Применение технологий «Технология интерактивного обучения»
Технология интерактивного обучения
Медовикова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана
Понятие технологии интерактивного обученияВ педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие ученика в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности. Мой личный профессиональный опыт свидетельствует: педагог, использующий в своей работе традиционные методы обучения, может рассчитывать только на то, что обучение будет результативным лишь для 10-30% его учеников. Только когда человек получает знания, участвуя в реальной деятельности, он усваивает их на 80-90%. И все же, несмотря на то, что образование реформируется каждые 10-15 лет, несмотря на то, что требования к результатам школьного образования кардинально меняются, в школе по-прежнему торжествует знаниевый подход к обучению. Возникает противоречие между традиционными методами и приемами обучения и деятельностной парадигмой современного образования.
Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.
Методологически теория интерактивного обучения тесно связана с теорией гуманно-личностного обучения, развивающего обучения, а также с теорией проблемного обучения. Научной основой интерактивного обучения можно считать теорию педагогической интеракции (от англ. interaction — взаимодействие). Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:
принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;
принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;
принцип ценностно-смыслового подхода — направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;
принцип свободного выбора — право выбора ученику предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения;
принцип проблемности — участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;
принцип рефлективности — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Часто учителя, использующие различные мультимедийные средства, убеждены, что они реализуют именно интерактивный подход к обучению. Но это вовсе не означает, что любое занятие с применением современных технических средств интерактивно. Средства – это предметы, они играют сопутствующую роль. Но почему-то в учительской среде использование интерактивных средств обучения на уроке (интерактивных досок, мультимедийной техники, различных гаджетов) становится чуть ли не главным показателем современного урока.
Признаки и инструменты интерактивного взаимодействияВ интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех учащихся. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Если на традиционном уроке мы часто слышим фразу учителя: «Не разговаривай, ты мешаешь!», то в условиях интерактивного обучения, напротив, главными признаками хорошего урока являются диалог и полилог.
Важнейшая особенность интерактивного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. В группе решаются следующие задачи:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);
снижение уровня тревожности, страха неуспешности;
взаимообучение;
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).
Исключительной особенностью интерактивного урока, в отличие от традиционного, является значимость заключительного этапа – рефлексии. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учитель использует как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.
Учитель, решивший применять в своей практике технологию интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться. Во-первых, интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям. Во-вторых, интерактивность требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии. И в-третьих, результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.
Можно отметить универсальность большинства приемов технологии интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и т.д.), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано. Предлагаемые мною методы работы могут также пополнить воспитательную копилку классного руководителя.
Интерактивные методы в современной педагогической практикеМетоды интерактивного обучения можно разделить на группы в зависимости от реализуемых задач и планируемых результатов.
1. Дискуссионные методы и приемы. Результаты применения:
Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
Развитие умения выступать публично.
2. Игровые методы и приемы. Результаты применения:
Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
Обеспечение возможности включаться в коллективную деятельность и общение.
3. Методы и приемы организации мыследеятельности. Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
Развитие способности продуцировать множество решений.
4. Методы организации творческой деятельности. Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.
5. Методы и приемы рефлексии. Результаты применения:
Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.
Методы и приемы, которые можно использовать в интерактивном обучении, не являются составляющей только этой технологии. Современные педагогические технологии (развитие критического мышления, ТРИЗ, развивающее обучение, сингапурская технология и др.) предлагают методы и приемы, которые направлены на взаимодействие всех субъектов обучения. Более того, эффективность их применения достигается только при условии взаимодействия. А значит, эти приемы и методы соответствуют принципам интерактивного обучения. Новизна представленной работы заключается в том, что мною были изучены с точки зрения интеракции, систематизированы и классифицированы приемы и методы, используемые в разных педагогических технологиях (Таблица 1).
Таблица 1
Дискуссионные методы и приемы |
|||||
Займи позицию |
Метод основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины. |
||||
Метод-ПРЕСС |
Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы работы: Высказываем свое мнение: «Я считаю...» Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...» Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...» Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...» |
||||
Панельная дискуссия |
Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу. |
||||
Подиум-дискуссия |
Вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа. Тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты. Роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен, выстраивать цепь доводов. Участвуют 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты. Оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией. Каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение. |
||||
Форум |
Эта форма сходна с панельной дискуссией. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией. |
||||
Игровые методы и приемы |
|||||
Деловая игра |
Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. |
||||
Драматизация |
Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария). |
||||
Плюс-минус |
Вариант 1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д. |
||||
Ролевая игра |
Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией. |
||||
Суд |
Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д. |
||||
Методы и приемы организации мыследеятельности |
|||||
Генераторы-критики |
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. |
||||
Дерево ответов |
На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме. |
||||
Жокей и лошадь |
Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». |
||||
Зигзаг |
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах - 5 человек. |
||||
Интерактивная лекция |
Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия. |
||||
Метод интеллект-карт |
Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или ментальными картами. Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Как правило, применяется при изучении емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений. |
||||
Мозговой штурм |
Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей. |
||||
Обратный мозговой штурм |
Преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример: изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества? |
||||
Отсроченная отгадка |
1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. |
||||
Послушать-обсудить-договориться |
Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем каждый показывает их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов нужно отобрать 3 и огласить их классу. |
||||
Спринт |
Предлагается команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. 1 вариант. Вся команда выполняет общее задание («Найдите ошибки в тексте»). 2 вариант. Члены команды выполняют однотипные задания по цепочке, передавая друг другу эстафету. |
||||
Устройство конструктора |
Нацелен на решение учебной задачи по изменению явления, понятия: «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). |
||||
Цветные поля |
Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Применим при написании диктанта, выполнении работы над ошибками и т.д. |
||||
Шаг за шагом |
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. |
||||
Методы организации творческой деятельности |
|||||
Метод символического видения |
Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. |
||||
Ассоциативные ряды |
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. 1 вариант. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. 2 вариант. Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть. |
||||
Ключевые слова |
Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. |
||||
Создание вопросов |
Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Можно предложить вопросительные слова, которые ученик должен использовать при конструировании вопросов. |
||||
Связи |
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом. |
||||
Сравнение версий |
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д. |
||||
Методы и приемы рефлексии |
|||||
Ключевое слово |
Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов. |
||||
Корзина мнений |
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся высказываются анонимно. |
||||
Плюс – минус – интересно |
Учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что для них осталось непонятным. В графу "?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. |
||||
Пять пальцев |
Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты: М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? |
||||
Рефлексивный экран |
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
|
||||
Телеграмма |
Предельно кратко написать самое важное, что получил от урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. |
||||
Флажок |
Прием позволяет зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими детьми. Флажок перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". |
||||
Экспертная комиссия |
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки. |
Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 364-368. — URL ttps://moluch.ru/archive/183/46993/.
Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. / Кашлев В.В. – М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2011.
Петров В.М. Базовый курс ТРИЗ. http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.
Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. — URL https://moluch.ru/archive/60/8710/.
Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/.