12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Румянцева Мария Геннадьевна55
0

Изучение особенностей возрастной динамики темперамента школьника. Темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. История исследования свойств темперамента в деятельности…...6

1.1.Теоретические подходы к понятию темперамента и его структуре…….6

1.2. Проблемы измерения темперамента……………………….....................16

1.3.Особенности проявления темперамента в детском возрасте…………..20

Выводы по разделу 1…………………………………………………………….22

РАЗДЕЛ 2. Методологическое обоснование эмпирического исследования темперамента школьника………………………………………………………..24

2.1.Описание базы исследования и критерии диагностики темперамента школьника………………………………………………………………………..24

2.2.Описание методов и методик исследования…………………………….25

РАЗДЕЛ 3. Анализ результатов эмпирического исследования свойств темперамента у школьников……………………………………………………30

3.1.Результаты диагностики по теппинг-тесту……………………………...30

3.2.Анализ результатов диагностики объективных и субъективных оценки свойств нервной системы у старшеклассников………………………………..33

3.3.Анализ экспертной оценки темперамента детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...38

Выводы по разделу 3……………..…………………………………………...40

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….43

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45





ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования заключается в том, что представления о темпераменте, накопленные в современной психологии и психофизиологии обоснованно сделали темперамент предметом генетического анализа. Существуют различные определения темперамента в разных теоретических моделях зарубежных и отечественных авторов: Теплов Б.М., В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, В.С. Мерлин, Я. Стреляу, И.П. Павлов, Э. Кречмер, У. Шелдон, Б. Г. Ананьев, А.Томас, С. Чесс, А. Басс, Р. Плюмин, П.К. Анохин и многие другие. Большинство авторов определяют темперамент как индивидуальные различия в стиле поведения, которые обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного времени и проявляются в разных ситуациях и имеют биологическую природу. Согласно этим подходам формирование свойств темперамента происходит под влиянием генетических и средовых факторов, и связано с особенностями мозговых систем регуляции поведения и функциональных состояний. Генетические исследования, выполненные в рамках перечисленных моделей темперамента, предоставили большой эмпирический материал о структуре фенотипической дисперсии свойств темперамента.

Особое внимание исследователей в последние годы привлекает анализ роли генотипа и среды в развитии психологических характеристик и, прежде всего, особенностей темперамента. Согласно этим авторам различные свойства темперамента появляются в определенные возрастные периоды.

Помимо этого, проявление одного и того же свойства различно в зависимости от возраста ребенка. Особенности проявления свойств темперамента были прослежены М. Ротбарт и её коллегами в разных возрастах: младенческом, раннем детском, дошкольном, подростковом и взрослом. Для каждого из возрастов были разработаны опросники темперамента, учитывающие качественную специфику соответствующего возрастного периода.

В настоящее время в психогенетике накапливается большой экспериментальный материал, свидетельствующий о возрастной динамике генетического контроля свойств темперамента, однако эти данные были получены либо на ранних этапах онтогенеза, либо на взрослых. В то же время роль генотипа и среды в индивидуальных особенностях темперамента младших школьников и старших исследована фрагментарно.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью природы индивидуальных особенностей темперамента в школьном возрасте.

Объектом данного исследования является особенности темперамента человека в разных возрастах.

Предметом данного исследования является изучение особенностей возрастной динамики темперамента школьника.

Цель работы является исследование возрастной динамики, особенностей темпераментальных проявлений в поведении школьника.

Гипотеза данного исследования:

Проявление темпераментальных свойств с возрастом поддаётся влиянию личностного фактора, то есть происходит маскировка темпераментальных качеств, что увеличивает процент смешения типов темперамента.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой были сформулированы следующие теоретические и исследовательские задачи:

1. Анализ отечественных и зарубежных подходов в определении темперамента, а также теоретических и прикладных исследований по проблеме развития темперамента в школьном возрасте.

2. Подбор методического инструментария для проведения исследования.

3. Исследование темперамента у детей младшего (с 6-7 до 9-10 лет) и старшего школьного возраста (15 - 16 до 18лет).

4. Анализ свойств темперамента у детей младшего и старшего школьного возраста.

5. Изучение возрастной динамики, особенностей проявления темперамента в школьном возрасте.

6. Интерпретация результатов.

7. Формулирование выводов.













































РАЗДЕЛ 1. История исследования свойств темперамента в деятельности



Теоретические подходы к понятию темперамента и его структуре.

Основу для разработки естественно – научной теории темперамента создало учение И.П. Павлова “Физиологическое учение о типах нервной системы и темпераментах”. И.П.Павлов теоретически и экспериментально обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях функционирования ЦНС - единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям, т.е. физиологической основой психической деятельности[9].

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека[9].

И.П.Павлов разработал систему трех фундаментальных свойств мозга[10]:

сила нервной системы абсолютная сила процессов возбуждения и торможения;

уравновешенность нервной системы степень соответствия силы возбуждения силе торможения или баланс между этими процессами;

подвижность нервных процессов скорость смены возбуждения торможением и, наоборот, скорость переделки положительных и отрицательных условных рефлексов.

Павловым была установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Главный вывод И.П.Павлова темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Выявленные основные комбинации свойств, или типы НС, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Они получили название общих типов. Физиологической основой темперамента является общий тип НС, или конституциональный тип. Отмечая, что он лежит в основе четырех базовых типов темперамента. Для темперамента существенное значение имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики [9].

По мнению Я. Стреляу темперамент представляет собой индивидуальную относительно устойчивую характеристику субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности (интенсивности, скорости, ритма психических процессов и состояний). Темперамент исследуется в тесной связи с физиологическими свойствами человека[20].

От темперамента, как утверждает Я. Среляу, зависит характер протекания психической деятельности [20]: 1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, 2) психический ритм и темп, 3) интенсивность психических процессов, 4) направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты.

