12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жданова Ирина Васильевна39
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
1

Изучение индивидуальных особенностей педагогического общения и педагогической деятельности с целью их коррекции

Выполнила: Жданова Ирина Васильевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №8

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I Теоретический анализ проблемы педагогического общения.. 5

1.1 Педагогическое общение как вид профессионального общения. 5

1.2 Структура общения. 12

1.3 Стратегии взаимодействия и стили педагогического общения. 16

1.4 Виды словесных воздействий учителя на учащихся. 33

1.5 Коммуникативная культура учителя. 37

II Исследование индивидуальных стилей педагогического общения.. 43

2.1 Контингент испытуемых, этапы и методы исследования. 43

2.2 Полученные результаты и их анализ. 45

2.2.1 Результаты констатирующего эксперимента. 45

2.2.2 Описание формирующего эксперимента. 50

2.2.3 Результаты контрольного эксперимента. 54

Заключение.. 58

Литература.. 63

Приложение.. 65

Приложение 1: "Контингент испытуемых". 65

Приложение 2: "Особенности реагирования в конфликте у лиц с позицией ВРД". 66

Приложение 3: "Особенности реагирования в конфликте у лиц с позицией РВД". 67

Приложение 4: "Особенности реагирования в конфликте у лиц с позицией ДРВ". 68

Приложение 5: "Результаты констатирующего и контрольного экспериментов методики К.Томаса". 69

Приложение 6: "Фландеровский анализ урока". 70

Приложение 7: "Результаты констатирующего эксперимента". 73

Приложение 8: "Результаты контрольного эксперимента". 75

Приложение 9:"Социально-психологический тренинг общения для учителей". 77

<hr>

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать общение с детьми и руководить их деятельностью. Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Самые интересные и плодотворные учебно–воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия "заработают" только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.  

          Педагогическое общение является одной из сторон педагогической деятельности. Все другие педагогические функции: гностическая, организаторская, развивающая, конструктивно опосредованы именно коммуникативной деятельностью, общением педагога. В этой связи важно выделить оптимальные стили педагогического общения.

          Проблеме исследования педагогического общения посвящены работы А.А.Леонтьева, А.А.Бодалева, А.В.Петровского, А.Б.Добровича, А.В.Кан-Калика и других.

          Целью моей работы было: изучить индивидуальные особенности  педагогического общения, с целью осознания и коррекции неэффективных способов взаимодействия с учащимися и коллегами.

          Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.    Осуществить теоретический обзор проблемы педагогического общения.

2.    Изучить стиль руководства и стиль педагогической деятельности учителей.

3.    Исследовать особенности коммуникативной деятельности учителей и изучить типы речевого общения на уроке.

4.    Исследовать способы реагирования в конфликтной ситуации.

5.    Исследовать позиции в педагогическом общении.

6.    Ознакомить педагогический коллектив с индивидуальными стилями педагогического общения по результатам исследования.

7.    Провести социально-психологический тренинг для учителей.

 

В процессе обучения, как известно, решаются три основные  задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Какую же здесь выполняет функцию  общение?

При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

-      преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.);

-      создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;

-      осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.).

Таков диапазон педагогического общения в системе процесса обучения.  [6]

 

 

 

I Теоретический анализ проблемы педагогического общения

 

1.1 Педагогическое общение как вид профессионального общения

Гуманистическая технология педагогического взаимодействия связана с общением, которое в отечественной науке признается важнейшим условием и средством развития личности, духовное богатство которой зависит от многообразия межличностных отношений и от уровня коммуникативной культуры общающихся.

Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Общефилософская теория общения рассматривается в работах Л.П. Буевой, М.С.Кагана, П.Е.Кряжевой, В.И.Соковнина и других. В работах Л.М.Архангельского, И.С.Кона и других, осуществляется социологический подход к исследованию проблем общения. В общей и социальной психологии общение изучается как социальный механизм взаимодействия людей друг с другом, выявляются его психологические функции (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский и др.). В педагогике проблема общения отражена в работах А.В. Мудрика, Н.А. Березовина, В.А. Кан-Калика и других.

Наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как к одному из видов деятельности. Некоторые исследователи при этом подчеркивали специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Так, Л.П. Буева (1978) отмечает, что "деятельность и общение – две взаимосвязанные, относительно-самостоятельные, но не равноценные стороны единого процесса жизни".

Раскрывая сущность человеческого общения, многие учёные подчёркивают, что оно является сложным и многогранным явлением, которое  в одно и тоже время выступает как коммуникация или "обмен мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями совместной деятельности" (Л.М. Архангельский), интеракция или обмен действиями, которые позволяют спланировать общую деятельность его участников (Г.М. Андреева). Общение также отражает и выражает отношения личности (Я.Л. Коломинский). Полноценное общение – это и социальная перцепция, поскольку оно предполагает взаимопонимание и возможность взаимовлияния людей друг на друга (А.А. Бодалёв).

          Общение- это не просто ряд последовательных отдельных действий общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это взаимодействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Процесс общения строится как система сопряженных актов взаимодействия (Б.Ф. Ломов).

Общение характеризуется как социальный процесс, осуществляемый внутри определённой социальной общности (в группе, в классе, в обществе в целом). Социальность общения объясняется не только тем, что оно обслуживает групповую деятельность, но, прежде всего тем, что оно выражает или реализует общественные отношения.

Выделяют социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально- значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

Другой вид общения - личностно-ориентированное общение. Оно может быть деловым, направленным на  какую-то совместную деятельность, совпадающим с социально-ориентированным общением, и может быть сугубо личным, не имеющим никакого отношения к деятельности (модальное общение). Модальное общение имеет своей целью уточнение, стабилизацию или развитие психологических взаимоотношений между людьми.

Обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного материала, нормативных взаимоотношений с коллективом и учителем, снятие эмоциональной напряжённости осуществляется именно в процессе личностно-ориентированного общения (А.С. Золотнякова).

Отмеченные выше сущностные характеристики общения имеют место и в педагогической деятельности, но специфика педагогического общения определяется назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В.Н. Соковнин (1975) отмечает, что  социально-зрелой может быть только такая педагогика, которая осведомлена о закономерностями общения.

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. А.В. Петровский (1987) определяет это общение как общение первого рода, выделяя при этом и общение принципиально иного уровня. Посредством предмета, созданного в процессе самой деятельности, человек "транслирует" свою индивидуальность, стремясь продолжить себя в других. В этом смысле совместная деятельность, одной из сторон которой было общение первого рода, является теперь средством, обеспечивающим полноценное общение, выступающее в форме персонализации, или общение второго рода.

Педагогическое общение, являясь разновидностью профессионального общения, несёт на себе определённые функции: реализацию учебных воспитательных и личностно-развивающих задач, трансляцию ментальных особенностей и структур, внедрение социально принятых и общечеловеческих ценностей, создание благоприятного психологического климата.

Социально-педагогическая значимость общения сегодня возрастает в связи с необходимостью гуманизации российского общества, преодоление индивидуализма и потребительского отношения к жизни. Возникла потребность  развивать в людях такие качества, как доброта и искренность, потребности в дружбе и любви, способности ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание высокой социальной ценности, уникальности каждой личности и одновременно ценности духовного единства людей (М.С. Каган).

Гуманизация общения определяется, тем, какими целями в обществе обусловлена политика государства, на решение каких задач направлена экономика, на утверждение каких ценностей ориентирована идеология, каково состояние общественного и индивидуального сознания и чувств людей, каковы привычки их поведения. Названные объективные условия перевода общения на новый уровень хотя и важны, но не единственны, от которых зависит придание ему  гуманистического характера.

В настоящее время в нашей стране получили большое распространение рекомендации Д. Карнеги (США) о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным и результативным. Признавая практическую ценность многих из них, отмечу, что они больше относятся к самой технике общения и не претендуют на раскрытие глубинного гуманистического смысла, психологической сути общения и учёта его закономерностей в различных видах деятельности.

