Самостоятельная работа на уроках русского языка

4
1
Материал опубликован 11 November 2020

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«Зугрэсская средняя школа № 17 г. Харцызска»











ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Самостоятельная работа на уроках русского языка»








Подготовила

учитель начальных классов

Фуч Зинаида Максимовна









Харцызск

2020


Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Научить учиться, самостоятельно трудиться – одна из главных её задач. Показателем качества усвоения изучаемого материала является активная работа на уроке всех обучающихся класса, умение каждого ребёнка выполнять задания под руководством учителя и обосновывать свои действия, самостоятельно выполнять аналогичные задания. Самостоятельное выполнение задания – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков обучающегося; если ребёнок не умеет самостоятельно работать, то ему трудно учиться.

С 1 класса на уроках русского языка ставлю перед собой задачу научить обучающихся владеть различными приёмами самостоятельной работы, которая даёт возможность для творческой деятельности класса и каждого ребёнка отдельно. Развитие самостоятельности провожу не путём увеличения объёма самостоятельной работы на уроках, а в процессе поиска, путём подбора заданий, поставленных перед обучающимися в различных ситуациях. В работе использую систему целенаправленных упражнений, постоянно усложняющихся заданий, вариантность, перфокарты, комментированное объяснение, занимательность, наглядность, загадки.

Предлагаемые ниже задания выполняются обучающимися самостоятельно после изучения той или иной темы программы. Содержания текстов способствуют расширению детского кругозора, вызывают интерес к учению, учат мыслить, наблюдать.

t1605116018aa.jpg

Спишите предложения. Вместо скобок напишите те слова, в которых только один слог.

Мама купила … (дыню/соль).

(ива/вяз) – лиственное дерево.

Рыбаку попался огромный … (налим/ёрш).


t1605116018ab.jpg

При списывании предложений найдите в словах ошибки и исправьте их.

Бабушка Дарья сказала:

- У Аллочки глазки чёрные, как уголки.

Дед Илья построил маленькую банку.

Сухие деревья спилили. Остались одни пенки.

Лодка села на мел.


t1605116018ac.jpg

Спишите. В словах доктора допишите последний слог.

У маленькой Наташи сильная ангина. Доктор осматривал больную и говорил:

- Ды… глубже. Пока… язык. Ска…: «А-а!»


t1605116018ad.jpg

Спишите. Вставьте пропущенные буквы в словах.

В л…су во время сильной гр…зы опасно прятаться под высоким дер…вом.






t1605116018ae.gif

При списывании этих предложений из выделенного первого слова получите три слова. Из других выделенных слов получите два слова.

Это Виктория (Это Виктор и я).

В школу Стасик ходил садиком (с Адиком).

Алёша ещё мал (А Лёша ещё мал).


t1605116018af.gif

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте новое слово. Запишите его вместо точек.

СУГРО…

ГВОЗ…Ь

КОЛХО…

СТОЛ…

САЛА…КИ

ВОДОЛА…



Большое внимание уделяю списыванию с проговариванием. При такой работе ученик слышит слово не от учителя, а находит его в книге и читает сам. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются стол распространённые ошибки на пропуск и замену букв. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. А чтобы сосредоточить внимание всех детей на списывании, не дать им отвлечься, ввожу игровые моменты.

t1605116018ag.gif

- А как мы будем зёрнышки клевать?

- В книжку-тетрадь, в книжку-тетрадь!

Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задания выполнит быстро, красиво, грамотно.


В процессе узнавания орфограмм и применения правил предлагаю упражнения, в которых надо выбирать нужное из данного материала, учу рассуждать и обосновывать своё письмо, доказывать, почему одно слово подходит под данное правило, другое – не подходит.

Выпиши родственные слова:

Родник родит речку, а речка течёт через всю родину, кормит народ.


Выписать из текста имена существительные:

Тронет ветер ландыши тихонько

И замрёт, прислушиваясь к ним.

А они вызванивают тонко

Каждым колокольчиком своим.


Выучи четверостишие:

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны.

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Запиши под диктовку, проверь по тексту.




Решения орфографических задач на уроках способствует развитию самоконтроля учащихся, положительных эмоций.

t1605116018ah.gif


а



з


и



а



у


Ш


М


Д


Тр


ва,

гру

,

ж


л,

ч


с,

щ


ка,


арик,


аша,


онецк


о



с,


ы



я



ю


ш


м


д




К выделенным словам подбери близкие по значению слова:

В глуши зелёной и лесной,

Всегда тенистой и сырой

Бьёт из камней родник студёный

В крутом овраге под горой.