Я. Среляу выделяет три основные характеристики типа нервной деятельности[20]:

уровень силы процессов возбуждения — связан с сильной/запоздалой реакцией на возбуждение, стимул; с быстрой/медленной включаемостью в работу; с высокой/низкой утомляемостью, выносливостью; высокой/низкой производительностью труда.

уровень силы процессов торможения— отражает такие показатели как сильные/слабые процессы со стороны торможения, возбуждения; быстрое/медленное реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы; высокий/слабый самоконтроль; хорошая/плохая реакция; склонность к истерии; требовательность/снисходительность к себе.

уровень подвижности нервных процессов— связан со следующими аспектами: легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях. Так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Использование функционально-системной концепции П.К. Анохина позволило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и раскрыть соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной системы ― это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а частные ― это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функционально-системной концепции, темперамент - результат «системного обобщения» тех инвариантных биологических компонентов, прежде всего ― общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функциональные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или «формально-динамических», свойств индивидуального поведения [2,3].

Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером[5].

Э. Кречмер рассматривал темперамент как чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых, в конечном счете, обусловлены химизмом крови [5].

Э. Кречмер выделяет основные конституционные типы телосложения и характеризует темперамент именно через эти типы морфологических конституций[5].

Типы конституции по Э. Кречмеру[5]:

1.Астеник - характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

2.Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3.Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4.Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строение.

В дальнейшем Э. Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами темперамента[5]:

1.Циклотимический– циклотимик имеет пикническое телосложении его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

2. Шизотимический - шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало поддатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.

3. Искотимический (вязкий темперамент) на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, с невысокой гибкостью мышления.

У. Шелдон так же был представителем конституционной концепции и утверждал, что темперамент зависит не от физиологических свойств общего типа нервной системы, а от общей конституции организма, внешними показателями которого являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма[19].

В основе взглядов У. Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии[19]. У. Шелдон выделил 3 типа телосложения[19]:

1.Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

2.Мезоморфный(из мезодермы образуется мышечная ткань);

3.Эктоморфный(из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу, а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой[19].

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (внутренности)-расслабленность в осанке и движениях, медленная реакция, социализация пищевой потребности, эмоциональная ровность, отсутствие взрывных эмоций и поступков, ориентация на детей и семью; соматония(тело) - склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в доминировании, решительные манеры, храбрость, психологическая нечувствительность, самоуверенность, шумное поведение, ориентация на занятия юношеского возраста; церебротония (мозг) – заторможеность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, скрытность чувства, эмоциональная заторможенность, заторможенность в общении, избегание стандартных действий, непредсказуемость установок (поведения),концентрированное, скрытое и субъективное мышление, ориентация на пожилой возраст[19].

Темперамент ― это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний[7].

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений[7].

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного восприятия мира на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема ― на другом[7].

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента(общую психическую активность), вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй ― двигательный, или моторный, ― его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (специально ― речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя[7].

Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим[7].

В.Д. Небылицын так же утверждал, что скорость выработки условных рефлексов относятся к некоторому независимому от силы свойству нервной системы показателю. Его можно назвать «динамичностью» нервных процессов. Оно, прежде всего, характеризуется легкостью и быстротой, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения. Основными признаками этого свойства являются быстрота выработки условных рефлексов и дифференцировок. Динамичная по отношению к возбуждению нервная система быстро образует тормозные связи. Сравнительная легкость образования тех и других связей характеризует баланс, или уравновешенность по динамичности[17].

Наиболее полную и стройную структуру свойств нервной системы предложил В.Д. Небылицын. Он исходил из того, что существуют четыре первичных свойства нервной системы[7,17]: сила, подвижность, динамичность, лабильность, которые характеризуют как возбуждение, так и торможение. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам дает возможность говорить о четырех вторичных свойствах: балансу по силе; балансу по подвижности; балансу по динамичности; балансу по лабильности.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М. Русалова.

В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант[12].

Исследователем и его коллегами были сформулированы следующие критерии темперамента [13,14]:

1.независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);

2.динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);

3.универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4.раннее проявление в детстве;

5.устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6.высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7.наследуемость.

Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М. Русалова и его коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента[13].

В.М. Русалову впервые удалось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных, важнейших параметров темперамента, но и раскрыть механизм их функционирования. Автору смог понять, каким образом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («афферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как результат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия)[12].

В.С. Мерлин рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности[20]. По В.С. Мерлину темперамент не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Индивидуальность состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей [20].

Мерлин B.C выделил 8 характеристик темперамента [20]:

1)сензитивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции.

2)реактивность(величина непроизвольной реакции на раздражители);

3)активность (или энергия человека, проявляющаяся при решении им различных проблем);

4) соотношение реактивности и активности;

5) темп реакций;

6)пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям);

7) экстраверсия-интроверсия;

8) эмоциональная возбудимость.

Кроме этих основных особенностей темперамента, Мерлин выделял и некоторые другие, например, резистентность (устойчивость) психической деятельности (функция которой состоит в сопротивлении всем тем стимулам, которые мешают начатой деятельности), тревожность, силу эмоций(обеспечивающую энергетический уровень деятельности в зависимости от степени мотивации), активность волевой целенаправленной деятельности (способность повысить активность для того, чтобы сделать поставленную цель достижимой) и т.д. [20]

Каждое свойство темперамента, как считал Мерлин, обеспечивает приспособление к некоторому более или менее узкому кругу условий, но общая динамика психической деятельности и приспособление к широким и неспецифическим условиям и требованиям окружающей действительности определяется не каждым свойством в отдельности, а соотношением свойств темперамента [20].

Проблемы измерения темперамента.

В настоящее время темперамент изучается очень интенсивно, хотя есть разногласия в том, как его определить, распознать и измерить. К тому же еще не ясно, в какой степени темперамент ребенка служит строительным материалом для последующего формирования личности индивида[1].

Различия в темпераменте наблюдаются уже в самом раннем возрасте, ставит под сомнение традиционный взгляд, что поведение новорожденного целиком формируется его ранним окружением.

