12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Анатолиевна1703
Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский

Из опыта подготовки к итоговому сочинению.

t1618089610aa.png

Выпускники, учтите впредь:                                                                                Чтоб не бояться сочинений,                                                                       Вполне достаточно иметь                                                                           Набор простых определений.                                                                               Пишите, что поэт — пророк,                                                                           Что Гоголь высмеял порядки,                                                                         Что Фамусов — скупой и гадкий.                                                                       А Чацкий — больше не ездок!                                                                        Что с неподдельной чистотой                                                                               У Пушкина в конце романа                                                                                 Уже замужнюю Татьяну                                                                             Онегин любит холостой,                                                                                 Что Ольга хороша собой,                                                                                   А Ленский слишком романтичный.                                                                  Что Гремин — человек приличный,                                                                     А няня — человек простой;                                                                      Рахметов обогнал свой век,                                                                          Обломов спал с утра до ночи,                                                                             И что Печорин, между прочим,                                                                    Всего лишь лишний человек.                                                                 Раскольников попал в тюрьму,                                                                            Базаров — сложная натура,                                                                       Герасим утопил Муму — Вот вам и вся литература!                                          (Б. Салибов. Сочинение. Источник: «Литературная газета», 1975г.)

Поэт Борис Салибов написал эти ироничные строки сорок шесть лет назад, а проблема школьного сочинения до сих пор считается одной из сложнейших в преподавании. Особые затруднения испытывают, на мой взгляд, выпускники, которым в старших классах надо освоить формат разных видов сочинений: итогового, сочинения ЕГЭ по русскому языку и литературе (для тех, кто выбрал литературу). В «Инструкции для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения» прописан своеобразный алгоритм действий: «В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал)». Интернет-источники часто предлагают противоречивую информацию по написанию сочинения, вводя учащихся в заблуждение. Предлагаю вашему вниманию материал, который, надеюсь, поможет в создании творческой работы.

Анализ формулировки темы.

1.Тема-вопрос (тезис – ответ на вопрос).

Почему важно помнить уроки прошлого? (Причины)

Когда человек сдаётся одиночеству (Условия)

Всегда ли перемены к лучшему? (Альтернатива: или-или)

Может ли человек избежать внутреннего разлада?( Альтернатива: или-или)

2.Тема-понятие (раскрыть, объяснить, как понимаете). Нравственные ориентиры современной молодёжи.

3.Тема-цитата: а) «Согласны ли вы с высказыванием…» (выразить согласие или несогласие, объяснить свою точку зрения); б) «Как вы понимаете смысл высказывания такого-то автора?» ( Я думаю, (на мой взгляд,) автор хотел сказать следующее…(смысл этого высказывания в том, что…).

Примерный план сочинения.

1 абзац. Вступление.

1. Выделить в избранной теме ключевые слова, объяснить их.

2. Задать вопрос темы.

3. Ответить на него. Это будет тезис.

Переходный мостик. «Попробую пояснить свою точку зрения».

2 абзац. Основная часть. 1.Аргумент 1 (доказательство тезиса). 2.Развёрнутый пример-иллюстрация из художественного произведения : а) «Хочу обратиться к произведению (автор, название )»; б) анализ с элементами пересказа конкретной ситуации, характеристики героя, проблематики, подтверждающих тезис. 3.Микровывод (почему данный литературный пример доказывает тезис?) «На этом примере мы видим, что…», «Этот пример позволяет понять, как…».

3 абзац. Основная часть. 1. Аргумент 2 (доказательство тезиса). 2.Развёрнутый пример-иллюстрация из художественного произведения : а) «Вспомним произведение (автор, название)»; б) анализ с элементами пересказа конкретной ситуации, характеристики героя, проблематики, подтверждающих тезис. 3.Микровывод (почему данный литературный пример доказывает тезис?) «На этом примере мы видим, что…», «Этот пример позволяет понять, как…». Примечание: а) в сочинении надо отразить связь выбранных литературных примеров, б) рассуждение можно строить и на одном литературном примере.

