Методические рекомендации на тему «Самостоятельная работа студентов по русскому языку»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Ангарский техникум общественного питания и торговли»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГАПОУ ИО АТОПТ
« ___»_________ 2018 г.
Методические рекомендации
к выполнению самостоятельных внеаудиторных работ студентами
специальности
38.02.15 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров______________________
(код и наименование специальности или профессии)
по учебной дисциплине (или профессиональному модулю)
--Русский язык--
(наименование учебной дисциплины или профессионального модуля)
Ангарск, 2018
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для студентов ГАПОУ ИО «Ангарский техникум общественного питания и торговли» по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров___________/ авт. сост. __Граф А.Р.________-, 2018. – ___23__с.
РАССМОТРЕНО
Цикловой методической комиссией
________________________________________
Протокол №_____ от _____________
Председатель _____________________
Методические рекомендации устанавливают состав, содержание, порядок выполнения и оформление самостоятельной внеаудиторной работы, выполняемой студентами обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров при изучении дисциплины __Русский язык_____________________, а также содержит список литературы.
РЕКОМЕНДОВАНО Цикловой методической комиссией ГАПОУ ИО АТОПТ в качестве дополнительного учебного пособия.
Протокол №____от _______________
Председатель методической комиссии_____________
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………….4
Перечень самостоятельных внеаудиторных работ студента……............7
Характеристика и требования к выполнению заданий..………………...9
3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов ……...9
3.2 Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций….11
3.3 Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом.13
3.4 Методические рекомендации по словообразовательному анализу……….14
3.5. Методические рекомендации по проведению комплексного анализа текста……..…………………………………………………………………14
3.6 Методические рекомендации по синтаксическому анализу …….……….14
IV. Перечень рекомендуемой литературы для изучения……………………....17
V. Приложения……………………………………………………………………18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Согласно требованиям ФГОС, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента. Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени на её выполнение находят отражение:
- в рабочем учебном плане по каждой специальности;
- в рабочих программах учебных дисциплин.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, составлены с учетом требований ФГОС основного среднего образования и ФГОС СПО. Учебным планом ГАПОУ ИО АТОПТ на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Русский язык» предусмотрено 39 часов.
Функции самостоятельной работы:
- информационно-обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
- воспитывающая
Методические рекомендации освещают виды и формы СРС по ключевым темам, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения дисциплины: анализ текста, текстовая деятельность, устная и письменная речь, проектная деятельность, использование учебно-вспомогательной литературы.
Основная цель методических рекомендаций состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного выполнения самостоятельной работы, в формировании устойчивых навыков и умений по разным аспектам обучения русскому языку, позволяющих самостоятельно решать учебные задачи, выполнять разнообразные задания, преодолевать трудные моменты в отдельных видах СРС.
Результаты изучения дисциплины в соответствии с ФГОС:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку;
- понимание роли языка как основы успешной социализации личности;
- формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- владение основными видами речевой деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка;
- сформированность умений создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров на метапредметном уровне;
- владение навыками самоанализа и самооценки собственной речи;
- умение анализировать текст;
- умение составлять различные тексты;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность представлений о системе стилей языка
Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:
1. Планирование.
2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.
4. Оценка самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общих знаний и умений;
- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Формы контроля обучающихся: сочинения, доклады, сообщения и др.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
– работа с первоисточниками;
– подготовка к занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
– составление различных текстов;
– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями
Формы самостоятельной внеаудиторной работы имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность. Это:
сообщения, доклад, подготовка презентаций, работа с текстом, анализ текста, кроссворд, индивидуальный проект.
Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.
