Анализ воспитательной работы в группе за 2023–2024 учебный год
МКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»
Анализ воспитательной работы в группе
за 2023-2024 учебный год
Составила: Калитова Е.А.,
воспитатель.
пгт Верх-Чебула
2024
Анализ воспитательной работы в группе
за 2023-2024 учебный
В своей воспитательной работе с детьми опираюсь на следующие документы: закон РФ об образовании; конвенцию о правах ребенка; устав школы - интерната; план работы школы.
На начало учебного года в группе было 16 учащихся, на конец учебного года -17, в январе 2024 г в школу поступил Вахитов Саша. В данную группу вошли учащиеся 1-4 класса.
В течение года у всех детей были поручения в группе, но выполняли их только при напоминании и контроле со стороны воспитателя.
Воспитательная работа была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, духовно - нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
Содержание воспитательной работы строилось с учётом интеллектуальных особенностей воспитанников, их потребностей.
Использую такие формы воспитательной работы как: воспитательный час, прогулки, КТД, игра. Используемые методы работы: личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседы, разъяснение, соревнования.
Были поставлены следующие воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, аккуратность; закрепление санитарно-гигиенических навыков; формировать навыки трудовой коллективной деятельности; воспитывать бережное отношение к личному и школьному имуществу; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа: гражданско-правовое воспитание; нравственно-эстетическое воспитание; познавательная деятельность; физкультурно-оздоровительное воспитание; общественно-патриотическое воспитание; работа с родителями.
Воспитанники в течение учебного года посещали кружки: музыкальный «Радуга», танцевальный «Тюльпан», «Перекрёсток», «Истоки». В результате занятий в кружках у воспитанников появилась положительная динамика в межличностных отношениях и коммуникативном поведении. Эти занятия благотворно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, а значит и на всю познавательную деятельность.
В течение учебного года дети приняли участие в мероприятиях различного уровня:
Творческие мероприятия: «День учителя», «Рождественские вечера», «Международный женский день».
Спортивно - развлекательные мероприятия: «Зимние забавы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Международный женский день».
Открытый классный час: «Правила поведения в случае террористической угрозы», «День неизвестного солдата», «Гагаринский урок», «День памяти жертв Холокоста», «Антитеррор».
фестиваль -конкурс «Вместе ярче»
конкурс рисунков «В мире дорожных знаков»
всероссийский урок экологии «Эколята-защитники природы»
онлайн-конкурс рисунков «Там, где я живу»
всероссийская акция «Письмо солдату»
акция «Завтрак для мамы» в рамках Дня матери
акция «Подарок солдату» изготовление открыток и сувениров участникам СВО
акция «Дарите книги с любовью» в рамках Международного дня книгодарения (изготовление закладок)
акция «Весенняя открытка» изготовление открыток в дом престарелых г. Тверь.
Интернет-конкурсы: международная олимпиада проекта инт-олимп «ЗОЖ»; международный конкурс проекта инт-олимп «Путешествие в мир книг».
Посещали районный дом культуры: «Вечер посвящённый творчеству Л.Рубальской», программа «День присоединения Крыма к России».
Посещали с детьми экскурсии в краеведческом музей: «История игрушек»
«Путешествие с лисичкой», «Масленица пришла- блинов принесла».
Основные разделы воспитательной работы
Раздел I. Духовное и нравственное воспитание
Воспитательная работа по данному разделу в течение года была направлена на:
закрепление навыков общения в коллективной деятельности;
развитие нравственно-личностные качеств: доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость;
расширение представлений детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
В своей работе учитывала особенности возраста учащихся (депрессивные настроения воспитанников, уровень мотивационной сферы, склонность к поведенческим расстройствам).
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные часы:
Все мы разные
Умеем ли мы прощать
Жизнь дана на добрые дела
Как воспитать в себе сдержанность
Урок вежливости
Культура общения
Эти занятия были направленны на закрепление навыков правильного общения, становления личностной позиции «я и другие», адекватной личностной самооценки, этичного поведения в общественных местах и с окружающими людьми.
Раздел II. Физическое воспитание и культура здоровья
Проводя работу по данному направлению ставились задачи:
формирование у детей ответственности за своё здоровье;
отработка санитарно - гигиенических навыков до автоматизма; предупреждение и профилактика вредных привычек.
развитие в детях потребности в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с данными задачами были определены основные направления работы: профилактика и оздоровление - физкультурная разминка во время воспитательного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, коррекции осанки; информационно—консультативная работа - ежемесячные воспитательные часы, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: викторины, спортивные соревнования.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные часы:
Спорт и здоровье
Режим дня -закон для меня
Безопасное поведение на улице зимой
Осторожно! Паводок!
Причины детского травматизма
Безопасное поведение в лесу весной
Воспитанники:
ежедневно выполняют утреннюю зарядку (под контролем взрослых)
владеют навыками самообслуживания.
