Урок русского языка «Публицистический стиль. От анализа текста – к сочинению»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ
«ГИМНАЗИЯ № 1 ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА»
Урок русского языка по теме «Публицистический стиль. От анализа текста - к сочинению» в 11 классе
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Куляба Ирины Николаевны,
учителя русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина» высшей квалификационной категории
Презентация к уроку
PPT / 4.31 Мб
/data/files/o1616778022.ppt (Презентация к уроку)
Тема урока: Публицистический стиль. От анализа текста - к сочинению.
Цели урока:
- обобщить знания обучающихся о назначении, сфере использования, языковых особенностей публицистического стиля речи;
- учить применять полученные знания на практике;
- в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания для создания текста-рассуждения в формате ЕГЭ, подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.
Задачи:
образовательные
выявление качества и уровня овладения знаниями, полученными при изучении темы «Публицистический стиль речи»;
совершенствование умения находить в текстах элементы, указывающие на стиль;
совершенствование умения использовать изобразительно-выразительные средства публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
развивающие
- развитие коммуникативных навыков: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;
- развитие речевой культуры и речевого творчества;
- развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
воспитательные
воспитание интереса и уважительного отношения к родному языку;
- формирование позитивное мировоззрение, воспитывать коммуникативные способности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Методы и формы обучения: комплексное использование различных форм урока: беседа, наблюдение, языковой анализ текста, применение ИКТ (презентация, работа на интерактивной доске), индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: notebook, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, рабочие листы самоконтроля, раздаточный материал (текст В.М.Пескова), учебник по русскому языку для 10-11 классов Гольцовой Н.Г.
Ход урока
Знать в совершенстве язык –
значит владеть его стилями.
Г. Я. Солганик
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
1. Работа с эпиграфом.
- Как вы понимаете слова профессора, доктора филологических наук Григория Яковлевича Солганика? (Грамотный человек обязан знать основные функциональные стили текста и уметь отличать их друг от друга).
- Над чем необходимо работать, чтобы как можно лучше знать стилистику? (Расширять круг чтения, пополнять словарный запас, рассматривать и создавать самим тексты разных стилей речи.)
III. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания. Упр. 529.
- Тексты какого стиля речи вы создавали, выполняя домашнее задание? (1-2 человека читают свои варианты текстов, класс оценивает их с точки зрения нормы: в текстах нет экспрессивно-окрашенных языковых средств, разговорной лексики, изобразительно-выразительных средств языка. Используются юридические профессионализмы (доверенность, заявление), канцеляризмы (проживающая по адресу, прошу зарегистрировать, даю согласие, с порядком проведения ознакомлена). Деловые бумаги составлены по определенной форме, которая является общепринятой).
- Какая функция языка реализуется в процессе создания текста в этом стиле? (Сфера использования официально-делового стиля — сфера официально-деловой документации, основная функция которой — сообщение, информирование, характерная черта — точность, не допускающая иного толкования).
IV. Формулировка темы и постановка целей и задач урока.
1. Выразительное чтение текста №1+ беседа с учащимися.
Бог их знает, куда девались музы в наш фабричный век. Они попрятались по музеям, библиотекам, художественным и научным складам. Публицистика - десятая муза и единственная, которая не прячется. Она каждое утро входит к нам запросто, пьет с вами кофе и беседует оживленно о том, что делается на свете. Талантливые собратья публициста - ученые и художники - собирают разум своих познаний, но, пожалуй, только публицисту доступно свести их разнообразные откровения в общепонятный синтез. Все специальности центробежны, публицистика, подобно философии, центростремительна.
- К какому стилю речи вы бы отнесли данный отрывок? (Публицистический).
- Аргументируйте стилевую принадлежность текста, определив цель высказывания, сферу употребления. (Цель - сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей. Сфера употребления - в устной речи: выступления на митингах, собраниях, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах и журналах).
2. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.
- Какой общий корень имеют эти слова? (публика – народ, люди).
3.Формулирование темы и целей урока.
- Таким образом, что станет ключевым понятием сегодняшнего урока?
- Зачем мы возвращаемся к повторению этой темы? (Совершенствовать знания по теме «ПС»).