Б.М. Теплов изучал проблему способностей и одаренности, типологические свойства нервной системы. Б.М. Теплов отмечал опасность смешения двух понятий: типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы, точнее, комплекса типологических особенностей проявления таковых [16].

С одной стороны, в типичных картинах поведения может проявляться определенный комплекс свойств нервной системы, с другой стороны – учение о типах как комплексах свойств нужно именно для того, чтобы научно разобраться в картинах поведения [17].

В.Д. Небылицын, а позднее и его ученик В.М. Русалов, как и ряд их предшественников, выделяют в темпераменте две подструктуры: общую активность и эмоциональность. В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы. Одно из фундаментальных положений этой методологии – требование изучать свойства нервной системы, а не типы высшей нервной деятельности. По мнению В.Д.Небылицина, «классификация типов высшей нервной деятельности, созданная на основе учения о свойствах, как бы в развитие этого учения, явилась на самом деле, как показал опыт применения этой классификации в физиологии и психологии, очевидным шагом назад по сравнению с оригинальной и в высшей степени плодотворной идеей об основных свойствах нервной системы. Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырем “типам” и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных “типов”[7].

В.Д. Небылицын утверждал, что центральной проблемой «учения о типах» является отнюдь не применение готовой типологической схемы к исследованию вопросов прикладного характера, а предварительное детальное изучение природы и содержания основных свойств нервной системы, определение их структуры и характера взаимоотношений (их сочетаемости) и лишь как результат всего этого – постановка вопроса о возможных комбинациях свойств нервной системы, в том числе «типических» комбинациях, и о классификации типов нервной системы, если таковая вообще окажется возможной[7,17].

К сожалению задача – отыскать «типические» сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы – в лаборатории Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына так и осталась нерешенной[17].

По представлениям В.М. Русалова, в основе темперамента лежит общая конституция человеческого организма, которая рассматривается им как совокупность физических и физиологических свойств, закрепленных в наследственном аппарате индивида, т.е. генетические, биохимические, соматические, физиологические и нейрофизиологические характеристики человека. В.М. Русалов в отличие от В. С. Мерлина включает темперамент в структуру личностных свойств, что также не совсем согласуется с его представлением о биологических компонентах, образующих структуру темперамента, хотя исследователь критикует Б. Г. Ананьева за включение этих индивидных свойств, в структуру личности, считая их компонентами темперамента. В.М.Русалов отождествляет такие понятия, как «структура личности», в которую темперамент может входить как биологическая база, и «личностные свойства», т. е. свойства, приобретаемые индивидом в процессе его социализации. По В. М. Русалову, типов темперамента столько, сколько общих типов конституции. Проблема в том, что мы еще далеки от знания точного количества типов общей конституции человеческого организма[12,13].

Регуляторная теория Я.Стреляу. Он понимает темперамент как совокупность стабильных свойств, определяемых особенностями врожденных нервных и эндокринных механизмов. Выделяет две основные характеристики темперамента: реактивность и активность. Реактивность проявляется в интенсивности реакции на стимул, активность – в количестве и разнообразии действий человека. Но проблема в том, что гормональная система, периферическая нервная система, ретикулярная формация – как и другие подкорковые центры, а также кора головного мозга – действуют как блок с относительно устойчивой структурой, причем индивиды различаются уровнем функционирования каждой из систем этого блока, а также общей характеристикой блока в целом [15].

Американские ученые А.Томас и С. Чесс под темпераментом подразумевают стиль поведения. Темперамент не может характеризоваться ни содержанием, ни мотивацией, ни успешностью деятельности. Основываясь на таких характеристиках как уровень активности, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакции, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, длительность внимания и настойчивость, они выделяют «легких», «трудных» и «заторможенных» детей. Но это не значит, что наличие данных характеристик предопределяет, каким будет ребенок. Важно учитывать и сочетаемость таковых с социальным окружением, которое их либо подкрепляет, либо подавляет[11].

А. Басс и Р.Плюмин, разработавшие концепцию темперамента, выделяют три характеристики (свойства) темперамента: эмоциональность, активность и социабельность, независимость которых друг от друга была подтверждена факторным анализом. Проблема в том, чтобы конкретная черта могла считаться относимой к темпераменту, необходимы, еще четыре условия[11]:

наследственная обусловленность;

стабильность ее проявления в течение всей жизни;

адаптивное значение, т.е. способствование биологическому приспособлению;

наличие ее у животных.

Типология темперамента Д.Кагана базируется на выделении трех врожденных характеристик – боязливость, агрессивность и социабельность. Они обладают способностью адаптироваться как к неожиданностям, так и разочарованиям. Д.Каган считает, что воспитанием можно видоизменить степень проявления этих характеристик[11].

Накопленный в лаборатории фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом[11].

На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типических темпераментов, не представляется возможным[11].

Исследования показали, что сама структура свойств нервной системы, определяющих темперамент, намного сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, вероятно, гораздо больше [12].

Особенности проявления темперамента в детском возрасте.

Современные исследования детского темперамента и его роли в процессе развития ведут начало от долгосрочного исследования А.Томаса и С.Чесс, выявивших и систематизировавших индивидуальные особенности детей, начиная с первых месяцев жизни. Выделенные ими черты темперамента легли в основу многих опросников. По мнению Томаса и Чеса, темперамент отличается постоянством в различных условиях и непрерывности во времени и сам по себе не имеет патологической основы. Для объяснения психических отклонений в процессе развития они ввели понятие «хорошего или плохого соответствия»: согласуются ли требования и ожидания окружения с устойчивыми индивидуальными особенностями ребенка или нет [12].

Темперамент подобно всем свойствам организма, подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма [6].

Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы),обусловленных прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Наблюдения такого характера наиболее систематично изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н.С.Лейтеса и Э.И.Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности [17].

Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента. На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное(внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще мала, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7—8-мугоду жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается [15].

Существуют возрастные особенности темперамента, то есть в каждом

возрасте существует своя специфика активности, эмоциональности и моторики [5].

