Оливье де Серр открыл еще в 1575 году. Но лишь в 1747-м немецкий ученый Андреас Сигизмунд Маркграф смог извлечь сахар из корнеплода и добиться твердой консистенции. И, поскольку на тот момент нужды Европы в сахаре вполне удовлетворял тростник, успеха добился только ученик Маркграфа Шарль Ахард – через 50 лет. Ахард выращивал сахарную свеклу под Берлином, именно прусскому королю Фридриху – Вильгельму III – он продемонстрировал свой первый сахар, и именно в Пруссии был построен первый сахарный завод. Но ноу-хау тут же переняли экономные французы, не желающие и впредь платить бешеные деньги за карибский продукт. И в 1812-м Наполеону преподнесли первый сахарный слиток. Франция стала главным поставщиком сахара в Европе, через сто лет потребление свекловичного и тростникового сахара почти сравнялись.
ПАЛЬМОВЫЙ
Этот сорт еще называют джаггери – от индийского слова jagri, переделанного из «сакара», существующего в языке одного из древних народов, населяющих Индию. Слово «сахар» явно пошло от него. И именно как джаггери нерафинированный пальмовый сахар можно купить в Европе и США. Пальмовый сахар есть застывший сок сахарной пальмы, распространенной большей частью на Юго-Востоке Азии – в Индии, Бирме, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Таиланде. От всех прочих сахаров джаггери отличает цвет – потемневшего тусклого золота, нежный вкус и яркий запах, часто с сильным мелассовым акцентом, что его совсем не портит. Купить пальмовый сахар можно или в мягком виде, почти как мед, или в твердом – в плитках. Однако для России это все еще сверхэкзотический продукт.
СОЛОДОВЫЙ
Название говорит само за себя: солодовый сахар делают из солода – продукта брожения проросших, высушенных и смолотых зерновых. Злаки, подходящие для производства сахара, могут быть самыми разными. В странах Востока – например, в Японии солодовый сахар вырабатывают из богатого крахмалом проса и риса. Солодовый сахар значительно уступает в сладости свекловичному и тростниковому, возможно, этим и объясняется, что традиционные японские десерты так нейтральны на вкус.
СОРГОВЫЙ
Сахарное сорго, из сока которого вырабатывают сорговый сахар (в стеблях его содержится до 18%), – тоже злак. Как и солодовый сахар, сорговый аналог принят на Востоке. В Поднебесной из сахарного сорго делают патоку – так называемый сорговый мед. В северных штатах США в годы Гражданской войны делались попытки наладить промышленную выработку соргового сахара, однако производство оказалось неэффективным с точки зрения экономики. Как оказалось, в соке растения слишком велико содержание минеральных солей и камеди, а чистый выход сахара в виде кристаллов относительно невелик.
КЛЕНОВЫЙ
Раз есть кленовый сироп, стало быть, должен быть и кленовый сахар. Национальный канадский продукт был впервые упомянут в документах в 1760 году. Речь шла о произрастающих в Канаде кленах, дающих сок, полезный и освежающий одновременно. И сок этот оказался пригоден для производства сахара. Сахароемких видов клена оказалось на территории Северной Америки два – сахарный и серебристый, и оба пошли в дело еще в древние времена, когда индейцы догадались перерабатывать кленовый сок. Они разливали его в горшки, выставляли на холод, а к утру получали твердый сахар, который называли сладким льдом. Кленовый сахар получил в мире некоторое распространение, даже попал в Россию, где получил название «агорн» (от нем. Ahorn – клен). Но к нынешним временам здесь успели об американском сахаре забыть. В Америке же для производства кленового сахара в промышленных масштабах используется та же технология, что и при обработке сахарного тростника.
Б. Дональд «Муравей и сахар»
Цель: познакомить детей со сказкой Б. Дональда «Муравей и сахар».
У тётушки Люси был дом и сад. Тётушка Люси жила в доме, а в саду жили муравьи.
Однажды муравей Томас сказал:
— Пойду-ка поищу чего-нибудь вкусненького!
Он подполз под дверь дома и попал в кухню, где стоял буфет. Потом по дверце буфета добрался до замочной скважины и — юрк! — внутрь.
В буфете он огляделся, увидел большущую банку с сахарным песком и воскликнул:
— Как раз то, что я люблю!
