Система работы по подготовке к егэ по русскому языку (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(из опыта работы)
Патрахина Тамара Владимировна,
учитель филологии БОУ «Ермаковская СОШ» Тарского МР, 2015
Работа педагога по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в школе начинается задолго до старшей ступени обучения и складывается из многих составляющих, образующих определённую систему. И только работа в рамках системы может дать не единичные хорошие, а стабильно хорошие результаты.
Схема № 1
«Система работы по подготовке к ЕГЭ в школе»
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
В начальной школе
- Особое внимание уделяется изучению фонетики. Педагоги приучают младших школьников работать со словарями, в том числе с орфоэпическим.
- Организуется работа с одарёнными детьми ( участие во Всероссийских конкурсах «Инфознайка», «ЭМУ», «ПОНИ»).
Основная школа
-Спецкурсы по русскому языку: «Школьная риторика» в 5 классе, «Уроки словесности» в 7 классе, «Практический курс речеведения» в 9 классе;
-Работа с одарёнными детьми (олимпиадный тренинг, подготовка к научно-практическим конференциям по филологии и краеведению, творческие конкурсы различного уровня: Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» ( обучающиеся школы уже 7 лет принимают участие в данном конкурсе. В 2012-2013 учебном году ученица 11 класса заняла 1-3 место в районе.; областной интеллектуальный конкурс им. М.Ломоносова ; Всероссийский филологический чемпионат с текущего года);
-Участие в интеллектуальных играх ( в 2010-2011 учебном году команда школы явилась призером муниципального этапа областной интеллектуальной игры);
-Использование современных технологий на уроках( особенно частично-поисковый метод, дифференцированное обучение и групповая работа).
Средняя школа
- Спецкурсы по русскому языку: «Секреты хорошей речи» в 10 классе и «Журналистика и русский язык» в 11 классах;
- Систематическая работа с КИМами по русскому языку на уроках и во внеурочное время в режиме он-лайн, в системе «Статград» выполнение диагностических тренировочных работ;
- Работа над сочинением-рассуждением (часть С). Старшеклассников обязательно нужно учить находить аргументы. Это может быть составление хрии, различных миниатюр, используя прием парадокса ( использовать высказывания из словаря афоризмов):
Задание: согласитесь или опровергните данное утверждение… Обоснуйте свой ответ.
Например, «Счастье – это глаза, которые могут засориться пылинкой, и из них потекут слезы» (Г.Сенкевич).
Слабым учащимся предлагаются шаблоны сочинений.
- Работа с одарёнными детьми (см. выше);
- Использование современных технологий и методик при подготовке к ЕГЭ: проблемное, развивающее, дифференцированное обучение , тестовая методика, ИКТ;
- Работа по системе А.Г.Нарушевича. В его статьях содержится теоретико-практический материал по каждому разделу языкознания и предлагаются контрольные работы [ 1 ].
- Работа с текстом при подготовке к экзаменам ( к ГИА и ЕГЭ) по Т.Пахновой;
- Обязательная работа со справочной литературой. В нашей школе, даже малочисленной, имеются «свежие» нужные словари, в том числе и словарь паронимов. Также каждый выпускник имеется необходимый орфоэпический минимум.
«…Для успешного научения ребенка каждому педагогу необходимо помнить следующее: нужно формировать устойчивость внимания, его перераспределение, многократное ( даже 20 раз) повторение учебного материала…»[ 3 ].
Также большое внимание должно отводиться и психологическому настрою.
Как замечено психологами: «…когда заработала тревожность, отключается интеллект.
Задача опытного педагога при подготовке к ЕГЭ:
- снизить тревожность и повысить его самооценку;
- сформировать умение самостоятельно учиться,
- знать индивидуальные способности учащихся и психологии,
- пристальное и постоянное внимание к успехам каждого ребенка…»[ 3 ].
«…В Интернете есть психологические разгрузки, которые очень полезны всем: родителям, выпускникам, педагогам…» [ 2 ].
Только в совокупности всех составляющих компонентов можно говорить о качественной подготовке к ЕГЭ и хороших результатах выпускников на экзамене.
Литература
1.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку// приложения к журналу «Русский язык в школе» «Первое сентября».- 2007.-№ 17- 24.
2.Путь к успеху: программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ.
3.Talala 65@ mail.ru. Лекции по психологии Тищенко А.
Горбачёва Марина Юрьевна