4 абзац. Заключение. 1.Обобщение («Итак, …». « Подводя итог, хочу подчеркнуть…») 2.Цитата. («В заключение хочу привести известное высказывание…, которое точно выражает мою точку зрения…»). 3.Если в теме поставлен вопрос «Согласны ли вы … ?», ещё раз выразить свою позицию. Примечание: заключение должно быть связано со вступлением и тезисом сочинения.



Отработка навыка написания сочинения по алгоритму.

Сочинение1. Всегда ли оправдана жестокость на войне? (Направление «Я и другие»).


1.Читаем все темы, выбираем понятную. Превращаем в теме повествовательное предложение в вопросительное.

2. Выделяем ключевые слова в теме. Это необходимо по нескольким причинам: для вступления и для того, чтобы правильно написать тезис, а также иногда для того, чтобы хорошо понять смысл. Всегда ли оправдана жестокость на войне?

3.В двух-трёх предложениях отвечаем на поставленный в теме вопрос. Это будет главная мысль (тезис) сочинения. Не всегда жестокость на войне оправдана. Ситуации бывают разные. Чтобы поступить правильно, надо руководствоваться нравственными принципами.
4. Задаём себе первый вопрос «Почему?» Почему жестокость на войне не всегда оправдана?» 5. 5.Формулируем ответ (аргумент 1): Не всегда на войне человек имеет дело с врагами. Обезоруженный противник, пленный или раненый по законам человечности требует более лояльного отношения, чем жестокость. 6. Подбираем круг произведений, в которых рассматривается ситуация, описанная в аргументе1. (В.Закруткин «Матерь человеческая»). 7. Задаём себе второй вопрос «Почему?» Ещё почему жестокость на войне не всегда оправдана?» 8. Формулируем ответ (аргумент 2): Иногда жестокость бывает бессмысленной, ничем не оправданной, направленной на своих. Случается, что война нравственно калечит людей, выставляя напоказ худшее в них.
9. Подбираем круг произведений, в которых рассматривается ситуация, описанная в аргументе 2. ( В.Дёгтев «Псы войны»). 10.Пишем вступление, используя ключевые слова (не забываем еще раз прописать тему во вступлении. Можно пойти двумя путями: а) начать с вопроса (темы сочинения) и потом написать вступление: Что такое жестокость? Из словаря мы можем узнать, что это морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам. В мирное время это, несомненно, отрицательное качество. А в других условиях? Всегда ли оправдана жестокость на войне? На мой взгляд,… (Тезис). б) плавно подойти к вопросу: «Война - жесточе нету слова»,- утверждал А.Т.Твардовский. Но всегда ли оправдана жестокость на войне? На мой взгляд,… (Тезис).
Пишем сочинение.


Сочинение 2. «Неудобные темы истории. Забыть…нельзя…помнить». (Направление «Забвению не подлежит»).

1. «Неудобные темы истории. Забыть…нельзя…помнить». Превращаем в теме повествовательное предложение в вопросительное. Нужно ли помнить неудобные темы истории?

2. Выделяем ключевые слова в теме. Это необходимо по нескольким причинам: для вступления и для того, чтобы правильно написать тезис, а также иногда для того, чтобы хорошо понять смысл.

