Статья на тему «К вопросу о развитии способностей ребёнка»

1
0
Материал опубликован 19 October 2019

Главная задача учителя максимально развить способности детей. Для решения этой непростой задачи учителю надо постоянно углублять свои знания, много читать, анализировать, делать выводы, применять полученные знания на практике. Особые трудности вызывают проблемы, связанные с развитием одаренных детей. Над этой научно-методической проблемой учитель работает не первый год. На начальном этапе, было изучено большое количество теоретического материала. Анализируя свой опыт работы с детьми на протяжении последних трех лет, опыт коллег, в том числе и из других школ и регионов, знакомясь с мнениями ученных по проблеме воспитания одаренных детей, становится очевидным, что для решения этой задачи необходим комплексный подход.

Общепринято, что все дети обладают способностями, и школа должна помочь каждому ребенку реализовать их. В связи с этим возникает ряд вопросов. Первый вопрос, о каких способностях, все-таки, идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют четыре категории способностей: интеллектуальные, творческие, академические и узкоспециальные, причем все эти способности могут быть развиты у ребенка в разной степени. В свое время, когда учащиеся моего класса учились в средних классах, мы проводили диагностику их способностей. Сравнительный анализ результатов этой диагностики с результатами, которые дети достигли к концу школы, показал следующее. Ребятам, у которых был высокий уровень интеллектуальных и академических способностей, но уровень развития творческих способностей был средним, в старших классах учиться стало сложнее. В то время как, ребята со средним уровнем интеллектуальных и академических способностей, но высоким уровнем креативности, делали значительный рывок в учебе. Ребята, которые обладали высокими интеллектуальными способностями, но средними творческими и академическими способностями, не смогли реализовать своих интеллектуальных способностей в полной мере. К сожалению, подобное диагностирование в школах не носит системный характер, оно, как правило, инициируется классным руководителем. Более того, полученные диагностические результаты не всегда правильно интерпретируются. Для того чтобы ребенок смог достичь самых высоких результатов, надо понять в чем конкретно мы должны ему помочь, какие именно условия для его гармоничного развития мы должны создать. Первая задача - разработать инструментарий для наиболее полной диагностики особенностей ребенка. Конечно, учитель не в состоянии выполнить эту работу самостоятельно без участия опытного психолога, но, тем не менее, учитель должен быть достаточно просвещен в этих вопросах.

Второй вопрос, как создать оптимальные условия развития для каждого ребенка. Главная проблема, или лучше сказать противоречие, в том, что количество детей с низким и средним уровнем способностей гораздо больше. Мы всегда даём возможность слабому ученику достичь среднего уровня, ученику со средними способностями развить их до более высокого. Соответственно ученикам, которые справляются с учебными заданиями самостоятельно, мы уделяем меньше внимания, что, конечно же, не способствует их развитию. Некоторые психологи предлагают ориентироваться на уроке только на нужды сильных учеников, якобы ученики со слабыми и средними способностями, все равно, усвоят посильную для них часть материала. Этот подход абсолютно неприемлем в силу его не гуманности. Значит, учитель должен найти дополнительные формы работы с одаренными детьми вне урока. Следующая задача - создание условий для развития способностей одарённых детей, выбор форм и методов работы с ними.

Третий вопрос, что еще необходимо учесть при создании целостной научно-методической системы развития одаренных детей. В последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокий уровень творческих способностей, как считалось ранее, а мотивацию. Приведу в пример концепцию человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); творческих способностей и настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу). Опыт, полученный в ходе подготовки детей к участию в олимпиадах разного уровня, подтверждает это. Конечный успех всецело зависит от мотивов, которые двигают ребенком.

Большинство современных психологов выделяют одни и те же группы мотивов. В частности они утверждают, что основной побуждающий фактор связан, во-первых, с содержанием учения, когда ребенку интересно проникать в суть явлений, во-вторых, с тем как организован и оснащен процесс учения. Следующая группа мотивов – это мотивы ответственности перед классом, учителем, родителями, а также мотивы собственного престижа. Также, нередко мотивом может быть страх собственной неудачи или страх быть наказанным. Практически все эти группы мотивов присутствуют в учебной деятельности ребенка. И здесь важно говорить об их иерархии, т.е. о том, какие мотивы являются ведущими, а какие второстепенными. С точки зрения развития способностей необходимо, чтобы мотивы, связанные с содержанием учения доминировали. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы между учителем и ребенком сложились доверительные партнерские отношения. Во-вторых, учитель должен постоянно углублять свои знания по предмету. Он должен сам быть увлечен содержанием, потому что увлечь содержанием может только тот, кто сам увлечен. Не менее важно и пробуждение интереса к самому процессу учения. Здесь от учителя требуется немалая изобретательность и мастерство. Немаловажно, какую позицию занимают родители. Именно позиция родителей во многом определяет мотивы ребенка. Немало родителей сами того не понимая ориентируют ребенка не на познавательный интерес, который так свойственен природе детей, а на награду в виде оценки. Поэтому, очень важно проводить просветительскую работу среди родителей.

Итак, для успешной реализации программы развития одаренных детей необходимо установить личный контакт с ребенком, уметь диагностировать уровень развития всех его способностей, составлять индивидуальные образовательные маршруты, мотивировать ребенка интересом к познанию, воспитывать в нем трудолюбие и настойчивость в решении поставленных задач, координировать свою работу с родителями ребенка.

Процесс проектирования программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей включает в себя несколько этапов: теоретический, диагностический, проектировочный, практический, рефлексивно – диагностический.

На сегодняшний день была проведена диагностика позитивного отношения к учению, видов мотивации, уровня интеллектуальных, академических, творческих способностей, уровня волевой регуляции учащихся 2-ых классов. На основе полученных данных была определена экспериментальная группа детей с наиболее высокими показателями. Также был проведен ряд встреч с родителями всех 2-ых классов. Целью этих встреч было определить уровень позитивного отношения самих родителей к учению, их видение желаемых результатов для детей. Разработка программы находится на стадии проектирования.

Практическая реализация программы планируется в следующем учебном году. Одновременно будет проводиться текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях предусмотрена текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

Завершающий этап реализации программы планируется на 2020 год, когда дети перейдут в основную школу. Будет проведена итоговая диагностика, анализ результатов. На основе полученных данных должны быть сформулированы предложения по проектированию программы перехода на следующую ступень развития.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.