 Особую роль гуманизация общения играет в профессиональной подготовке учителя, так как согласно принципу обратного отражения, аналогичный уровень общения наблюдается и в педагогическом процессе школы, являющейся основным институтом гуманизации человеческого общения.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалёв, А.А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения: ролевые игры, социально- психологические тренинги, дискуссии и другие. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность.

Другим направлением являются исследования проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А.А. Бодалёв, С.В. Кондратьева и др.).  Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися людьми,   достижение которого требует поиска определённых условий и приёмов.

Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это  исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э.А. Гришин, И.В. Страхов и др.) педагогическая система "учитель-ученик" в этом случае рассматривается как определённая культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности и др.

Эти и другие аспекты изучения педагогического общения, взаимно дополняя друг друга, показывают его сложный и многогранный характер в образовательном процессе. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нём  отчётливо выделяются ролевые позиции педагога и воспитанника, отражающие "нормативный статус" каждого. Их содержание определяется уставными документами, учебными планами и программами.

Итак, педагогическое общение представляет собой социально- нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися. Цели, содержание, нравственно-психологический уровень его осуществления и ценностные отношения, которые должны актуализироваться, для педагога выступают как социально заданные. Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, то оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение.

Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое внутри групповое мнение о любом из них оно обусловлено, прежде всего, общественными требованиями,  предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие его личности таким требованиям отрицательно сказывается на процессе межличностного восприятия и установлении взаимоотношений. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается его личный престиж и в какой-то мере авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога. 

Характер общения педагога с учащимися обусловлен, прежде всего, его профессионально – предметной подготовленностью (знание, умение и навыки по "своей" дисциплине, а также по педагогике, методике и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами.

В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако, кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле Гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать свою позицию, как участника общения,  в частности, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования. Мысль о том, что люди творят друг друга именно в процессе общения, где происходит взаимосвязанный процесс познания других людей и само познания, в свое время была высказана Л.С. Выготским: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет себе других". [6]

Однако не редко педагог ориентируется лишь на организацию образовательного процесса и, в основном, аппелирует к познавательной сфере учащихся. Отсюда и одностороннее видение и понимание их личности. Привязанность учителя к предметной стороне деятельности и акцентирование его внимания на соответствующих свойствах ученика объясняют распространенный среди учителей тип "структурирования учеников исключительно только по интеллектуальным, волевым качествам". (С.В.Кондратьева).

Задача гуманизации педагогического общения является одной из приоритетных задач современного образования. Гуманизация педагогического общения – это личностно-ориентированное общение, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся, обеспечивает управление социально – педагогическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя. [20] Однако для решения этой задачи учитель должен овладеть технологией педагогического общения.

 

 

1.2 Структура общения

 

Профессионально-педагогическое общение – феномен сложный. Подчиняясь общим закономерностям общения, вскрытым наукой, он имеет свои специфические характеристики.

          Профессионально-педагогическое общение имеет определённую структуру, соответствующую общей логике педагогического процесса.

          Если исходить из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то можно выделить соответствующие им этапы профессионально-педагогического общения.

1.    Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

2.    Организация непосредственного общения с классом (начальный период обучения).

3.    Управлением общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществлённой системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

          Все эти этапы образуют общую структуру процесса профессионально-педагогического общения.

          Важным этапом педагогического общения является его моделирование.  (Определённое прогнозирование предстоящего общения мы осуществляем и в обыденном  общении, когда готовимся, например, к серьёзному, ответственному разговору и т.п.) Чтобы подготовиться к уроку: надо поработать над конспектом, отбирая необходимый материал, задать структуру урока. Какой бы вид предстоящей деятельности не планировался – опрос, объяснение нового материала, беседа, решение проблемы – перед мысленным взором учителя возникает класс, отдельные учащиеся. Иначе говоря, идёт активное прогнозирование предстоящей деятельности.

На этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий, соответствующих дидактическим целям и задачам урока, педагогической и нравственной ситуации в классе, творческой индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним. Этот период условно можно назвать "коммуникативной атакой", во время которой завоёвывается инициатива в общении и целое коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.

