Использование технологии продуктивного чтения в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях ОУ
Использование технологии продуктивного чтения в обучении детей с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательного учреждения
Боровикова Галина Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец», учитель-дефектолог
В образовательных учреждениях на сегодняшний день учатся дети, которым была рекомендована смена образовательного маршрута вследствие недостаточного усвоения общеобразовательной программы. Такие ученики есть и у нас в школе. Не все родители готовы определить их на обучение в специальное коррекционное учреждение. С 2012 года работаю учителем-дефектологом, обучая по АОП ряд предметов индивидуально в соответствии с рекомендациями ПМПК. Следует отметить, что обучение детей с интеллектуальными нарушениями, конечно, требует поиска особых методов, приемов и технологий.
Новизна предлагаемой педагогической практики заключается в том, что технология продуктивного чтения, как правило, используется в процессе обучения по общеобразовательной программе [3], но, на наш взгляд, её можно использовать в индивидуальном обучении детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), обучающихся по программе восьмого вида.
Из изученных информационных источников по данной теме хотелось бы выделить труды Н. Н.Сметанниковой [1, 2], чья работа в данном направлении меня привлекла в большей степени, ею выделены и разработаны следующие типы стратегий смыслового чтения [3]:
- стратегии предтекстовой деятельности;
- стратегии текстовой деятельности;
- стратегии послетекстовой деятельности;
- стратегии работы с объёмными текстами;
- стратегии компрессии текста;
- общеучебные стратегии;
- стратегии развития словаря.
Все вышеперечисленные стратегии учитель-дефектолог может использовать в своей педагогической практике в ходе преподавания различных предметов. Попробую показать это на конкретных примерах из собственного опыта индивидуального обучения по АОП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной школы.
Легче всего в полном объеме вышеуказанную технологию использовать на уроках чтения и развития речи, с данным опытом работы я уже делилась с коллегами [4], поэтому хочу остановиться на особенностях применения технологии продуктивного чтения при обучении другим предметам.
На уроках письма и развития речи перед началом изучения новой темы с целью актуализации предшествующих знаний и опыта периодически прибегаю к использованию приемов «Ориентиры предвосхищения», «Предваряющие вопросы»[3]. Детям очень нравятся различные дидактические игры, в том числе и с использованием сигнальных карточек.
Например, при изучении темы «Имя существительное» ученику предлагается набор иллюстраций с изображением предметов ( люди, животные, растения, предметы быта, явления природы) и названием чувств, черт характера. Ученик называет то, что видит перед собой. Учитель задает предваряющие вопросы:
- какие вопросы мы можем задать к каждому предмету? (кто? что?)
- какая часть речи отвечает на данные вопросы? (имя существительное)
При изучении темы « Правописание падежных окончаний имен существительных первого склонения в единственном числе» можно предложить ученику игру «Угадай-ка», в ходе которой с помощью сигнальных карточек он определяет склонение имен существительных. Также на данном уроке посредством дидактической игры «Путаница» повторяем падежи.
При выполнении письменных упражнений можно использовать стратегию текстовой деятельности, в частности прием «Чтение с остановками», когда чтение задания или правила разбивается на несколько частей, так детям легче понять правило, суть задания и составить план его выполнения. В таком же ракурсе можно построить и работу с текстом упражнения.[3]
Кроме того, на этапе закрепления нового материала, прибегаю к помощи приема «Чтение с пометками» - работа со смешанным текстом. Что он из себя представляет? Ученику необходимо в предложенном тексте найти и отметить предложения на определенную тему, а затем их выписать для формирования отдельного текста. Приведу пример смешанного текста: смешиваем предложения о зиме и редких видах животных. Ученику необходимо найти предложения, в которых говорится о животных, занесенных в Красную книгу. Выполняя данный вид работы, подросток учится выделять главное, мы воспитываем у него бережное отношение к природе, расширяя при этом кругозор. На основе выписанных предложений предлагаю грамматическое задание по изучаемой теме. Работу со смешанным текстом использую не только в ходе проведения уроков, но и на коррекционных и психологических занятиях.
На стадии завершения работы над темой учащийся, работая в тетрадях, заполняет таблицу «Проверочный лист» (ее можно использовать и на стадии рефлексии): выполняется обработка учебной информации и представление ее в индивидуальном, переработанном виде.[3] Проиллюстрируем это на примере изучения темы «Склонение имен существительных»:
Таблица 1 - Проверочный лист
Знаю | Узнал | Было трудно |
Падежи, вопросы падежей | Как определить падеж | Найти слово, от которого нужно ставить вопрос к существительному |
Сначала, при работе с таблицей, ученику может понадобиться значительная помощь учителя, а при постоянном ее использовании, такой помощи практически не требуется.
Не стоит забывать и о стратегии развития словаря: практически на каждом уроке работаем со словарными словами, используя при этом толковый и орфографический словари.
Хотелось бы особо сказать о применении стратегий смыслового чтения при изучении математики, так как далеко не всегда ученик с ОВЗ может самостоятельно понять суть задания, особенно при решении задач. Прием «Проверочный лист» можно применять и при решении задач, составляя краткую запись (известно, надо узнать, какие действия применить). Также при чтении задачи можно воспользоваться приемом «Чтение с пометками», что позволит ученику научиться находить ключевые слова и словосочетания, которые необходимы для понимания смысла задачи и составления краткой записи для ее решения.
Гораздо интереснее и продуктивнее будут проходить уроки СБО, если они будут построены по принципу использования стратегий смыслового чтения на всех этапах урока. Не секрет, что детям с легкой умственной отсталостью сложно понимать суть определений, самим формулировать свой ответ в устной и письменной форме. Приемы смыслового чтения могут помочь им лучше усвоить и запомнить изучаемый материал.
Подводя итог, можно сделать вывод, что реализация обучения стратегиям смыслового чтения и работа с текстом на уроках с детьми с интеллектуальными нарушениями даёт положительные результаты. Так, у ученика, которого я обучаю в течение шести лет, отмечается рост уровня обученности по письму и развитию речи, математике (с 3,0 до 4,0). По моему мнению, данные стратегии универсальны и могут применяться всеми учителями – предметниками, работающими с детьми с ОВЗ.[4]
Список источников:
Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя [Текст] / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011. — С. 40.
Приемы смыслового чтения - Учителям. [Электронный ресурс]/ Приемы смыслового чтения - Учителям - Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/klassifikacia-priemov-smyslovogo-ctenia
Боровикова Г.А. Блог учителя русского языка и литературы. Использование стратегий смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в старших классах – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ispolzovanie-strategii-smyslovogo-chteniia-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-literatury-v-starshikh-klassakh-1.html
Боровикова Г.А. Специфика формирования навыков смыслового чтения и письма обучающихся основной школы, имеющих ограниченные возможности здоровья (выступление на муниципальной НПК) – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/spetsifika-formirovaniia-navykov-smyslovogo-chteni.html