Урок «Великий, могучий, волшебный язык» к факультативу «От лингвистики к журналистике»
Пояснительная записка к презентации
Урок №1-2
Великий, могучий, волшебный язык.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык».
(К.Паустовский)
«Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький».
( А.Толстой)
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»
( И.Тургенев)
« Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им…»
(М. Горький)- слайд 2
1. Орг. мом. Сегодня у вас не обычный урок русского языка. С сегодняшнего дня вы будете посещать факультатив « Азбука начинающего журналиста. От лингвистики к журналистике», который позволит вам полюбить родной язык, понять его глубины. С языком связано множество профессий: это и маркетинг, и реклама ,и журналистика. Профиль призван сориентировать вас на них. Возможно,кто-то выберет для себя этот путь.
Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоки знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Роль языка как средства общения людей замечательно передана в русском народном творчестве.
«Язык – стяг, дружину водит»,
«Язык до Киева доведёт»,
«Без языка – как без рук» слайд 3
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
М.Ломоносов слайд 4
2. Знакомство с курсом. На факультативе вас ждёт и занимательный материал, и игры, но и серьёзная журналистская работа. Начнём с разминочки:
Что означает слово «пиктография»?
Откуда пошло выражение «писать хорошим стилем»?
Что такое берестяная грамота?
Откуда пошло выражение «писать с красной строки»?
Откуда появилась поговорка «Прочитать от доски до доски»?
Слайд 5
Вопрос: что означает слово пиктография?
Ответ: пиктография – от лат. Pictus – нарисованный, картинный, греч. Grapho – пишу. Письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания. Это дошедшие до нас наскальные рисунки с изображением животных, сцен охоты, жизни первобытных людей.
Вопрос: в древности не было типографии и печатных машин, но люди находили способы запечатлеть слово. Они писали на пальмовых листьях, коре, глине, камне, деревянных досках.
Как назывались книги, написанные на деревянных досках?
Ответ: кодекс – книга на деревянных досках.
Вопрос: откуда пошло выражение «писать хорошим стилем»?
Ответ: деревянные доски были с углублениями, в которые заливали воск и писали при помощи деревянной палочки, называвшейся «стило». Отсюда выражение – «писать хорошим стилем».
Вопрос: что такое берестяная грамота?
Ответ: книги, написанные на бересте – коре березы, специально обработанной, назывались берестяными грамотами.
Вопрос: как назывался инструмент, которым писали на бересте?
Ответ: это была заостренная палочка, которая называлась «писало».
Вопрос: откуда произошло слово «пергамент»?
Ответ: на Руси в XI в. писали на пергаменте, название которого происходит от города, где он был изобретен, - Пергам. Изготовлен он был из кожи животных – баранов, коз, телят, волов.
- Какая наука занимается значением слов? (этимология) сайт 6
- Дайте лексическое толкование словам:
ШАРАДА -Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу». Шарада – это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен.
МЕТАГРАММА- это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки
ЛОГОГРИФ (греч., от logos - слово, и griphos - загадка)
логогриф [логогриф] м. Род шарады или загадки, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв.
ПАЛИНДРОМ-«перевёртыш»- от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение») — число (например, 404), буквосочетание, слово (например, топот, фин. saippuakivikauppias = продавец мыла (или торговец щёлоком) — самое длинное употребительное слово-палиндром в мире) или текст (а роза упала на лапу Азора), одинаково читающееся в обоих направлениях.
АНАГРАММА (греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв.
Записывают
3. Игры:
пример ШАРАДЫ слайд 7
В танце первый слог найдете,
Цифра это новый слог,
Ну, а дальше вы возьмете
И приставите предлог.
В целом – тот, кто защищает
Славу, честь страны родной,
Страха он в бою не знает
И в труде – труда герой.
Движение в танце – «па»;
Цифра может быть любая от 1 до 9 или 0;
Возможные предлоги: при, от, пере и другие.
Ответ: методом подбора – «патриот».
Слайд 8
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.
Ответ: Подвал
Слайд 9
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
Ответ: столя
Какой музыкальный инструмент
состоит из меры площади и
музыкальной ноты?
Ответ:Арфа
Слайд 10 Вначале - двойка. Далее - мужчина,
Высокого он титула и чина.