- А еще для какой цели? (Подготовиться к выполнению задания на ЕГЭ – проанализировать текст в публицистическом стиле и написать сочинение-рассуждение по этому тексту).
Запись темы урока «Публицистический стиль. От анализа текста-к сочинению».
4. Приём «Верные - неверные утверждения».
Утверждение |
Да |
Нет |
1.Слово публицистический обозначает «общественный», «государственный». |
|
|
2.Официальность, точность – характерные черты публицистического стиля. |
|
|
3. Интерес к общему «роднит » публицистику с научным стилем. |
|
|
4. Стандартные сочетания слов сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. |
|
|
5. Характерная черта текстов публицистического стиля- доходчивость. |
|
|
6. Жанры публицистического стиля: роман, повесть, рассказ, басня, сказка |
|
|
7. Очерк-жанр, свойственный публицистическому стилю, краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых. |
|
|
8. Публицистический стиль-это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного. |
|
|
V. Работа по теме урока.
1.Организация наблюдения над текстом №1.
- О каких особенностях публицистического стиля речи говорит Михаил Меньшиков русский публицист, общественный деятель начала 20 века? Прокомментируйте ответы примерами из текста. (Призывность, актуальность, логичность, доходчивость, образность).
2. Работа с текстом № 2.
- Достаточно ли, чтобы понять, в каком стиле написан текст, знать цель высказывания, сферу употребления, характерные черты? (Нет, текст создаётся при помощи языковых средств).
-У вас на столах вы видите текст Василия Михайловича Пескова, известного советского журналиста, фотокорреспондента, путешественника, телеведущего. По словам писателя, он объехал многие страны, смог увидеть красоту природы различных мест, однако всегда испытывал жажду к познанию неизвестного.
(1)– Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – эти слова сказал начальник полярной экспедиции Дмитрий Шпаро. (2)Несколько секунд друзья ещё стояли, пошатываясь, плотно прижавшись друг к другу. (3)И вдруг они кинулись обниматься, поздравлять друг друга, радуясь нелегко доставшейся победе. (4)Северный полюс столбиком не отмечен, на нём ничего нет, кроме льда и снега. (5)Этой точки Земли не раз достигали на собачьих упряжках, на мотосанях, дирижабле, на самолётах, на ней всплывали подводные лодки, сюда дошёл отечественный ледокол «Арктика», а после него ещё более шестидесяти ледоколов из разных стран. (6)А вот пешим ходом на лыжах полюса впервые достигла экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году. (7)Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке. (8) Палатка выцвела, до дыр износились бахилы, лыжи были источены до предела. (9)Ну и, конечно, на лицах запечатлелось всё, что пришлось испытать. (10)Выросшие бороды, порыжевшие носы, обожжённые морозом, облупленные щёки. (11)Но они радовались, как дети, шутили, смеялись. (12)И в один голос готовы были сказать, что могли бы пройти ещё столько же.
(13)Среди множества писем, приходивших в редакцию в те дни, писем с горячей поддержкой экспедиции и пониманием её задач, был и такой вопрос: (14)«Зачем?» (15)Вопрос этот столь же старый, как и вся история человечества. (16) Всегда кто-то шёл по земле, обрекая себя на лишения, даже на гибель. (17)А кто-то, сидя в спокойном тепле у костра в пещере или у телевизора в квартире, говорил: (18)«Зачем?»
(19)Вопрошающих никто не помнит, так как они не совершили ничего значимого для будущих поколений. (20)Тех же, кто шёл, история знает. (21)Усилиями легиона смельчаков были открыты на Земле материки, острова, глубины, проливы, полюса, покорены горы, нанесены на карту мельчайшие очертания лика Земли. (22)Людям хочется открывать неизведанное, хотя это всегда рискованно. (23)Человек с колыбели своей истории сознательно рисковал своей жизнью, чтобы совершать открытия.
(По В.М. Пескову*)
*Василий Михайлович Песков – известный советский журналист, писатель, фотокорреспондент, путешественник, телеведущий.
- Определите стиль текста, тип речи. ( Стиль речи – публицистический, тип речи – повествование с элементами рассуждения и описания).