Перечень самостоятельных работ студентов по учебной дисциплине
«Русский язык»
Наименование разделов и тем учебного курса |
№ самостоятельной работы |
Виды и тематика самостоятельных работ |
Кол-во часов, отведённых на выполнение |
Тема 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи» |
1,2 |
Сообщение «Особенности построения текста, выполнение домашней работы» |
2 |
3,4 |
Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (определение темы, постановка цели проекта) |
2 |
|
5 |
Сообщение «Основы ораторского искусства», выполнение домашней работы |
1 |
|
6,7,8 |
Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (работа над поиском проблемы проекта) выполнение домашней работы. |
3 |
|
Тема 2 «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» |
9,10 |
Доклад. Роль ударения в стихотворной речи, выполнение домашней работы. |
2 |
11 |
Фонетический анализ слов, выполнение домашней работы. |
1 |
|
12,13 |
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами, выполнение домашней работы. |
2 |
|
Тема 3 «Лексикология и фразеология» |
14,15 |
Доклад. Культура речи. Нормы русского языка, выполнение домашней работы. |
2 |
16,17 |
Работа над индивидуальным проектом «Лексика и фразеология родного языка» (сбор и изучение информации, составление плана проекта) |
2 |
|
18,19 |
Работа над индивидуальным проектом Лексика и фразеология родного языка (выполнение запланированного, внесение изменений, презентация кроссворда) |
2 |
|
Тема 4 «Морфемика, словообразование, орфография» |
20,21 |
Словообразовательный анализ текста, выполнение домашней работы. |
2 |
22 |
Сообщение. Строение русского слова, выполнение домашней работы |
1 |
|
23 |
Сообщение. Способы образования слов в русском языке, выполнение домашней работы |
1 |
|
Тема 5 «Морфология и орфография» |
24,25,26 |
Работа над индивидуальным проектом Самостоятельные части речи (определение темы, постановка цели проекта и др.) |
3 |
27 |
Сообщение. Особенности употребления собирательных числительных, выполнение домашней работы. |
1 |
|
28,29 |
Работа над индивидуальным проектом Викторина-тест «Самостоятельные части речи» (сбор и изучение информации по теме проекта) |
2 |
|
30,31 |
Викторина-тест «Служебные части речи», выполнение домашней работы. |
2 |
|
Тема 6 «Синтаксис и пунктуация» |
32 |
Выполнение упражнений «Синтаксический разбор простого предложения» |
1 |
33 |
Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения |
1 |
|
34,35 |
Составление схем простых и сложных предложений, составление предложений по схемам |
2 |
|
36,37 |
Анализ текста, выполнение домашней работы. |
2 |
|
38 |
Сообщение «Русская пунктуация и ее назначение» |
1 |
|
39 |
Подготовка презентации. Примеры текстов с различными знаками препинания Выполнение домашней работы. |
1 |
|
Всего: 39 |
III. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
3.1 Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов
Сообщение - это информация, часто краткая, переданная от одного лица другому.
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.
Темы сообщений:
Особенности построения текста, выполнение домашней работы
Основы ораторского искусства
Строение русского слова, выполнение домашней работы
Способы образования слов в русском языке
Особенности употребления собирательных числительных
Русская пунктуация и ее назначение
Темы докладов:
Роль ударения в стихотворной речи, выполнение домашней работы
Культура речи. Нормы русского языка, выполнение домашней работы
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
оформленную работу в виде презентации.
Методические указания / инструкция по подготовке сообщений
1. Сформулируй тему сообщения, правильно озаглавь свое сообщение.
2. Составь краткий или развернутый план сообщения.
3. B соответствии c планом проанализируй необходимую литературу: тексты, статьи.
Подбери цитаты, иллюстративный материал.
4. Выпиши необходимые термины, ключевые слова, речевые обороты.
5. Текст сообщения должен состоять из простых предложений и быть кратким.
6. Начни сообщение c фраз: я хочу рассказать o .., речь идет o ... .
7. Обозначь во вступлении основные положения, тезисы своего сообщения. Обоснуй, докажи фактами, проиллюстрируй эти тезисы.
8. Выделив в своем выступлении смысловые отрезки, установи между ними смысловые связи.
9. Особо подчеркни главное.
10. Закончи сообщение, обозначь результат, сделай вывод, подведи итог сказанному.
11. Вырази свое отношение к изложенному.
Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов
1. Выбрать тему сообщения, доклада, реферата. Она должна быть актуальной, проблемной, конкретно сформулированной
2. Составить план сообщений, докладов, рефератов
3. Подобрать литературу по выбранной теме. Сделать все необходимые выписки. Важно:
источников должно быть не меньше 3-х
прочитать текст, разбить его смысловые на части, выделить непонятные слова, найти их значение
сделать необходимые выписки
4. Написать сообщение, доклад, реферат
5. Сообщение, доклад, реферат должно иметь определённую структуру:
Введение содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания сообщения, доклада, реферата
Основное содержание Тема раскрывается на 2-3 страницах. Материал содержит различные точки зрения на излагаемую тему. Материал разбивается на смысловые части. Каждая часть заканчивается выводом
Заключение В заключении автор выражает своё отношение к теме. Вывод не должен противоречить выводам каждой части
Список используемой литературы
Защита сообщений, докладов, рефератов
За 2-3 недели до защиты дать сообщение, доклад, реферат на рецензирование 2. Выступление не должно быть больше 7 минут. Автор называет тему сообщения, доклада, реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее кратко характеризуются использованные источники. Затем кратко излагаются основные идеи работы и выводы. В ходе выступления обязательно высказывается своё аргументированное мнение 3. Слушатели задают вопросы. Отвечать нужно кратко, корректно и чётко 4. Зачитывается рецензия (если имеется) Заключительное слово автора
Требования к оформлению сообщения:
А) графические требования:
Сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см. Разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц. Оформление сообщения должно иметь ниже указанный вид.
Сообщение на тему: «Язык и речь» студента группы …(название группы) Сидорова Максима Петровича (Текст сообщения)
Список использованной литературы: 1. 2. 3.
Проверила: Иванова Л.П., преподаватель русского языка и литературы Оценка: подпись оценщика:
Б) требования к содержанию сообщения:
Сообщение должно соответствовать заявленной теме
Сообщение должно содержать в себе три части: вводную часть, основную и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки. Сообщение должно включать в себя следующие аспекты:
язык как средство общения и форма существования национальной культуры
язык как система, основные уровни языка
русский язык в современном мире
речь и виды речевой деятельности
3.2. Методические рекомендации по работе над подготовкой презентаций
Цель: развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности.
Тема презентации:
Примеры текстов с различными знаками препинания
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
готовую презентацию на выбранную тему в электронном варианте. Презентация составлена с учетом следующих требований:
- презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
- количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
- на первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- объем текста на слайде – не больше 7 строк;
- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
-значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
- особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д. соответствуют содержанию;
- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
- максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Оформление презентации.
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления.
Кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы)
Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:
1. Подумай, о чем ты хочешь рассказать в своей презентации. Составь план
презентации.
2. Проанализируй необходимую литературу. Подбери цитаты, иллюстративный материал.
3. Повтори слова, необходимые для составления комментария к презентации.
4. Текст слайда должен состоять из кратких и простых по грамматической структуре
предложений.
5. Иллюстрации должны отражать содержащуюся на слайде информацию.
6. Слайды должны быть логически последовательными.
7. Не забывай, что при представлении презентации комментарии к слайдам должны содержать больший объем информации, чем отражено на самом слайде.
8. Дизайн слайдов должен быть выдержан в едином стиле и не мешать восприятию содержащейся на нем информации.
3.3 Методические рекомендации по самостоятельной работе над индивидуальным проектом
Цель работы:
самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» (Леонардо да Винчи).
Выполняй проект в следующем порядке:
-
Выбери с помощью преподавателя тему
Выдвини гипотезу
Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью преподавателя
Выполни теоретическую и практическую части проекта
Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия
Напечатай графическую часть проекта
Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы
Защити проект
Обсуди в группе свой проект и его защиту. Проведи самооценку.
Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок
Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фото- и копировальные аппараты, Интернет
Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией
Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь
Всегда помни о своем здоровье
Используй знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях
По всем вопросам нужно обращаться к руководителю проекта.
Цель работы:
По итогам выполнения обучающийся должен представить: проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
3,4 Методические указания / инструкция по выполнению словообразовательного анализа:
Находим слово, от которого образовано наше слово. Можно пробовать отнимать по одной морфеме:
безооблачный – облачный
Определяем, что помогло образовать новое слово (приставка, суффикс, приставка и суффикс, образовано отнятием суффикса, перешло из другой части речи, сложилось из разных корней.)
Подписываем способ:
- приставочный (подводный - водный)
- суффиксальный (стульчик - стул)
- приставочно-суффиксальный (подводник - вода)
- бессуффиксный (выход - выходить)
- переход из другой части речи (дежурный - дежурный)
- сложение (основ, слов, аббревиация звуковая, буквенная):
1) основ: пароход
2) слов: кресло-качалка
3) звуковая аббревиация: ВУЗ
4) буквенная аббревиация: МВД
3.5 Методические рекомендации по проведению комплексного анализа текста
Цель: формирование умения анализировать текст.