В детском возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента[8]:

В раннем возрасте дети обладают более слабойнервной системой, чем в более старшем возрасте, что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения [8].

Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения [8].

Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное

торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей: мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий[8].

Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность индивида, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей. Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период [8].

В детском возрасте наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребенок младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением проявляется, прежде всего в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением. Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента [8].



Выводы по разделу 1.

Проанализировав теоретический материал, направленный на изучение темперамента, его свойств и поведенческих характеристик, мы можем сделать следующие выводы:

Темперамент еще очень давно вызвал интерес к своему изучению. Имеется много знаменитых, как зарубежных, так и отечественных ученых, которые направили свой интерес исследователя именно на изучение темперамента, такими учеными были: И.П.Павлов, Я. Стреляу, П.К.Анохин, Э. Кречмер, У. Шелдон, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, В.С. Мерлин, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев многих других ученых,

Существу большое количество теорий изучающих темперамент, и какие бы они противоречия не имели, все ученые единогласно приписывают темпераменту статус генетически обусловленной характеристики человека, его поведения, конкретно его нервной системы.

Прослеживалась тенденция изучения темпераментальных проявлений на разных этапах возрастного развития.

Проблема измерения темперамента и интерпретации различными теориями заключается в том, что его изучение каждым ученым принадлежащим той или иной теории, рассматривалось с разных точек зрения темперамента, кто – то утверждал, что основой темперамента является физиология мозг и Ц.Н.С, кто – то что химизм крови и конституция телосложения, в общем, каждая теория желала доказать именно свое мнение, в чем то соглашаясь или отрицая другую теорию, что и привело к появлению большого количества теорий, стремящихся доказать свою новую точку зрения.

Не исключено, что разногласиями теорий являлась, принадлежность того или иного ученого к определенной профессии, если это был врач, то ему и свойственно рассматривать темперамент с точки зрения физиологии, конституции телосложения, а если ученый больше психолог, то он конечно не будет отрицать физиологию, но будет интерпретировать свою теорию в большей мере с психологической точки зрения.













РАЗДЕЛ 2. Методологическое обоснование эмпирического исследования темперамента школьника



2.1. Описание базы исследования и критерии диагностики темперамента школьника.



Исследование проводилось в период с февраля по март 2016г. Исследовалось 20 учащихся 9–11 классов и 20 учащихся 4классов ДОШ№86 г. Донецка. Выборка была целостная, делилась только по различиям в возрасте.

Опираясь на фундаментальные исследования: И.П.Павлова, Я.Стреляу, П.К.Анохина, Э. Кречмера, У. Шелдона, В.Д. Небылицына, В.М. Русалова, В.С. Мерлина, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева многих других ученых, мы выделили следующие критерии для анализа свойств темперамента в детском возрасте:

сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции;

активность – энергия человека, проявляющаяся при решении им различных задач;

реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы;

соотношение активности и реактивности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

темп реакции – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

пластичность (ригидность) – свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение;

экстраверсия (интроверсия) – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлении, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

сила нервной системы – абсолютная сила процессов возбуждения и торможения;

уравновешенность – степень соответствия силы возбуждения силе торможения или баланс между этими процессами[10, 20].



2.2. О писание методов и методик исследования.



С целью анализа наших гипотез, нами был подобран дифференциальный пакет методик с учетом возраста испытуемых. Для испытуемых младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет) нами была подобрана методика «Экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П. Ильина (теппинг–тест),т.к. испытуемые не смогут выполнять методики более сложного уровня [4].Т.к. недостаточно методик оценивания, для большей объективности нами был создан «Экспертный лист».

Для испытуемых старшего школьного возраста(15 - 16 до 18лет) нами были подобраны:

Методика №1

«Айзенка личностный опросник»(EPI).

Методика №2

«Экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям»Е.П. Ильина. Теппинг–тест был использован для достижения более высокой валидности и объективности результатов исследования[4]

«Айзенка личностный опросник»(EPI) был разработан немецким психологом Г.Айзенком и С. Айзенк. Опросник «EPI» широко использовался в отечественных исследованиях, его первичная адаптация предпринята в институте психоневрологии им. В.М.Бехтерева в 1970-1974 гг., далее его адаптацией занимались такие ученые как И.Н. Гильяшева 1983г., Руссалов В.М.,1985г., А.Г.Шмелев и В.И. Похилько, 1985г. [4].

Опросник «ЕРI» содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Вопросник существует в двух форма - А и Б, которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике [4].

В ходе разработки «EPI» было установлено, что экстраверсия является фактором высшего порядка и, следовательно, в вопросах должны быть в более или менее равной доле представлены факторы низшего порядка. Прежде всего речь идет о таких, выделенных Г. Айзенком компонентах экстраверсии, как "импульсивность" и "общительность" [4]

Коэффициенты надежности ретестовой «EPI» для фактора экстра- интроверсии составляют а 0,82-0,85, для фактора нейротизма - 0,81- 0,84, надежности методом расщепления - 0,74 - 0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточно высокой валидности «EPI». В этом опроснике существенно изменилось значение коэффициента в интеркорреляции между шкалами (от +0,12 до -0,16), что соответствовало теоретическим предположениям Г. Айзенка [4].

Г.Айзенк оперировал таким терминами как нейротизм, экстраверсия – интроверсия(интроверт-экстраверт), пытаясь их как можно детальнее и понятнее интерпретировать и диагностировать[4]

Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость [4]

Понятия экстраверсии и интроверсии, для Г. Айзенка - комплексы скоррелированных между собой черт. Экстраверт – импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами, интроверт– интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей [4].

Методика«Экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям» (теппинг–тест) была разработана Е.П. Ильиным [4].

Методика отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью, определяет основные свойства нервной системы, способности совершать различного рода действия в максимально быстром темпе. Установлено, что быстрота не есть единое двигательное качество человека, а представляет собой комплекс целого ряда факторов, анализ этого ряда показал, что можно выделить 4 элементарные формы проявления быстроты [4]:

время двигательных реакций,

способность к максимально быстрому началу движения,

способность к максимально быстрому выполнению одиночного движения,

способность выполнять движения с максимальной частотой.

Тестирование можно проводить как при помощи регистрирующей аппаратуры, так и графически.

При использовании графического способа регистрации Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш [4].

Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп» [4].

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов[4,20]:

выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

промежуточный (средне - слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне - слабая нервная система;

вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне - слабой нервной системой.

«Экспертный лист» был создан нами, как упоминалось выше, для достижения более высокой объективности результатов и валидности исследования. Экспертный лист, представляет собой 19 утверждений направленных на анализ свойств темперамента в детском возрасте: сензитивности, активности, реактивности, соотношения активности и реактивности, темпа реакции, пластичности, экстраверсии, силы нервной системы, уравновешенности. Экспертный лист, предполагает 4 варианта ответа для эксперта: 3-качество проявляется часто; 2- качество проявляется редко; 1- качество не проявляется;0-незнаю.

Экспертный лист дает возможность нам увеличить достоверность результатов исследования, за счет объективной оценки экспертов и не включенности исследователя в процесс оценки, не возможности повлиять на результат.





























РАЗДЕЛ 3. Анализ результатов эмпирического исследования свойств темперамента у школьников



3.1. Результаты диагностики по теппинг- тесту.



Результаты продуктивности по теппинг - тесту у младших и старших школьников имеет нормальное распределение, имеется в виду то, что количество оценок среднего уровня продуктивности преобладает над высокими и низкими оценками соответствующих уровней, это свидетельствует о том, что уровень продуктивности остается неизменным, независимо от темперамента и независимо от возраста и является ситуативно обусловленным, то есть в среднем дети младшего школьного возраста обладают таким же уровнем продуктивности нервной системы, как и дети старшего школьного возраста и приблизительно с такой же скоростью могут справляться с поставленной перед ними задачей.

Таблица 3.1.

Сводная таблица процентного соотношения уровня продуктивности по теппинг - тесту у младших и старших школьников



Уровень продуктивности

Код испытуемого

Младшие школьники

Старшие школьники

Высокий

25%

20%

Средний

60%

70%

Низкий

15%

10%



Для того чтобы более точно удостовериться в независимости продуктивности от темперамента мы проанализировали оценки теппинг - теста с целью разделения темперамента на «чистый» и «смешанный», и определения процентного соотношения темпераментальных типов в каждой категории испытуемых.

Таблица 3.1

Сводная таблица процентного соотношения темпераментальных типов по теппинг – тесту у младших и старших школьников.



Код испытуемого

Темпераментальный тип

«Чистый»

«Смешанный»

Младший школьник

11 (70%)

9 (30%)

Старший школьник

5 (25%)

15 (75%)



Проведенный анализ результатов по теппинг - тесту у детей младшего школьного возраста, показал, что 70% испытуемых этой категории обладают «чистым» темпераментальным типом, а 30% имеют смешанный тип темперамента.

Анализ результатов теппинг - теста у детей старшего школьного возраста дал нам полностью противоположный результат результату оценок младшего школьного возраста, у 25% испытуемых этой категории прослеживается «чистый» темпераментальный тип, а 75% обладают смешанным типом темперамента.

Основываясь на эти результаты, мы можем, предположит, что в процессе возрастных изменений происходит смешение темпераментальных типов.

Если говорить возможных факторах влияния на смешение темпераментальных типов происходит как посредством возрастных физиологических изменений, так и посредством влияния других факторов, таких как общение внутри семьи, наличие конфликтов как в семье так в социуме, которые отражаются на восприятии мира в целом и восприятии межличностных отношений, что двигает испытуемого на создание своего образа отношений и подсознательно определяет стиль своего поведения в обществе. Не малое значение в смешении темпераментальных типов может иметь определенный стиль воспитания, правильный стиль воспитания того или иного типа темперамента, если использовать не правильные стили воспитания, то вполне возможно дисгармоничное развитие как личности, так и стиля поведения который определяет ценностные ориентации человека и закрепляет определенные принципы и рамки деятельности. Не стоит забывать и о межличностных отношения в коллективе, как в школе, так и в кругу референтных лиц, котором находятся испытуемые, ведь непосредственно эти факторы влияют на раскрытие или наоборот подавление темпераментальных черт.

Если конкретно обратить внимание на процентные показатели младших школьников по «чистому» (70%) и «смешанному» (30%) типам темпераментов, то 70% результат может говорить о том, что на темперамент еще не на столько, было оказано воздействие со стороны учебного заведения или коллектива, что могло привести к появлению, так сказать пробуждению, новых темпераментальных качеств. Показатель в 30% возможно может свидетельствовать о том, что часть испытуемых, все же подверглась воздействию школьного коллектива и референтных лиц, посредством того, что либо испытуемые слишком восприимчивы, либо на них воздействовали сильные раздражители очень длительное время, что привело к появлению, пробуждению, новых темпераментальных черт, как средств адаптации к факторам воздействия или выработка таких же черт для взаимодействия с определенным темпераментальным типом на его же уровне.

Процентные показатели старших школьников по «чистому» (25%) и «смешанному» (75%) типам темпераментов иное соотношение. Показатель в 25% по «чистому» типу темперамента, возможно, свидетельствуют о том, что испытуемые имеют сильно выраженные черты, качества определенного типа темперамента, которые повышают устойчивость к воздействиям близкого коллектива, школы, точнее к воздействию в сторону смешения, появлению новых черт. Результат по «смешанному» типу темперамента имеет 75% значение, его, возможно, объяснить тем, что испытуемые сами проявляют желание, стремление обладать определенным набором темпераментальных свойств нескольких темпераментов, для получения, возможно, одобрения со стороны коллектива. Не исключено и стремление приписывать себе эти черты, только по тому, что они испытуемым кажутся просто лучше и люди, обладающие этими чертами, имеют больше проявлений внимания к себе, или наделены большей выдержкой и коммуникабельностью, решительностью и целеустремленностью т.д. Процесс приписывания темпераментальных качеств может проходить как сознательно, так и бессознательно. Не менее важным, так же является, то, что испытуемые хотят, развить в себе эти качества, приписывают, внушают их себе и это приводит к появлению, пробуждению этих черт, хоть их возможно раньше и не было, и тогда они являются, лишь приобретением, а не генетически обусловленными.



