12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна1357
Россия, Вологодская обл., Череповец
16

К факультативу «От лингвистики к журналистике»



Урок №1-2

Великий, могучий, волшебный язык.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык».

(К.Паустовский)

«Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький».

( А.Толстой)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»

( И.Тургенев)

« Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им…»

(М. Горький)- слайд 2

1. Орг. мом. Сегодня у вас не обычный урок русского языка. С сегодняшнего дня вы будете посещать факультатив « Азбука начинающего журналиста. От лингвистики к журналистике», который позволит вам полюбить родной язык, понять его глубины. С языком связано множество профессий: это и маркетинг, и реклама ,и журналистика. Профиль призван сориентировать вас на них. Возможно,кто-то выберет для себя этот путь.

Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоки знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Роль языка как средства общения людей замечательно передана в русском народном творчестве.

«Язык – стяг, дружину водит»,

«Язык до Киева доведёт»,

«Без языка – как без рук» слайд 3

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
М.Ломоносов
слайд 4

2. Знакомство с курсом. На факультативе вас ждёт и занимательный материал, и игры, но и серьёзная журналистская работа. Начнём с разминочки:

Что означает слово «пиктография»?

Откуда пошло выражение «писать хорошим стилем»?

Что такое берестяная грамота?

Откуда пошло выражение «писать с красной строки»?

Откуда появилась поговорка «Прочитать от доски до доски»?

Слайд 5
Вопрос: что означает слово пиктография?

Ответ: пиктография – от лат. Pictus – нарисованный, картинный, греч. Grapho – пишу. Письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания. Это дошедшие до нас наскальные рисунки с изображением животных, сцен охоты, жизни первобытных людей.

Вопрос: в древности не было типографии и печатных машин, но люди находили способы запечатлеть слово. Они писали на пальмовых листьях, коре, глине, камне, деревянных досках.

Как назывались книги, написанные на деревянных досках?

Ответ: кодекс – книга на деревянных досках.

Вопрос: откуда пошло выражение «писать хорошим стилем»?

Ответ: деревянные доски были с углублениями, в которые заливали воск и писали при помощи деревянной палочки, называвшейся «стило». Отсюда выражение – «писать хорошим стилем».

Вопрос: что такое берестяная грамота?

Ответ: книги, написанные на бересте – коре березы, специально обработанной, назывались берестяными грамотами.

Вопрос: как назывался инструмент, которым писали на бересте?

Ответ: это была заостренная палочка, которая называлась «писало».

Вопрос: откуда произошло слово «пергамент»?

Ответ: на Руси в XI  в. писали на пергаменте, название которого происходит от города, где он был изобретен, - Пергам. Изготовлен он был из кожи животных – баранов, коз, телят, волов.

- Какая наука занимается значением слов? (этимология) сайт 6
- Дайте лексическое толкование словам:

ШАРАДА -Слово «шарада» произошло от французского слова «charade». Это слово означает «разговаривать», «беседовать», «вести, под вечер, непринужденную беседу». Шарада – это игра в слова (точнее загадка со словами), которая известна еще с античных времен.

МЕТАГРАММА- это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки

ЛОГОГРИФ (греч., от logos - слово, и griphos - загадка)

логогриф [логогриф] м. Род шарады или загадки, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв.

ПАЛИНДРОМ-«перевёртыш»- от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение»)  число (например, 404), буквосочетание, слово (например, топот, фин. saippuakivikauppias = продавец мыла (или торговец щёлоком) — самое длинное употребительное слово-палиндром в мире) или текст (а роза упала на лапу Азора), одинаково читающееся в обоих направлениях.

АНАГРАММА (греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв.

Записывают

3. Игры:
пример ШАРАДЫ слайд 7

В танце первый слог найдете,

Цифра это новый слог,

Ну, а дальше вы возьмете

И приставите предлог.

В целом – тот, кто защищает

Славу, честь страны родной,

Страха он в бою не знает

И в труде – труда герой.

Движение в танце – «па»;

Цифра может быть любая от 1 до 9 или 0;

Возможные предлоги: при, от, пере и другие.

Ответ: методом подбора – «патриот».

Слайд 8

Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом – ты найдешь его

Почти под домом каждым.

Ответ: Подвал

Слайд 9

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную,

А в целом – мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.

Ответ: столя

Какой музыкальный инструмент

состоит из меры площади и

музыкальной ноты?

Ответ:Арфа

Слайд 10 Вначале - двойка. Далее - мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком - обозначенье,

Дробящее на дозы обученье.

Ответ: параграф

Предлог стоит в моём начале,

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

Ответ: задача

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ШАРАДЫ
С таким превращеньем ты вряд ли знаком,
И в школе его не изучишь:
Сложи грызуна с длинношерстным быком –
И яд моментально получишь!