- Чем отличается родник от ручья?

Для ответа используй строки из стихотворения.

Бежит ручей, спешит, звенит,

Волной своей играючи.

А снизу бурные ключи

В бока его толкают.


Учу распознавать изученные явления среди других грамматических явлений как в предложениях, так и в связных текстах.

Закончи пословицы, подбирая по смыслу имена прилагательные.

Речь хороша короткая, а верёвка - … .

У ленивой лошади всегда повозка … .

Всякий дом хозяином … .


Вставить подходящие по смыслу предлоги.

Лесные малыши

Лето – время лесных малышей. … гнёзд вылетают. Медвежата послушно следуют … матерью. Лисята играют … норы.

Слова для справок: у, около, за, из.


В пословицах вставить подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

матери лучше … греет.

Тайна … троим, уже не тайна.

встанешь – мало сделаешь.

нечестному не товарищ.

Слова для справок: честный, сердце, поздно, солнца, известная.


Решением ребусов и кроссвордов вовлекаю детей в творческий поиск, основанный на применении изученных правил.

t1605116018ai.gif

Найди к словам 1-го столбика синонимы из 2-го столбика.

Алфавит

Огонь

Шалун

Чистый

Конница

Прыгать

Бросать

Красный

Аккуратный

Алый

Скакать

Азбука

Пламя

Озорник

Кавалерия

Кидать





t1605116018aj.gif

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказать»,

Суффикс в слове «книжка»,

Окончание в слове «вода».


t1605116018ak.gif

Прочитай стихотворение, поставь все буквы на свои места:

Мама мол пыла.

Дочка маму рыла.

Отец восок нязал.

А сын тоску десал.

- Назовите глаголы.

- Как вы их определили?


t1605116018al.gif

Сочини стихотворение, используя слова рифмы (спрятала, не хочу, учу)

Я спрятала куклу,

Играть не хочу.

Мне некогда очень,

Глагол я учу.


Добиваюсь, чтобы обучающиеся приобретали знания не путём механического запоминания, а осознавали содержание выученного, понимали его, объясняли. Уделяю особое внимание работе над значением слова. С 1 класса учу детей пользоваться словарями.

Пытаясь пробудить у детей интерес к трудным словам, ввожу детей в истоки слова, делаю этимологический анализ.

Слова

Телефон

Телеграф

Телевизор

Телескоп

Первая часть слова «теле» пришла из греческого языка и обозначает «далеко».


Обучающиеся осознанно и довольно легко запомнили графический образ этих слов.

Планируя самостоятельную работу, постоянно обращаюсь к типичным недостаткам в знаниях обучающихся с целью скорейшей их ликвидации. Использую памятки «Не ошибись», с каждым ребёнком отрабатываю основные орфограммы, учу применять новое правило на письме. Работа каждого ученика становится целенаправленной, сознательной. Обучающийся знает, что для того, чтобы не сделать той или иной ошибки, нужно основательно поработать над орфограммой.

Для того, чтобы обучающиеся видели орфограмму и умели применять полученные знания на практике, использую таблицы-плакаты.

t1605116018am.jpgt1605116018an.jpg




t1605116018ao.gif

Составь рассказ.

Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

Запиши, диктуя себе по слогам.

Проверь по слогам каждое слово.

Проверь, все ли нужные мысли ты записал.


t1605116018ap.gif

Определяю орфограмму.

Вспоминаю правило.

Применяю его.

Пишу.

Проверяю.


В систему самостоятельной работы постоянно включаю задания по составлению предложений, развёрнутых ответов на вопросы. Использую сюжетные картинки, даю различные виды заданий по развитию речи.

На уроках использую перфокарты, что способствует развитию орфографической зоркости, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Помогаю детям преодолевать трудности в изучении русского языка, даю почувствовать радость творческого труда. Включаю обучающихся в поиск решения проблемных ситуаций, обучаю рациональным способами методам умственного труда, даю им возможность самим преодолеть трудности в решении поставленных задач. Это очень важно для развития у них самостоятельности, поскольку приучаются не пасовать перед неудачами или трудностями, преодолевать их, рассчитывать на свои силы.

Самостоятельная работа обучающихся – это идеал деятельности, так как в будущем этим человек должен заниматься постоянно.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Зинаида Максимовна, спасибо! Интересный опыт.

11 November 2020