3.2. Анализ результатов диагностики объективных и субъективных оценки свойств нервной системы у старшеклассников.



Для увеличения валидности исследования и для получения большей объективности по результатам, мы решили сравнить результаты по теппинг – тесту и результаты личностного опросника Айзенка. Мы предполагаем, что теппинг – тест имеет большую объективность за счет того, что само по себе получение и анализ результатов, а так же последующее выведение типов темперамента, главным образом основывается на анализе результатах протекании центральных нервных процессов. В отличие от теппинг – теста, личностный опросник Айзенка дает нам результаты, основанные на субъективном восприятии испытуемых, т.к. содержит вопросы, касающиеся возможного поведения в различных ситуациях и вопросы, относящиеся к самостоятельному анализу личностных характеристик.

Для подтверждения предположения, мы провели детальные подсчеты, направленные на выявления соответствия темпераментальных типов полученных по результатам теппинг – теста и типов темперамента, полученных по результатам личностного опросника Айзенка.

Таблица 3.2.

Сводная таблица процентного соотношения темпераментальных типов по личностному опроснику Айзенка и теппинг – тесту у старших школьников.



Соответствие темпераментальному типу

Количественный показатель

Процентный показатель

Полное соответствие

3

15%

Частичное соответствие

8

40%

Полное несоответствие

9

45%



Исходя из данных результатов подсчета, мы можем предположить, что показатели, полученные по личностному опроснику Айзенка имеют высокую меру субъективности. Показатели такой высокой меры субъективности и их большое расхождение с объективными результатами теппинг - теста могут свидетельствовать о том, что испытуемые, обладая не столь сильными характеристиками темперамента, стремятся приписывать себе более сильные, желаемые, социально одобряемые качества в большей или меньшей мере.

Рассмотрим детальнее процентное соотношение субъективных и объективных показателей по теппинг-тесту и опроснику Айзенка.

Результат полного соответствия в 15%, может свидетельствовать о том, что испытуемые пытались, как можно более объективно ответить на вопросы личностного опросника Айзенка, оценить свой стиль поведения, определенные реакции в нестандартных ситуациях, а так же характеристики касающиеся, конкретно оценки личности. Попытка объективной оценки себя по личностному опроснику у испытуемых получилась, т.к. не имеет расхождений с показателями теппинг-теста.

Показатель частичного соответствия имеет значение в 40%. Наименование частичное соответствие мы приписали тем показателям тех испытуемых, которые, например, имели по теппинг – тесту холерический и сангвинический тип темперамента, а по личностному опроснику Айзенка сангвинический и меланхолический, то есть результаты имеют одинаковое значение по сангвиническому типу темперамента по теппинг – тесту и по опроснику Айзенка. Показатель в 40%, может свидетельствовать о том, что испытуемые при прохождении теста Айзенка стремились в некоторой мере, возможно, преувеличить, придать большую выраженность, окраску присущим у них характеристик поведения. Можно предположить, что это преувеличение и желание приписать себе еще более желаемые, социально одобряемые характеристики поведения, реакции на раздражители и повлияли на результаты теста, как за счет слишком усердного приписывания себе черт, так и посредство иметь более приемлемые черты в группе.

Результат полного несоответствия имеют 45% испытуемых. Испытуемых имеющих такой показатель, предположительно можно охарактеризовать как людей обладающих низким уровнем устойчивости к воздействию со стороны группы, что возможно подтолкнуло их к присвоению себе распространённых черт в коллективе, например, у испытуемых, которые пользуются постоянным вниманием. Не исключено, что испытуемые приписывают себе распространенные темпераментальные черты, для того чтобы не откалываться от группы, быть такими как все, иметь хороший статус внутри коллектива и активно учувствовать в его повседневной жизни. Не менее возможным может быть, то, что у испытуемых при прохождении теста Айзенка имел большое влияние личностный фактор, например, характер, который и повлиял на соответствие с результатами теппинг – теста. Реакция испытуемых в ситуациях спроецированных в опроснике Айзенка могла бы быть различной, но определенные принципы, правила, рамки, привычки, ценности испытуемых адаптировали ситуацию именно под них, тем самым скрывая или меняя истинные проявления темперамента.

В итоге можно сказать, что большое количество факторов может влиять как на проявление темперамента, так и на его скрытие, от ситуационных раздражителей коллектива до личностных факторов самого испытуемого.

Для рассмотрения разницы в проявлении темпераментальных типов у детей старшего школьного возраста между личностным опросником Айзенка и теппинг – тестом будет целесообразным показать еще более обобщенное процентное различие этих результатов.



Таблица 3.2.

Сводная таблица процентного соотношения степени маскировки темпераментальных свойств по личностному опроснику Айзенка и теппинг – тесту у старших школьников.



Вид теста

Степень маскировки темпераментальных свойств

«Не маскируется»

«Маскируется»

Теппинг – тест

25%

75%

Личностный опросник Айзенка

15%

85%



Как мы можем видеть по результатам таблицы, при сравнении объективных показателей теппинг – теста с показателями опросника Айзенка, процент испытуемых «не маскирующих» свои темпераментальные проявления уменьшился, а процент испытуемых «маскирующих» эти проявления увеличился.

Увеличения различий в маскировке темпераментальных свойств, могут свидетельствовать, о том, что субъективно испытуемые в еще большей мере стараются приписывать, себе более желаемые темпераментальные характеристики, а вместе с ними и определенный стиль поведения.

