Внеклассное мероприятие «Наш великий и могучий русский язык»
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) |
Смирнова Нина Петровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
Красноперекопская общеобразовательная школа I-III ступеней №4 Крымской области |
Название материала |
Викторина по русскому языку в начальной школе |
Класс (возраст) |
1 класс |
Учебный предмет |
Внеклассное мероприятие по русскому языку |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Данный ресурс можно использовать в любом УМК для начальной школы |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
Текстовый документ |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) |
При организации работы можно использовать проектор и экран |
Цели, задачи материала |
Привитие любви к великому русскому языку, Формирование интереса к нему как к учебному предмету, Повышение общей языковой культуры |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора. |
Данная работа включает в себя задания для обучающихся 1 класса (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку можно использовать при организации предметной недели русского языка в начальной школе. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся. |
Список использованной литературы.
|
Используемая литература: 1. Я иду на урок в начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры) 2. Аверьянова И. В. Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе 3. Статьи из интернета. |
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
На доске – эпиграф
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Константин Дмитриевич Бальмонт
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход викторины
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют три команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.(дети распределяются на три команды: желтые, синие, красные и болельщики)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Игра «Кто больше?». Нужно придумать слова, в которых звук (а) в начале слова.
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Из чего состоит письменная речь?(из предложений)
2. Из чего складываются предложения?(из слов)
3. Звуки видят или слышат? (слышат)
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)
5. Сколько букв в русском алфавите? (33)
6. Сколько согласных букв? (21)
7. Сколько гласных букв? (10)
8. Первый звук в слове Яблоко? (й)
9. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.(кость)
10. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.(март, август)
11. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?(2)
12. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены? (Рыбак поймал щуку и леща)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
1 кл.
Из предложенных слогов составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
Игра «Вертолина» (для всех )
Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.
Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.
(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)
5. Игра «Найди лишнее»
Будьте внимательнее! Есть лишние слова (ударение на 1 или 2 слог)
Имя луна
Мама налим
Лимон номер
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
6. «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Век живи, век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе час.
Игра с болельщиками
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)
Вопросы для болельщиков
Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
Придумайте имя девочки, в котором три слога.
Имя мальчика, в котором на один слог меньше.
Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.
Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
- Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
- Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
- Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
8. Конкурс «Отгадай ребусы»
9.Игра анаграммы Колос- Исток- Сон- Сила- Атлас- Товар- 10. Заключение
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.
СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт.
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.