принимают участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.
Воспитанники знают: основные правила безопасного поведения в помещение, на улице, в природе; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Раздел III. Гражданское и патриотическое воспитание
Целью данного направления является формирование гражданско- патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
формирование у детей представлений о понятии «Родина»; воспитание гордости за своё Отечество, символы государства, свой народ;
познакомить учащихся с традиционными народными праздниками и обычаями.
формирование представлений о правах и обязанностях воспитанника школы-интерната.
Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию основывалась на системе мероприятий, в том числе и традиционных, которые предусматривали формирование у ребят высокого патриотического сознания, воспитание гражданской позиции по отношению к своей школе, родному краю, своей семье. Большое внимание уделялось закреплению навыков осмысления себя как ученика, гражданина общества, уважения к Родине, ее народу, к своей малой Родине, и своей школе. Знакомила учащихся с историческим прошлым малой Родины, обычаями и традициями. Воспитывала уважение к защитникам своей малой Родины.
Дети знают, что в нашей стране, в нашей школе существуют правила, которые должны выполнять дети и взрослые, знают положения «Устава школы». Дети ознакомлены с гражданским законодательством.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные часы:
Права и обязанности детей
Что такое толерантность
Учреждения посёлка
День народного единства
День Конституции РФ
Международный женский день
Воспитанники знают и умеют:
историю своей страны, поселка
название страны, поселка, улицы и т . п.
традиционные праздники и обычаи русского народа.
права и обязанности воспитанника школы-интерната
Все мероприятия, проведенные для воспитанников способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Раздел IV. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Воспитательная работа по данному разделу была направлена на: закрепление у детей навыков по самообслуживанию; воспитание в детях бережливости, аккуратности в сфере их обращения с вещами; воспитание уважительного отношения к чужому труду; привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
В течение года закреплялись модели социального, коммуникативного, адаптивного поведения. При проведение воспитательных занятий учитывала возрастные особенности детей; принцип связи с жизнью; коррекционную направленность занятий. Дети знают и выполняют правила поведения в школе, столовой, в общественных местах. Дети ориентируются в службах, которые имеются в поселке. Знают где можно купить вещи и продукты, знают, как обратиться в поликлинику. Наработка навыков экономического просвещения необходима для следующего самоопределения в самостоятельной жизни. Этому виду воспитания уделяется особое внимание, так как дети должны выйти из школы подготовленными к самостоятельной жизни и труду.
Для реализации данного направления воспитательной работы проводила воспитательные часы:
О трудолюбие
Мелкий ремонт одежды
Мои домашние обязанности
Труд в почете любой
Профессии моих родителей
Каждой вещи своё место
Воспитанники знают и умеют: выполняют правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате; участвуют в дежурстве по столовой, в спальне.
Спланированные мероприятия были направлены на закрепление трудовых знаний, трудовых умений, на воспитание трудолюбия. Отработанные трудовые навыки помогут воспитанникам быстрее адаптироваться в самостоятельной жизни. Дети знают как привести свои вещи в порядок, как следить за порядком в классе, спальне.
Дети оказывали посильную помощь в уборке урожая, участвовали в школьных субботниках.
Во II полугодии учебного года все усилия были направлены на ликвидацию тех недостатков, которые были в I полугодии и поставлены следующие задачи:
- закрепление санитарно-гигиенических навыков, навыков личной гигиены;
активизация деятельности учащихся;
закрепление сознательной дисциплины и чувства ответственности за порученное дело;
-закрепление нравственных качеств: доброты, взаимной вежливости, внимательного и заботливого отношения друг другу, к окружающим людям и природе и повышения санитарно-гигиенической культуры.
Выводы:
Получилось: подключить детей к общешкольным праздникам; изучить воспитанников группы, их отношения, общение и деятельность в детском коллективе; познать личность каждого ребенка, его особенности, склонности.
Не удалось: полностью справиться с проблемами дисциплины; повысить уровень воспитанности группы.
Общие выводы: анализируя организацию воспитательного процесса в группе, считаю, что все поставленные цели на данном этапе достигнуты на удовлетворительном уровне.
В течение учебного года велась работа по формированию положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими, доброжелательности, чувства коллективизма. Так как коллектив разновозрастной , то всего достичь было сложно, но к концу года все же прослеживается небольшая динамика в указанных направлениях. Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.
В следующем учебном году ещё предстоит работать над формированием у детей умений и навыков адаптивного поведения, привычек жить в обществе, дружеских отношений, норм культурного поведения, самостоятельности, потребности в общении, знаний о нормах межличностных отношений.
В целом воспитательная работа в группе была многоплановой и разносторонней. Совместная работа классных руководителей, воспитателя, детского коллектива удовлетворительная.