Возможно, увеличение степени маскировки, можно объяснить тем, что испытуемые, имея уже хорошо усвоенный, устоявшийся личностный фактор, например, характер, желают увеличить его характеристики, свойства, а вмести с ним и поведенческие проявления свойств темперамента. Такие изменения, предположительно могу сказаться на их статусе и на отношении к ним, которое возможно их в данный момент не устраивает и испытуемые хотят путем изменений в своем поведении, поступках, достичь большего уровня внимания к ним.

Не исключено, что испытуемые, наблюдая за определенными проявлениями в поведении своих одноклассников, определили те темпераментальные черты, которые, по их мнению, должны принадлежать их образу идеальному образу в будующим для более гармоничного и продуктивного развития, который сейчас еще не достаточно развит, а чтобы его разить необходимо сознательно не только приписать себе определенные черты, но и подкреплять их существование со стороны коллектива, для большей уверенности.

По сравнению показателей теппинг – теста с показателями опросника Айзенка, мы можем предположить, что личностный фактор играет доминирующую роль в определении, становлении стиля поведении, реакциях в определенных ситуациях, по сравнению с темпераментом, который уходит на второй план. Выход личностного фактора на первый план, возможно, обоснован тем, что в дальнейшем, по мнению испытуемых, возможность приспособится к работе или учебе будет зависть от сформированных ими более желаемых как для себя, так и для социума черт.







3.3. Анализ экспертной оценки темперамента детей младшего школьного возраста



Для более детального исследования темперамента испытуемых младшего школьного возрастамы посчитали целесообразным использовать, не только теппинг – тест, а и экспертную оценку учителей данного учебного заведения, для увеличения объективности, т.к. дети младшего школьного возраста еще не способны проходить методики более сложного уровня, которые мы использовали для детей старшего школьного возраста.

Мы решили провести параллель между результатами экспертной оценки и показателями теппинг – теста, для выяснения соответствует ли анализу экспертов объективные результаты теппинг – теста.



Таблица 3.3.

Сводная таблица процентного соотношения темпераментальных свойств по теппинг – тесту и экспертной оценке у младших школьников.



Вид теста

Степень маскировки темпераментальных свойств

«Не маскируется»

«Маскируется»

Теппинг – тест

70%

30%

Экспертная оценка

65%

35%



Не смотря на нестабильность и слабость нервной системы, которая влияет на поведение младшего школьника, экспертам все же удалось провести анализ поведенческих реакций. Как мы можем видеть по данным таблицы объективные результаты теппинг – теста имеют не большое всего 5% различие с показателями экспертной оценки.

Если разобрать более подробно, то нестабильная нервная система может отразиться на пороге ответной реакции на внешний раздражитель; степени направленности деятельности; скорости протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума), а также на балансе процессов возбуждения и торможения. Эти изменения обусловлены физиологически, но еще их может усиливать влиянием побочных раздражителей, например, мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий, что возможно делает поведение ребенка хаотичным, нестабильным, тяжелым для анализа отдельных черт.

Отклонение в 5% может свидетельствовать как о физиологическом фоне, влияющем на поведение, так и том, что хоть и не в значительной мере, но темпераментальные свойства, которыми обладает младший школьник, маскируются под воздействием определенных норм, рамок, правил поведения учебного заведения. Так младший школьник еще довольно восприимчив и не опытен, на него оказывает непосредственное влияние учитель и повседневный коллектив окружающий его и естественно взаимодействие с родителями.

Так как процентный показатель имеет довольно не большую выраженность, это может свидетельствовать о том, что темпераментальные свойства играют доминирующую роль в формировании поведения и эти свойства, возможно, обладают большей силой влияния на детей младшего школьного возраста, чем рамки социума и стиль поведения.

Не исключено, что становления темперамента на первый план, может быть объяснено тем, что дети младшего школьного возраста, хоть и обладают высокой восприимчивостью, но использует в большей мере в своем поведении темпераментальные качества, потому, что они находятся на стадиях физиологического развития, в которых доминирующую роль играет в основном генетически заложенная база, которая лишь частично корректируется и направляет деятельность младшего школьника.

Выводы по разделу 3.

Проанализировав результаты исследования, полученные посредством сравнения темпераментальных качеств младшего школьника и старшего школьника мы можем сделать следующие выводы:

Процентное соотношение результатов теппинг – теста с результатами экспертной оценки испытуемых младшего школьного возраста, имеют 5% отклонение от объективной оценки теппинг – теста, но все же показывает, хоть и не значительное проявление маскировки, смешения темперамента, которое обусловлено физиологическим фоном высокой восприимчивостью.

Процентное соотношение объективных результатов теппинг – теста с субъективными результатами личностного опросника Айзенка показали, что для детей старшего школьного возраста, характерна, еще более высокая степень маскировки темпераментальных свойств, чем у младших школьников. Эта маскировка может быть обусловлена, личностны фактором, который побуждает испытуемого как сознательно, так и неосознанно приписывать себе желаемые, более лучшие характеристики, свойства темперамента для более легкой адаптации в коллективе.

Объективные результаты теппинг – теста детей младшего школьного возраста дали нам высокое 70% значение темпераментальных качеств, проявляющихся в «чистом» виде или не «маскирующихся» под воздействием внешних раздражителей, личностного фактора. Значение 30% по теппинг – тесту у младших школьников, дает нам возможность предположить, что существует, хоть и не высокая, но степень маскировки темпераментальных свойств у детей этого возраста, которая в основном обусловлена не стабильной нервной системой и высокой восприимчивостью этой возрастной категории. Показатель же теппинг – теста детей старшего школьного возраста свидетельствует о том, что их темпераментальные качества подвергаются очень сильному воздействию личностного фактора, который выполняет маскировочную функцию темпераментальных свойств и их проявлений, путем выбора для поведенческой деятельности, более социально одобряемых, и желаемых характеристик темперамента, чем генетически обусловленных.

