12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куляба Ирина Николаевна41
Россия, Крым респ., Севастополь
6

Урок русского языка «Публицистический стиль. От анализа текста – к сочинению»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

«ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка по теме «Публицистический стиль. От анализа текста - к сочинению» в 11 классе

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Куляба Ирины Николаевны,

учителя русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина» высшей квалификационной категории

 

 

 

 


Презентация к уроку
PPT / 4.31 Мб

/data/files/o1616778022.ppt (Презентация к уроку)

Тема урока: Публицистический стиль. От анализа текста - к сочинению.

Цели урока:

- обобщить знания обучающихся о назначении, сфере использования, языковых особенностей публицистического стиля речи;

- учить применять полученные знания на практике;

- в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания для создания текста-рассуждения в формате ЕГЭ, подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.

Задачи:

образовательные

выявление качества и уровня овладения знаниями, полученными при изучении темы «Публицистический стиль речи»;

совершенствование умения находить в текстах элементы, указывающие на стиль;

совершенствование умения использовать изобразительно-выразительные средства публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;

совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

развивающие

- развитие коммуникативных навыков: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;

- развитие речевой культуры и речевого творчества;

- развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

воспитательные

воспитание интереса и уважительного отношения к родному языку;

- формирование позитивное мировоззрение, воспитывать коммуникативные способности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма урока: урок - практикум.

Методы и формы обучения: комплексное использование различных форм урока: беседа, наблюдение, языковой анализ текста, применение ИКТ (презентация, работа на интерактивной доске), индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: notebook, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, рабочие листы самоконтроля, раздаточный материал (текст В.М.Пескова), учебник по русскому языку для 10-11 классов Гольцовой Н.Г.

Ход урока

 Знать в совершенстве язык –

значит владеть его стилями.

Г. Я. Солганик

IОрганизационный   момент.

II. Мотивация.

1. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете слова профессора, доктора филологических наук Григория Яковлевича Солганика? (Грамотный человек обязан знать основные функциональные стили текста и уметь отличать их друг от друга).

- Над чем необходимо работать, чтобы как можно лучше знать стилистику? (Расширять круг чтения, пополнять словарный запас, рассматривать и создавать самим тексты разных стилей речи.)

III. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Упр. 529.

- Тексты какого стиля речи вы создавали, выполняя домашнее задание? (1-2 человека читают свои варианты текстов, класс оценивает их с точки зрения нормы: в текстах нет экспрессивно-окрашенных языковых средств, разговорной лексики, изобразительно-выразительных средств языка. Используются юридические профессионализмы (доверенность, заявление), канцеляризмы (проживающая по адресу, прошу зарегистрировать, даю согласие, с порядком проведения ознакомлена). Деловые бумаги составлены по определенной форме, которая является общепринятой).

- Какая функция языка реализуется в процессе создания текста в этом стиле? (Сфера использования официально-делового стиля — сфера официально-деловой документации, основная функция которой — сообщение, информирование, характерная черта — точность, не допускающая иного толкования).

IV. Формулировка темы и постановка целей и задач урока.

1. Выразительное чтение текста №1+ беседа с учащимися.

Бог их знает, куда девались музы в наш фабричный век. Они попрятались по музеям, библиотекам, художественным и научным складам. Публицистика - десятая муза и единственная, которая не прячется. Она каждое утро входит к нам запросто, пьет с вами кофе и беседует оживленно о том, что делается на свете. Талантливые собратья публициста - ученые и художники - собирают разум своих познаний, но, пожалуй, только публицисту доступно свести их разнообразные откровения в общепонятный синтез. Все специальности центробежны, публицистика, подобно философии, центростремительна.

- К какому стилю речи вы бы отнесли данный отрывок? (Публицистический).

- Аргументируйте стилевую принадлежность текста, определив цель высказывания, сферу употребления. (Цель - сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. Сфера употребления - в устной речи: выступления на митингах, собраниях, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах и журналах).

2. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

- Какой общий корень имеют эти слова? (публика – народ, люди).

3.Формулирование темы и целей урока.

- Таким образом, что станет ключевым понятием сегодняшнего урока?

- Зачем мы возвращаемся к повторению этой темы? (Совершенствовать знания по теме «ПС»).

- А еще для какой цели? (Подготовиться к выполнению задания на ЕГЭ – проанализировать текст в публицистическом стиле и написать сочинение-рассуждение по этому тексту).

Запись темы урока «Публицистический стиль. От анализа текста-к сочинению».

4. Приём «Верные - неверные утверждения».

Утверждение

Да

Нет

1.Слово публицистический обозначает «общественный», «государственный».

 

 

2.Официальность, точность – характерные черты публицистического стиля.

 

 

3. Интерес к общему «роднит » публицистику с научным стилем.

 

 

4. Стандартные сочетания слов сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля.

 

 

5. Характерная черта текстов публицистического стиля- доходчивость.

 

 

6. Жанры публицистического стиля: роман, повесть, рассказ, басня, сказка

 

 

7. Очерк-жанр, свойственный публицистическому стилю, краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых.