А слово целиком - обозначенье,
Дробящее на дозы обученье.
Ответ: параграф
Предлог стоит в моём начале,
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
Ответ: задача
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ШАРАДЫ
С таким превращеньем ты вряд ли знаком,
И в школе его не изучишь:
Сложи грызуна с длинношерстным быком –
И яд моментально получишь!
(мышь-як)
*** Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь.
(про-пасть)
*** Две нотки возьми и поставь их рядком –
И слово, с тобою игравшее в прятки,
Найдёшь не в лесу и не в чреве морском,
А просто на грядке.
(фа-соль)
МЕТАГРАММА пример её- слайд 11
Конкурс «Метаграммы». Слайд 12
Метаграммы – это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены в нем одной буквы на другую, получается новое слово.
с Л – лить слезы заставляю,
с Ж – по воздуху летаю. (лук -жук).
2. с Е- колючий, с У – ползучий. (ёж-уж)
3.с твердым Л – я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только Л смягчите,
Сразу в танец превратите. (полка -полька).
Слайд 13
Что это такое?
С «Д» - ветвистый,
С «З» - костистый,
С «К» - ребристый?
Ответ: дуб – зуб – куб.
С «Д»-деленье обеспечит
С «Ц»-болезни все излечит
Ответ: делитель-целитель
Слайд 14
С «Д» - давно я мерой стала,
С «Т» уж нет и выше балла.
Ответ: пядь – пять.
Где «О»-там учатся всегда
Где «А»-приборам я нужна
Ответ: школа – шкала.
Слайд 15
С «Ш» - для счёта я нужна,
С «М» - обидчикам страшна!
Ответ: шесть – месть
С «К» - фигура без углов,
С «Д» - дружить с тобой готов.
Ответ: круг – друг
Счастливой цифру ту считают,
При счете её применяют.
А «М» вот на «Т» поменяли -
И рыбы немало поймали.
Ответ: семь-сеть
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
1. с П – я в доме, с В – я в поле,
с М - я в море, с Г – в футболе,
с К – вбивают, с Т – взрывают,
с Д – долину называют.
(пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол).
2.разгадать попробуй ты:
с А – посуда для воды,
с Ы – рогатый на лугу,
с У – растет в лесу, саду.
(бак-бык-бук).
3.с Б – мучительной бываю,
с М – одежду поедаю,
с Р актеру я нужна,
с С для повара важна.
(боль-моль-роль-соль).
4.вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышке зарывали.
Но если Д в конце смягчить –
Телегу можно мной грузить. (клад-кладь)
***
Когда я с «п», со мной Емеля дружен,
А дедушки и бабушки вдвойне.
Когда я с «р», рыбак мне очень нужен –
Вон сколько рыбок плещется во мне!
(печка – речка)
***
С буквой «м» живу я в норке,
Думаю о хлебной корке.
С буквой «п», наоборот,
Я сама залезу в рот.
(мышка – пышка)
***
С «б» во мне соленья держат,
С «д» лелеют, холят, нежат,
С «к» споткнётся и юнец,
С «т» всему придет конец.
(бочка – дочка – кочка – точка)
***
С «в» лечу я от болезней
И даю лекарства всем.
С «г» я птица – нет полезней,
Хоть и чёрная совсем.
(врач – грач)
ЛОГОГРИФ Слайд 16
Например:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
Ответ: плюс – полюс.
Слайд 17 Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единицы.
Ответ: руль – рубль.
Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единицы.
Ответ: руль – рубль.
Слайд 18 Я с «Л» смягчённым - под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым - в комнате твоей
И в геометрии фигура.
Ответ: Уголь - угол
С буквой «Р» - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа.
Ответ: шерсть – шесть
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
*** Мой голос тонок - ты ему не верь:
Кусаюсь я, как настоящий зверь.
Но буковку лишь убери одну -
И поползу я по морскому дну.
(комар – омар)
*** Я чёрный-чёрный, я чернее ночи,
Я топливо обычное, короче.
А если букву уберешь одну,
Я стану наказаньем шалуну.
(уголь – угол)
*** Я все бутылки с пробками открою,
А букву потеряешь – дом построю.
(штопор – топор)
Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)
Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)
Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
(царь – ларь)
Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)
Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)
Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)
ПАЛИНДРОМ слайд 19
Назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.