Анализ текста начинается с выразительного чтения текста. Далее действуем по алгоритму. При работе с текстом необходимо использовать карандаш. Вся найденная информация должна быть подчёркнута.
1. Определяем тему текста.
2. Находим предложение, передающее основную мысль (вся важная информация находится в начале или в конце текста)
3. Определяем композицию текста или составляем план.
4. Даём характеристику героям на основании их поступков.
5. Раскрываем роль средств выразительности
3.6 Методические рекомендации по синтаксическому анализу
простого предложения
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).
2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства) и обозначить, чем они выражены.
3. Дать характеристику предложению:
по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное;
по количеству основ – простое или сложное;
по характеру основы – двусоставное или односоставное;
по наличию второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое;
осложнённое или неосложнённое (простое предложение обычно осложняют однородные члены предложения, вводные слова, уточняющие конструкции, обособленные определения и обстоятельства и т.д.).
Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения: Солнце, |ещё не вошедшее в силу|, греет бережно и ласково. Повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр., осложнённое однородными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Синтаксический анализ предложения - это полная характеристика предложения как основной синтаксической единицы. Синтаксический анализ начинаем с указания простое или сложное предложение.
Если это простое предложение, которое имеют только одну грамматическую основу (подлежащее + сказуемое или только сказуемое или подлежащее в односоставных предложениях), то далее указываем следующие характеристики простого предложения:
.вид по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
вид по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное);
вид по составу (двусоставное или односоставное);
по наличию второстепенных членов распространенное или нераспространенное;
осложненное или неосложненное оборотами, однородными членами предложения, обособленными членами и пр.
полное или неполное (если нет одного главного члена предложения)
Затем предложение разбирается по членам предложения.
Солнце осветило макушки рыжих кленов.
простое предложение, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, неосложненное, полное.
Солнце осветило - грамматическая основа предложения.
Солнце - подлежащее, выраженное существительным единственного числа среднего рода 2 склонения в именительном падеже.
Осветило - простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом изъявительного наклонения единственного числа среднего рода прошедшего времени.
Осветило что? макушки - прямое дополнение, выраженное...
макушки чьи? кленов - несогласованное определение, выраженное...
кленов каких? рыжих - согласованное определение.
Перечень используемой литературы для изучения:
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2017.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
3.Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2004г. – 286с.
Дополнительные источники:
1.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
2.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
4. Словари.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
2. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернетпо русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец оформления титульного листа сообщения(доклада)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Ангарский техникум общественного питания и торговли»
Сообщение
по дисциплине…
тема: ………………………………………………….
Специальность:_________
Группа:________________
Выполнил:_____________
Руководитель:__________
Место издания, год издания
Приложение 2
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания): ___________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя |
Второй слайд
План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. |
Третий слайд
Литература: |
Четвертый слайд и т.д.
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации |
Приложение 3
Шаблон и клише к сочинению по русскому языку
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Что такое проблема?
Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
Варианты клише
Для вступления
Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
« Береги честь смолоду» - в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Для формулировки проблемы
Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…
Для комментариев
Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
Для отражения авторской позиции
Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
В произведении доказана мысль о…
Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…
Для выражения собственного мнения
Я вполне согласен с точкой зрения автора…
Не могу полностью разделить мнение автора…
Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
Мне близка позиция повествующего…
Для аргументов
Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…
Для вывода
После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.
Приложение 4
Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность информации для раскрытия темы;
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе;
- способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Приложение 5
Требования к выполнению домашней работы
Записи должны вестись чётким аккуратным почерком, используя пасту синего и фиолетового цветов.
Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш.
Запись даты делается прописью, а не цифрами.
Все подчёркивания слов производятся строго с использованием линейки и простым карандашом.
Из тетради запрещается вырывать листы.
Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях,
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускается две линейки
В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует писать на новой странице с самой верхней строки, также дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
Приложение 6
Использование словарей
В целях достижения более высоких результатов по предмету "Русский язык" рекомендуется использовать:
- для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;
- для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;
- для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;
- для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;
- для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;
- для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;
- для развития речевой выразительности, языкового чутья и "чувства слова" - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;
- для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов.