Применение технологий «Технология интерактивного обучения»

3
0
Материал опубликован 12 March 2018 в группе

Технология интерактивного обучения

Медовикова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Гимназия № 27» города Кургана

Понятие технологии интерактивного обучения

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие ученика в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством учителя в самостоятельной деятельности. Мой личный профессиональный опыт свидетельствует: педагог, использующий в своей работе традиционные методы обучения, может рассчитывать только на то, что обучение будет результативным лишь для 10-30% его учеников. Только когда человек получает знания, участвуя в реальной деятельности, он усваивает их на 80-90%. И все же, несмотря на то, что образование реформируется каждые 10-15 лет, несмотря на то, что требования к результатам школьного образования кардинально меняются, в школе по-прежнему торжествует знаниевый подход к обучению. Возникает противоречие между традиционными методами и приемами обучения и деятельностной парадигмой современного образования.

Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

Методологически теория интерактивного обучения тесно связана с теорией гуманно-личностного обучения, развивающего обучения, а также с теорией проблемного обучения. Научной основой интерактивного обучения можно считать теорию педагогической интеракции (от англ. interaction — взаимодействие). Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Эффективность такого обучения достигается при соблюдении главных принципов:

принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;

принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;

принцип ценностно-смыслового подхода направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;

принцип свободного выбора — право выбора ученику пре­доставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собствен­ную точку зрения; 

принцип проблемности участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;

принцип рефлективности самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Часто учителя, использующие различные мультимедийные средства, убеждены, что они реализуют именно интерактивный подход к обучению. Но это вовсе не означает, что любое занятие с применением современных технических средств интерактивно. Средства – это предметы, они играют сопутствующую роль. Но почему-то в учительской среде использование интерактивных средств обучения на уроке (интерактивных досок, мультимедийной техники, различных гаджетов) становится чуть ли не главным показателем современного урока.

Признаки и инструменты интерактивного взаимодействия

В интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех учащихся. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Если на традиционном уроке мы часто слышим фразу учителя: «Не разговаривай, ты мешаешь!», то в условиях интерактивного обучения, напротив, главными признаками хорошего урока являются диалог и полилог.

Важнейшая особенность интерактивного обучения в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности. В группе решаются следующие задачи:

решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);

снижение уровня тревожности, страха неуспешности;

взаимообучение;

оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (передвижение по аудитории, осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).

Исключительной особенностью интерактивного урока, в отличие от традиционного, является значимость заключительного этапа – рефлексии. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учитель использует как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.

Учитель, решивший применять в своей практике технологию интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться. Во-первых, интерактивное обучение требует много времени на подготовку к занятиям. Во-вторых, интерактивность требует от педагога особых личностных качеств: искренности, толерантности, позитивного отношения к ученику, способности к эмпатии. И в-третьих, результат такого обучения проявляется далеко не сразу: если мы ставим целью формирование личности ученика, то выявление результата имеет отсроченный характер.

Можно отметить универсальность большинства приемов технологии интерактивного обучения, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс интеракции на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и т.д.), а не только на узко предметные цели. Интерактивное обучение можно начинать даже с младшими школьниками: учить взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд, никогда не рано. Предлагаемые мною методы работы могут также пополнить воспитательную копилку классного руководителя.

Интерактивные методы в современной педагогической практике

Методы интерактивного обучения можно разделить на группы в зависимости от реализуемых задач и планируемых результатов.

1. Дискуссионные методы и приемы. Результаты применения:

Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

Развитие умения выступать публично.

2. Игровые методы и приемы. Результаты применения:

Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культур­ного выражения.

Обеспечение возможности включаться в кол­лективную деятельность и общение.

3. Методы и приемы организации мыследеятельности. Результаты применения:

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

Развитие способности продуцировать множество решений.

4. Методы организации творческой деятельности. Результаты применения:

Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.

Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

5. Методы и приемы рефлексии. Результаты применения:

Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.

Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.

Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Методы и приемы, которые можно использовать в интерактивном обучении, не являются составляющей только этой технологии. Современные педагогические технологии (развитие критического мышления, ТРИЗ, развивающее обучение, сингапурская технология и др.) предлагают методы и приемы, которые направлены на взаимодействие всех субъектов обучения. Более того, эффективность их применения достигается только при условии взаимодействия. А значит, эти приемы и методы соответствуют принципам интерактивного обучения. Новизна представленной работы заключается в том, что мною были изучены с точки зрения интеракции, систематизированы и классифицированы приемы и методы, используемые в разных педагогических технологиях (Таблица 1).

Таблица 1

Дискуссионные методы и приемы

Займи позицию

Метод основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.

Метод-ПРЕСС

Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы работы:

Высказываем свое мнение: «Я считаю...»

Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»

Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»

Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»

Панельная дискуссия

Наме­ченная проблема обсуждается перво­начально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.

Подиум-дискуссия

Вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа. Тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты. Роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен, выстраивать цепь доводов. Участвуют 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты. Оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией. Каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение.

Форум

Эта форма сходна с панельной дискуссией. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои пози­ции, а вступает в обмен мнениями с ау­диторией.

Игровые методы и приемы

Деловая игра

Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Драматизация

Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Плюс-минус

Вариант 1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы». Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Ролевая игра

Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.

Суд

Моделирует­ся ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных зако­ном сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.  

Методы и приемы организации мыследеятельности

Генераторы-критики

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

Дерево ответов

На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.

Жокей и лошадь

Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

Зигзаг

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах - 5 человек.

Интерактивная лекция

Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.

Метод интеллект-карт

Интеллект-карты нередко называют диаграммами связей или ментальными картами. Это схематическое изображение информации. В центре такой карты находится главная идея (ядро), а от нее идет разветвление (древовидная схема). Каждая ветвь может быть отсылкой к слову-понятию, событию, задаче, дате и т. п. Как правило, применяется при изучении емких тем, которые имеют систему классификаций, терминов и дополнений.

Мозговой штурм

Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.

Обратный мозговой штурм

Преследует цель поиска и устранения возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример: изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества?

Отсроченная отгадка

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Послушать-обсудить-договориться

Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем каждый показывает их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов нужно отобрать 3 и огласить их классу.

Спринт

Предлагается команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. 1 вариант. Вся команда выполняет общее задание («Найдите ошибки в тексте»). 2 вариант. Члены команды выполняют однотипные задания по цепочке, передавая друг другу эстафету.

Устройство конструктора

Нацелен на решение учебной задачи по изменению явления, понятия: «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).

Цветные поля

Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Применим при написании диктанта, выполнении работы над ошибками и т.д.

Шаг за шагом

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Методы организации творческой деятельности

Метод символического видения

Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. 

Ассоциативные ряды

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. 1 вариант. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд. 2 вариант. Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Ключевые слова

Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. 

Создание вопросов

Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Можно предложить вопросительные слова, которые ученик должен использовать при конструировании вопросов.

Связи

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

Сравнение версий

Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д. 

Методы и приемы рефлексии

Ключевое слово

Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.

Корзина мнений

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся высказываются анонимно.

 Плюс – минус – интересно

Учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что для них осталось непонятным. В графу "?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Пять пальцев

Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

Рефлексивный экран

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Теперь я могу…

Урок дал мне для жизни…

Расскажу дома, что …

Я научился…

Я почувствовал, что…

Телеграмма

Предельно кратко написать самое важное, что получил от урока, с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Флажок

Прием позволяет зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими детьми. Флажок перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Экспертная комиссия

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

Литература

Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 364-368. — URL ttps://moluch.ru/archive/183/46993/.

Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. / Кашлев В.В. – М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2011.

Петров В.М. Базовый курс ТРИЗ. http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.

Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. — URL https://moluch.ru/archive/60/8710/.

Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.