Самостоятельная работа на уроке русского языка «Обособленные приложения» (8 класс)
Самостоятельная работа на уроке русского языка.
Тема «Обособленные приложения». 8 класс. Фрагмент урока.
1. Сначала знакомимся с определением приложения по учебнику.
2. Затем, закрепляя, отвечаем на вопрос: «Как вы поняли, что такое приложение? Чем отличается приложение от определения обычного вида?»
3. Записываем и анализируем предложение, в котором имеется приложение, разбираем по членам предложения: Мальчики-спортсмены заняли первое место на школьных соревнованиях по бегу.
4. Распространяем приложение и записываем: Мальчики, спортсмены 7 класса, заняли первое место на школьных соревнованиях по бегу.
5. Отвечаем на вопрос: «Что общего имеется в этих предложениях и чем они отличаются друг от друга?»
6. Записываем по диктовку следующие предложения:
Дубовая роща, украшение нашего города, с весной приняла прелестный вид.
Дубовая роща - украшение нашего города - с весной приняла прелестный вид.
Отвечаем на вопросы: «Есть ли в этих предложениях какие-нибудь синтаксические особенности?
Как вы узнали это?
Обособлены ли в этих предложениях приложения?»
7. Сделайте вывод об обособлении распространенных приложений, относящихся к нарицательному существительному.
8. Обратим внимание на важность последовательности в разборе и при письме предложений, имеющих приложения:
- Найти определяемое слово (его место в предложении) и выяснить, какой частью речи оно является.
- Определить, распространённым или нет является приложение.
Это поможет правильно расставить знаки препинания.
9.Закрепим, записав еще два предложения:
Мы, современные школьники, должны хорошо подготовиться к трудовой жизни.
Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.
Выясняем, как оформляется приложение, относящееся к личному местоимению.
10. Работаем с дидактическим материалом: остальные случаи обособления приложений:
Чайковский, гениальный русский композитор, очень любил природу.
Гениальный русский композитор Чайковский очень любил природу.
Гениальный русский композитор, Чайковский, очень любил природу.
Все на заводе уважают Василия Ивановича – лучшего слесаря шестого разряда.
Проанализируем примеры и попробуем объяснить, когда ставятся знаки препинания в тех случаях, если распространенное приложение относится к имени существительному собственному.
11. Приведём свои примеры: Братья Черепановы, замечательные русские изобретатели, были крепостными людьми. Известный русский полководец Фрунзе воевал на Урале.
12. Предупредительный диктант. (1)У каждого человека есть самое дорогое для него место – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3) Необъятный простор степей, цветущие ковры горных лугов, берёзовые рощи– всё это мило и дорого каждому. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6) «Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.
Объясняем постановку тире в предложениях.