 

 

8. Публицистический стиль-это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

 

 

V. Работа по теме урока.

1.Организация наблюдения над текстом №1.

- О каких особенностях публицистического стиля речи говорит Михаил Меньшиков русский публицист, общественный деятель начала 20 века? Прокомментируйте ответы примерами из текста. (Призывность, актуальность, логичность, доходчивость, образность).

2. Работа с текстом № 2.

- Достаточно ли, чтобы понять, в каком стиле написан текст, знать цель высказывания, сферу употребления, характерные черты? (Нет, текст создаётся при помощи языковых средств).

-У вас на столах вы видите текст Ва­си­лия Ми­хай­ло­вича Пес­кова, из­вест­ного со­вет­ского жур­на­листа, фо­то­кор­ре­спон­дента, пу­те­ше­ствен­ника, те­ле­ве­ду­щего. По словам писателя, он объехал многие страны, смог увидеть красоту природы различных мест, однако всегда испытывал жажду к познанию неизвестного.

(1)– Здесь полюс, по­здрав­ляю вас, ре­бя­та! – эти слова ска­зал на­чаль­ник по­ляр­ной экс­пе­ди­ции Дмит­рий Шпаро. (2)Не­сколь­ко се­кунд дру­зья ещё сто­я­ли, по­ша­ты­ва­ясь, плот­но при­жав­шись друг к другу. (3)И вдруг они ки­ну­лись об­ни­мать­ся, по­здрав­лять друг друга, ра­ду­ясь не­лег­ко до­став­шей­ся по­бе­де. (4)Се­вер­ный полюс стол­би­ком не от­ме­чен, на нём ни­че­го нет, кроме льда и снега. (5)Этой точки Земли не раз до­сти­га­ли на со­ба­чьих упряж­ках, на мо­то­са­нях, ди­ри­жаб­ле, на самолётах, на ней всплы­ва­ли под­вод­ные лодки, сюда дошёл оте­че­ствен­ный ле­до­кол «Арк­ти­ка», а после него ещё более ше­сти­де­ся­ти ле­до­ко­лов из раз­ных стран. (6)А вот пешим ходом на лыжах по­лю­са впер­вые до­стиг­ла экс­пе­ди­ция из се­ме­рых че­ло­век под ру­ко­вод­ством Дмит­рия Шпаро в 1979 году. (7)Пе­чать боль­шой и не­обыч­ной до­ро­ги ле­жа­ла те­перь на этой семёрке. (8) Па­лат­ка вы­цве­ла, до дыр из­но­си­лись ба­хи­лы, лыжи были ис­то­че­ны до пре­де­ла. (9)Ну и, ко­неч­но, на лицах за­пе­чат­ле­лось всё, что при­ш­лось ис­пы­тать. (10)Вы­рос­шие бо­ро­ды, по­ры­жев­шие носы, обожжённые мо­ро­зом, об­луп­лен­ные щёки. (11)Но они ра­до­ва­лись, как дети, шу­ти­ли, сме­я­лись. (12)И в один голос го­то­вы были ска­зать, что могли бы прой­ти ещё столь­ко же.

(13)Среди мно­же­ства писем, при­хо­див­ших в ре­дак­цию в те дни, писем с го­ря­чей под­держ­кой экс­пе­ди­ции и по­ни­ма­ни­ем её задач, был и такой во­прос: (14)«Зачем?» (15)Во­прос этот столь же ста­рый, как и вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ства. (16) Все­гда кто-то шёл по земле, об­ре­кая себя на ли­ше­ния, даже на ги­бель. (17)А кто-то, сидя в спо­кой­ном тепле у ко­ст­ра в пе­ще­ре или у те­ле­ви­зо­ра в квар­ти­ре, го­во­рил: (18)«Зачем?»

(19)Во­про­ша­ю­щих никто не пом­нит, так как они не со­вер­ши­ли ни­че­го зна­чи­мо­го для бу­ду­щих по­ко­ле­ний. (20)Тех же, кто шёл, ис­то­рия знает. (21)Уси­ли­я­ми ле­ги­о­на смель­ча­ков были от­кры­ты на Земле ма­те­ри­ки, ост­ро­ва, глу­би­ны, про­ли­вы, по­лю­са, по­ко­ре­ны горы, на­не­се­ны на карту мель­чай­шие очер­та­ния лика Земли. (22)Людям хо­чет­ся от­кры­вать не­из­ве­дан­ное, хотя это все­гда рис­ко­ван­но. (23)Че­ло­век с ко­лы­бе­ли своей ис­то­рии со­зна­тель­но рис­ко­вал своей жиз­нью, чтобы со­вер­шать от­кры­тия.

 (По В.М. Пес­ко­ву*)

*Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Пес­ков – из­вест­ный со­вет­ский жур­на­лист, пи­са­тель, фо­то­кор­ре­спон­дент, пу­те­ше­ствен­ник, те­ле­ве­ду­щий.

- Определите стиль текста, тип речи. ( Стиль речи – публицистический, тип речи – повествование с элементами рассуждения и описания).

