Доклад «Изменения в преподавании литературы в 2024–2025 учебном году»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Самарской области «Центр образования Самарской области»
ДОКЛАД
«ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 2024-2025 УЧЕБНОМ ГОДУ»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
филиала № 1 Алла Владимировна
Новокрещенова
Самара 2024
Содержание
Вступление. Роль и место литературы в образовательной программе основного общего и среднего образования. Законодательная база и обоснование изменений.
Изменения в программах по литературе в 7, 8, 9, 10 и 11 классах в 2024-2025 учебном году.
Спорный вопрос: дискуссии и споры вокруг изменения перечня произведений.
Заключение.
Вступление. Роль и место литературы в образовательной программе основного общего и среднего образования. Законодательная база и обоснование изменений
Литература в школе всегда была больше, чем просто учебный предмет. Именно на школьный курс литературы, наряду с русским языком и историей, мы возлагаем высокую миссию — отвечать за формирование нравственных ориентиров молодого поколения. А потому так велик интерес к тому, какие произведения и как будут преподавать школьникам в новом учебном году. Потребность в таких единых программах назрела давно. Достаточно сказать, что в последние годы в федеральный перечень учебников, которые могли быть использованы в учебном процессе, входило ни много ни мало девять авторских учебных линий по литературе для основной школы. Сейчас федеральная рабочая программа по литературе для основной и средней школы позволяет гарантировать ученику и его родителям обучение в рамках единого образовательного пространства, независимо от места жительства и типа образовательной организации.
У изменений в программе основного общего и среднего образования есть законодательная основа. Это 1)Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2)Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; 4)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ; 5)Федеральная образовательная программа основного общего образования; 6)Федеральная образовательная программа среднего общего образования; 7)приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
Изменения в программах по литературе в 7, 8, 9, 10 и 11 классах в 2024-2025 учебном году.
В ФРП по литературе основного общего и среднего общего образования произошли следующие изменения: 1) оптимизировано количество произведений в обзорных и отдельных монографических темах в соответствии с количеством, установленным во ФГОС ООО и ФГОС СОО; 2)оптимизировано количество обзорных тем путём объединения дублирующих, сходных по тематике обзоров и перераспределения представленного в них материала, а также обзоров, включающих избыточный и/или излишне сложный для данного класса материал; 3)скорректированы списки произведений в обзорных темах за счёт исключения произведений, которые в условиях современной общественно-политической ситуации могут вызвать нежелательные дискуссии и трактовки; 4)перераспределён материал за счёт переноса отдельных произведений сходных по тематике обзорных тем из одного класса в другой; 5)заменены в ряде обзорных тем произведения по выбору на более доступные для обучающихся и традиционно входившие в программы по литературе для данного класса.
Например, по учебному предмету "Литература" скорректировали перечень отечественных писателей в рамках изучения произведений XX – начала XXI вв. на тему детства.
Из списка исчезли произведения В. Г. Короленко, В. П. Астафьева, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, но добавились произведения А. А. Лиханова. В раздел фольклора вместо баллад включены поэмы народов России и мира и расширен список народных песен. Например, "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка..." и другие.
Из тематического блока литературы XX – начала XXI вв. исключены стихотворения А. С. Кушнера, Ю. Д. Левитанского, Б. Ш. Окуджавы, проза А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак "Правдивая история Деда Мороза", но включен Э. Н. Веркин "Облачный полк" (главы).
В числе произведений современных отечественных писателей-фантастов указано "Сто лет тому вперед" К. Булычева. Также исключены произведения современных зарубежных писателей-фантастов (Д. Роулинг "Гарри Поттер", Д. Джонс "Дом с характером"). Между тем, расширен список стихотворений народов РФ – в него добавлены "Журавли", "Мой Дагестан" Р. Гамзатова.
Вместо двух сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина теперь будет достаточно одной. А в поэзию первой половины XX в. включены стихотворения A. А. Ахматовой. Исключена тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути.
Изменения претерпела и федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (углубленный уровень). В частности, уточнено, что изучение литературы строится с учетом обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе "Слово о полку Игореве"; стихотворений М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина; комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"; стихотворений и баллад В. А. Жуковского; комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"; произведений А. С. Пушкина (стихотворений, романов "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка"); произведений М. Ю. Лермонтова (стихотворения, романа "Герой нашего времени"); произведений Н. В. Гоголя (комедии "Ревизор", поэма "Мертвые души").
В содержание обучения в 10-м классе дополнительно включены основные этапы литературного процесса от древнерусской литературы до литературы первой половины XIX века – обобщающее повторение.
Что убрали и что добавили конкретно? В 7 классе стихотворения Б.Ш. Окуджавы – удалены из рекомендаций. Тема взаимоотношений поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др. – раздел удален из ФРП.