(мышь-як)

*** Мой первый слог – простой предлог,
Звериный рот – второй мой слог.
А если целое прочтёшь,
То сразу в бездну упадёшь.

(про-пасть)

*** Две нотки возьми и поставь их рядком –
И слово, с тобою игравшее в прятки,
Найдёшь не в лесу и не в чреве морском,
А просто на грядке.

(фа-соль)

МЕТАГРАММА пример её- слайд 11

Конкурс «Метаграммы». Слайд 12

Метаграммы – это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены в нем одной буквы на другую, получается новое слово.

с Л – лить слезы заставляю,

с Ж – по воздуху летаю. (лук -жук).

2. с Е-  колючий, с У – ползучий. (ёж-уж)

3.с твердым Л – я на стене,

Книги, например, на мне.

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (полка -полька).

Слайд 13

Что это такое?

С «Д» - ветвистый,

С «З» - костистый,

С «К» - ребристый?

Ответ: дуб – зуб – куб.

С «Д»-деленье обеспечит

С «Ц»-болезни все излечит

Ответ: делительелитель

Слайд 14

С «Д» - давно я мерой стала,

С «Т» уж нет и выше балла.

Ответ: пядьпять.

Где «О»-там учатся всегда

Где «А»-приборам я нужна

Ответ: школашкала.

Слайд 15
 

С «Ш» - для счёта я нужна,

С «М» - обидчикам страшна!

Ответ: шесть – месть

С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов.

Ответ: круг друг

Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали.

Ответ: семь-сеть

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1. с П – я в доме, с В – я в поле,

с М  - я в море, с Г – в футболе,

с К – вбивают, с Т – взрывают,

с Д – долину называют.

(пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол).

2.разгадать попробуй ты:

с А – посуда для воды,

 с Ы – рогатый на лугу,

с У – растет в лесу, саду.

(бак-бык-бук).

3.с Б – мучительной бываю,

с М – одежду поедаю,

с Р актеру я нужна,

с С для повара важна.

(боль-моль-роль-соль).

4.вы в сказках обо мне читали:

Меня в кубышке зарывали.

Но если Д в конце смягчить –

Телегу можно мной грузить. (клад-кладь)

***
Когда я с «п», со мной Емеля дружен,
А дедушки и бабушки вдвойне.
Когда я с «р», рыбак мне очень нужен –
Вон сколько рыбок плещется во мне!

(печка – речка)

***
С буквой «м» живу я в норке,
Думаю о хлебной корке.
С буквой «п», наоборот,
Я сама залезу в рот.

(мышка – пышка)

***
С «б» во мне соленья держат,
С «д» лелеют, холят, нежат,
С «к» споткнётся и юнец,
С «т» всему придет конец.

(бочка – дочка – кочка – точка)

***
С «в» лечу я от болезней
И даю лекарства всем.
С «г» я птица – нет полезней,
Хоть и чёрная совсем.

(врач – грач)

ЛОГОГРИФ Слайд 16

Например:

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь «О» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

Ответ: плюс – полюс.

Слайд 17 Я важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я – простая денежная единицы.

Ответ: руль – рубль.

Я важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я – простая денежная единицы.

Ответ: руль – рубль.

Слайд 18 Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура.

Ответ: Уголь - угол

С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа.

Ответ: шерсть – шесть

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

*** Мой голос тонок - ты ему не верь:
Кусаюсь я, как настоящий зверь.
Но буковку лишь убери одну -
И поползу я по морскому дну.

(комар – омар)

*** Я чёрный-чёрный, я чернее ночи,
Я топливо обычное, короче.
А если букву уберешь одну,
Я стану наказаньем шалуну.

(уголь – угол)

*** Я все бутылки с пробками открою,
А букву потеряешь – дом построю.
(штопор – топор)


Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)

Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
(царь – ларь)

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)

 

ПАЛИНДРОМ слайд 19

Назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.

ОТВЕТ: казак, доход, заказ, потоп, комок, боб, кок

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

***
Все лето я цвести готов:
Вот жёлтенький цветок, вот красный.
Перевернёшь – и нет цветов,
Один подземный шум неясный.

(луг – гул)

*** Слева прочтешь – увидишь быка,
Справа прочтешь – ищи рыбака.

(вол – лов) Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово
р теперь –
И под землёй моя нора.
(кот – крот)

Я дождь, и молния, и гром.
Но
г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
(гроза – роза)

Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы
о
Стиль пловца обозначаю.
(король – кроль)

Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
(колбаса – колба)

 

По "научному" перевертыш называется палиндром. Он известен еще с глубокой древности, когда им зачастую придавался магический смысл. Некоторые палиндромы в древности использовались на представлениях русскими скоморохами.

Буква А

АННА, БАРАБАН НА!
АСЯ, МОЛОКО ОКОЛО МЯСА.
АВОСЬ СОВА ТУТ.
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА.
АЛЛА РВАЛА ЛАВР.
АРБУЗ У ЗУБРА.
А ЛИЗА МАЗИЛА.
А В ЕНИСЕЕ - СИНЕВА.
А ЛИС, ОН УМЕН - КРЫСА СЫР К НЕМУ НОСИЛА.

