Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: учитель начальных классов
МБОЦ СОШ №14 пос. Серебряный Бор
Ирина Анатольевна Ганжа
Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
В четвертом классе по адаптированной образовательной программе, вариант 1 я обучаю русскому языку и литературе детей с Ограниченными Возможностями Здоровья.
В силу своих особенностей, дети медленно и с ошибками читают, плохо ориентируются в прочитанном, затрудняются отвечать на вопросы, часто не понимают прочитанного, трудно вступают в диалог.
Поэтому методы, приёмы и технологии, используемые мной, решают не только образовательные и воспитательные, но и коррекционно - развивающие задачи, то есть преодоление трудностей в развитии внимания, коррекцию мыслительных процессов, увеличение объема памяти и создание положительной мотивации обучения.
На решение этих задач направлена технология продуктивного чтения, которая предполагает организацию трех этапов работы с текстом:
до начала чтения, во время прочтения и после прочтения текста.
На первом этапе работы с текстом до чтения я учу детей с опорой на их читательский опыт предполагать содержание текста и его героев по названию произведения, фамилии автора, эпиграфу, иллюстрации к произведению или группе ключевых слов.
Главная моя задача как учителя – вызвать у детей мотивацию, желание прочитать текст. На этом же этапе происходит постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения направлена на восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации.
Дети сами читают текст, но это должно быть не просто озвучивание.
Во время чтения необходимо использовать специальные приёмы: диалог с автором и комментированное чтение.
Чтобы осуществить содержательный диалог с автором, учащимся необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы,
задавать свои вопросы;
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста,
проверять, совпадают ли они с замыслом автора; включать воображение.
Приём комментированного чтения используется вовремя перечитывания текста, чтобы обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём главной мысли автора. При этом важно учитывать следующие моменты:
- читают текст вслух дети, учитель лишь комментирует его.
- комментарий должен быть кратким и динамичным;
- комментировать текст нужно именно в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение, но нужно это делать мягко и естественно.
Главной задачей III этапа работы с текстом после чтения является обеспечение углублённого восприятия и понимания текста.
Итак, после прочтения определяю первичное восприятие с помощью беседы, использую смежные виды искусств. Уже в этот момент выясняю, какие предположения, сделанные до чтения текста, подтвердились, а какие нет.
На этом же этапе организую работу со словарём, наблюдение над особенностями языка произведения, уделяю внимание выразительному чтению.
Что немаловажно:
Рассказ о писателе и беседу о его личности рекомендуется проводить после чтения произведения, а не до, тогда информация ляжет на подготовленную почву: учащиеся смогут соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у них сложилось в процессе чтения. Можно поставить следующие вопросы:
каким человеком представляется автор прочитанного текста;
как он относится к людям, к жизни, что ему нравится, а с чем он не соглашается, есть ли у него чувство юмора.
очень полезно повторное обращении к заглавию произведения и иллюстрациям, беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским замыслом.
На этом этапе обязательно включаю выполнение творческих заданий:
прошу детей составить рассказ о герое или событии,
нарисовать иллюстрацию к любимому фрагменту текста,
пересказать от имени разных персонажей,
инсценировать;
подобрать музыкальный фрагмент, соответствующий характеру героя.
И формы работы также могут быть разнообразными: групповая, индивидуальная, работа в микро группах.
В ходе обобщающей беседы ставлю вопросы к тексту в целом. Результатом ответов на эти вопросы должно стать понимание авторского замысла.
Подведу итог. технология продуктивного чтения отличается от традиционной передачи ученику готового знания. Она позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей.
Ученики сами формулируют тему урока, «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и могут объяснить, как действовать в новых условиях.
На основании увлекательной поисковой работы пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь.
И с полной уверенностью можно сказать, что ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, ведь работа на уроке приобретает исследовательский характер.
Таким образом, создавая необходимые условия в классе для отдельных детей с Ограниченными Возможностями Здоровья, можно значительно расширить их возможности в развитии и обучении, общении и социальном поведении, гармонизировать взаимоотношения со сверстниками, наметить перспективу дальнейшего профессионального обучения.
4