3.В двух-трёх предложениях отвечаем на поставленный в теме вопрос. Это будет главная мысль (тезис) сочинения. Среди учёных есть сторонники парадной, как бы причёсанной истории, предпочитающие сглаживать острые углы, обходить молчанием неудобные темы. Они утверждают, что патриотизм (главная нравственная задача истории как науки) воспитывается на положительных примерах. Не могу согласиться с этой точкой зрения. Мы должны знать и помнить всё, что касается нашего прошлого.
4. Задаём себе первый вопрос «Почему?» Почему же нужно помнить о бесславных страницах истории?» 5. Формулируем ответ (аргумент 1): Мы должны извлекать уроки из трагических событий прошлого, чтобы подобное не повторилось. 6. Подбираем круг произведений, в которых рассматривается ситуация, описанная в аргументе1. (В.Дёгтев «Крест»: сюжет, проблематика, идея, система образов, цитаты). 7. Задаём себе второй вопрос «Почему?» Ещё почему нужно помнить о бесславных страницах истории?» 8. Формулируем ответ (аргумент 2): Мы не должны забывать о трагических событиях прошлого еще и потому, чтобы не потерять в себе Человека. Например, читая о войне, мы можем видеть, что она является проверочной ситуацией, той лакмусовой бумагой, которая показывает внутреннюю сущность людей. Случается, что война нравственно калечит человека, выставляя напоказ худшее в нём.
9. Подбираем круг произведений, в которых рассматривается ситуация, описанная в аргументе 2. ( В.Дёгтев «Псы войны»: сюжет, проблематика, идея, система образов, цитаты). 10.Пишем вступление, используя ключевые слова (не забываем прописать тему во вступлении. Можно пойти по двум путям: а) начать с вопроса (темы сочинения) и потом написать вступление; Что такое история? Из словаря мы можем узнать, что это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий[. Нужно ли помнить о неудобных темах истории? (далее прописываем тезис). б) плавно подойти к вопросу, начав с цитаты. «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», - утверждал М. де Сервантес. Но в ней есть и неудобные темы, которые хочется забыть. Нужно ли о них помнить? ( Далее прописываем тезис).
6) Пишем сочинение. Проверяем качество аргументов, не ушли ли в другую тему. В заключении ещё раз (другими словами!) записываем мысль, выраженную в тезисе. Можно найти подходящую цитату. «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая», - говорили древние. «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед». (Эдмунд Бёрк). «То, что умерло как реальность, живо как назидание». (Виктор Гюго). «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. (Джордж Сантаяна).
Всякое отречение от прошлого, всякое огульное отрицание его есть зло и заблуждение. (Семен Людвигович Франк).


Сравниваем вступление и заключение, связаны ли они между собой.
7) Считаем количество слов.(350 и более).
8) Проверяем, везде ли написаны связки и микровыводы.
9) Проверяем наличие абзацного членения.
10) Проверяем ошибки: от последнего предложения к первому. Аккуратно и красиво переписываем. 



Небольшие по объёму произведения, на мой взгляд, прекрасно подходят для подготовительной работы, помогая формировать навыки создания текста-рассуждения. Люблю и ценю творчество Вячеслава Дёгтева, Владимира Тендрякова, часто предлагаю их произведения в качестве литературных примеров своим ученикам.

В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Примерные темы по направлениям.

Какие времена можно назвать жестокими? (Направление «Забвению не подлежит»).

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? («Разговор с собой». «Время перемен»).

Что мешает человеку быть счастливым? («Я и другие»).

Как вы понимаете, что такое «нравственный закон»? («Разговор с собой»).

Сочинение 3. «Какие времена можно назвать жестокими («Забвению не подлежит»).

Вступление. Что такое жестокость, если речь идёт о времени, эпохе? На мой взгляд, это период, сопровождающийся безжалостным, беспощадным отношением к людям. История знает немало таких примеров (привести примеры). Причины суровости времени могут быть разные (пояснить), но всегда они связаны с несправедливостью, горем, страданиями.

Основная часть. Жестокими можно назвать времена, когда десятки тысяч людей подвергаются насильственным действиям со стороны власти. Так, в рассказе  замечательного русского прозаика В. Тендрякова изображается сложный период нашей истории – трагические события 30-х годов прошлого столетия, связанные с раскулачиванием (дать историческую справку). Главный герой произведения – Володя Тенков (дать характеристику мальчику: из какой семьи, какими качествами обладает). Десятилетний мальчик сталкивается с жестокими проявлениями немилосердного времени (перечислить эпизоды, связанные с голодом; рассказать о раскулаченных «куркулях», почему так много места занимает описание «слонов» и «шкилетников»). Жалея «врагов народа», Володя решает: надо делиться с ними едой. Показателен кульминационный момент рассказа: с мальчиком случается истерика, когда (продолжить, сравнить со словами отца: «чайной ложкой море не вычерпаешь», сформулировать авторскую позицию). Какой выход находит Володя, чтобы заглушить муки совести? Как повлияло на мальчика жестокое время? Почему об этом страшном периоде автор рассказывает от имени ребёнка? Рассказ, написанный в 1970 году, повествует о событиях, происходящих летом 1933 года. Почти сорок лет детские ( во многом автобиографические ) воспоминания о жестоком времени тревожат душу писателя, потому что (почему?).