- Аргументируйте свою точку зрения, проанализировав языковые средства.
3. Языковой анализ текста.
1гр. – Выпишите лексические языковые особенности.
(Предложенный для анализа фрагмент отличается простотой и доступностью языка, характерными для публицистического стиля речи. Использована общественно-политическая лексика: «не раз достигали», «история человечества», «не совершили ничего значимого для будущих поколений», слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание человека: «радуясь нелегко доставшейся победе», « обрекая себя на лишения», «людям хочется открывать неизведанное», профессиональная лексика: «Северный полюс», «материки, острова, глубины, проливы». В тексте встречаются тропы, в том числе эпитеты: «порыжевшие носы», «облупленные щёки»; сравнения: «они радовались, как дети»; метафоры: «с колыбели истории» «печать дороги», контекстные антонимы: «не помнит» - «знает». Сочетаются разговорные и книжные средства: «поздравляю вас, ребята», «экспедиция из семерых человек под руководством Дмитрия Шпаро в 1979 году», «вопрошающих» «горячая поддержка»).
2гр. – Выпишите морфологические языковые особенности. («Морфологической приметой» публицистического стиля является широкая употребительность в нём формы родительного падежа (множества писем, пониманием задач, история человечества и т.п.). Употребляются существительные с суффиксами -ств, -ние, (множество, человечество, очертания, поколения, понимание), используются краткие формы страдательных причастий прошедшего времени, качественных прилагательных (открыты, источены, не отмечен, готовы). Распространёнными являются формы глаголов 3-го лица настоящего и прошедшего времени, так как основной тип речи - повествование. В тексте также присутствуют отрицательное местоимение (никто не помнит), усиливающее отрицание, неопределённое местоимение (кто-то), придающее в то же время обобщённое значение, усилительные частицы (даже, же).
3гр. – Выпишите синтаксические языковые особенности. (Синтаксис текста отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Применяются различные синтаксические приемы: необычный порядок слов (инверсия), вопросительные предложения, обращение, ряды однородных членов, парцелляция, предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненные предложения).
4. Работа с учебником.
- Основные стилевые черты и языковые особенности выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
- Что говорит нам об этом учебник? Стр.219-220, дополните информацию о ПС.
- Какие ещё жанры публицистического стиля вы можете назвать? (Отзыв, рецензия, заметка, интервью, фельетон, ораторская и судебная речь, выступление).
5. Продолжение работы с текстом.
- Что выяснить жанровую принадлежность текста, определите его тему. (Рассказ о полярной экспедиции и человеческом героизме).
- Как можно сформулировать проблему?
- Назовите основные проблемы текста.
1. Проблема риска ради познания. (Стоит ли рисковать своей жизнью ради новых открытий?)
2. Проблема победы над трудностями. (Способен ли человек преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия на пути к цели?)
3. Проблема исторической памяти. (Какие люди остаются в памяти следующих поколений?)
- Итак, определите жанр, аргументируйте. (Проблемный очерк, так как автор излагает социально значимые проблемы, делится своим мнением о них).
- Какая проблема будет главной в тексте?
- Запишите её, введя в контекст. Работа с таблицей на ИД.
Проблема |
Авторская позиция |
- Найдите в тексте примеры-иллюстрации, с помощью которых можно прокомментировать эту проблему. Работа с текстом на ИД.
- Какова позиция автора? Сформулируйте и запишите.
VI. Домашнее задание.
- Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, поставленная автором?
- Письменно: свяжите проблему с авторской позицией и комментариями, сформулируйте свою точку зрения.
- Устно: подберите аргументы из публицистической, художественной литературы о людях, которые рискуя жизнью, совершили великие научные открытия.
VII. Подведение итогов урока. Оценивание.
Приём «Верные - неверные утверждения». Проверка, обсуждение результатов.
- Оцените свои знания о публицистике.
- Кто не допустил ошибок?
- Кто сначала сделал ошибки, но сумел найти их самостоятельно?
- Те, кто не сразу заметил свои ошибки, разобрались в них или у вас остались вопросы?
- Достигли ли мы цели, поставленной сегодня на уроке?
10