 - Аргументируйте свою точку зрения, проанализировав языковые средства.

3. Языковой анализ текста.

1гр. – Выпишите лексические языковые особенности.

(Пред­ло­жен­ный для ана­ли­за фраг­мент от­ли­ча­ет­ся про­сто­той и до­ступ­но­стью языка, ха­рак­тер­ны­ми для пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля речи. Использована общественно-политическая лексика: «не раз до­сти­га­ли», «ис­то­рия че­ло­ве­че­ства», «не со­вер­ши­ли ни­че­го зна­чи­мо­го для бу­ду­щих по­ко­ле­ний», слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание человека: «ра­ду­ясь не­лег­ко до­став­шей­ся по­бе­де», « об­ре­кая себя на ли­ше­ния», «людям хо­чет­ся от­кры­вать не­из­ве­дан­ное», профессиональная лексика: «Се­вер­ный полюс», «ма­те­ри­ки, ост­ро­ва, глу­би­ны, про­ли­вы». В тек­сте встре­ча­ют­ся тропы, в том числе эпитеты: «по­ры­жев­шие носы», «об­луп­лен­ные щёки»; сравнения: «они ра­до­ва­лись, как дети»; метафоры: «с ко­лы­бе­ли ис­то­рии» «пе­чать до­ро­ги», контекстные антонимы: «не помнит» - «знает». Сочетаются разговорные и книжные средства: «по­здрав­ляю вас, ре­бя­та», «экс­пе­ди­ция из се­ме­рых че­ло­век под ру­ко­вод­ством Дмит­рия Шпаро в 1979 году», «во­про­ша­ю­щих» «го­ря­чая под­держ­ка»).

2гр. – Выпишите морфологические языковые особенности. («Морфологической приметой» публицистического стиля является широкая употребительность в нём формы родительного падежа (множества писем, пониманием задач, история человечества и т.п.). Употребляются существительные с суффиксами -ств, -ние, (множество, человечество, очертания, поколения, понимание), используются краткие формы страдательных причастий прошедшего времени, качественных прилагательных (открыты, источены, не отмечен, готовы). Распространёнными являются формы глаголов 3-го лица настоящего и прошедшего времени, так как основной тип речи - повествование. В тексте также присутствуют отрицательное местоимение (никто не помнит), усиливающее отрицание, неопределённое местоимение (кто-то), придающее в то же время обобщённое значение, усилительные частицы (даже, же).

3гр. – Выпишите синтаксические языковые особенности. (Синтаксис текста отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Применяются различные синтаксические приемы: необычный порядок слов (инверсия), вопросительные предложения, обращение, ряды од­но­род­ных чле­нов, парцелляция, предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненные предложения).

4. Работа с учебником.

- Основные стилевые черты и языковые особенности выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

- Что говорит нам об этом учебник? Стр.219-220, дополните информацию о ПС.

- Какие ещё жанры публицистического стиля вы можете назвать? (Отзыв, рецензия, заметка, интервью, фельетон, ораторская и судебная речь, выступление).

5. Продолжение работы с текстом.

- Что выяснить жанровую принадлежность текста, определите его тему. (Рассказ о полярной экспедиции и человеческом героизме).

- Как можно сформулировать проблему?

- Назовите основные проблемы текста.

1. Про­бле­ма риска ради по­зна­ния. (Стоит ли рис­ко­вать своей жиз­нью ради новых от­кры­тий?)

2. Про­бле­ма по­бе­ды над труд­но­стя­ми. (Спо­со­бен ли че­ло­век пре­одо­леть, ка­за­лось бы, не­пре­одо­ли­мые пре­пят­ствия на пути к цели?)

3. Про­бле­ма ис­то­ри­че­ской па­мя­ти. (Какие люди оста­ют­ся в па­мя­ти сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний?)

- Итак, определите жанр, аргументируйте. (Проблемный очерк, так как автор излагает социально значимые проблемы, делится своим мнением о них).

 - Какая проблема будет главной в тексте?

- Запишите её, введя в контекст. Работа с таблицей на ИД.

Проблема

Авторская позиция

- Найдите в тексте примеры-иллюстрации, с помощью которых можно прокомментировать эту проблему. Работа с текстом на ИД.

- Какова позиция автора? Сформулируйте и запишите.

VI. Домашнее задание.

- Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, поставленная автором?

- Письменно: свяжите проблему с авторской позицией и комментариями, сформулируйте свою точку зрения.

- Устно: подберите аргументы из публицистической, художественной литературы о людях, которые рискуя жизнью, совершили великие научные открытия.

VII. Подведение итогов урока. Оценивание.

Приём «Верные - неверные утверждения». Проверка, обсуждение результатов.

- Оцените свои знания о публицистике.

- Кто не допустил ошибок?

- Кто сначала сделал ошибки, но сумел найти их самостоятельно?

- Те, кто не сразу заметил свои ошибки, разобрались в них или у вас остались вопросы?

- Достигли ли мы цели, поставленной сегодня на уроке?

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

10

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.