Анализ результатов исследования темперамента у младших и старших школьников дает нам возможность утверждать, что наша гипотеза о том, что темперамент с возрастом маскируется личностным фактором и происходит смешение темпераментальных характеристик – подтвердилась.

















































ВЫВОДЫ

В результате анализа теоретических и экспериментальных работ как зарубежных, так и отечественных авторов, направленных на изучение темперамента и впоследствии проведения эмпирического исследования темперамента школьника мы можем сделать следующие выводы:

Большое количество ученых изучающих темперамент склонны были приписывать ему статус генетически обусловленного свойства. Различия темпераментальных теорий заключаются в рассмотрении темперамента с разных точек зрения и опыта полученного в процессе его изучения.

Существует огромное количество методического инструментария для проведения исследования темперамента и его характеристик.

Для более объективной оценки темперамента младшего и старшего школьного возраста была использована методика «Экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям» (теппинг–тест). Для сравнения с объективными показателями целесообразно было использовать: для младшего школьника – экспертный лист (экспертную оценку), для старшего школьника – личностный опросник Айзенка.

Сравнив проанализированные различия выраженности темпераментальных свойств, мы проследили особую возрастную динамику, которая заключается в «смешении» темпераментальных типов и «маскировке» темпераментальных качеств с непосредственным формированием и влиянием личностного фактора.

Наша гипотеза, заключающаяся в том, что проявление темпераментальных свойств с возрастом поддаётся влиянию личностного фактора, то есть происходит маскировка темпераментальных качеств, что увеличивает процент смешения типов темперамента – подтвердилась.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии, 2000 г.. - № 2. - С. 128–137.

2. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. — 548 с.

3.Анохин П.К. Принципы системной организации функции.– М., 1973г. – 61 с.

4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. -К., 1989 г. – 528 с.

5. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000 г. - 688 с.


6.Крутецкий В.А. Психология. М.,1986 г. изд.: Просвещение. - 253

7.НебылицынВ.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000 г. Изд.: Наука. – 336 с.

8.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М.: Просвещение, 1992г. 191 с.

9.Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951 г.изд-во АН СССР, С.269.

10.Павлов И. П., Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полное собрание трудов, т. Ill, M.—Л., изд-во АН СССР, 1949 г. С.444

11.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред.

Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

12.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М: Наука, 1979 г.. 352 с.

13. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии № 11. - М., 1982 г. - С. 19-33.

14. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: Прогресс 1990 г.. 365 с.

16. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М: Изд-во АПН РСФСР 1961 г. — 536 с.

17.Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. М:Изд-во МГУ 1963, 5. С. 38-47

18.Теплов Б. М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных. — В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956, с. 5—123.

19.Шелдон У. Психология индивидуальных различий. Тексты.– М.: изд-во МГУ, 1982 г. – С.252-261.

20.Мерлин В. С. Очерк теории темперамента: [Электронный ресурс]/В.С.Мерлин, Очерки интегрального исследования индивидуальности [Текст]//. - М.: Просвещение. 1964 г.— 304 с. – Режим доступа к источнику: http://www.effecton.ru/97.html





























ПРИЛОЖЕНИЯ

Образец экспертного листа для оценки темперамента младших школьников.

1.Боится новых ситуаций и людей.

3

2

1

0

1

2

3

1.Легко адаптируется в новых ситуациях, открыт к новым людям.

2. Робкий и застенчивый в общении.

3

2

1

0

1

2

3

2. Смелый и открытый в общении.

3. Склонный к продолжительным переживаниям неприятностей.

3

2

1

0

1

2

3

3. Не склонен к длительным переживаниям неприятностей.

4. Требователен к себе.

3

2

1

0

1

2

3

4. Снисходителен к себе.

5. Настойчив в достижениях цели.

3

2

1

0

1

2

3

5. Быстро сдаётся при возникновении препятствий в достижении цели.

6. Может длительно сосредотачиваться на роботе.

3

2

1

0

1

2

3

6. Не способен длительно сосредотачиваться на работе.

7.Проявляет инициативу.

3

2

1

0

1

2

3

7. Боится инициативы (инертен)

8. Плохо контролирует проявление эмоций.

3

2

1

0

1

2

3

8. Хорошо контролирует проявление эмоций.

9. Эмоции проявляет чересчур сильно.

3

2

1

0

1

2

3

9. Мало эмоционален.

10. Перед тем как действовать всё тщательно планирует.

3

2

1

0

1

2

3

10. Совершает необдуманные действия.

11. Никогда не действует под влиянием эмоций.

3

2

1

0

1

2

3

11. Всегда действует под влиянием эмоций.

12.Обладает быстрой речью.

3

2

1

0

1

2

3

12. Обладает медлительной речью.

13. Очень быстро запоминает материал. Быстро отвечает на вопросы, находчив.

3

2

1

0

1

2

3

13. Медленно усваивает материал. Долго думает над ответом на вопрос, рассеян.

14. Характерны быстрые порывистые движения и жесты.

3

2

1

0

1

2

3

14.Характерны медлительные плавные движения и жесты.

15. Легко меняет свои привычки.

3

2

1

0

1

2

3

15. Тяжело меняет свои привычки.

16. Большую часть времени общителен и открыт.

3

2

1

0

1

2

3

16. Большую часть времени не общителен и замкнут.

17. Любит проводить время в компаниях, активный отдых.

3

2

1

0

1

2

3

17. Любит проводить время сам, отдельно от коллектива, пассивный отдых.

18. Обладает повышенной умственной работоспособностью.

3

2

1

0

1

2

3

18. Обладает низкой умственной работоспособностью.

19. Настроение устойчивое, без резких изменений.

3

2

1

0

1

2

3

19. Настроение неустойчивое, часто изменяется.

Уважаемые учителя, просим вас проанализировать поведение ученика____________________________________по предложенным характеристикам (3-качество проявляется часто; 2- качество проявляется редко; 1- качество не проявляется;0-незнаю). Просьба не пропускать качества и по возможности избегать нулевых оценок. Спасибо за помощь.





2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.