Буква Б

БОБ. БЕЛ ХЛЕБ.

 

Буква В

ВОЗ.

Буква Г

 

Буква Д

ДЕД.
ДОВОД.
ДОХОД.
ДОМОК КАК КОМОД.
ДОМ МОД.
ДА, ИСКАТЬ ТАКСИ - АД!

Буква З

ЗАКАЗ.

 

Буква И

ИДИ ИСКАТЬ ТАКСИ.
ИДИ, МАКАР, К РАКАМ.
ИШАКУ КАЗАК СЕНА НЕС, КАЗАКУ КАШИ.
ИРА, ВАРИ.

Буква К

КОМОК.
КАЗАК.
КОТУ ТАЩАТ УТОК.
КИТ НА МОРЕ РОМАНТИК.

 

Буква Л

ЛЕТЕЛ.
ЛЕВ ЕЛ ВОЛОВ.
ЛЕША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЕЛ.
ЛАЗИЛ ДЕМА МЕД ЛИЗАЛ.
ЛЕЗУ В УЗЕЛ
ЛУНУ КОЛОКОЛ ОКУНУЛ

Буква М

 

Буква Н

Буква О

ОГОНЬ ЛОБ БОЛЬНОГО.

 

Буква Т

ТЕАТР ТАЕТ.
ТОТ ТУТ. 
ТОНЕТ ЕНОТ.

Буква У

 

Буква Х

ХОРОШО, ШОРОХ.

Буква Ш

ШАЛАШ.


 текст с сайта: playroom.com.ru

Некоторые палиндромные фразы:

Аргентина манит негра. 
На в лоб, болван! 
Умер, и мир ему. 
Лезу на санузел.
У дуба буду.
Oколо Миши молоко.
Морда казака за кадром. 
Венер хотят охренев.
Вот сила типа капиталистов.
Летя, догонит Иного дятел 
Ешь немытого ты меньше!
Откопать тапок-то?
"Пустите!" - Летит супу миска Максиму. - "Пустите, летит суп!"
А щётка – как тёща!
Я не реву - уверен я.
А муза рада музе без ума да разума.
Кулинар, храни лук.
Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт. 
Он в аду давно.
Ого, вижу живого.
Коту скоро сорок суток.
Не женат, а нежен.
Ты моден и недомыт.
Оно, лосося мясо, солоно.
Веер веял для евреев.
Я с леди все же свиделся.
Мак чужд жучкам.
Дорого небо, да надобен огород.
Леша на полке клопа нашел.
Меня истина манит сияньем.
Надо меч в кулак, а лук - в чемодан.
Шорох от дубка как будто хорош.
Не видно, как он дивен.
А в Енисее — синева.
Я сличил то и то - вот и отличился.
Лидер бодро, гордо бредил.
Я умру, хлебороб, – ел хурму я.
И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!

АНАГРАММА

1.Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

2.Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите
старинное средство передвижения в самое современное;
вкусную булочку в лодку;
грызуна в породистую лошадь;
еловый лес в металл;
материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)

Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)

Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите
дерево в геометрическое тело;
измерение времени в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
(навес – Севан)

 

Слайд 20

«Переставь буквы»

Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного получить другое.

(барыня-рабыня, стирка-старик ,водопад-подвода, приказ-каприз, и др.)

 

Слайд 21
Одна из разновинностей анограмм представлена на слайде

«числительное в слове».

Сначала попробуйте сами такие придумать слова

Назовите слова, в составе которых встречаются числительные.

(СТОянка, поДвал, ТРИбуна, ОДИНочество, сесТРИца, ухиТРИться, сТРИчь, осеТРИна, проСТОй, СТОрож, СеваСТОполь, всПЯТЬ…)

 

Слайд 22
Самый простой вид анаграмм :

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппируйте их попарно и получите новое слово.

пол ежи

банк оса

яр точка

вол кот

зал рот

бой марка

сено рис

кипа окно

вес вал

полоса (полежи),банкрот, ярмарка, волокно(волоса),залежи,бойкот,сеновал,кипарис,весточка


4. Подведение итогов, награждение.
Приложение 1
DOCX / 13.73 Кб

приложение 2
PPTX / 1.29 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Абдуллаева Э.Ш., 30.11.16 в 23:53 2Ответить Пожаловаться
Это к уроку материал, я так поняла. А здесь необходимо представить программу..
Сафонова Елена Валерьевна, 10.12.16 в 20:20 1Ответить Пожаловаться
Увы, похоже на то! А жаль! Такой хороший материал!
Елена Владимировна, 13.12.16 в 15:47 1Ответить Пожаловаться
Девочки,неправильно поняла задачу)Прошу прощения...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.