Заключение. Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: само по себе время находится вне понятий добра и зла. Жестоким его делают люди, которые ( дописать). Можно закончить подходящей цитатой.




Сочинение 4.«Сложно ли жить в эпоху перемен?» (Направление «Время перемен»)

Цитаты. Времена не выбирают, В них живут и умирают.(Александр Кушнер). Перемен, мы ждём перемен.(Виктор Цой). Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. (М.А. Булгаков).

Вступление. Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений. Тезис: «Отношение к переменам у всех разное. Консерваторы их не принимают, люди, являющиеся революционерами по духу, не только приветствуют, но и активно способствуют их появлению в жизни». Аргумент 1. Жить в эпоху перемен сложно, так как не все к ним готовы. Перемены разрушают привычный, устоявшийся уклад жизни, приводят к драматическим последствиям. Литературный пример. А.П.Чехов. «Вишнёвый сад». 1. Эпоха, изображённая в пьесе. 2. Уходящая дворянская Россия в пьесе: Любовь Раневская, Гаев (при всех положительных качествах в их характерах всё же доминируют неприспособленность, инфантилизм, эгоизм, человеческая несостоятельность).

Аргумент 2. Перемены на руку людям активным, деятельным, ставящим перед собой цели и добивающимся их, правда, не всегда праведными путями. Литературный пример. А.П.Чехов. «Вишнёвый сад». 1. Характеристика Лопахина. 2. «Вишнёвый сад теперь мой!» (купец становится хозяином имения, созданного руками его предков). 3. Лопахин – настоящее России, будущее – за Петей Трофимовым и Аней. Вывод. Обобщение сказанного.

Желаю одиннадцатиклассникам лёгких тем, а нам, учителям, интересных, глубоких работ.

Список использованных источников.

https://fipi.ru/o-nas/novosti/metodicheskiye-materialy-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu

https://ironicpoetry.ru/autors/salibov-boris/sochinenie.html

http://rcoi.mcko.ru/gia-11-ege-gve/final-composition-presentation/org_soch/

https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%B8%D1%88%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&oq=&aqs=chrome.0.69i59i450l8.282250j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8









Опубликовано в группе «Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Суслопарова Людмила Юрьевна, 11.04.21 в 08:03 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Людмила Анатолиевна, за Ваш труд! Очень грамотный, продуманный, полезный материал! Беру в копилку!
Никитина Людмила Анатолиевна, 11.04.21 в 08:07 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за отзыв! Итоговое сочинение совсем скоро. Удачи нашим ученикам!
Горбачёва Марина Юрьевна, 11.04.21 в 08:26 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс,Людмила Анатолиевна! Хороших тем!!!
Никитина Людмила Анатолиевна, 11.04.21 в 12:39 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Успехов Вам и Вашим ученикам!
Селиванова Галина Геннадьевна, 12.04.21 в 19:26 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Анатолиевна! Качественный материал, актуальный.
Никитина Людмила Анатолиевна, 12.04.21 в 22:44 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Геннадьевна, за внимание к моей работе! Успехов всем нам!
Селиванова Галина Геннадьевна, 13.04.21 в 23:08 1 Ответить Пожаловаться
Очень хочется успехов, Людмила Анатолиевна!
Никитина Людмила Анатолиевна, 15.04.21 в 22:28 0 Ответить Пожаловаться
С сочинением справились! Темы были хорошие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.