Управление общением – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придаёт последнему профессиональный характер.

Ярким примером  своеобразного управления общением может служить описание Л.Н. Толстым вечера в салоне Анны Шерер (правда, это искусственное, механическое, духовное необогащённое общение).

"Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению; замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий стук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает в ход, - так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину. [21]

          В этой ситуации нет живого заинтересованного общения, но блестящая его технология налицо.

          Задача профессионально-педагогического общения – овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть её теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога. Гётевский Фауст восклицал:

Из души должна струиться речь,

Чтоб прелестью правдивой, неподдельной

Сердца людские тронуть и увлечь!

          Управление общением есть коммуникативное обеспечение того или иного метода воздействия.

В первые минуты общения с классом педагог должен уточнить возможности работы избранным методом, общее настроение детей, их психологическую готовность к работе и т.п. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную роль в ситуации общения.

          Далее следует начальная стадия общения. Это по существу переходный этап от предкоммуникативной ситуации, т.е. прогнозирование общения, к ситуации непосредственного взаимодействия.

          Современные социально-психологические исследования показывают, что человек по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором, во-вторых, субъектом, в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия. Своеобразие профессионально- педагогического общения заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом. Можно сказать, что в плане социально-психологическом управлении познавательным поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и учеников осуществляется через верно организованную систему общения.

          Инициатива в общении даёт возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических учебно-психологических задач: обеспечить управляющую роль в учебно-воспитательном процессе, придать педагогически целесообразное направление формам общения и соответственно настроениям, чувствам  и деятельности детей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на соответствующую ситуацию учебно-воспитательной деятельности.

На заключительном четвёртом этапе педагог анализирует использованную им систему общения, осмысливает её форму, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе учащихся, тем самым своеобразно прогнозируя предстоящее в этой аудитории очередное общение и моделируя его структуру (т.е. фактически здесь осуществляется переход к первому этапу общения). Это своеобразная пограничная стадия общения, которая одновременно включает в себя элементы, и уточняющие осуществлённую процедуру общения, и перспективные, относящиеся к предстоящему взаимодействию.

 

 

1.3 Стратегии взаимодействия и стили педагогического общения

 

     Эффективность педагогического взаимодействия во многом обусловлена системой способов его осуществления, подчинённых целям педагогической деятельности. Характер этих целей как раз и определяет стратегию взаимодействия педагогов и учащихся. Учителю важно иметь  представление об этих стратегиях и владеть умениями применять гуманистические стратегии взаимодействия.

     В современной науке наиболее изученными являются два вида стратегий: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают их разными терминами. Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и конфликте, приспособлении и оппозиции и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определённого рода препятствия для неё.

     Кооперация, или кооперативное взаимодействие, предполагает посильный вклад каждого из его участников в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является степень включённости в него всех участников процесса, которая определяется величиной произведённых ими вкладов. Что касается другой стратегии взаимодействия- конкуренции, то её характеристикой является борьба за приоритет, которая наиболее ярко проявляется в конфликте. Представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное общение, сегодня опровергается в ряде специальных исследований. Так в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две его разновидности: деструктивный и продуктивный.

          Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведёт к рассогласованию взаимодействия. Деструктивный конфликт часто бывает независимым от причины его породившей, и потому приводит к переходу на "личности", чем и порождает стрессы. для него характерно специфическое развитие, связанное с расширением количества вовлечённых участников и их конфликтных действий, умножением негативных установок в адрес друг друга (экспансия конфликта). Другая черта – "эскалация" конфликта – означает наращивание напряжённости, накопление всё большего числа ложных интерпретаций как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубеждённости в отношении партнёра. Понятно, что разрешение конфликта такого типа  является особенно сложным. Компромисс как основной способ разрешения конфликта в этом случае реализуется с большими затруднениями.

          Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы её решения. В этом случае сам конфликт способствует  всестороннему анализу проблемы и обоснованию ситуации мотивации действий партнёра, защищающего свою точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания её законности способствует  развит

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.