В 8 классе произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др. – раздел удален из ФРП совсем. Поэзия второй половины XX - начала XXI века (не менее трех стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения Н.А. Заболоцкого, М.А. Светлова, М.В. Исаковского, К.М. Симонова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского, А.С. Кушнера и другие. – Стихотворения Р.Г. Гамзатова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого – удалены из рекомендаций.
В 9 классе отечественная проза первой половины XIX века (одно произведение по выбору).Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др. – раздел удален из ФРП.
В 10 классе_базовый уровень остался без изменений. Внесены изменения в углубленный уровень.
В 11 классе_базовый уровень. Проза второй половины XX - начала XXI века. Например, Ф.А. Абрамов (повесть «Пелагея», фрагменты из романа «Братья и сестры» – удалены из рекомендаций); Ч.Т. Айтматов (повесть «Белый пароход», повесть «Пегий пес, бегущий краем моря» - удалена из рекомендаций); В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты)); В.И. Белов (рассказы «На родине», «Бобришный угор», «За тремя волоками» - удален из рекомендаций); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), «Кролики и удавы» - удален из рекомендаций; Ю.П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» - удален из рекомендаций); З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие люди»); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» - удален из рекомендаций); Ю.В. Трифонов (повесть «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» - удален из рекомендаций») и другие. Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; Э.М. Ремарка «Три товарища», «На западном фронте без перемен» - удален из рекомендаций; Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и других. Произведения А. Камю «Посторонний», Ф. Кафки «Превращение», Дж. Оруэла «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир» - удалены из списка. (5 позиций) Однако не весь перечень претерпел изменения. Есть и произведения, которые включены в список для изучения:
• Александр Фадеев «Молодая гвардия»;
• Юрий Бондарев «Горячий снег»;
• Константин Симонов «Сын артиллериста»;
• Николай Островский «Как закалялась сталь»;
• Алексей Толстой «Русский характер»;
• Сергей Смирнов «Брестская крепость»;
• Владимир Богомолов «В августе сорок четвертого»;
• Захар Прилепин «Белый квадрат»;
• Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и её дети».
Спорный вопрос: дискуссии и споры вокруг изменения перечня произведений.
В отношении изменений в Программе по литературе отчасти верной кажется точка зрения учителя словесности и доцента Школы филологических наук НИУ ВШЭ Михаила Павловца. Учителю очень сложно добиться, чтобы ученики читали большие программные тексты: «Войну и мир», «Тихий Дон». Есть два способа: либо репрессивный, жесткий — все свое преподавание свести к проверке знания текста, давать тесты, проверять знание содержания, имен героев. Но тогда литература превращается в предмет, который ничего, кроме рвотного рефлекса, не вызывает. Либо нужно заставлять детей читать вечерами, летом. Однако есть СанПиН — требования государства к тому, сколько часов в неделю ученик может учиться. А ведь чтение — это тоже учеба. К примеру, «Тихий дон» — это 2 тысячи страниц в 11-м классе. Естественно, для многих будет проще прочитать краткое содержание, а ведь это – далеко не само произведение. Чтобы решить вопрос с перечнем произведений, возможно, удобнее было бы предложить вместо обязательного списка можно сделать множество разнообразных. И, конечно, многое в преподавании литературы зависит от самого учителя и его подхода к обучению. Если учитель с удовольствием рассказывает о каком-то тексте, то это 50% успеха. Скорее всего, ему удастся заинтересовать учеников.
Так же есть сомнения в справедливости включения романа А. Фадеева «Молодая гвардия». На мой взгляд, этот роман включен необоснованно, так как спорных моментов в нем много. Кроме того, роман идеологически очень прямолинеен. Причем это идеология не современная, а советская, конца 1940-х годов. Зачем она современному школьнику? Кстати, роман переписывался: за редакцию 1946 года Фадеев получил Сталинскую премию, но ему сильно досталось за этот роман, потому что в нем не было ведущей линии партии. Историческая достоверность «Молодой гвардии» тоже под вопросом
Некоторые рассуждают, что, если в списке включат эти книги, вреда не будет. Мы просто не хотим думать об этом вреде. Вред от имитации, от симуляции, от постановки заведомо неисполнимых задач есть. И образовательный потенциал всего этого отрицательный.
Заключение.
В нынешнем виде перечень произведений, представленный в федеральной рабочей программе, тщательно выверен экспертами, прошел широкую апробацию среди практикующих учителей и совершенно точно позволит справиться как с задачей развития хорошего вкуса и творческого мироощущения у школьников, так и формирования у них чувств гражданственности и патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев России. Споров и вопросов к изменениям наверняка будет очень много, но хочется верить, что, как и всегда, изменения принесут пользу и учителям, и ученикам.
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна