Статья на тему «Духовно-нравственное развитие ребёнка»
Духовно-нравственное воспитание ребенка.
Учитель русского языка и литературы
Кудельникова Виктория Викторовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико - методологические аспекты семейного православного воспитания.
-
Семейная культура и нравственное развитие личности ребёнка в контексте православного воспитания.
Духовно-нравственный потенциал семейных традиций и ценностей в рамках православного воспитания.
ГЛАВА 2. Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в формировании духовно-нравственных качеств личности.
2.1. Программа педагогического сопровождения семьи как условие системного подхода духовно-нравственного воспитания.
2.2. Проект «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа.
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. "В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи".
Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания - утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи - духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.
Проблема духовно-нравственного развития личности, являясь актуальной для общества в целом, особенно значима для семейных отношений и образовательной среды. Возникает необходимость глубже исследовать процесс развития духовности.
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада. Актуальность идей православного семейного воспитания определяется несколькими положениями. Во-первых, в России семья является непреходящей ценностью, не только социальной, но и «духовной ячейкой» общества. Во-вторых, необходима разработка условий эффективного духовно-нравственного воспитания детей в семье. Исторический подход позволяет обеспечить более полное понимание путей и способов решения проблемы. В-третьих, если конфессиональная воспитательная система является одной из разновидностей педагогических систем, то исследование особенностей православного семейного воспитания в России и изучение современных тенденций позволит оптимизировать ведущие направления нравственного становления детей. Обращение к идеям и опыту воспитания нравственности необходимо для гуманизации отношений в обществе. Христианское учение, имеющее гуманистическую направленность, не противоречит современным духовно-нравственным потребностям общества. Несмотря на значимость, проблемы православного семейного воспитания остаются недостаточно разработанными.
Возникают противоречия:
между актуальностью знаний о православном семейном воспитании и его роли в системе духовно-нравственного развития ребёнка и недостаточным уровнем подготовки педагога к использованию семейных православных традиций в практике организации воспитательного процесса;
между потребностью родителей в воспитании детей на основе лучших семейных православных традиций и отсутствием опыта реализации идей православного воспитания в современных условиях;
между потребностью системного подхода к организации процесса духовно-нравственного воспитания детей и недостаточным уровнем сотрудничества школы и семьи.
Противоречия определили проблему исследования: каковы современные подходы к организации семейного православного воспитания и условия педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного развития личности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: изучить теоретические основы семейного православного воспитания и определить условия педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного развития личности.
Вопросами изучения духовно-нравственного становления человека в разное время занимались многие исследователи. К ним относятся религиозные философы – славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков), которые отстаивали мнение о том, что воспитание, основанное на православных традициях, есть наиболее ценное и истинное воспитание. Именно православная педагогика, по мнению С.А. Рачинского, К.П. Победоносного, К.Д. Ушинского, отвечает запросам общества, менталитету и вере русского человека. Религиозные философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский предупреждали, что утрата религиозности и духовно-нравственных ориентаций в жизни ведёт к деградации человека. Поддержка православных идей в воспитании была выражена С.Н.Булгаковым, В.В. Зеньковским, П.А. Флоренским, С.Л. Франком. По их оценке, православное воспитание занимает особое место в духовной эволюции человечества.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды отечественных и зарубежных учёных, исследующих семейное православное воспитание как основное условие духовно-нравственного становления личности.
Объект исследования – духовно-нравственное становление личности в условиях семейного православного воспитания.
Предмет исследования – организационно - педагогические условия сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного развития личности.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и определить содержание семейного православного воспитания;
рассмотреть потенциал семейных традиций и ценностей в рамках православного воспитания;
определить условия, обеспечивающие системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
разработать программу педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, формы и методы сотрудничества школы и семьи.
В исследовании были использованы следующие методы: изучение нормативно-правовых документов и педагогических источников по проблеме исследования, программирование, проектирование, сравнительный анализ.
База исследования – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» города Смоленска ( МБОУ «СШ №2»)
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты семейного православного воспитания.
-
Семейная культура и нравственное развитие личности ребенка в контексте православного воспитания.
В жизни человека есть особый период, называемый детством. Детство – это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как душевные, так и телесные, происходит процесс познания окружающего мира, образуются навыки и привычки. В детстве закладываются основы нравственного здоровья человека. От того, каким откроется ребенку мир, будет зависеть и его духовный рост. В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Семейное общение, семейная культура создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии личности ребёнка является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон. Для благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции – всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как « традиционный семейный уклад» и «фактор слова» в контексте особенности межпоколенного общения.
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в традиционной российской семье исторически основывается на традиционных формах православного семейного уклада:
- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи;
- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи;
- особо ответственном и любовном отношении к воспитанию младенца (долгое грудное вскармливание, пестование);
- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок;
- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам;
- общей семейной трапезе;
- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного;
- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.
Одним словом, традиционный семейный уклад в рамках православного воспитания включает в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
3.отношения;
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
5. распорядок дня, недели, года. В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.Восстановление традиционного православного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания.
Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру. Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. О негативном влиянии таких слов знали ещё в древности: «Устами нечестивых разрушаются города» (Книга Притч Соломона 11:11).1 Что это, преувеличение премудрого Соломона или подлинная и глубокая истина? Это истина, которая заключается в огромной силе человеческого слова. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла, к тому же духовная энергия никогда не исчезает бесследно, она распространяется повсюду и действует на всех. Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других»2. Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить.
Не меньшее значение для душевного состояния ребёнка имеют образы, которые будят в его подсознании услышанные слова. А образы – это тот компас, который определяет общую линию поведения человека, его ценностные ориентации. В связи с этим бесспорна истина, что дурные слова разрушают добрые нравы детей.
Семья в своей сущности содержит созидательный потенциал, и всё, что оказывает негативное воздействие на неё – противоестественно. Оно подтачивает устои семьи, нивелирует семейные ценности, деформирует и разрушает духовную природу детей.
Семейная культура отношений – это передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. В.О. Ключевский провидчески заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова. Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией»3. Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это – живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению. В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей. В семье, где бабушки и дедушки не пассивные наблюдатели, а активные воспитатели своих внуков, представлены разнообразные стили общения, педагогические воззрения, ценностные основания, создается богатый нравственно развивающий потенциал, определяющий формирование личности ребёнка. Таким образом, семейное православное воспитание основывается на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших. Важнейшим нравственным основанием семейной культуры является почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывается с малолетства и укрепляется самим строем религиозной и социальной жизни. Можно выделить следующие аспекты, характерные для семейной культуры и нравственного развития личности ребёнка в православном воспитании:
- любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;
- ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций;
- общую для членов семьи духовную цель служения ближним, обществу, Отечеству;
- признание супругами семьи и детей подлинными духовными ценностями;
- желание супругов укреплять семью и стремление воспитать гармонично развитых детей;
- признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом интересов, роли и места всех ее членов;
- взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,
- совместное духовное возрастание всех членов семьи.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что семейная культура и нравственное развитие личности ребёнка в контексте православного воспитания основываются на следующих важных аспектах : уклад семейных отношений, нравственный стержень, традиции, ценности, культура речи, культура поведения и во многом зависят от выстроенной системы взаимоотношений со старшим поколением.
2.2. Духовно-нравственный потенциал семейных традиций и ценностей в рамках православного воспитания.
Небольшой экскурс в историю православного воспитания позволяет сделать вывод, что данный процесс не отделялся от самой жизни. Давая общие советы, святые отцы призывали к естественному воспитанию, основанному на подражательности детей образу жизни родителей. Педагогические произведения направлены чаще всего на призывы к добродетельности старших и напоминания о родительском долге. Целенаправленной разработкой вопросов системы православного семейного воспитания стали заниматься ученые и мыслители начала XX века в России, а продолжали работать в большинстве в эмиграции. Однако, все равно, православная педагогика не дает готовых рецептов, а только намечает пути и принципы построения воспитательной системы. «Христианство требует от нас единомыслия относительно основной цели жизни, а вовсе не относительно средств и способов ее осуществления. Бог есть любовь, а потому любовь должна осуществляться во всех человеческих делах. Вот цель, в стремлении к которой мы должны быть единомысленны, но в вопросе о средствах ... не существует каких-либо обязательных рецептов», - утверждает Е.Н. Трубецкой [171, с. 209]4. Историю православного образования рассматривали Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И; Латышина, Л.Н. Модзалевский, арх. Амфилохий Радович, Г. Флоровский и др. Анализ исследований ученых и дореволюционной литературы позволяет говорить об определенных характерных чертах православного воспитания прежних веков. Чаще всего родители пользовались принципами педагогики, выведенными из Ветхого Завета. «Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» [Сир.ЗО, 9-Ю] [20. с. 664]5. Воспитательный подход к детям в этом случае был полностью авторитарным. Родители, особенно отец как глава семьи, добивались повиновения своим требованиям. Через внушаемое почтение и развиваемый с пеленок страх перед последствиями непослушания (как мистическими, так и физическими), ребенок приучался к дисциплине ценой отказа от собственной воли. «Полагай пределы прихотям дитяти, обуздывай стремления его воли, приучай ... к нужде, терпению, и ты разовьешь нравственную силу, которая состоит в самообладании ... », - учит игумен Вонифатий [164, с. 72-73]6. «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» [Сир.З0, 8] [20, с. 664]7. Кроме того, ребенок привыкал к мысли, что «воля родителей, что воля Божия, лицо их - лицо Божие»8. Воспитание смирения и кротости в послушании авторитету было одним из обязательных условий подхода к ребенку. «Приучайте ваших детей повиноваться вам ради Бога. Подавляйте с самых ранних лет в них своеволие ... Требуйте от них самого скорого и точного послушания: приучайте их исполнять вашу волю по первому же вашему слову. Строго настаивайте всегда на исполнении того, что вы раз приказали или запретили», - писал С.С. в 1903 году [237, с. 335]9. Подчинение высшему авторитету, умение с терпением и смирением повелеваться приказаниям могли привести к двум последствиям. Первое: развитие внутренней свободы. Усмирение страстей, подчинение эгоизма целям, умение заставить себя силой воли исполнять данные законы, вслушивание в чужие, но более разумные приказания, понимание собственного несовершенства и следование за идеалом (родители воспринимаются Богом данные наставники) - те добродетели, которые развиваются при полном послушании авторитету, ведущие к обретению духовной свободы, как цели жизни. Уроки, преподаваемые детям такими методами, смогут привести к стойкой привычке вести богоугодную жизнь, исходя из требований духовного начала при подчинении физического. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» [Книга Притчей Соломоновых 22, 6] [20, с. 611]10. Следование чужой воле может привести к тому, что даже абсурдные приказы должны быть исполнены в покорности. Это может привести и ко второму противоположному последствию: полному слабоволию и неумению пользоваться свободой. Привычка быть ведомым при взрослении перерастает в неспособность к собственным решениям и несению ответственности за свое поведение. Отсутствие мнения и твердых, внутренне принятых установок ведет к возможности бездумного послушания вышестоящему лицу. Любая данная свобода выбора с последующей ответственностью тяготит человека, он согласен на все, чтобы вновь попасть в среду течения «по воле волн». Об этой особенности человека, привыкшего руководствоваться не своими умом и совестью, а чужими, о возможных последствиях пишет Ф.М. Достоевский в «Великом инквизиторе»11. Таким образом, следует подчеркнуть, что авторитарное воспитание, достаточно распространенное в современных православных семьях, основанное на беспрекословном подчинении иерархично высшему лицу, будет способствовать нравственному развитию при условии становления ребенка как субъекта бытия на основе внутренней свободы.
Воспитать ребёнка правильно - самое важное дело в жизни любого родителя. Главным секретом правильного воспитания ребенка является пример его собственных родителей. Разве станет ребенок ходить в церковь, чтить традиции, вести праведный образ жизни, если отец и мать не делают этого? Конечно, нет! Ребенок, в большинстве случаев, повторяет ту модель поведения, которую ему демонстрировали отец и мать. Красной строкой в Библии и церковных проповедях проходит идея о важности семьи. Ведь семья – это ячейка большого общества, в котором люди учатся уважать и слышать желания других людей, учатся любить, быть терпеливыми. Поэтому именно с крепкой, дружной и любящей семьи начинается здоровое общество.
Семья, семейные традиции и ценности – это понятия, которые не могут существовать отдельно. Семейные ценности, традиции потеряют своё значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые могут сохранить её целостность и духовное здоровье. Что же такое семейные ценности и традиции в рамках православного воспитания? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно.
Система семейных ценностей является основным средством воспитания нравственности. Важными элементами системы являются ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как:
- чувство значимости, необходимости, уважения. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят, в нем нуждаются, его уважают.
-Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.
- Честность образует глубокую связь между членами семьи.
-Умение прощать. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обид.
- Быть щедрым на внимание, любовь, время, общение, на материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.
-Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз.
-Ответственность. Чувство ответственности не требует напоминаний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
- Любовь - это тепло, нежность, радость. Основу семейных отношений составляет любовь. Немецкий социолог, философ Эрих Фромм обозначил любовь как вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех гуманистических религиях и философских системах истории12. Существуя в обществе, человек постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами. Семейный союз невозможен без любви и уважения, доверия и взаимопонимания, честности и искренности. Вера в Бога, верность, брак, святость материнства, продолжение рода, взаимопомощь, доброта и понимание являются основополагающими семейными ценностями. Но, к сожалению, на сегодняшний день, они испытывают серьёзное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества. Так, по результатам опроса старшеклассников семейные ценности стоят далеко не на первом месте. Опрошенные на первое место ставят карьеру, образование, отношения с друзьями и родителями. Такая ситуация происходит из-за информационного дефицита, из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса. Дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие жизни на второй план. А это грозит настоящей катастрофой полноценному человеческому обществу. Семейные ценности - это то, что мы должны сохранить, это основа духовно-нравственного развития личности.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, ценности, привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить подарки. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи. При этом они творят уникальный мир своего дома, прекрасно понимая, что соблюдение традиций – это путь к объединению всей семьи. Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. По мнению русского философа И.А. Ильина смысл, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях"13. И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается"14:
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
-неподдельное сочувствие всему страдающему;
-действенная любовь к ближним;
-мужество национального героя;
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью;
-непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает".
Интересно сравнить и убедиться в их созвучии перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:
-религиозные воспоминания детства,
-влияние природы,
влияние художественной литературы,
-встречи с действительно религиозными людьми,
- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы15.
Семейные традиции задают и сохраняют основные семейные ценности. В православном воспитании родители смотрят на детей, как на дар Божий, а дети с почтением относятся к своим родителям. Истинная система воспитания должна опираться на православные духовные ценности.
Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания. Начинать воспитывать ребёнка надо с самого раннего возраста, когда он ещё в утробе, и это не столько воспитание ребёнка, сколько воспитание родителями себя, мы не воспитаем ребёнка. Родителям необходимо самим избегать духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. Родитель сам растёт, живёт, развивается. В 1905 г. была опубликована работа «Христианское воспитание детей»16. В ней говорилось, что только в самом юном возрасте дети легко поддаются учению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатываются все наши дурные примеры и благочестивые слова, сказанные нами. Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Священного Писания. По слову святителя Тихона Задонского: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую»17.
Таким образом, задача родителей, школы наполнить мировоззрение детей нравственным содержанием путём возрождения семейных традиций и ценностей в контексте православного воспитания. «Если хотите в жизни вашей благополучия, то нужно согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим», говорил преподобный Амвросий Оптинский18. С самого раннего возраста ребёнок должен осознать, что существуют определённые законы, и чем раньше это поймёт ребёнок, тем легче будет его дальнейшее воспитание. По христианскому учению, самое главное – чтобы жизнь человека была богоугодной, что является целью православного воспитания, основу которого составляет передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В.О. Ключевский провидчески заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова19
Глава 2. Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания
2.1. Программа педагогического сопровождения семьи как условие системного подхода духовно-нравственного воспитания.
Сегодня, когда возродился интерес к воспитанию и растёт понимание его роли в современной ситуации развития общества, уже недостаточно говорить о необходимости центрации воспитательного процесса на личности ребёнка. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Таким механизмом является воспитательная система и воспитательное пространство. Педагогическое сопровождение семьи – одно из главных условий системного подхода к решению проблемы духовно-нравственного воспитания. Цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи:
- содействие повышению уровня педагогической компетентности и развитию педагогической и духовной культуры родителей;
-выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания для создания оптимальных условий развития личности ребенка.
Необходимость реализации Программы педагогического сопровождения «Школа и семья» обусловлена, прежде всего, отсутствием взаимодействия и тесного сотрудничества по вопросу формирования духовно-нравственных качеств личности между семьей и образовательным учреждением. О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют данные опроса «Семья и школа», которое было проведено в нашем образовательном учреждении. Участниками данного опроса являлись родители, классные руководители, социально-психологическая служба. Опрошенным были предложены вопросы, включающие проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семьи и школы в воспитании детей. В результате опроса, обозначены следующие проблемы:
- - отсутствие у родителей или наличие искаженных знаний о законах духовной жизни, закономерностях духовно-нравственного становления личности, традициях православного семейного воспитания;
- неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь, в выборе форм, методов в духовно-нравственном воспитании современных детей;
- различия во взглядах между родителями, педагогами участниками на процесс воспитания в области духовно-нравственного становления личности ребёнка;
- ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей.
Программа педагогического сопровождения «Школа и семья» содействует формированию у педагогов системного видения процесса духовно-нравственного воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики работы с семьями учащихся.
Целью программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является создание условий для возрождения лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.
Основу Программы составляют следующие принципы: возрастной и индивидуальный подход в воспитании, системность, интерактивность, приоритет ведущих ценностных ориентации.
Программа реализуется в три этапа: подготовительный (просветительский), основной (организация совместной деятельности школы и семьи), аналитико-обобщающий.
Содержательное направление Программы включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания. Социально-педагогическое направление предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
а) семьям, переживающим разные периоды развития:
-семьям детей-дошкольников;
-семьям детей младшего школьного возраста;
-семьям детей средней возрастной категории ( подросткам);
-семьям детей старшей возрастной категории.
б) Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
-многодетным;
-малоимущим;
-неполным;
-имеющим детей-инвалидов.
в) Неблагополучным семьям детей «группы риска», асоциальным семьям.
Срок реализации Программы 3 года. Участниками Программы являются родители, учащиеся, классные руководители, социально-психологическая служба школы.
В основе реализации Программы лежит механизм взаимодействия детей, родителей, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога. Первая составляющая такого взаимодействия– информационное педагогическое обеспечение родителей, т.е. реализация функции педагогического просвещения, а также корректирование семейного воспитания. Вторая составная часть такого взаимодействия - привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Третья составная часть взаимодействия педагога и родителей - практическая совместная работа детей, родителей, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога в урочной и внеурочной деятельности, используя следующие формы работы: педагогическая творческая мастерская, мастерская общения, деловые игры, аукционы, тематические занятия с элементами тренинга, семейные праздники, акции, проекты, соревнования, часы общения, тематические вечера, мероприятия, посвящённые праздничным датам русского православного календаря.
Ожидаемый результат по итогам реализации Программы:
1. возрождение традиций семейного православного воспитания, улучшение микроклимата в семье;
2. повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношениях с ребенком;
3. уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
4. активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
В целях методического обеспечения содержания воспитательной деятельности в духовно-нравственном становлении обучающихся Программа способствует:
- обобщению и распространению опыта педагогической работы по организации целостности духовно-нравственного становления личности;
- укреплению сотрудничества ОУ с общественными организациями в вопросах семейного православного воспитания на основе заключения договоров, разработки планов совместной деятельности;
- активизация различных форм работы с родителями и обучающимися через урочную, внеурочную деятельность и др.;
- реализации главного принципа духовно-нравственного воспитания - культуросообразности, который является ведущим в определении содержания и методов воспитания.
Глава 2.2. Проект «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа»
Чтобы школа развивалась, совершенствовалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые являются сегодня опорой благополучия всех школьных начинаний. В результате предварительного анализа было выявлено следующее: недооценка активности родителей по отношению к школе со стороны самих педагогов. Многие родители готовы к сотрудничеству в разной степени и в разных формах. В то же время недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания детей. Поэтому приобретает первостепенное значение организация целенаправленного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Реализация проекта «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа» позволит систематизировать накопленный материал по взаимодействию с семьёй и на основании опыта работы создать механизм этого взаимодействия.
Участниками проекта являются: администрация школы, социально психологическая служба, библиотечная служба, классные руководители, учащиеся начальной школы, родители учащихся. Проблемное поле проекта: содействие формированию социально и личностно значимых компетенций духовно-нравственной направленности, сохранению и укреплению традиций и ценностей семьи и достижение взаимодействия между субъектами образовательного пространства.
Целью проекта является создание условий для развития личностно и социально значимых качеств личности, формирования духовно – нравственных качеств и приобщения детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
- повысить компетентность педагогов, родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся;
-разработать систему мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств личности;
-определить формы, методы и содержание совместной деятельности участников проекта.
Проект рассчитан на один год и реализуется в три этапа. Первый этап – подготовительно-презентационный, второй этап – практический, третий этап – обобщающий.
Предполагаемый результат:
- формирование у младших школьника ценностного отношения к семейным традициям и ценностям;
-организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей в рамках образовательной среды;
-создание формотеки совместных дел «Нравственная культура семьи»
Управление реализацией проекта должно отвечать следующим требованиям:
-обеспечение соответствия цели и результатов проекта общим целям школы;
-разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;
-создание условий для совместной деятельности участников образовательного пространства;
-обеспечение своевременного контроля участников контроля за ходом реализации проекта.
Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с Программой мониторинга эффективности воспитательного процесса, основными инструментами которого являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, анализ результатов исследовательской деятельности, анализ воспитательных мероприятий.
Управление реализацией проекта предполагает:
-оказание влияния на поведение и действия участников проекта, корректировка их деятельности, направленной на достижение целей;
- организация системы мероприятий по конструированию содержания и форм воспитательной деятельности, обучению участников проекта современным приёмам и методам формирования духовно-нравственных качеств личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования можно выделить ряд важных аспектов в контексте семейного православного воспитания в качестве условия духовно-нравственного становления личности. Основу сущности содержания семейного православного воспитания составляют следующие компоненты: уважительное отношение к старшим, взаимоотношения представителей разных поколений, отношение к браку как священному союзу, уклад семейных отношений, нравственный стержень, традиции, ценности, культура речи, культура поведения. Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень.
Система семейных ценностей и традиций является основным средством воспитания нравственности. Важными элементами системы являются ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи: уважение, любовь, честность, умение прощать, ответственность.
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Программа педагогического сопровождения «Школа и семья» и проект «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа» включают разработку содержания, форм и методов семейного православного воспитания и предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей. Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей позволяет выполнить следующие функции:
-просвещение родителей в данном вопросе;
-организацию совместной деятельности школы и семьи в процессе воспитания ребёнка.
Реализация Программы педагогического сопровождения « Школа и семья» и проекта «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа» в образовательном учреждении позволяют создать условия для развития личности ребёнка, его духовно-ценностной ориентации при сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Комплекс мер по обеспечению взаимодействия в процессе духовно-нравственного просвещения родителей, учащихся придают более глубокий характер проводимым воспитательным мероприятиям, повышают их эффективность и результативность.
Задачу возрождения духовности необходимо решать немедленно, и начинать следует с возрождения традиций семейного православного воспитания. Совершенно очевидно, что в образовательном процессе духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования личности человека. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы и семьи. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на традиции и ценности семейного православного воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М.: Знание, 1982. – 95 с.
Ананьв Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960. – 486с.
Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль , 1988. –253 с.
Арнольдов А.И. Что таит духовный мир человека? Человек и духовно-нравственный ценности//Введение в культурологию: Уч. пособие. – М., 1993. – С.57-73
Бачинин В.А. Духовная культура личности. – М.: Политиздат, 1986. – 126 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 200с.
Быковская Т.В. Духовное становление личности как фактор общественного развития // Социально-философские аспекты глобальных проблем. – Саратов, 1990. –С.14-16.
Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М: Педагогика, 1988
Великий В.П. Методологические вопросы социологического изучения духовной жизни личности // Методологические проблемы исследования духовного мира личности. – Красноярск, 1983.
Гонтарев Г.А. Культура личности: Курс лекций. – Тамбов: Изд-во ТФ МГИК, 1990. – 200с.
Кипрский Е. , гл. 58 (78), 22. Творения Епифания Кипрского, ч. 5. с. 269 – 270
Киррский Ф. Краткое изложение Божественных догматов, 25// Восточные отцы и учители Церкви V века. — М., Издательство МФТИ, 2000, сс.172-223
Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПБ., 2005
Леонтьев А.Ф. Дерзание духа/Послесл. Ю.А.Ростовцева. – М.: Политиздат, 1989. – 366 с.
Мальцева В.М. О духовно-нравственном развитии личности // М.: –Педагогика. 1994. №4. – С.96-98.
Слободчиков В.И.Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопр. психологии, 1986,№6 – С.14-22
Соловьёв Вл. Духовные основы жизни. Изд. 3-е СПб.,1897– 177 с.
Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности/АН СССР. Ин-т философии. –М.: наука.1991. –132 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогремм. 1990. – С.171.301, 302
Хмелько И.С. Духовное общение – механизмы взаимосвязи духовных отношений и духовной деятельности // Филисоф. и социол. мысль.1991.№4. – С.113-115
Холодный В.И. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение // Вестник МГУ. Серия 7 Философия. 1992.№6. – С.36-53
Холостова Т.В.Проблемы духовности человека // Методологические проблемы изучения человека и философии. – Л.: Изд-во ЛГУ, – 1979. – С.87
Шадриков В.Д. Духовные способности. – М., 1996. – С.35
Штейнер Р.Духовное обновление педагогики. –М.: Парсифаль. 1995. –256с.
Юркевич П.Д. Непосредственное нравственное влияние // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – XX века. –М., 1990 – С. 165–167.
Приложение №1
Программа педагогического сопровождения семьи
«Школа и семья»
Пояснительная записка
Истинная сущность воспитательной работы...
заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком,
не в прямом воздействии на ребенка, а в организации
вашей семьи, вашей личной и общественной жизни
и в организации жизни ребенка.
А.С.Макаренко
Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:
любовь и верность;
здоровье и благополучие;
почитание родителей;
забота о старших и младших;
продолжение рода.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «Вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье...
Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...»20.
Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Школа и семья создают целостное пространство духовно-нравственного развития ребёнка. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Только партнерские отношения педагога с семьей каждого воспитанника, помогут создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Актуальность Программы
Необходимость реализации Программы педагогического сопровождения «Школа и семья» обусловлена, прежде всего, отсутствием взаимодействия и тесного сотрудничества по вопросу формирования духовно-нравственных качеств личности между семьей и образовательным учреждением. О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют данные опроса «Семья и школа». Участниками данного опроса являлись родители, классные руководители, социально-психологическая служба. Опрошенным были предложены вопросы, включающие проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семьи и школы в воспитании детей. В результате опроса, обозначены следующие проблемы:
- - отсутствие у родителей или наличие искаженных знаний о законах духовной жизни, закономерностях духовно-нравственного становления личности, традициях православного семейного воспитания;
- неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь, в выборе форм, методов в духовно-нравственном воспитании современных детей;
- различия во взглядах между родителями, педагогами участниками на процесс воспитания в области духовно-нравственного становления личности ребёнка;
- ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей.
Программа педагогического сопровождения «Школа и семья» содействует формированию у педагогов системного видения процесса духовно-нравственного воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики работы с семьями учащихся.
Цель Программы
Создание условий педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей является содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.
Задачи Программы
организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей;
формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Механизм реализации Программы
В основе реализации Программы лежит механизм взаимодействия детей, родителей и классного руководителя:
1– педагогическое просвещение родителей, корректировка семейного воспитания;
2 – привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций;
3 – практическая совместная работа детей, родителей, классного руководителя ( педагогическая мастерская, деловые игры, аукционы, тематические занятия с элементами тренинга, и т.д. семейные праздники,
акции, проекты, соревнования)
Основные принципы Программы
- принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
- принцип системности, основанный на создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение-семья-личность.
- принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; педагогического сознания родителей.
- принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития;
- принцип приоритета ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Основные направления Программы
Содержательное направление. Включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания.
Социально-педагогическое направление. Предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
а) семьям, переживающим разные периоды развития:
-семьям детей-дошкольников;
-семьям детей младшего школьного возраста;
-семьям детей средней возрастной категории ( подросткам);
-семьям детей старшей возрастной категории.
б) Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
-многодетным;
-малоимущим;
-неполным;
-имеющим детей-инвалидов.
в) Неблагополучным семьям детей «группы риска», асоциальным семьям.
Этапы реализации Программы
1 этап - подготовительный (просветительский)
Задачи:
-изучение и составление характеристик семей учащихся (состав семьи, образовательный уровень, сфера их занятости, определение социального статуса), отношение семьи к школе;
-выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений;
-вооружение родителей педагогическими знаниями в вопросах духовно-нравственного развития личности ребёнка.
2 этап – основной (организация совместной деятельности школы и семьи)
Задачи:
- сотрудничество школы и семьи по вопросам формирования нравственных качеств личности ребёнка;
- приобщение детей, родителей к культуре семейных традиций.
-организация совместных классно-семейных проектов.
3 этап – аналитико-обобщающий (анализ итогов реализации программы, проектные работы)
Задачи:
- проведение комплекса диагностических исследований по изучению
соотношения результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- распространение лучшего опыта семейного православного воспитания в ОУ через проектную деятельность;
-определение способов дальнейшего педагогического сопровождения семей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Система мероприятий
Этап |
Категория семьи |
Формы работы |
1 этап |
Семьи, переживающие разные периоды развития |
Индивидуальные тематические консультации; -Создание православно - ориентированной службы психолого-педагогического консультирования семьи по обучению основам медико-педагогических знаний родителей "К здоровой семье через детский сад"; -оформление стенда и странички на сайте «Для вас, родители» |
детей-дошкольников |
||
младшего школьного возраста ( 1-4 классы) |
-Подбор ауди и видеотеки из цикла «Семейное воспитание -Тематическая полка духовно-нравственной литературы в школьной библиотеке «Обращение к душе» -Психологический практикум -Беседы, классные часы, родительский лекторий |
|
среднего школьного возраста (5-8 классы) |
-Создание рубрик в школьной газете “Традиции воспитания” – Работа школьной TV студии: подготовка видео-сюжетов “Духовно-нравственные традиции воспитания” -консультативные центры – издание листка для семейного чтения “Традиции семейного воспитания” |
|
детей старшей возрастной категории (9-11 классы) |
– Открытие сети лектория “Школа семейного воспитания” с привлечением в качестве лекторов студентов …. священнослужителей. -Изучение опыта работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского.
|
|
Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи |
-Проведение серии просветительских семинаров-совещаний -Психолого-педагогического консультирование семьи «Помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства» -Введение курса “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”, “Основы православной культуры” с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей; |
|
многодетным; -малоимущим; -неполным; -имеющим детей-инвалидов |
||
Неблагополучным семьям детей «группы риска», асоциальным семьям |
||
2 этап |
Семьи, переживающие разные периоды развития |
-Совместные часы общения -"Семейный клуб родительского опыта» (распространение лучшего опыта семейного воспитания) - Родительские вечера «Рождение ребенка и первый год его жизни и развития» |
детей-дошкольников |
||
младшего школьного возраста |
-Внеурочная деятельность ( проекты, игра-путешествие, театрализованные представления и т.д.) -Уроки добра -Выставка рисунков с рассказами «Семейные праздники» -Конкурсная программа « Мама, папа, я – читающая семья» -Родительские чтения -Родительские вечера «Первые книжки ребенка», «Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?» |
|
среднего школьного возраста |
-Занятия-практикумы для детей и родителей « Проектные работы Открытые уроки для родителей и совместные праздники, Уроки нравственности, ярмарки - Создание семейного клуба «Роль отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел» -Родительские вечера «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи» |
|
детей старшей возрастной категории |
-Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении; -Семейный проект « Законы нравственности в семейных отношениях» -Родительские вечера «Можно» и «нельзя»’в нашей семье. |
|
Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи |
-«Школа семейной духовной культуры» (организация работы православно-ориентированной службы психолого-педагогического консультирования семьи) -Социальное партнёрство: сотрудничество с духовной образовательной организацией высшего образования «Смоленская Православная Духовная Семинарий Смоленской Епархии Русской Православной Церкви» -Посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест); -Использование элементов народной педагогики «Роль матери в воспитании детей. Способы отражения чувства любви к своим детям» -Индивидуальные профилактические консультации семей; -Индивидуальные творческие конкурсы по вопросам семейного воспитания -Семинар-практикум "Семейный лад" -Индивидуальные конференции психолога |
|
многодетным; -малоимущим; -неполным; -имеющим детей-инвалидов |
||
Неблагополучным семьям детей «группы риска», асоциальным семьям |
||
3 этап |
Семьи, переживающие разные периоды развития |
Опросы на тему «На пороге школы» |
детей-дошкольников |
||
младшего школьного возраста |
Анкетирование «Учимся вместе с детьми» Проектные работы «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа» «Права и обязанности семьи. Повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка» |
|
среднего школьного возраста |
Проектная работа «Укрепление взаимоотношения и взаимопонимания в семье» |
|
детей старшей возрастной категории |
Проектная работа «Утверждение семейных ценностей. Полноценное внутрисемейное и межпоколенное общение» |
|
Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи |
-Мониторинговые исследования «Преодолеть себя» -Проектная работа с неблагополучными семьями -Проектная работа с неполными семьями. |
|
многодетным; -малоимущим; -неполным; -имеющим
детей-инвалидов |
||
Неблагополучным семьям детей «группы риска», асоциальным семьям |
Ожидаемый результат
1. возрождение традиций семейного православного воспитания, улучшение микроклимата в семье;
2. повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношениях с ребенком;
3. уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
4. активное участие родителей в общешкольных мероприятиях.
В целях методического обеспечения содержания воспитательной деятельности в духовно-нравственном становлении обучающихся Программа способствует:
- обобщению и распространению опыта педагогической работы по организации целостности духовно-нравственного становления личности;
- укреплению сотрудничества ОУ с общественными организациями в вопросах семейного православного воспитания на основе заключения договоров, разработки планов совместной деятельности;
- активизация различных форм работы с родителями и обучающимися через урочную, внеурочную деятельность и др.;
- реализации главного принципа духовно-нравственного воспитания - культуросообразности, который является ведущим в определении содержания и методов воспитания.
Приложение №2
Глава 2.2. Проект «Семья - хранительница духовных и нравственных ценностей народа»
Пояснительная записка
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему.
А дом его - большая крепость»
Себастьян Брант
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, близкие - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. К сожалению, практика показывает, что у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
Актуальность проекта обусловлена рядом причин:
-недооценивание семейных ценностей;
-отсутствие интереса к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций, единого целенаправленного взаимодействия между субъектами образовательного пространства в данном направлении;
- нечеткие, несформированные представления о семье как ценности.
Проект реализуется через урочную и внеурочную деятельность, направленную на создание условий для формирования и развития у детей навыков исследовательской и творческой деятельности совместно с педагогами и родителями.
Паспорт проекта
Тема |
Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа |
Участники |
- администрация школы; -социально-психологическая служба; -библиотечная служба; -классные руководители; -учащиеся начальной школы; -родители учащихся. |
Тип (вид) |
Социально-педагогический, практико-ориентированный |
Проблемное поле |
1.Содействует ли проект формированию социально и личностно значимых компетенций духовно-нравственной направленности, сохранению и укреплению традиций и ценностей семьи? 2. Будет ли достигнуто взаимодействие между субъектами образовательного пространства? |
Цели |
1)Содействие развитию личностно и социально значимых качеств личности, формированию духовно – нравственных качеств. 2)Приобщение детей к семейным традициям и ценностям. |
Задачи проекта |
Повысить компетентность педагогов, родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся; разработать систему мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств личности; определить формы, методы и содержание совместной деятельности участников проекта. |
Срок реализации |
1 год |
Этапы |
1.Подготовительно-презентационный 2. Практический 3. Обобщающий |
Предполагаемый результат |
1.Формирование у младших школьника ценностного отношения к семейным традициям и ценностям. 2. Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей в рамках образовательной среды. 3.Создание формотеки совместных дел « Нравственная культура семьи» |
Реализация проекта позволит:
эффективно организовать совместную деятельность педагогического коллектива, родителей и детей в рамках образовательной среды;
создать условия для формирования у школьника ценностного отношения к семейным традициям, основанным на доброжелательности и взаимоуважении между взрослыми и детьми.
Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с Программой мониторинга эффективности воспитательного процесса, основными инструментами которого являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, анализ результатов исследовательской деятельности, анализ воспитательных мероприятий.
Содержание деятельности по реализации проекта
Этапы |
Содержание |
Подготовительно-презентационный (сентябрь) |
определение темы проекта, её актуализация; постановка целей и задач работы; поисковая работа по подбору иллюстративного материала и дидактических пособий по теме «Семья»; подбор литературных произведений; составление перспективного плана; анкетирование родителей; диагностика детей; презентация проекта |
Практический ( октябрь-март) |
Работа с детьми (урочная, внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия, классные часы) Игровая деятельность и социализация «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»; «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы»,«Чьи детки?», «Определи возраст»,«Закончи предложение»,«Кто старше? », «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Родственные отношения»,«Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Скажи, как тебя дома ласково называют? » Игры-драматизации по сказкам «Теремок, «Репка». Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки». Конструктивные игры «Мебель для дома», «Строим дом» Пальчиковая игра «Три Катюшки» «Помощник» Работа с крупой «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» Познавательное развитие: социальный мир «Права и обязанности в семье», «Моё имя». Знакомство с профессиями родителей. Ребенок и окружающий мир «Я люблю свою маму», «Дружная семейка». Речевое развитие: составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». Пословицы и поговорки о семье. Цикл беседы на тему «Кем работают мои родители», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома), «Как мы отдыхаем», «Мы разные»,«Моя семья». Составление рассказов по картине «Семья», «Мамины помощники». Разучивание стихов на семейную тематику Продуктивная деятельность Выставка детского рисунка на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом». Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи. Аппликация «Дом, в котором мы живем».
Взаимодействие с семьёй: Консультация «Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании ребёнка»; Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка»; Создание мобильного мини – музея «Русская изба»; Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо»; Изготовление фотоальбомов «Моя дружная семья»; Семейный спортивный досуг «Мой весёлый звонкий мяч»; Заседание родительского клуба «Семейные традиции»; Открытое интегрированное занятие «Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы»; Помощь родителей в изготовлении дидактических игр Фотоконкурс «День рождение моей семьи» фотоальбомы «Моя дружная семья», Зимняя семейная олимпиада; Физкультурный досуг «Самая спортивная семья»; Семинар – практикум «Роль игры в духовно – нравственном развитии ребёнка»; Заседание родительского клуба «Семейные традиции»; Создание символа семьи «Семья – ячейка общества,хранительница духовных и нравственных ценностей народа » Семейный досуг «Вечер дружной семьи» Творческая мастерская «В кругу семьи» |
Обобщающий (апрель –май) |
оформление результатов работы по проекту (конспекты, игры, фотоматериалы, детская продуктивная деятельность, видеозаписи) обработка результатов мониторинга; анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целями и задачами; |
Управление реализацией проекта должно отвечать следующим требованиям:
-обеспечение соответствия цели и результатов проекта общим целям школы;
-разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;
-создание условий для совместной деятельности участников образовательного пространства;
-обеспечение своевременного контроля участников контроля за ходом реализации проекта.
Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с Программой мониторинга эффективности воспитательного процесса, основными инструментами которого являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы, анализ результатов исследовательской деятельности, анализ воспитательных мероприятий.
Управление реализацией проекта предполагает:
-оказание влияния на поведение и действия участников проекта, корректировка их деятельности, направленной на достижение целей;
- организация системы мероприятий по конструированию содержания и форм воспитательной деятельности, обучению участников проекта современным приёмам и методам формирования духовно-нравственных качеств личности.
1 Книга Притч Соломона
2 Философские учения Аристотеля
3 Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре М. 1989. – С. 176.
4 Е.Н. Трубецкой [171, с. 209]
5 Ветхий Завет [Сир.ЗО, 9-Ю] [20. с. 664]
6 игумен Вонифатий [164, с. 72-73]
7 игумен Вонифатий [Сир.З0, 8] [20, с. 664]
8 игумен Вонифатий
9 С.С. [237, с. 335]
10 Книга Притчей Соломоновых 22, 6] [20, с. 611]
11 Достоевский Ф.М. Великий инквизитор. – М. 1978. – С. 53
12 Фромм Э. Искусство любить – 1990 г.
13 Собр. соч. И. А. Ильина в 10 т. М., 1993, т. 1
14 Собр. соч. И. А. Ильина в 10 т. М., 1993, т. 1
15 Протоиерей Сергий Четвериков: Православие Издательство, 2007
16Христианское воспитание детей.– М., 1905. См.:Опыты православной педагогики. С. 112
17 Опыт православного воспитания (на примере работы «Православной гимназии в честь свт. Тихона Задонского» г. Ельца) // Педагогическое краеведение Липецкой области. Учеб. пособие. Под. ред. В.П. Кузовлева и Е.П. Белозерцева. - Елец, 1999. - С. 565-573.
18 Избранные наставления. Преподобный Амвросий Оптинский.Православная библиотека.
19 Ключевский В.О. О нравственности и русской культуре М. 1989. – С. 176.
20 В.В.Зеньковски
Светлана Лушникова (Кузнецова)