И недолго думая стал уплетать сахар, который был сладкий, как всякий настоящий сахар. Томас ел и ел и становился толще и толще. Наконец он просто не мог уже есть.
Тогда он решил, что пора домой, и попробовал пролезть назад через замочную скважину. Но он до того растолстел, что не сумел пролезть.
Бедняга Томас сел и заплакал. Он знал, что мама будет ждать его и волноваться. Он ещё раз попробовал пролезть через замочную скважину, но опять ничего не вышло: он стал слишком толстый.
Чтобы похудеть, пришлось заняться гимнастикой. Он делал наклоны и приседания, вдохи и выдохи — раз-два, раз-два! — бегал по буфету… и вот наконец снова стал таким, как прежде.
Он уже собрался в обратный путь, как вдруг почувствовал, что совсем обессилел от голода.
“Недурно бы подкрепиться на дорожку”, — подумал он и съел немножко сахару.
Сахар был вкусный, и он ел ещё и ещё — наверное, хотел набраться сил, чтобы быстрей добежать до дому. Но когда он полез в замочную скважину, ничего у него опять не вышло: он опять слишком растолстел.
И пришлось ему опять заняться гимнастикой: раз-два, раз-два, раз-два!
Теперь уж Томас помнил: голоден не голоден, но, если хочешь попасть домой, к сахару лучше не притрагиваться! Он благополучно пролез через замочную скважину, спустился по дверце буфета на пол, подполз под кухонную дверь и очутился в саду.
Вернувшись домой, он рассказал маме про свои приключения с сахаром. Тогда она созвала всех муравьев и сказала:
— Надо нам поговорить с тётушкой Люси!
И муравьи двинулись через сад к дому, подползли под дверь, потом через кухню попали в коридор, оттуда в гостиную тётушки Люси и по ковру до стула, на котором она сидела, потом вверх по ножке стула к ней на колени.
Тётушка Люси очень обрадовалась муравьям. Они хором рассказали ей, как Томас пробрался через замочную скважину буфета ДО САХАРА и не мог пролезть обратно ПОСЛЕ САХАРА.
И тетушка Люси пообещала, что отныне будет оставлять сахар в блюдечке на полу — специально для муравьев. И все муравьи по очереди поблагодарили тётушку Люси, щекотно поцеловали её на прощание и вернулись домой.
Опыт: «Домашние леденцы»
Цель: узнать, как образуются кристаллы сахара.
Для того что бы приготовить «домашние леденцы» нам нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон. Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а на конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения.
Вывод: когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы.
Опыт «Жареный сахар»
Цель: узнать, что происходит с сахаром при нагревании, остывании.
Нужно взять два кусочка сахара –рафинада. Смочить их несколькими каплями воды, чтобы они стали влажными, положить в ложку из нержавеющей стали и нагревать ее несколько минут над горелкой, пока сахар не растает и не пожелтеет не дать ему подгореть.
Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.
Вывод: Сахар при нагревании становится жидким, при остывании твердым, но вкус не изменяется.
Опыт «Сахар – невидимка»
Цель: узнать, куда исчез сахар при растворении в воде.
Кусочек сахара – рафинада положить в стакан с небольшим количеством воды. Через некоторое время сахар исчезнет.
Вывод: на самом деле он не исчез, а просто растворился, поэтому его не видно. И только на вкус можно определить, что в воде есть сахар.
Опыт «Сахар появляется вновь»
Цель: узнать, а можно ли получить сахар из сладкой воды.
Нужно взять два кусочка сахара – рафинада и растворить в воде. Поставить ее на подоконник на 1-2 дня.
Вывод: вода испарится, а в стакане останется сахарная корочка.
ЗАГАДКИ ПРО САХАР
Белый камень
В воде не тает. (сахар)
Бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал
Там и пропал. (сахар)
Белый удалец
И стакана воды
Не переплывет
Ко дну пойдет.
Там ему и конец. (сахар)
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чашечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
Стихотворение про сахар
Белый сахар – рафинад
Крепкий сахар – рафинад
Хвастался: я очень твердый
Я алмазу друг и брат
Но однажды вечерком
Встретился он с кипятком
И растаял твердый сахар
В жидком чае с молоком.