12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилова Наталья Юрьевна118
Россия, Ставропольский край, Зеленокумск

Некоторые виды самостоятельных работ

на уроках иностранного языка

(из опыта работы учителя иностранного языка Гавриловой Н.Ю., МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска»)

 

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: 

- наличие задания учителя; 

- самостоятельность учащихся; 

- выполнение задания без непосредственного участия педагога;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Необходимо отметить значимость научно обоснованной классификации самостоятельных работ, так как без ориентировки на нее невозможно построить эффективную систему самостоятельных работ обучаемых. Нужно сказать, что сегодня существуют различные классификации самостоятельных работ. Одни исследователи классифицируют их по целям, другие — по характеру учебных задач, выполняемых обучаемыми в ходе самостоятельных работ, третьи берут за основу классификации характер учебной деятельности в процессе решения различных задач, в работах четвертых сделаны попытки создать такую классификацию самостоятельных работ, которая учитывала бы наиболее обобщенные основания.

Наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль самостоятельных работ в учебно-воспитательном процессе классификация, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. В этой классификации выделено четыре типа самостоятельных работ.

1) самостоятельные работы, основанные на выполнении алгоритма. Познавательная деятельность учащихся при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действиях с ними.

2) самостоятельные работы, предполагающие решение типовых задач. Познавательная деятельность учащихся в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации.

3) самостоятельные работы, предполагающие решение нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых заключается в накоплении и проявлении во внешнем плане нового для них опыта на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков.

4) самостоятельные работы, создающие предпосылки для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых здесь заключается в глубоком проникновении в сущность рассматриваемых объектов, установлении связей и отношений, необходимых для нахождения новых связей и отношений, неизвестных ранее идей и принципов решений, генерирования новой информации.

А по способу организации самостоятельных работ выделяются фронтальные и групповые.

В своей практике я применяю элементы вышеперечисленных видов самостоятельных работ в следующих областях:

в заданиях, предусматриваемых самим УМК по английскому языку.

УМК «Английский в фокусе» изобилует заданиями, которые учитель может применить как элемент самостоятельно работы на любом этапе урока. Это может быть выполнение упражнений по образцу (а каждое упражнение в УМК предусмотрительно начинается с образца, напечатанного другим цветом:

t1619801952aa.png

t1619801952ab.png

В качестве заданий для самостоятельной работы я также использую специально отведенные разделы учебника такие, как «Progress Check» (проверка прогресса), «Word Perfect» (совершенствуй словарный запас), а также модульные тесты, проверяющие комплексно языковые знания и умения в конце пройденного модуля. они включают в себя четкую разбалловку на соответствующую оценку. А с введением расширенной и продвинутой зоны ИКТ в классе возможности использовать такие ресурсы УМК становятся гораздо шире и эффективнее.

в заданиях, направленных на усвоение лексики урока.

Регулярное, практически ежеурочное задание на выучивание определенного объема лексических единиц является одним из приоритетных в практике освоении языка. Я стараюсь разнообразить этот исключительно самостоятельный вид учебной деятельности, который выполняется в качестве домашнего задания. Для этого я обеспечила онлайн-ресурсы, доступные ученику в любое время:

лексические материалы в личном сообществе https://vk.com/newwords1

t1619801952ac.png

Использование этого ресурса предполагает, что ученик, получив задние из очередного раздела УМК, должен самостоятельно выучить лексику, используя классический метод карточек, а затем только приступив к текстовому разделу, где происходит закрепление этих лексических единиц.

лексические материалы в облачном хранилище (Google-диска;

учебные модули, созданные мною на платформе Quizlet https://quizlet.com/NataliaGavrilova/folders/spotlight-11/sets

t1619801952ad.png

Эту платформу можно использовать как для самостоятельной работы учащихся по выучиванию лексики дома (в ней предусмотрены различные механизму выучивания лексики), так и для контроля качества ее усвоения на уроке.

в индивидуальной работе с мотивированными учащимися.

Считаю работу с мотивированные учащиеся одной из самых трудоемких, но в то же время самых важных областей своей деятельности. Основой такой работы является способность и готовность таких учащихся выполнять большой объем работы по развитию языковых навыков самостоятельно, в фоновом режиме. Учитель при этом направляет и снабжает ресурсами для такой деятельности. В своей работе с мотивированными учащимися я использую такие ресурсы для их самостоятельной работы, как: сборники упражнений и учебные пособия международных издательств, языковые сайты и платформы, позволяющие давать разнообразные здания от просмотра видео до общения с носителями языка.

в проектной деятельности.

С сентября этого учебного года началась работа по индивидуальным проектам учащимися 10 класса. В своей команде я имею 8 учащихся. Хотя еженедельно я провожу индивидуальные консультирования, значительная доля работы выполняется учениками самостоятельно – сбор теоретических данных, их логическое изложение в теоретической части проекта, проведение практической или исследовательской части по заданным параметрам, анализ полученных данных, создание презентации к проекту и рефлексия.

Вывод: в своей педагогической деятельности учитель иностранного языка имеет множестве ресурсов для организации самостоятельных работ учащихся, которые охватывают гораздо больше областей, чем написание «самостоятельной работы» на уроке как проверки знаний; и этот широкий спектр видов самостоятельной работы очень важен для эффективного процесса овладения иностранным языком.

 

 

 

5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.