Статья «Обучение учащихся начальной школы с учётом типа темперамента»
Обучение учащихся начальной школы с учетом типа темперамента
Начальная школа - важный этап развития и становления личности ребенка, она обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Современная школа в постоянном поиске новых, более эффективных технологий обучения и воспитания учащихся. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Данной технологией обучения занимались Гузик Н. П., Фирсов В. В., Селевко Г. К., Унд Инге, Лошнова О. Б. и многие другие педагоги- новаторы. Многие исследователи дают такие рекомендации, что их реализация вообще невозможна в школьной практике. Учителю все равно приходится искать новые возможности разделения учащихся в классе.
Учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - необходимость. Учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
Индивидуальные различия проявляются в характере, типе мышления, ведущего типа запоминания. У каждого свой темп деятельности.
Исходя из анализа психолого – педагогической литературы, наш класс был поделен на несколько зон.
Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития. Так же и темперамент ребенка влияет на учебную деятельность.
Проведя в классе диагностику типа темперамента, выделились четыре зоны учащихся.
Ученики холерики очень работоспособны и выносливы, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устают. Они очень быстро «загораются» и так же быстро остывают. Поэтому их всегда надо «удивлять» интересными заданиями творческого характера. Сангвиники обладают быстрой реакцией и очень мобильны. Изменение характера деятельности для них – огромная радость. Выполнение работы в группах, творческие проекты. Но продуктивны в учебе, только если она осуществляется в интересной форме, в противном случае ему становится скучно, он ленится, учение становится в тягость. Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Пусть они и медлительны, но прилежны. Работу стараются выполнить как можно лучше. Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, искать интересные факты, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются. Для них всегда должен быть промежуточный отдых.
В нашем классе преобладает сангвинический тип темперамента. Учащиеся стремятся выполнять различные виды заданий. Обычный урок для них – скука. Поэтому процесс обучения строится иначе – в проблемном русле. Для холериков всегда припасены дополнительные задания различного характера, повышенной трудности. А флегматики и меланхолики не сдержаны временем. Для них обучение в радость, потому – что в своей темпе они старательно выполняют все.
Психологи утверждают, что способности можно развить, если создать условия, учитывающие возможности ребенка, его пристрастия и интересы, тип темперамента. Поэтому дифференциация обучения – отличный способ подойти к каждому ученику «по своему».