ОТВЕТ: казак, доход, заказ, потоп, комок, боб, кок
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
***
Все лето я цвести готов:
Вот жёлтенький цветок, вот красный.
Перевернёшь – и нет цветов,
Один подземный шум неясный.
(луг – гул)
*** Слева прочтешь – увидишь быка,
Справа прочтешь – ищи рыбака.
(вол – лов) Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.
(кот – крот)
Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
(гроза – роза)
Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
(король – кроль)
Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
(колбаса – колба)
По "научному" перевертыш называется палиндром. Он известен еще с глубокой древности, когда им зачастую придавался магический смысл. Некоторые палиндромы в древности использовались на представлениях русскими скоморохами.
Буква А АННА, БАРАБАН НА! |
Буква Б БОБ. БЕЛ ХЛЕБ. |
Буква В ВОЗ. |
Буква Г |
Буква Д ДЕД. |
Буква З ЗАКАЗ. |
Буква И ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ. |
Буква К КОМОК. |
Буква Л ЛЕТЕЛ. |
Буква М |
Буква Н |
Буква О ОГОНЬ ЛОБ БОЛЬНОГО. |
Буква Т ТЕАТР ТАЕТ. |
Буква У |
Буква Х ХОРОШО, ШОРОХ. |
Буква Ш ШАЛАШ. |
текст с сайта: playroom.com.ru
Некоторые палиндромные фразы:
Аргентина манит негра.
На в лоб, болван!
Умер, и мир ему.
Лезу на санузел.
У дуба буду.
Oколо Миши молоко.
Морда казака за кадром.
Венер хотят охренев.
Вот сила типа капиталистов.
Летя, догонит Иного дятел
Ешь немытого ты меньше!
Откопать тапок-то?
"Пустите!" - Летит супу миска Максиму. - "Пустите, летит суп!"
А щётка – как тёща!
Я не реву - уверен я.
А муза рада музе без ума да разума.
Кулинар, храни лук.
Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.
Он в аду давно.
Ого, вижу живого.
Коту скоро сорок суток.
Не женат, а нежен.
Ты моден и недомыт.
Оно, лосося мясо, солоно.
Веер веял для евреев.
Я с леди все же свиделся.
Мак чужд жучкам.
Дорого небо, да надобен огород.
Леша на полке клопа нашел.
Меня истина манит сияньем.
Надо меч в кулак, а лук - в чемодан.
Шорох от дубка как будто хорош.
Не видно, как он дивен.
А в Енисее — синева.
Я сличил то и то - вот и отличился.
Лидер бодро, гордо бредил.
Я умру, хлебороб, – ел хурму я.
И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!
АНАГРАММА
1.Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)
2.Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)
Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:
Переставив буквы в слове, превратите
старинное средство передвижения в самое современное;
вкусную булочку в лодку;
грызуна в породистую лошадь;
еловый лес в металл;
материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)
Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)
Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)
Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:
Прочитав слово справа налево, превратите
дерево в геометрическое тело;
измерение времени в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)
От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
(навес – Севан)
Слайд 20
«Переставь буквы»
Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного получить другое.
(барыня-рабыня, стирка-старик ,водопад-подвода, приказ-каприз, и др.)
Слайд 21
Одна из разновинностей анограмм представлена на слайде
«числительное в слове».
Сначала попробуйте сами такие придумать слова
Назовите слова, в составе которых встречаются числительные.
(СТОянка, поДвал, ТРИбуна, ОДИНочество, сесТРИца, ухиТРИться, сТРИчь, осеТРИна, проСТОй, СТОрож, СеваСТОполь, всПЯТЬ…)
Слайд 22
Самый простой вид анаграмм :
В два столбика записаны имена существительные. Сгруппируйте их попарно и получите новое слово.
пол ежи
банк оса
яр точка
вол кот
зал рот
бой марка
сено рис
кипа окно
вес вал
полоса (полежи),банкрот, ярмарка, волокно(волоса),залежи,бойкот,сеновал,кипарис,весточка
4. Подведение итогов, награждение.
Приложение 1
DOCX / 13.73 Кб
приложение 2
PPTX / 1.29 Мб
Абдуллаева Э.Ш.
Сафонова Елена Валерьевна
Елена Владимировна