Доклад на тему «Применение игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема опыта: «Применение игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями»
Автор педагогического опыта: Зубрилина Алина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, содержание образования усложняется, акцентируется внимание на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Приоритетными становятся практико-ориентированный, действенный характер содержания образования.
Проблема полноценного включения ребёнка, с нарушением интеллекта, в образовательную деятельность требует от педагога перехода от традиционной передачи учащимся готовых знаний, к организации деятельности, где дети сами смогли бы «додуматься» до решения основных задач урока. А также внедрения таких педагогической технологий, при которых действия учеников станут более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя будет сводиться к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности.
В связи с тем, что наша работа связана с учащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболее эффективных педагогических технологий служат игровые технологии.
Игровые технологии, применяемые при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, – это неотъемлемый метод взаимодействия учителя с учащимися, используемый для создания качественного процесса обучения и воспитания. Ведь часто, только через игру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а также поставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительной и речевой деятельности.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать увлекательной и интересной работу учащихся. Погружаясь в мир игры дети, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, заряжаются положительной, эмоционально-окрашенной целью. А монотонно скучная деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательное игровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.
Актуальность использования игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности и перспективности педагогического опыта
Идея педагогического опыта
Опыт работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями указывает на трудности развития и становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычно пассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированности коммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Эти факторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.
Проблемы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями подтолкнули нас к выбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только через игру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функций мозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видов деятельности.
Теоретическая база опыта
Проблема использования игры в воспитательном и учебном процессе исследована достаточно широко. Значение детской игры раскрыто в исследованиях психологов и педагогов различного времени.
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд.
В отечественной науке теорию игры, в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И. Е. Берлянд, Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе и строение игровой деятельности разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.
В специальной педагогике роль игры при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями рассматривали: А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Н. М. Назарова, М. Н. Перова, В. И. Селиверстов, У. Е. Ульенкова и др.
Новизна
Новизна педагогического опыта состоит в системном использовании игровых технологий на различных уроках и внеклассной работе. В процессе игрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности; коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
Игровые ситуации на уроках и внеклассной работе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями, делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познания доступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью. Происходит перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
Технология опыта
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровых технологий в учебном процессе определяется функциями и классификацией педагогических игр.
Также при подборе игр для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости мы учитываем следующие требования:
Соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;
Учет структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и их безопасность.
Мы учим детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
В ходе педагогического взаимодействия мы соблюдаем ряд условий:
а) постоянно поддерживаем у воспитанника желание учиться;
б) предоставляем каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создаем коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
г) стимулируем совместное с учениками продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
д) стимулируем правильные взаимоотношения на уроках;
е) способствуем становлению личности воспитанника.
Мы пришли к выводу, что игровые технологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Сочетание традиционных и инновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Результативность опыта
В процессе реализации педагогического опыта нами были подготовлены и проведены уроки с использованием игровых технологий:
по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» уроки на тему:
- Охрана здоровья. Части тела человека;
- Зимующие птицы;
по чтению:
- «Есть ли время для задачек» И. Молчанов-Сибирский;
- Русская народная Потешка;
внеклассные мероприятия: «Праздник Осени», «Новый год к нам мчится», «23 февраля – День защитников Отечества», 8 марта – Женский праздник, Праздник осени: «Очей очарованье…», «Капризная Ёлка», «С 23 февраля! или «Армейские учения», «Праздник наших женщин», Спортивное мероприятие, приуроченное ко Дню Победы.
Опыт работы подтвердил, что применение игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Дети стали активнее включатся в образовательную деятельность. Теперь они не пассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.
Результатом нашей работы можно назвать следующее:
– повышение качества усвоения знаний учащимися с тяжёлой умственной отсталостью,
– развитие творческих способностей каждого ученика;
– формирование личностных качеств ученика;
– использование учениками знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и воспитания, в практической деятельности;
– изменение поведения детей в коллективе: прислушивание к мнению других, без боязни высказывание своего собственного мнения, организация совместной игровой деятельности.
Результаты деятельности по применению педагогического опыта отражены в ходе выступлений на заседаниях методического объединения школы, педагогическом совете, семинарах и конференциях различного уровня.
Список литературы
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов/ А. К. Аксенова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Бесова, М. А. Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
3. Данилов, И. К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе/ И. К. Данилов. - 2012.- №1.
4. Ильина, С. Ю. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии обучения русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью/ С. Ю. Ильина, А. С. Чижова – М.: Издательство: КАРО, 2013. – 96 с.
5. Мастюкова, Е. М. Развивающие игры для младших школьников/ Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2011.– 95 с.
6. Махлах, Е. С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. ¬¬–М., 2011.– 298 с.
7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
8. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
9. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ М. Н. Перова ¬– М.: Гумманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.–408 с.
10. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми/ В. И. Селиверстов–– М.: Владос, 1994. – 344 с.
11. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов]; под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
12. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры/ С. А. Шмаков - М.: Новая школа, 2011. – 240 с.
13. Шайхетдинова, Л. Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р. Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/522077, свободный.- Загл. с экрана.